Типология профессий (по Е. А. Климову)
Название типа профессий | Ведущий предмет труда | Профессионально важные качества для данной профессии |
«Человек — человек» (социономические профессии) | Социальные системы, отдельные группы и общности людей, межличностные отношения | Общительность, эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организаторские способности, устойчивость и распределение внимания, доброжелательность, справедливость, умение владеть собой, эмпатия и рефлексия |
Человек — знаковая система (сигномические профессии) | Знаки и знаковые системы: условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки, формулы и т. п. | Способности к изучению алгебры (абстрактное мышление); устойчивость, концентрация и переключение внимания; кратковременная и долговременная память; усидчивость, точность и тщательность в работе; отсутствие выраженной экстраверсии и повышенного нейротизма |
«Человек — художественный образ» (артоно-мические профессии) | Художественные объекты, изделия, произведения или условия их создания | Потребность в самовыражении; наглядно-образное мышление; яркое воображение; склонность к творчеству; гибкость чувств; развитость функциональных способностей(зрение, речь, слух, вкус и т. п.); повышенная чувствительность при оценке произведений искусства |
«Человек — природа»(био-номические профессии) | Биологические системы: растения, животные, микроорганизмы | Готовность к работе в трудных погодных условиях; любовь к природе, интерес к биологии; наблюдательность; склонность к учету наблюдаемых явлений; потребность в двигательной активности |
«Человек — техника» (техномические профессии) | Технические и неживые природные системы: технические устройства, вещные объекты, материалы, виды энергии | Способности к геометрии, физике, интерес к технике, к новым механизмам; пространственное воображение, техническое мышление; склонность к практическому труду, сенсомоторная координация, память на движения |
Порядок работы
Оснащение:текст опросника с инструкцией, бланк ответов.
Инструкция.Прочитайте предложенные ниже высказывания. Каждое из этих высказываний Вам необходимо оценить по трем критериям.
Первый критерий характеризует Вашу подготовленность, умение что-то делать или наличие способности; второй — Ваше отношение к определенному виду действий; третий — Ваше намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «я умею, или я мог бы»; 2) «мне нравится, я хотел бы»; 3) «я намерен».
Если Вы считаете, что тот или иной вариант высказывания отражает Вашу подготовленность, отношение или намерение, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в бланке ответов.
Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено.
Текст опросника
1. Выполнять работу по инструкции, программе, соблюдая все указанные требования.
2. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов; выделять главное, делать обобщения, выводы.
3. Установить неисправность и ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, телефон, велосипед).
4. Выращивать растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение).
5. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения.
6. При общении с людьми сдерживать внешние проявления раздражения, плохого настроения.
7. Вносить изменения в устоявшийся способ выполнения работы.
8. Составлять план местности, ориентироваться в незнакомом лесу, городе.
9. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
10. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
11. Мастерить художественно-прикладные изделия из бумаги, материи, дерева, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).
12. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т. п. ясным, понятным каждому языком.
13. Познавать новое, расширять свой кругозор, повышать свою компетентность.
14. Разрабатывать новые товарные знаки, рекламные проспекты, буклеты.
15. По четкому образцу (чертежу, плану) изготавливать изделия (техническое устройство, модель и пр.)
16. Выводить новые сорта растений.
17. Создавать произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
18. Постоянно оказывать реальную помощь больным людям.
19. Заниматься творческой деятельностью.
20. Работать с текстом на иностранном языке (переводить, анализировать, переписывать, править).
21. Собирать и составлять схемы различных приборов и устройств, разбираться в принципе их действия.
22. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-нибудь животным (кормить, чистить, лечить, обучать).
23. Сочинять музыку, песни.
24. Заниматься с детьми младшего возраста (играть, читать, обучать).
25. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
26. Из типов деталей, предназначенных для сборки определенных моделей или изделий, придумывать и создавать новые.
27. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
28. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
29. Быстрой правильно распознавать сущность малознакомого человека, т. е. понимать причины его поступков, видеть «истинное лицо», часто скрытое за внешним поведением.
30. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать статистические закономерности.
31. Быстро и правильно представлять расположение предметов или их элементов в пространстве по схеме, эскизу, чертежу.
32. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных (насекомых, птиц, рыб), в их характерных внешних признаках и повадках.
33. Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.
34. Оказывать активное влияние на разных людей (убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать организовывать).
35. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов (составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики).
36. Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения технической, конструкторской задачи.
37. Длительное время проводить на свежем воздухе, работать в саду в любую погоду.
38. Придумывать и создавать новые, оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
39. Организовывать творческую деятельность группы людей.
40. Длительное время работать с архивными материалами, чтобы установить истину, выяснить новые факты.
41. Выполнять задания по химии, разбираться в химических процессах.
42. При уходе за животными или растениями выполнять ручной физический труд, переносить соприкосновения с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных.
43. Рецензировать, оценивать работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
44. Руководить работой других людей (давать им задания, добиваться их выполнения).
45. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
46. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
47. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
48. Обсуждать достоинства и недостатки художественных произведений.
49. Для выполнения работы вступать в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми.
50. Тщательно выполнять кропотливую работу (писать, чертить, вычислять, проверять и т. д.).
51. Взаимодействовать с автоматическими устройствами, решать какие-либо практические задачи по заданной программе на компьютере.
52. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
53. Настойчиво и терпеливо расписывать стены помещений, оформлять выставки, витрины.
54. Рекламировать и выгодно продавать товары.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам, соответствующим вышеуказанным типам профессий. Каждый положительный ответ, обозначенный знаком «+», эквивалентен одному баллу. Подсчет результатов осуществляется дифференцированно по шкалам (1 — умение, 2 — отношение, 3 — намерение) в каждом типе профессий. Затем вычисляется итоговый балл по каждой шкале (3, Т, П, X, Ч). Результаты фиксируются в бланке ответов.
Предпочтительная для испытуемого сфера деятельности (или несколько сфер) определяется по наибольшей сумме баллов. Если окажется, что в нескольких столбцах суммы баллов близки или одинаковы, предпочтение отдается той группе профессий, в которой оценки по второму и третьему параметрам максимально близки к оценкам по первому параметру (умение).
Шкала оценок для определения типа профессии
0—4 балла | — отсутствие выраженности профессиональных склонностей; |
5— 10 баллов | — низкий уровень выраженности профессиональных склонностей; |
11—14 баллов | — средний уровень выраженности профессиональных склонностей; |
15—30 баллов | — высокий уровень выраженности профессиональных склонностей. |
Бланк ответов
Я умею, или я мог бы. Да (+). Нет (—).
Мне нравится, я хотел бы. Да (+). Нет (—).
Я намерен. Да (+). Нет (—).
З | Т | П | Х | Ч | |||||||||||||||||||