Причины, связанные с родителями

1. Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Ши­роко распространена установка на всегда послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превос­ходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм об­щения и игровой деятельности в развитии ребенка.

Тактика: информирование, просвещение. Но необходимо учитывать, что часто воспитательные установки от­ражают проблемы родителей, их личностные черты — следовательно, необходимо консультирование или психотерапия родителей.

2. Психологические проблемы самих родителей. Например, развод с мужем вызывает у женщины стойкие нега­тивные чувства к нему и зачастую перенесение на сына аналогичных чувств: «Он такой же ленивый как его отец...». В качестве самодиагноза женщиной на­зывается генетическая запрограммированность.

Тактика: консультирование родителей, семейная терапия.

3. Личностные характеристики родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность и др. часто приводят к обра­щениям по поводу проблем у детей. Работают меха­низмы проекции.

Тактика: консультирование и психотерапия родителя.

4. Потребность в рекомендациях по поводу оптимальной нагрузки, режима дня, воспитания приемных детей и т.п.

Тактика: информирование, просвещение

Школьные проблемы

Наиболее часто родители излагают свою жалобу-запрос в терминах, которые можно сгруппировать вокруг одной из проблем:

1. Плохая успеваемость. Плохо по всем предметам, пло­хо с чтением, отставание по математике, и т.п.

2. Индивидуально-личностные качества. Ребенок харак­теризуется как медлительный, неорганизованный, упря­мый, необщительный, драчливый, боится опоздать в шко­лу и т.д.

3. Особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми. У него (нее) нет друзей, зад­разнили в школе, бьют в классе, учитель предвзято отно­сится к ребенку и т.п.

Психолог, к которому обратились за консультацией, в первую очередь должен определить для себя причину об­ращения. Часто в основе школьных неудач может лежать какая-либо форма психогенной школьной дезадаптации. Обычно выделяют четыре таких формы:

Первая — несформированность элементов и навыков учеб­ной деятельности.

Вторая — несформированность мотивации учения.

Третья — неспособность произвольной регуляции поведе­ния, внимания, учебной деятельности.

Четвертая — неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Работа по поводу неуспеваемости объединяет методы психодиагностики, консультирования и последующей пси­хокоррекции. Схематично она может строиться следующим образом.

Проверяется, не нарушены ли познавательные процес­сы (интеллект, память, внимание и т.д.).

Проверяется обучаемость (сформированность элементов учебной деятельности и т.п.).

Анализируются особенности учебной мотивации, уро­вень притязаний, интересы.

Проверяются учебные навыки (пробы на чтение, пись­мо и т.д.).

Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости (как ребенок относится к оценкам и т.д.).

Выясняются типичные виды помощи родителей ребен­ку (кто занимается с ним, как много и т.д.).

Важно также выяснить предысторию консультируемого случая (с чем сами родители связывают неуспеваемость, что явилось поводом обращения к психологу, были ли случаи обращения к врачу и т.п.).

В случае жалоб на индивидуально-личностные особен­ности стоит соблюдать несколько правил: психолог-кон­сультант должен наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации ста­ли основой обращения); обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляды на нее родителей, и взгляд психолога, и материалы психодиагностики); в лю­бом случае работа психолога состоит не вконстатации (подтверждении) наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет от психолога родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипо­тезы об истории его развития и путях последующего пре­одоления (или, наоборот, путях принятия этого качества родителем).

Наиболее трудны случаи, когда запрос родителей с самого начала лежит в области межличност­ных отношений ребенка (со сверстниками, учителем, са­мими родителями).

Типичным является запрос о трудностях личных вза­имоотношений родителя с ребенком. Один из принципов работы возрастного психолога-консультанта в подобной ситуации — это принцип отстаивания интересов ребенка. В области детско-родительских отношений выделяют обычно три направления работы.

1. Повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшения стиля родительского поведения и т.п.

2. Работа с семьей в целом с точки зрения, как диагно­стики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и те­рапии.

3. Работа преимущественно с ребенком (над коррекци­ей и развитием различных познавательных процессов, по­веденческих трудностей, личностных проблем и развитием личности).


Наши рекомендации