Методика 12. «Ценностные ориентации» М. Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержа­тельную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим лю­дям, к себе самой и основу мировоззрения, ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика М. Рокича, опирающаяся на прямое ранжирова­ние списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценно­стей:

— терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

— инструментальные — убеждения в том, что какой-то об­раз действий или свойство личности является предпочти­тельным в любой ситуации.

Респоденту предъявляется два списка ценностей: либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. Ис­пытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку той значимости, степень которой он, ориентируясь на свои представления, определя­ет сам. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Последняя форма по­дачи материала дает более надежные результаты.

Инструкция.Сейчас вам будет предъявлено два набора из 13 (список А) и 18 (список Б) карточек с обозначением ценно­стей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости тех принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность изложена на отдельной карточке. Внима­тельно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценности и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней, она займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен от­ражать вашу истинную позицию.

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

— духовная и физическая близость с любимым человеком;

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль­ных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих, кол­лектива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использова­ние своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­ховное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное времяпре­провождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенство­вание других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в по­рядке вещи, наводить порядок в делах;

— воспитанность (хорошие манеры);

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высо­кие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятель­но, решительно);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая культура);

— ответственность (чувство долга, умение держать слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, прини­мать обдуманные, рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать пе­ред трудностями);

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение про­щать другим их ошибки и заблуждения);

— широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

— честность (правдивость, искренность);

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

— чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удоб­ство и экономичность в проведении обследований и обработ­ке результатов, а также динамичность, т. е. возможность варь­ировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влия­ние социальной желательности, возможность неискренно­сти. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и нали­чие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубо­кого проникновения в систему ценностных ориентации воз­можны такие изменения инструкции, которые дают допол­нительную диагностическую информацию, позволяя сде­лать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточ­ки, отвечая на следующие вопросы:

— В каком порядке и в какой степени (в процентах) реали­зованы эти ценности в Вашей жизни?

— Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали та­ким, каким мечтали?

— Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

— Как сделали бы это, по Вашему мнению, большинство людей?

— Как бы это сделали Вы 5 или 10 лет назад?

— Как бы это сделали Вы через 5 или 10 лет?

— Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обращать вни­мание на мотивацию испытуемого при их группировке в содержательные блоки по разным основаниям. Так, выделяют­ся «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности про­фессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этиче­ские ценности, ценности общения, ценности дела, индивиду­алистические и конформистские ценности, альтруистиче­ские ценности, ценности самоутверждения и ценности при­нятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ори­ентации. Психолог должен попытаться ощутить закономер­ность в оценках именно этого индивида, «угадать» доводы для обоснования именно такой расстановки и соразмерить их с потенциально возможными.

Обследование лучше проводить индивидуально, но воз­можно и групповое тестирование.

Наши рекомендации