Учащиеся с нервно-психическими расстройствами.

Для понимания характера и причин дезорганизации уча­щихся с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки психи­ческих расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.

Одной из самых характерных особенностей психических нарушений является наличие в клинической картине симп­томов психической незрелости — инфантильности.

Синдром психического инфантилизма. Задержки развития могут касаться не только психической сферы, но и соматической. По происхождению выделяют инфантилизм конститу­циональный, органический, эндокринный, социокультур­ный. В тех случаях, когда психическая незрелость захватыва­ет все сферы психики и особенно интеллект, возникают большие трудности отграничения инфантилизма от олигоф­рении.

Среди форм инфантилизма, обусловленного социопсихо­логическими факторами, известны описания «синдрома единственного ребенка», в основе которого лежит неправиль­ное воспитание по типу «кумира семьи» и гиперопеки, а также явление «госпитализма», возникающее у детей в условиях депривации. При этом характерны такие проявления незрело­сти, как несамостоятельность, неорганизованность, недоста­точная сформированность практических навыков и инициа­тивы, малая выносливость к психическим нагрузкам, сохранение детского характера привязанностей и интересов, эгоцентризм, низкий уровень социальной зрелости и адапти­рованности.

Интеллектуальная незрелость проявляется в недоста­точной способности к обдумыванию, внутренней перера­ботке событий, в импульсивности решений без борьбы мо­тивов, в неспособности к прогнозированию своих поступ­ков. Незрелость волевых функций с характерными явлениями внушаемости увеличивает риск случайных ре­шений, продиктованных сиюминутными желаниями. На­блюдается снижение способности к социально одобряемой деятельности при отчетливой склонности к обогащению отрицательным опытом, стремление к ювенильному само­утверждению, задержка в формировании чувства долга, от­ветственности, критической самооценки. Этот вариант ин­фантилизма особенно тесно коррелирует с нарушениями поведения и адаптации.

Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью. Возникая обычно как механизм инфантильной психологической защиты, фантазирование нередко носит псевдокомпенсаторный характер, отражая стремление чело­века к самоутверждению, может возникать психогенно по механизму вытеснения неблагоприятной ситуации или без видимых причин, по механизму вытеснения реальной дейст­вительности, к которой угас интерес.

Необходимость изучения фантазирования связана с суще­ствованием его патологических форм и с возможностью со­вершения криминальных действий под влиянием вымыслов. Патологическое фантазирование при его неблагоприятной динамике характеризуется постепенным сужением диапазона фантазий, существенным отрывом от реальности, появле­нием аутистического фантазирования с монотематическим или стереотипным содержанием, уменьшением произволь­ности возникновения фантазий, присоединением визуализа­ции зрительных представлений, галлюцинаций, непрерыв­ным характером фантазирования, появлением стойких агрес­сивных и садистских фантазий со сверхценными идеями убийства, реализацией вымыслов, нарастанием изменений личности по шизофреническому или органическому типам. Наиболее тяжелые формы наблюдаются при шизофрении: фантазирование у больных шизофренией очень быстро ста­новится патологическим.

Сверхценные идеи. Это субъективно значимые и чрезвы­чайно аффективно заряженные суждения или переживания, которые занимают большое место в психике индивида и не­редко определяют его поступки. В отличие от структуры сверхценных образований у взрослых, в юношеском возрас­те отсутствует строго аргументированная идея, детальная разработка фабулы, ведущее значение приобретают эмоции. В психиатрической клинике наиболее часто встречаются сверхценное фантазирование, стремление к самосовершен­ствованию, сверхценная неприязнь и привязанность, сверх­ценные идеи мести у юношей, переживших реальные угро­зы, сверхценные увлечения, идеи убийства, идеи неполно­ценности и т. д. Важными особенностями сверхценных образований в юношеском возрасте являются частота соче­таний вариантов и выраженная тенденция к их реализации.

Гебоидный синдром характеризуется карикатурным заост­рением и патологическим искажением психологических особенностей, свойственных юношескому возрасту. Клини­чески это выражается в расторможенности или извращенно­сти влечений, ослаблении нравственных установок, в своеоб­разном эмоциональном притуплении со снижением высших эмоций (жалость, сопереживание), в появлении холодности, жестокости, садистских наклонностей, оппозиционности, эгоцентризма. Отмечается также стремление к лидерству при утрате интереса к продуктивной или общественно полезной деятельности. Следствием этого оказывается асоциальная на­правленность интересов, повышенная криминогенность, же­стокость правонарушений.

Психопатии в юношеском возрасте. Основу психопатий составляют стойкие личностные, характерологические на­рушения, которые формируются с детства и обычно закан­чивают свое становление к концу пубертата, проявляясь в акцентуациях характера.

Органические поражения ЦНС уюношей могут быть след­ствием перенесенных внутриутробно или в детстве инфек­ционных заболеваний (менингит, энцефалит, сифилис моз­га, цепочки детских болезней). Повреждение развивающего­ся мозга часто сопровождается общей или частичной задержкой психического развития разной степени выражен­ности. Наиболее часто приходится наблюдать психоподоб­ные состояния органической природы, хотя последствием органических поражений могут быть также церебрастенические, неврозоподобные, эпилептиформные расстройства и явления слабоумия.

При психоподобных состояниях органический дефект проявляется в незначительной задержке психофизического развития, некотором снижении памяти, внимания, мотор­ном беспокойстве, эмоциональной обедненности, склонно­сти к аффективным реакциям, в расстройстве влечений (дромомания, пиромания, сексуальные извращения).

По отношению к данной группе учащихся необходимо использовать комплексную систему коррекции, основными составляющими которой являются психологическое, психо­терапевтическое и медикаментозное воздействие.

Основные направления коррекционной работы

1. Катарсис — очищение психики от предшествующих травмирующих переживаний путем эмоциональных бе­сед с указанием на неправильную целевую установку по­ведения, а также избрание юношей новых форм социаль­но положительных установок, т. е. сознательный отказ от прежнего поведения.

2. Приучение к осознаванию и пониманию своих недостат­ков и слабостей, с тем чтобы учащийся знал и умел при­менять средства для борьбы с ними, сознательно стре­мился к усилению своих хороших черт и устранению не­нормальных свойств характера.

3. Беседы с учащимся, убеждение в необходимости исправ­ления черт характера. Необходимо призвать его самого себе на помощь.

4. «Клин клином». Например, Гете боролся со страхом пу­тем посещения пустынных местностей, церквей и клад­бищ.

5. Корригирование болезненно повышенной психомотор­ной активности постельным режимом, который успокаи­вает нервную систему.

6. Общее лечение нервной системы, водолечебные проце­дуры, физическое воспитание и т. п.

7. Медицинский контроль (лечение) с использованием психотропов.

8. Правовой контроль, ориентация на референтно значи­мую личность.

9. Метод игнорирования. Учащимся никоим образом нель­зя показывать, что в них видят исключительность. Лишь кажущееся невнимание к резким дефектам их характера ведет к тому, что они постепенно подавляют некоторые свои психопатические проявления.

10. Работа с самооценкой, уровнем притязаний личности; создание ситуаций успеха.

11. Профориентация (изучение склонностей, интересов, по­требностей).

12. Строгий распорядок дня. Занятия спортом, формирова­ние волевых компонентов, психической стойкости.

13. Избегание наказаний в состоянии аффекта. Следует иг­норировать, но не оставлять учащегося без внимания во избежание суицидальной попытки. После приступа воз­можно провести беседу.

14. Коррекция рассеянности и повышение устойчивости внимания: концентрирование поведения учащегося, ис­пользование увлекательных и интересных заданий, по­нижение навязчивости путем привития других интере­сов, устранение страхов.

15. Индивидуальная и групповая психотерапия. Эмоциональ­ный контакт с окружающими, метод формирования куль­туры здорового смеха (интересные книги, шутки, загадки, театральные представления).

Наши рекомендации