Причины, связанные с родителями
1. Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на всегда послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка.
Тактика: информирование, просвещение. Но необходимо учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты — следовательно, необходимо консультирование или психотерапия родителей.
2. Психологические проблемы самих родителей. Например, развод с мужем вызывает у женщины стойкие негативные чувства к нему и зачастую перенесение на сына аналогичных чувств: «Он такой же ленивый как его отец...». В качестве самодиагноза женщиной называется генетическая запрограммированность.
Тактика: консультирование родителей, семейная терапия.
3. Личностные характеристики родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность и др. часто приводят к обращениям по поводу проблем у детей. Работают механизмы проекции.
Тактика: консультирование и психотерапия родителя.
4. Потребность в рекомендациях по поводу оптимальной нагрузки, режима дня, воспитания приемных детей и т.п.
Тактика: информирование, просвещение
Школьные проблемы
Наиболее часто родители излагают свою жалобу-запрос в терминах, которые можно сгруппировать вокруг одной из проблем:
1. Плохая успеваемость. Плохо по всем предметам, плохо с чтением, отставание по математике, и т.п.
2. Индивидуально-личностные качества. Ребенок характеризуется как медлительный, неорганизованный, упрямый, необщительный, драчливый, боится опоздать в школу и т.д.
3. Особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми. У него (нее) нет друзей, задразнили в школе, бьют в классе, учитель предвзято относится к ребенку и т.п.
Психолог, к которому обратились за консультацией, в первую очередь должен определить для себя причину обращения. Часто в основе школьных неудач может лежать какая-либо форма психогенной школьной дезадаптации. Обычно выделяют четыре таких формы:
Первая — несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Вторая — несформированность мотивации учения.
Третья — неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.
Четвертая — неумение приспособиться к темпу школьной жизни.
Работа по поводу неуспеваемости объединяет методы психодиагностики, консультирования и последующей психокоррекции. Схематично она может строиться следующим образом.
Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (интеллект, память, внимание и т.д.).
Проверяется обучаемость (сформированность элементов учебной деятельности и т.п.).
Анализируются особенности учебной мотивации, уровень притязаний, интересы.
Проверяются учебные навыки (пробы на чтение, письмо и т.д.).
Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости (как ребенок относится к оценкам и т.д.).
Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку (кто занимается с ним, как много и т.д.).
Важно также выяснить предысторию консультируемого случая (с чем сами родители связывают неуспеваемость, что явилось поводом обращения к психологу, были ли случаи обращения к врачу и т.п.).
В случае жалоб на индивидуально-личностные особенности стоит соблюдать несколько правил: психолог-консультант должен наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения); обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляды на нее родителей, и взгляд психолога, и материалы психодиагностики); в любом случае работа психолога состоит не вконстатации (подтверждении) наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет от психолога родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития и путях последующего преодоления (или, наоборот, путях принятия этого качества родителем).
Наиболее трудны случаи, когда запрос родителей с самого начала лежит в области межличностных отношений ребенка (со сверстниками, учителем, самими родителями).
Типичным является запрос о трудностях личных взаимоотношений родителя с ребенком. Один из принципов работы возрастного психолога-консультанта в подобной ситуации — это принцип отстаивания интересов ребенка. В области детско-родительских отношений выделяют обычно три направления работы.
1. Повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшения стиля родительского поведения и т.п.
2. Работа с семьей в целом с точки зрения, как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии.
3. Работа преимущественно с ребенком (над коррекцией и развитием различных познавательных процессов, поведенческих трудностей, личностных проблем и развитием личности).