Темы для сообщений с эл. презентацией
Тема 1 Стратегия социальной адаптации личности
1. Понятие социальной адаптации
2. Связь понятий социализация и индивидуализация
3. Понятие «стратегия»
4. Стратегия социальной адаптации как способ гармонизации индивида со средой
Рекомендуемый библиографический список:
1. Акимова Л.А., Голикова Е.М., Стратегия социальной адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной двигательной рекреации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М. 2013.
2. Бутакова Д.А. Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества Иркутск. 2009 (дата обращения 03.09.2016 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/aktivnye-strategii-sotsialnoi-adaptatsii-studencheskoi-molodezhi-sovremennogo-rossiiskogo-ob#ixzz4OwBDMH9e)
3. Дегтярева В.В., Стратегии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья-социально-философский анализ. Новосибирск. 2007 (дата обращения 02.09.2016 http://cheloveknauka.com/strategii-sotsialnoy-adaptatsii-cheloveka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sotsialno-filosofskiy-analiz#ixzz4OwEX2WaT)
4. Парубчак И.О. Государственная политика социальной адаптации – доминирующее направление управленческой стратегии страны // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. Тамбов. 2013
Тема 2 Психологические составляющие жизненной стратегии личности
1. Понятие жизненной стратегии. Определение жизненной стратегии современными исследователями.
2. Основные типы жизненных стратегий.
3. Связь жизненной стратегии личности с потребностью в самореализации
4. Психологические снования построения жизненной стратегии
Рекомендуемый библиографический список:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст]: монография / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991.
2. Дементий Л.И. Жизненные стратегии: монография / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. Омск. 2010.
3. Ляхова М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник КемГУ. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-sostavlyayuschie-zhiznennoy-strategii-lichnosti (дата обращения: 03.11.2016).
4. Мдивани М. О. Методика исследования жизненных стратегий личности [Текст] / М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс // Вопросы психологии. № 4.2006.
Тема 3 Типология стратегий активности личности
1. Понятие активности личности
2. Подходы к исследованию жизненных стратегий зарубежных и отечественных исследователей.
3. Основания классификации жизненных стратегий.
4. Смыслообразование как личностная тенденция к индивидуализации
Рекомендуемый библиографический список:
1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.
2. Долгов Ю.Н., Смотрова Т.Н. Типология жизненных стратегий личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
3. Коверзнева И.А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
4. Резник Ю.М., Смирнов Е.А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.
5. https://books.google.ru/books?id=mD80HfFzs0sC&pg=PA400&lpg=PA400&dq=Типология+стратегий+активности+личности
Тема 4 Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве как модель психологической службы в образовании
1. Теоретические подходы к раскрытию понятия «психолого-педагогическое сопровождение» развития личности учащегося.
2. Сущность психолого-педагогического сопровождения в современной образовательной организации
3. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве, как условия личностного развития и самореализации обучающихся.
Рекомендуемый библиографический список:
1. Азлецкая Е.Н. Основы организации деятельности практического психолога образования: [учебно-методическое пособие] / Е.Н. Азлецкая. [Изд. 2-е, изм. и доп.]. Краснодар: [б. и.], 2010.
2. Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы. М., 2000.
3. Литовченко О.С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога // Молодой ученый. 2014. №4
4. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под ред. С.В. Тарасова. – СПб. 2012.
Тема 5 Активные методы обучения как средство формирования компетенций у обучающихся
1. Проблема формирования компетенций у обучающихся
2. Понятие активных методов обучения
3. Классификация активных методов обучения
4. Назначение, область использования и особенности проведения различных видов активных методов обучения
5. Организация групповой работы при применении активных методов обучения
Рекомендуемый библиографический список:
1. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». 2005. №3.
2. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб., 2010.
3. Есенжанова А.А.а Проектная деятельность как средство развития продуктивного мышления учащихся // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-produktivnogo-myshleniya-uchaschihsya (дата обращения: 08.11.2016).
4. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-interaktivnyh-metodov-obucheniya-v-kontekste-samorealizatsii-lichnosti-uchaschihsya (дата обращения: 08.11.2016).
5. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node5.html
Тема 6 Закономерности организации активности личности, возникающей в ответ на ситуационные требования
1. Закономерности организации активности человека
2. Изменения контекста как жизненной ситуации отдельного человека К.Левина
3. Регуляторный опыт как условие возникновения, развития и совершенствования осознанной саморегуляции активности человека, как условие развития его активности и самостоятельности в действиях и поступках
4. Ситуационная теория лидерства
Рекомендуемый библиографический список:
1. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник НовГУ. 2005. №31
2. Григорьев А.В. Субъектные характеристики личности в зависимости от степени проявления социальной активности // Современные проблемы науки и образования. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/subektnye-harakteristiki-lichnosti-v-zavisimosti-ot-stepeni-proyavleniya-sotsialnoy-aktivnosti (дата обращения: 08.11.2016).
3. Гусева Т.А., Дмитриева Н.В.Системная организация познавательной активности личности: факторы развития, модераторы проявления // Сибирский педагогический журнал. 2005. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-organizatsiya-poznavatelnoy-aktivnosti-lichnosti-faktory-razvitiya-moderatory-proyavleniya (дата обращения: 08.11.2016).
4. Жигинас Н.В. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и гендерной идентичности подростков // Вестник ТГПУ. 2006. №2 С.47-50.
5. Нефедьева Н.В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №54. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-i-psihologo-pedagogicheskie-osnovy-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-lichnosti-shkolnika (дата обращения: 08.11.2016).
6. Кимберг А.Н. Личные проекты в активности субъекта // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnye-proekty-v-aktivnosti-subekta (дата обращения: 08.11.2016).
7. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.09.2016)
Тема 7 Закономерности уровневой организации активности.
1. Уровневая организация активности
2. Структурно-уровневая концепция психической адаптации
3. Уровневые характеристики регуляции личности
Рекомендуемый библиографический список:
1. Гадельшина Т.Г., Жданова С.П. Методология создания ресурсосберегающей стратегии концентрированного обучения // Вестник ТГПУ. 2009. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-sozdaniya-resursosberegayuschey-strategii-kontsentrirovannogo-obucheniya (дата обращения: 08.11.2016).
2. Пучкова Г.В. Структура духовности и уровневая организация личности // Концепт. 2016. №1.
3. Салихова Н.Р. Самоорганизация на разных уровнях жизнедеятельности человека как субъекта жизни // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-na-raznyh-urovnyah-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-kak-subekta-zhizni (дата обращения: 08.11.2016).
4. Сафонова Т.О., Морозова И.С. Уровневые характеристики саморегуляции личности // Вестник КемГУ. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/urovnevye-harakteristiki-samoregulyatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).
5. Смирнов С.Д. Активность, деятельность, личность // Мир психологии. 2006. №3.
Тема 8 Организация психолого-педагогического сопровождения личности, проявляющей активность в ответ на ситуационные требования
1. Организация психолого-педагогического сопровождения личности.
2. Понятие «активность личности».
3. Теоретический анализ понятия «ситуационный подход».
4. Поведенческие стратегии, помогающие успешно совладать с трудными ситуациями.
Рекомендуемый библиографический список:
1. Белан Е.А. Диалектическая парадигма (принцип внешнего и внутреннего) в исследованиях психологии активности личности. http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2014/Psihologia/7_162603.doc.htm
2. Белан Е.А. Жизненная ситуация как необходимое условие реализации активности личности // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 URL: http:// http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/53.pdf (дата обращения: 05.09.2016)
3. Гришина Н.В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.09.2016). 0421200116/0038.
4. Гришина Н.В. Человек как субъект жизни: ситуационный подход // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2009.
5. Заворотько Е.Е. Психокоррекционные ресурсы творчества в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л.И. Дементий. Омск, 2012.
6. Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л.И. Дементий. Омск, 2012.
Тема 9 Феномен протестной активности личности
1. Характеристика феномена активности.
2. Протестные сюжеты в мифологии и опыт осмысления протестной активности личности в искусстве
3. Философские подходы к пониманию протестной активности личности
4. Развитие междисциплинарных связей в изучении феномена протестной активности личности
Рекомендуемый библиографический список:
1. Белан Е.А. Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-fenomena-aktivnosti-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 08.11.2016).
2. Гусейнов А.Ш. Протестная активность личности. Дис.на соискание уч. ст. д-ра психол. наук. Краснодар. 2016
Тема 10 Стратегии поведения личности при стрессе
1. Механизмы функционирования психики людей под давлением
2. Зависимость копинг-поведения от латерального профиля индивида
3. Преодолевающие стратегии поведения людей, объединенных схожим травматическим опытом
4. Психологические особенности переживания стресса в условиях социальной депривации
5. Стресспреодолевающие стратегии поведения
6. Аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса
Рекомендуемый библиографический список:
1. Ермасов Е.В. Психологический стресс в условиях изоляции // развитие личности. 2009. №2.
2. Куликов В.Ю., Антропова Л.К., Козлова Л.А. Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации // Медицина и образование в Сибири. 2010. №5
3. Маджуга А.Г., Салимова Р.М., Титова Е.В. Принципы формирования здоровьесберегающих стратегий поведения личности на основе валеоакмеологического подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №3.
4. Одинцова М.А. Преодолевающие стратегии поведения лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 1
5. Одинцова М.А. Стресспреодолевающее поведение старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости // Философия. Психология. Педагогика. 2016. №2.
6. Совкова И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. №1
Вопросы к опросу
1. Раскройте понятие «активность личности» в психологии.
2. Каковы закономерности организации активности человека?
3. Организация активности личности: внешняя (поведенческая) и внутренняя.
4. Сущность теории поля К.Левина.
5. Теоретический анализ понятия «ситуационный подход».
6. В чем заключается структурно-уровневая концепция психической адаптации?
7. Сформулируйте уровневые характеристики регуляции личности.
8. Охарактеризуйте роль регуляторного опыта человека в развитии его активности и самостоятельности в действиях и поступках?
9. Сформулируйте теоретические аспекты ситуационной теории лидерства.
10. Основные этапы организации психолого-педагогического сопровождения личности в образовательном процессе.
11. Перечислите поведенческие стратегии, помогающие успешно совладать с трудными ситуациями.
Темы для эссе
1. «…Никогда не спрашивайте у друзей, что вам делать с деньгами! Если совет окажется плохим – потеряете деньги. Если хорошим – потеряете друга.…» (Запесоцкий Александр Сергеевич)
2. «…Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель…» (Фридрих Гегель)
3. «…Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит…» (М.В. Ломоносов)
4. «…Работа - это моя жизненная функция. Когда я не работаю, то не ощущаю в себе никакой жизни…» (Жюль Верн)
5. «…Намерение воина сильнее любых препятствий…» (Карлос Кастанеда)
6. «…Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей…» (Генри Форд)
7. «…Если пред тобою великая цель, а возможности твои ограничены, всё равно действуй, ибо только через действие могут возрасти твои возможности…» (Шри Ауробиндо).
8. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных (Дейл Карнеги).
9. Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов (Альберт Эйнштейн).
10. Симпатичная, но, к сожалению, активная. Когда-то ее выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно (к/ф Служебный роман).
11. Надо просто делать всё, на что ты способен, а не гадать, как сложатся обстоятельства (Макс Фрай. Болтливый мертвец).
12. Иногда самое лучшее, что можно сделать — это ничего не делать (к/ф Неприкаянные (The Misfits)).
13. Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать (Иоганн Вольфганг фон Гёте).
14. Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя (Фаина Георгиевна Раневская).
15. Удел множества людей именно таков: проявлять себя наполовину (Виктор Гюго. Отверженные).