Профессиональной направленности

Профессиональная направленность характеризуется сис­темой доминирующих потребностей и мотивов, а также от­ношений, ценностных ориентации и установок. Компонен­тами профессиональной направленности являются: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостоя­ние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, уста­новки, ожидания, готовность к профессиональному разви­тию), социально-профессиональный статус.

Наразных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное ха­рактером ведущей деятельности и уровнем профессиональ­ного развития личности.

Оснащение: опросник.

Инструкция.Прочитайте предложенные вопросы и выбе­рите один из четырех вариантов ответа (обведите кружком соответствующий балл). Время диагностики не ограничено.

Вопрос Вариант ответа Ценность ответа (в баллах)
1.Нравится ли Вам изб­ранная профессия? Очень нравится Скорее нравится, чем не нравится Скорее не нравится, чем нравится Не нравится
2. Какое удовлетворение доставляют Вам занятия по овладению специаль­ностью? Очень большое Достаточно большое Незначительное Почти никакого
3. Насколько хорошо Вы знаете, в чем заключает­ся Ваша будущая работа? Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю
4. Знаете ли Вы, какие требования будет предъ­являть Вам Ваша работа? Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю
5. Хорошо ли Вы знаете собственные способности к выполнению рабо­ты по специальности? Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю
6. Известен ли Вам при­мерный размер заработ­ной платы? Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю
7. Знаете ли Вы возмож­ности повышения квали­фикации специалиста? Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю
8. Известна ли Вам зна­чимость для общества Вашей будущей деятель­ности? Очень хорошо Довольно хорошо До некоторой степени Не знаю
9. Какое значение для Вас лично имеют занятия по овладению специаль­ностью? Очень большое Достаточно большое Незначительное Почти никакого
10. Нравится ли Вам учиться в училище? Очень нравится Скорее нравится, чем не нравится Скорее не нравится, чем нравится Не нравится
11. Должна ли профессия давать возможность тво­рить, создавать новое? Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
12. Должна ли работа обеспечивать возмож­ность дальнейшего про­фессионального роста? Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
13. Много ли времени Вы уделяете подготовке к про­фессиональной деятельно­сти (работа в технических кружках, чтение специаль­ной литературы и т. п.)? Очень много Достаточно много Недостаточно Почти не уделяю
14. Какова степень Ва­шей самостоятельности в выполнении учебных за­даний (в мастерских)? Планирую и выполняю свою рабо­ту самостоятельно Все задания выполняю самостоя­тельно Мне необходимы эпизодический контроль и руководство Нуждаюсь в постоянном контроле и руководстве        
15. Должна ли работа обеспечивать определен­ную самостоятельность в профессиональной дея­тельности? Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
16. Получаете ли Вы удовольствие от само­стоятельного выполне­ния заданий без чьей-либо помощи? Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет


Данный опросник можно предложить учащимся для са­мооценки, а также экспертам (мастеру, друзьям, родителям) с тем, чтобы сравнить результаты. Уровень профессиональ­ной направленности учащегося определяется суммой на­бранных баллов:

48—64 балла — профессиональная направленность четко выражена (высокий уровень);
32—47 баллов — профессиональная направленность выражена недостаточно (средний уровень);
меньше 32 баллов — профессиональная направленность не выражена (низкий уровень).

Учащиеся, у которых профнаправленность выражена удовлетворительно или вообще не сформирована, нуждают­ся в серьезной коррекции их отношения к профессии. Како­вы же возможные варианты педагогической коррекции профнаправленности? Проведение коллективных профориентационных мероприятий совместно с базовыми предпри­ятиями, вовлечение учащихся в технический или предмет­ный кружок, подготовка тематических сообщений о рабочей профессии — все это позволит изменить равнодушное отно­шение учащегося к будущей специальности.

Выявленный уровень профнаправленности учащегося поможет мастеру наметить индивидуальную тактику ее даль­нейшего развития. Если обнаружен высокий уровень проф­направленности, задача мастера — приложить все усилия, чтобы поддержать и повысить этот уровень, активно привле­кая такого учащегося к проведению профориентационных мероприятий, предоставляя ему максимально благоприятные возможности для удовлетворения профинтересов в кружковой, рационализаторской деятельности.

Наши рекомендации