Отклонения в сфере характера
И проблемы адаптации
Акцентуации характера (крайние варианты нормы) особенно ярко проявляются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Социальная адаптация акцентуированных учащихся затруднена. Знание типа акцентуации поможет педагогу в налаживании психологического контакта. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные привести к психологическому срыву. Как правило, педагоги, имея неправильные представления об особенностях характера трудных учащихся, неадекватно ведут себя по отношению к ним, что зачастую приводит к конфликтам.
Наблюдения за поведением учащихся помогут педагогу в определении акцентуации характера. Особенно информативно наблюдение учащихся и ситуациях общения со сверстниками: стремление к лидерству или подчиняемость, общительность или отгороженность, аффективная взрывчатость или обидчивая сензитивность, теплая эмоциональность или холодная расчетливость, претензии на исключительность или подражательная конформность— все эти и многие другие качества обнаруживаются с поразительной быстротой. Акцентуации отчетливо проявляются у половины учащихся в 14—18 лет.
При неправильном воспитании, игнорировании акцентуации черты, свойственные данному типу, обостряются, это может привести к делинквентному, а в отдельных случаях и к девиантному поведению. Рассмотрим основные типы акцентуации.
Конформный тип. Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Это люди своей среды. Их жизненное правило — думать «как вес», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех», от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Стремясь всегда соответствовать окружению, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформные личности полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении это неплохие учащиеся. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы те ни противоречили ранее приобретенным и как бы пагубны они ни были. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Конформные субъекты неинициативны. Они могут достигать очень хороших результатов на любой ступени социальной лестницы, лишь бы учеба, работа, занимаемая должность не требовали постоянной личной инициативы. Лишенные собственной инициативы и недостаточно критичные, конформные подростки своей группой легко могут быть втянуты в правонарушения, в алкоголизацию, подбиты на побег из дома или науськаны на расправу с чужаками. Слабое звено в конформном характере — непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества могут послужить причиной реактивных состояний. Дурное влияние окружающей среды чаше всего толкает к интенсивной алкоголизации.
Неустойчивый тип. В детстве представители данного типа отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. Уже с этих лет обнаруживается полное безволие, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними педагоги, родители. Вместе с тем рано проявляется тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Охотно подражают именно тем, чье поведение сулит наслаждения, развлечения, смену впечатлений.
Неспособные занять себя, представители неустойчивого типа плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудием таких групп.
Место увлечений у них занимает многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, «глазение» на происходящее вокруг, детективно-приключенческие интересы. Все это питается жаждой получать новую легкую информацию, не требующую никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как и поглощаемая информация.
Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Слабоволие неустойчивых позволяет удерживать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, они смиряются, учатся и работают.
Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты этого типа начинают выявляться еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни приструнить, ни отвлечь. Наряду с этим обнаруживаются садистские наклонности: дети любят мучить животных, дразнить младших, слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему «своему», крайне злобная реакция на всех, кто пытается покуситься на их детскую собственность. С первых школьных лет проявляются мелочность, скрупулезность, повышенная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического «хозяйства».
В большинстве случаев черты эпилептоидного типа характера выступают только в подростковом возрасте.
Главной чертой этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С подобными изменениями настроения тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. В состоянии аффекта может наступать безудержная ярость: циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. Среди увлечений следует отметить склонность к азартным играм. Легко пробуждается почти инстинктивная тяга к обогащению. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, тщательное соблюдение собственных интересов сопровождаются злопамятностью, несклонностью прощать обиды, малейшее ущемление прав.
Истероидный тип. Главными чертами этого типа являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей особы. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Насущной потребностью становится привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы. Для этого дети охотно декламируют стихи, танцуют, поют, выступают. Успехи в учебе во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.
В юношеском возрасте с целью привлечь к себе внимание могут использовать нарушения поведения. Выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании — все это может использоваться для того, чтобы просигнализировать близким: «Обратите внимание на меня, иначе я пропаду!» Праздность и безделье сочетаются с очень высокими, фактически невыполнимыми претензиями в отношении будущей профессии. Представители истероидного типа склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими.
Шизоидный тип. С первых детских лет удивляют тем, что любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушают их беседы. К. этому добавляется какая-то недетская холодность и сдержанность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Бросается в глаза замкнутость, отгороженность от сверстников. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет своими необычными для других увлечениями и интересами. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Замкнутость сочетается с недостаточным развитием интуиции, неумением понять чужое переживание, угадать желание других, догадаться о не сказанном вслух, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Внутренний мир таких учащихся закрыт от посторонних взоров. Шизоидные учащиеся раскрываются неожиданно и обычно перед человеком малознакомым, даже случайным, чем-то импонирующим их прихотливому выбору.
Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки шизоидов, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачества шизоидов неожиданны, но никогда не служат только цели привлечь к себе всеобщее внимание.
Шизоидные учащиеся подвергаются насмешкам и даже преследованиям со стороны сверстников, иногда же, благодаря независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя, они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Успех в группе может оказаться в сфере сокровенных мечтаний шизоидного учащегося. Его увлечения нередко отличаются необычностью и постоянством. Выбор предмета увлечений часто поражает нетрадиционностью: китайские иероглифы, древнееврейский язык, генеалогия дома Романовых и т. д. Учащиеся часто таят увлечения, боясь непонимания и насмешек. Место увлечений могут занимать одинокие многочасовые прогулки. Алкоголь в небольших дозах может регулярно использоваться в качестве коммуникативного допинга. С той же целью могут использоваться наркотики, к которым обнаруживается гораздо большая склонность, чем к алкоголю. Участие в групповых правонарушениях шизоидным учащимся не свойственно. Однако правонарушения могут совершаться во имя группы, чтобы группа признала своим.
Как должен действовать педагог, предполагающий, что причиной недисциплинированности, конфликтных взаимоотношений, отклонений в эмоциональном состоянии учащегося являются нарушения психического здоровья? Он должен своевременно организовать консультацию учащегося у специалиста — психотерапевта. К сожалению, в силу неразвитости медицинской службы в учебных заведениях и медицинской неосведомленности педагогического состава, очень часто, вместо того чтобы лечить учащегося, его перевоспитывают, вместо лекарства и медицинской помощи прибегают к наказаниям. Позиция педагога должна быть однозначна: уже на диагностическом этапе проверить и с помощью специалистов отсеять подозрения в психическом неблагополучии, а если они подтвердятся, помочь учащемуся в проведении курса лечения в виде контроля и, главное, психологической поддержки.
Перейдем к рассмотрению другой, не менее значимой причины трудновоспитуемости учащихся профессиональных училищ — нарушений адаптационных механизмов личности.
Переход из школы в училище — переломное событие в жизни каждого новичка-первокурсника. Ему приходится осваивать новый вид деятельности — профессиональный, вписываться в незнакомый учебный коллектив и качественно новый — производственный, привыкать к новым средовым условиям: режимным, шумовым, температурным и т. д. Именно в училище с особой очевидностью проявляется значимость универсального для всего живого процесса адаптации, т. е. приспособления к условиям среды, деятельности, общения. Если учащийся не впишется в новые условия, не примет стиля, традиций, требований училища, то само развитие личности пойдет конфликтным, малорезультативным, безрадостным путем.
В училище одновременно осуществляются три вида адаптации в комплексе. В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Активно протекает профессиональная адаптация, т. с. психологическое приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии. И наконец, осуществляется адаптация социально-психологическая, связанная с вхождением личности в социальное окружение.
При всей значимости первого и второго видов адаптации педагог наиболее озабочен социально-психологической адаптацией учащегося в группе и в динамически изменчивой социальной среде в целом.
Социально-психологическая адаптация — это процесс, активного приспособления личности к социальной среде. Если личность попадает в новое окружение, то смысл адаптации — в принятии групповых норм, ценностей и целей нового окружения, вхождении в ролевую структуру группы и т. д. Однако адаптация — это процесс, который не затухает, после привыкания к новой среде. Он вновь и вновь востребуется в жизни человека, постоянно актуализируется в связи с тем, что социальная среда непрерывно изменяется и требует приспособления к себе. В самом деле, учащийся постоянно сталкивается с необходимостью решать проблемные социальные ситуации, житейские конфликты, устанавливать отношения с новыми людьми, наконец, понимать и принимать новые требования самого общества: экономические, политические и др. Естественно, учащемуся приходится частично переналаживать себя, используя приобретенные ранее навыки и отношения, и в то же время открывать новые способы, новые программы действий.
Итак, приспособительное поведение необходимо человеку на протяжении всей жизни. Без него личность не сможет удовлетворить свои потребности и ответить ожиданиям группы. Внутренняя гармония со средой нужна человеку для успешной трудовой деятельности, для полноценных и глубоких взаимоотношений с людьми. Она обеспечивает душевное равновесие, эмоциональный комфорт, стимулируя тем самым рабочее состояние психики. Не случайно современные психологи утверждают, что одна из основных причин отклоняющегося и противоправного поведения — нарушения адаптационных механизмов.
Успешность согласования личностью своих потребностей с окружающей средой зависит от ее способности к адаптации, т. е. адаптированности. Люди заметно отличаются друг от друга по индивидуальному уровню развития этой способности. На полюсах уровневого диапазона располагаются личности, которые приспосабливаются к обстоятельствам быстро и хорошо, и личности, которые делают это с большим трудом.
Личности с высоким уровнем адаптированности способны удовлетворить свои потребности, не нарушая норм группы и общепринятых норм, с одной стороны, и не испытывая острых и затяжных внутренних конфликтов, способных вызвать патологические изменения, — с другой. Например, оказавшись в новой учебной группе на первых порах в изоляции, высокоадаптированный подросток не становится в позу «не очень-то надо», а активно налаживает контакты, жадно присматриваясь к стилю и ценностям, господствующим в группе.
Задачу соответствовать меняющимся условиям бытия учащиеся решают разными способами, выбирают различные адаптивные стратегии. Рассмотрим те из них, к которым обычно прибегают высокоадаптированные люди.
Оптимальной, наиболее благоприятной для развития личности является стратегия, условно называемая нормальной адаптацией. Смысл ее в том, что учащийся решает проблемную социальную ситуацию, реагирует на новые отношения путем действия, поступка, отношения, не идущих вразрез с общепринятыми нормами и ценностями, а, наоборот, утверждающих их, т. е. имеющих созидательный общественный смысл. Например, встав перед проблемой ликвидации накопившихся двоек, учащийся усиленно занимается самоподготовкой; для преодоления физического несовершенства — закаляется; чтобы избавиться от собственной изолированности в группе, охотно берет общественное поручение. Следует подчеркнуть, что стратегия нормальной адаптации, т. е. через социально одобряемое действие, требует от человека умения противостоять своей микрогруппе, пойти вразрез с ее требованиями, если они асоциальны. Например, учащийся отказывается участвовать в краже, оказывает покровительство слабому вопреки антигуманным установкам группы.
Итак, общий нравственный смысл нормальной адаптации — в быстром сближении личных установок с положительными, приветствуемыми обществом установками микрогруппы и противодействии ее асоциальным установкам.
Высокоадаптированные учащиеся, не обладающие таким потенциалом, устраняют рассогласование со средой иным путем, очень часто встречающимся в педагогической практике. Имеется в виду стратегия конформизма, т. е. слепого, некритического подчинения господствующим установкам, в том числе и асоциальным. Надо учесть и то, что к такой стратегии безвольного или некритичного учащегося буквально подталкивает огромная сила конформного давления, характерная для групп подросткового возраста. Учащемуся гораздо легче встать в оппозицию к взрослому миру, нежели противопоставить себя группе.
Прогноз поведения и личностного развития учащегося с низким уровнем воспитанности и высоким уровнем адаптированности будет зависеть от нравственного знака средового окружения. В сплоченной группе с активными гуманистическими и трудовыми установками этот учащийся будет стараться идти в ногу со всеми, и прогноз его нравственного и профессионального поведения в училище в целом благоприятен.
В группе же с асоциальными установками такой учащийся легко принимает все отклоняющиеся формы ее бытия. Именно повышенная средовая зависимость на основе высокой адаптированности является причиной участия в общем неплохого подростка в групповых правонарушениях (актах вандализма, хулиганства в общественных местах, насилия над личностью), а также отклоняющегося поведения (сквернословие, грубость, отказ от поручений, циничное шутовство). Опытные педагоги отлично знают этот эффект группового заражения. Как только подросток изолирован от группы, беседует наедине с педагогом или оказывается один в семье, толпе, незнакомом месте, так его как будто подменяют: никаких диких выходок, нормальный парень.
Кроме конформистской существует и другая достаточно эффективная адаптивная стратегия — защитная адаптация, имеющая пассивно-оборонительный смысл. Личность приспосабливается к обстоятельствам, решает трудную житейскую ситуацию путем глухой и сильной психологической защиты от нее. Защитные механизмы включаются в том случае, если учащийся сам, своими силами, через созидательный поступок решить проблему приспособления не может. Например, изолированный в группе учащийся не допускает в своем сознании, вытесняет из него самую мысль о том, что он изгой, и переоценивает свой социометрический статус в группе; проблему отставания в учебе, конфликт в семье учащийся решает способом отказа: прогулов, побега из дома; совершенный проступок задним числом рационализируется (оправдывается).
При ярко выраженной склонности к защитному поведению учащийся имеет неблагоприятный личностный прогноз. В лучшем случае такая стратегия ведет к закреплению черт пассивности, лживости, несамокритичности, а в худшем — к закреплению стойкой позиции самооправдания при участии в асоциальных формах поведения.
На другом полюсе приспособительного поведения находятся личности с низким уровнем адаптированности, которые не способны гибко, а главное, правильно реагировать на изменяющуюся среду. Это личности жесткие, консервативные в своих взглядах. Они решают проблему взаимодействия со средой путем конфликта. В одном варианте это конфликт внешний, т. е. проступок, правонарушение, асоциальная роль, резкое столкновение внутри группы; в другом — внутренний, душевный, в затяжных или острых случаях оканчивающийся неврозом.
Разберем смысл внешнего конфликта. Суть его в том, что учащийся реагирует на ситуацию поступком или отношением, противоречащим общепринятым нормам. Как правило, так поступают учащиеся педагогически запущенные, с низким уровнем воспитанности. Например, будучи не в силах доказать свою правоту аргументами, учащийся пускает в ход кулаки, наносит побои и сильные травмы сверстнику; находясь в оппозиции миру взрослых как источнику запретов, учащийся разрешает свое чувство униженного раздражения агрессией: грубостью, развязностью, нарушениями дисциплины на уроке. Немотивированное хулиганство нередко является конфликтным способом разрешения сильного эмоционального переживания, вызванного прослушиванием музыки, опьянением, зрелищем. В психологической основе часто встречающихся в педагогической практике демонстративных форм самоутверждения также лежит конфликтный способ удовлетворения потребности. Так, подросток играет роль агрессивного супермена {например, рокеры) или мстителя (например, люберы).
Заметим, что при низком уровне адаптированности конфликтное согласование с новой средой весьма вероятно и для учащегося нравственно благополучного. Любое несовпадение его индивидуальных установок, принципов, ожиданий с реалиями жизни разрешается конфликтом. Например, умный, способный и требовательный ученик встает в резкую оппозицию некомпетентному преподавателю (допускает открытую критику, демонстративно не работает на его уроках, ловит на ошибках). Его приспособление к стилю, традициям, ценностям нового коллектива проходит достаточно напряженно, гораздо медленнее, чем у хорошо адаптирующихся сверстников.
Значительно реже, но все-таки встречается в педагогической практике конфликт внутреннего характера. Такой конфликт переживает учащийся, будучи не в силах самостоятельно изменить психотравмирующее обстоятельство, ответить ожиданиям среды, момента. Тяжелые душевные переживания могут возникнуть практически при любом рассогласовании со средой: при осознании своей изоляции, физической непривлекательности, лишении объекта любви (смерти близкого, исчезновении любимого животного, разрыве в дружбе), остром дефиците теплых отношений, хронической неуспеваемости и т. д. Если не помочь вовремя такому учащемуся, то может развиться невроз в самых разнообразных вариантах (депрессия, нервный срыв, астения, суицидные попытки). Педагог должен обратить особое внимание на учащихся, слабо адаптирующихся к среде. В подавляющем большинстве они входят в педагогическую группу риска: в силу того что у них не сформирован прочный механизм приспособительного поведения, они достаточно вероятные участники межличностных конфликтов и нарушений трудовой и общественной дисциплины.
Подведем черту. Адаптированность как способность человека к приспособительному поведению является одним из важнейших механизмов развития личности. Сама по себе адаптированность не имеет нравственного вектора — ни положительного, ни отрицательного. Педагогический прогноз для конкретного учащегося должен строиться с учетом трех взаимодействующих факторов: индивидуального уровня адаптированности, уровня воспитанности и социально-психологического микроклимата среды.