Типология профессий (по Е. А. Климову)

Название типа профессий Ведущий предмет труда Профессионально важные качества для данной профессии
«Человек — человек» (социономические профессии) Социальные системы, отдельные группы и общности людей, меж­личностные отношения Общительность, эмоцио­нальная устойчивость, коммуникативные и орга­низаторские способности, устойчивость и распреде­ление внимания, доброже­лательность, справедли­вость, умение владеть со­бой, эмпатия и рефлексия
Человек — знаковая систе­ма (сигномические профессии) Знаки и знаковые систе­мы: условные знаки, цифры, коды, естествен­ные и искусственные языки, формулы и т. п. Способности к изучению алгебры (абстрактное мышление); устойчивость, концентрация и переклю­чение внимания; кратко­временная и долговремен­ная память; усидчивость, точность и тщательность в работе; отсутствие выра­женной экстраверсии и повышенного нейротизма
«Человек — художественный образ» (артоно-мические про­фессии) Художественные объек­ты, изделия, произведе­ния или условия их со­здания Потребность в самовыра­жении; наглядно-образное мышление; яркое вообра­жение; склонность к твор­честву; гибкость чувств; развитость функциональ­ных способностей(зрение, речь, слух, вкус и т. п.); по­вышенная чувствительность при оценке произве­дений искусства
«Человек — природа»(био-номические про­фессии) Биологические системы: растения, животные, микроорганизмы Готовность к работе в труд­ных погодных условиях; любовь к природе, интерес к биологии; наблюдатель­ность; склонность к учету наблюдаемых явлений; по­требность в двигательной активности
«Человек — техника» (техномические про­фессии) Технические и неживые природные системы: тех­нические устройства, вещные объекты, матери­алы, виды энергии   Способности к геометрии, физике, интерес к технике, к новым механизмам; про­странственное воображе­ние, техническое мышле­ние; склонность к практи­ческому труду, сенсомоторная координа­ция, память на движения

Порядок работы

Оснащение:текст опросника с инструкцией, бланк ответов.

Инструкция.Прочитайте предложенные ниже высказы­вания. Каждое из этих высказываний Вам необходимо оце­нить по трем критериям.

Первый критерий характеризует Вашу подготовленность, умение что-то делать или наличие способности; второй — Ваше отношение к определенному виду действий; третий — Ваше намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «я умею, или я мог бы»; 2) «мне нравится, я хотел бы»; 3) «я на­мерен».

Если Вы считаете, что тот или иной вариант высказыва­ния отражает Вашу подготовленность, отношение или наме­рение, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в бланке ответов.

Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено.

Текст опросника

1. Выполнять работу по инструкции, программе, соблюдая все указанные требования.

2. Анализировать содержание научных, учебных, художест­венных текстов; выделять главное, делать обобщения, выводы.

3. Установить неисправность и ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, телефон, велосипед).

4. Выращивать растения, своевременно выполняя все рабо­ты, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересад­ку, удобрение).

5. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения.

6. При общении с людьми сдерживать внешние проявления раздражения, плохого настроения.

7. Вносить изменения в устоявшийся способ выполнения работы.

8. Составлять план местности, ориентироваться в незнако­мом лесу, городе.

9. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (прием­ник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

10. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.

11. Мастерить художественно-прикладные изделия из бума­ги, материи, дерева, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).

12. Объяснять содержание учебного материала, способ ре­шения сложной задачи и т. п. ясным, понятным каждому языком.

13. Познавать новое, расширять свой кругозор, повышать свою компетентность.

14. Разрабатывать новые товарные знаки, рекламные про­спекты, буклеты.

15. По четкому образцу (чертежу, плану) изготавливать изде­лия (техническое устройство, модель и пр.)

16. Выводить новые сорта растений.

17. Создавать произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.

18. Постоянно оказывать реальную помощь больным людям.

19. Заниматься творческой деятельностью.

20. Работать с текстом на иностранном языке (переводить, анализировать, переписывать, править).

21. Собирать и составлять схемы различных приборов и устройств, разбираться в принципе их действия.

22. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-ни­будь животным (кормить, чистить, лечить, обучать).

23. Сочинять музыку, песни.

24. Заниматься с детьми младшего возраста (играть, читать, обучать).

25. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

26. Из типов деталей, предназначенных для сборки опреде­ленных моделей или изделий, придумывать и создавать новые.

27. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.

28. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектак­лях, декламировать стихи, прозу.

29. Быстрой правильно распознавать сущность малознакомо­го человека, т. е. понимать причины его поступков, видеть «истинное лицо», часто скрытое за внешним поведением.

30. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого определенные следствия, уста­навливать статистические закономерности.

31. Быстро и правильно представлять расположение предметов или их элементов в пространстве по схеме, эскизу, чертежу.

32. Разбираться в породах и видах домашних и диких живот­ных (насекомых, птиц, рыб), в их характерных внешних признаках и повадках.

33. Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.

34. Оказывать активное влияние на разных людей (убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать орга­низовывать).

35. Работать с информацией, представленной в виде услов­ных знаков, символов (составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики).

36. Находить более рациональный (простой, короткий) спо­соб решения технической, конструкторской задачи.

37. Длительное время проводить на свежем воздухе, работать в саду в любую погоду.

38. Придумывать и создавать новые, оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера поме­щений, кулинарные блюда.

39. Организовывать творческую деятельность группы людей.

40. Длительное время работать с архивными материалами, чтобы установить истину, выяснить новые факты.

41. Выполнять задания по химии, разбираться в химических процессах.

42. При уходе за животными или растениями выполнять руч­ной физический труд, переносить соприкосновения с землей и отходами жизнедеятельности животных, специ­фический запах животных.

43. Рецензировать, оценивать работу художников, писате­лей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.

44. Руководить работой других людей (давать им задания, до­биваться их выполнения).

45. Проверять правильность и логичность написанного тек­ста, вычислений, исправлять ошибки.

46. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

47. Пополнять свои знания по различным разделам биоло­гии с помощью специальной научной литературы, лек­ций, докладов.

48. Обсуждать достоинства и недостатки художественных произведений.

49. Для выполнения работы вступать в контакт с незнакомы­ми и малознакомыми людьми.

50. Тщательно выполнять кропотливую работу (писать, чер­тить, вычислять, проверять и т. д.).

51. Взаимодействовать с автоматическими устройствами, ре­шать какие-либо практические задачи по заданной про­грамме на компьютере.

52. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.

53. Настойчиво и терпеливо расписывать стены помещений, оформлять выставки, витрины.

54. Рекламировать и выгодно продавать товары.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам, соответствующим вышеуказанным типам профессий. Каж­дый положительный ответ, обозначенный знаком «+», экви­валентен одному баллу. Подсчет результатов осуществляется дифференцированно по шкалам (1 — умение, 2 — отношение, 3 — намерение) в каждом типе профессий. Затем вычисляется итоговый балл по каждой шкале (3, Т, П, X, Ч). Результаты фиксируются в бланке ответов.

Предпочтительная для испытуемого сфера деятельности (или несколько сфер) определяется по наибольшей сумме баллов. Если окажется, что в нескольких столбцах суммы баллов близки или одинаковы, предпочтение отдается той группе профессий, в которой оценки по второму и третьему параметрам максимально близки к оценкам по первому па­раметру (умение).

Шкала оценок для определения типа профессии

0—4 балла — отсутствие выраженности профессиональных склон­ностей;
5— 10 баллов — низкий уровень выраженности профессиональных склонностей;
11—14 баллов — средний уровень выраженности профессиональных склонностей;
15—30 баллов — высокий уровень выраженности профессиональных склонностей.

Бланк ответов

Я умею, или я мог бы. Да (+). Нет (—).

Мне нравится, я хотел бы. Да (+). Нет (—).

Я намерен. Да (+). Нет (—).

  З   Т   П   Х   Ч  
           
                                   
                                   
                                   
                                   
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
           

Наши рекомендации