Методика 12. «Ценностные ориентации» М. Рокича
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой и основу мировоззрения, ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика М. Рокича, опирающаяся на прямое ранжирование списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
— терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
— инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Респоденту предъявляется два списка ценностей: либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. Испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку той значимости, степень которой он, ориентируясь на свои представления, определяет сам. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.
Инструкция.Сейчас вам будет предъявлено два набора из 13 (список А) и 18 (список Б) карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости тех принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность изложена на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценности и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней, она займет 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности):
— духовная и физическая близость с любимым человеком;
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
— наличие хороших и верных друзей;
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
— счастливая семейная жизнь;
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
— творчество (возможность творческой деятельности);
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, наводить порядок в делах;
— воспитанность (хорошие манеры);
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
— жизнерадостность (чувство юмора);
— исполнительность (дисциплинированность);
— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
— непримиримость к недостаткам в себе и других;
— образованность (широта знаний, высокая общая культура);
— ответственность (чувство долга, умение держать слово);
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
— широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
— честность (правдивость, искренность);
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
— чуткость (заботливость).
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследований и обработке результатов, а также динамичность, т. е. возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны такие изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию, позволяя сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
— В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
— Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
— Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
— Как сделали бы это, по Вашему мнению, большинство людей?
— Как бы это сделали Вы 5 или 10 лет назад?
— Как бы это сделали Вы через 5 или 10 лет?
— Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?
Анализируя иерархию ценностей, следует обращать внимание на мотивацию испытуемого при их группировке в содержательные блоки по разным основаниям. Так, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться ощутить закономерность в оценках именно этого индивида, «угадать» доводы для обоснования именно такой расстановки и соразмерить их с потенциально возможными.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.