Профессиональной направленности
Профессиональная направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов, а также отношений, ценностных ориентации и установок. Компонентами профессиональной направленности являются: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания, готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус.
Наразных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.
Оснащение: опросник.
Инструкция.Прочитайте предложенные вопросы и выберите один из четырех вариантов ответа (обведите кружком соответствующий балл). Время диагностики не ограничено.
Вопрос | Вариант ответа | Ценность ответа (в баллах) |
1.Нравится ли Вам избранная профессия? | Очень нравится Скорее нравится, чем не нравится Скорее не нравится, чем нравится Не нравится | |
2. Какое удовлетворение доставляют Вам занятия по овладению специальностью? | Очень большое Достаточно большое Незначительное Почти никакого | |
3. Насколько хорошо Вы знаете, в чем заключается Ваша будущая работа? | Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю | |
4. Знаете ли Вы, какие требования будет предъявлять Вам Ваша работа? | Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю | |
5. Хорошо ли Вы знаете собственные способности к выполнению работы по специальности? | Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю | |
6. Известен ли Вам примерный размер заработной платы? | Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю | |
7. Знаете ли Вы возможности повышения квалификации специалиста? | Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю | |
8. Известна ли Вам значимость для общества Вашей будущей деятельности? | Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю | |
9. Какое значение для Вас лично имеют занятия по овладению специальностью? | Очень большое Достаточно большое Незначительное Почти никакого | |
10. Нравится ли Вам учиться в училище? | Очень нравится Скорее нравится, чем не нравится Скорее не нравится, чем нравится Не нравится | |
11. Должна ли профессия давать возможность творить, создавать новое? | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет | |
12. Должна ли работа обеспечивать возможность дальнейшего профессионального роста? | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет | |
13. Много ли времени Вы уделяете подготовке к профессиональной деятельности (работа в технических кружках, чтение специальной литературы и т. п.)? | Очень много Достаточно много Недостаточно Почти не уделяю | |
14. Какова степень Вашей самостоятельности в выполнении учебных заданий (в мастерских)? | Планирую и выполняю свою работу самостоятельно Все задания выполняю самостоятельно Мне необходимы эпизодический контроль и руководство Нуждаюсь в постоянном контроле и руководстве | |
15. Должна ли работа обеспечивать определенную самостоятельность в профессиональной деятельности? | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет | |
16. Получаете ли Вы удовольствие от самостоятельного выполнения заданий без чьей-либо помощи? | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Данный опросник можно предложить учащимся для самооценки, а также экспертам (мастеру, друзьям, родителям) с тем, чтобы сравнить результаты. Уровень профессиональной направленности учащегося определяется суммой набранных баллов:
48—64 балла | — профессиональная направленность четко выражена (высокий уровень); |
32—47 баллов | — профессиональная направленность выражена недостаточно (средний уровень); |
меньше 32 баллов | — профессиональная направленность не выражена (низкий уровень). |
Учащиеся, у которых профнаправленность выражена удовлетворительно или вообще не сформирована, нуждаются в серьезной коррекции их отношения к профессии. Каковы же возможные варианты педагогической коррекции профнаправленности? Проведение коллективных профориентационных мероприятий совместно с базовыми предприятиями, вовлечение учащихся в технический или предметный кружок, подготовка тематических сообщений о рабочей профессии — все это позволит изменить равнодушное отношение учащегося к будущей специальности.
Выявленный уровень профнаправленности учащегося поможет мастеру наметить индивидуальную тактику ее дальнейшего развития. Если обнаружен высокий уровень профнаправленности, задача мастера — приложить все усилия, чтобы поддержать и повысить этот уровень, активно привлекая такого учащегося к проведению профориентационных мероприятий, предоставляя ему максимально благоприятные возможности для удовлетворения профинтересов в кружковой, рационализаторской деятельности.