Учащиеся с нервно-психическими расстройствами.
Для понимания характера и причин дезорганизации учащихся с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
Одной из самых характерных особенностей психических нарушений является наличие в клинической картине симптомов психической незрелости — инфантильности.
Синдром психического инфантилизма. Задержки развития могут касаться не только психической сферы, но и соматической. По происхождению выделяют инфантилизм конституциональный, органический, эндокринный, социокультурный. В тех случаях, когда психическая незрелость захватывает все сферы психики и особенно интеллект, возникают большие трудности отграничения инфантилизма от олигофрении.
Среди форм инфантилизма, обусловленного социопсихологическими факторами, известны описания «синдрома единственного ребенка», в основе которого лежит неправильное воспитание по типу «кумира семьи» и гиперопеки, а также явление «госпитализма», возникающее у детей в условиях депривации. При этом характерны такие проявления незрелости, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточная сформированность практических навыков и инициативы, малая выносливость к психическим нагрузкам, сохранение детского характера привязанностей и интересов, эгоцентризм, низкий уровень социальной зрелости и адаптированности.
Интеллектуальная незрелость проявляется в недостаточной способности к обдумыванию, внутренней переработке событий, в импульсивности решений без борьбы мотивов, в неспособности к прогнозированию своих поступков. Незрелость волевых функций с характерными явлениями внушаемости увеличивает риск случайных решений, продиктованных сиюминутными желаниями. Наблюдается снижение способности к социально одобряемой деятельности при отчетливой склонности к обогащению отрицательным опытом, стремление к ювенильному самоутверждению, задержка в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки. Этот вариант инфантилизма особенно тесно коррелирует с нарушениями поведения и адаптации.
Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью. Возникая обычно как механизм инфантильной психологической защиты, фантазирование нередко носит псевдокомпенсаторный характер, отражая стремление человека к самоутверждению, может возникать психогенно по механизму вытеснения неблагоприятной ситуации или без видимых причин, по механизму вытеснения реальной действительности, к которой угас интерес.
Необходимость изучения фантазирования связана с существованием его патологических форм и с возможностью совершения криминальных действий под влиянием вымыслов. Патологическое фантазирование при его неблагоприятной динамике характеризуется постепенным сужением диапазона фантазий, существенным отрывом от реальности, появлением аутистического фантазирования с монотематическим или стереотипным содержанием, уменьшением произвольности возникновения фантазий, присоединением визуализации зрительных представлений, галлюцинаций, непрерывным характером фантазирования, появлением стойких агрессивных и садистских фантазий со сверхценными идеями убийства, реализацией вымыслов, нарастанием изменений личности по шизофреническому или органическому типам. Наиболее тяжелые формы наблюдаются при шизофрении: фантазирование у больных шизофренией очень быстро становится патологическим.
Сверхценные идеи. Это субъективно значимые и чрезвычайно аффективно заряженные суждения или переживания, которые занимают большое место в психике индивида и нередко определяют его поступки. В отличие от структуры сверхценных образований у взрослых, в юношеском возрасте отсутствует строго аргументированная идея, детальная разработка фабулы, ведущее значение приобретают эмоции. В психиатрической клинике наиболее часто встречаются сверхценное фантазирование, стремление к самосовершенствованию, сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести у юношей, переживших реальные угрозы, сверхценные увлечения, идеи убийства, идеи неполноценности и т. д. Важными особенностями сверхценных образований в юношеском возрасте являются частота сочетаний вариантов и выраженная тенденция к их реализации.
Гебоидный синдром характеризуется карикатурным заострением и патологическим искажением психологических особенностей, свойственных юношескому возрасту. Клинически это выражается в расторможенности или извращенности влечений, ослаблении нравственных установок, в своеобразном эмоциональном притуплении со снижением высших эмоций (жалость, сопереживание), в появлении холодности, жестокости, садистских наклонностей, оппозиционности, эгоцентризма. Отмечается также стремление к лидерству при утрате интереса к продуктивной или общественно полезной деятельности. Следствием этого оказывается асоциальная направленность интересов, повышенная криминогенность, жестокость правонарушений.
Психопатии в юношеском возрасте. Основу психопатий составляют стойкие личностные, характерологические нарушения, которые формируются с детства и обычно заканчивают свое становление к концу пубертата, проявляясь в акцентуациях характера.
Органические поражения ЦНС уюношей могут быть следствием перенесенных внутриутробно или в детстве инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит, сифилис мозга, цепочки детских болезней). Повреждение развивающегося мозга часто сопровождается общей или частичной задержкой психического развития разной степени выраженности. Наиболее часто приходится наблюдать психоподобные состояния органической природы, хотя последствием органических поражений могут быть также церебрастенические, неврозоподобные, эпилептиформные расстройства и явления слабоумия.
При психоподобных состояниях органический дефект проявляется в незначительной задержке психофизического развития, некотором снижении памяти, внимания, моторном беспокойстве, эмоциональной обедненности, склонности к аффективным реакциям, в расстройстве влечений (дромомания, пиромания, сексуальные извращения).
По отношению к данной группе учащихся необходимо использовать комплексную систему коррекции, основными составляющими которой являются психологическое, психотерапевтическое и медикаментозное воздействие.
Основные направления коррекционной работы
1. Катарсис — очищение психики от предшествующих травмирующих переживаний путем эмоциональных бесед с указанием на неправильную целевую установку поведения, а также избрание юношей новых форм социально положительных установок, т. е. сознательный отказ от прежнего поведения.
2. Приучение к осознаванию и пониманию своих недостатков и слабостей, с тем чтобы учащийся знал и умел применять средства для борьбы с ними, сознательно стремился к усилению своих хороших черт и устранению ненормальных свойств характера.
3. Беседы с учащимся, убеждение в необходимости исправления черт характера. Необходимо призвать его самого себе на помощь.
4. «Клин клином». Например, Гете боролся со страхом путем посещения пустынных местностей, церквей и кладбищ.
5. Корригирование болезненно повышенной психомоторной активности постельным режимом, который успокаивает нервную систему.
6. Общее лечение нервной системы, водолечебные процедуры, физическое воспитание и т. п.
7. Медицинский контроль (лечение) с использованием психотропов.
8. Правовой контроль, ориентация на референтно значимую личность.
9. Метод игнорирования. Учащимся никоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. Лишь кажущееся невнимание к резким дефектам их характера ведет к тому, что они постепенно подавляют некоторые свои психопатические проявления.
10. Работа с самооценкой, уровнем притязаний личности; создание ситуаций успеха.
11. Профориентация (изучение склонностей, интересов, потребностей).
12. Строгий распорядок дня. Занятия спортом, формирование волевых компонентов, психической стойкости.
13. Избегание наказаний в состоянии аффекта. Следует игнорировать, но не оставлять учащегося без внимания во избежание суицидальной попытки. После приступа возможно провести беседу.
14. Коррекция рассеянности и повышение устойчивости внимания: концентрирование поведения учащегося, использование увлекательных и интересных заданий, понижение навязчивости путем привития других интересов, устранение страхов.
15. Индивидуальная и групповая психотерапия. Эмоциональный контакт с окружающими, метод формирования культуры здорового смеха (интересные книги, шутки, загадки, театральные представления).