Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог- клиент

Эту проблему рассматривали многие авторы.

В.Ю. Меновщиков считает, что для понимания основ психологичес­кого консультирования необходимо представить социально демографи­ческие характеристики клиентов. Четко очерченные границы контингента лиц, обра­щающихся за психологической помощью, позволяют яснее представить себе круг вопросов, решение кото­рых чаще всего требуется от психолога-консультанта.

Социально-демографические характеристики включают: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п. Например, характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) значи­тельно влияют на консультативную ситуацию (напри­мер, эротический перенос).

Возраст клиентов, обращающихся за консультатив­ной помощью, достаточно ограничен. По данным Пер­мского областного центра социально-психологической помощи пик обращаемости приходится на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращае­мость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет.

Образовательный уровень клиентов психологических консультаций как правило колеблется в рамках высше­го и среднего специального образований.

По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному со­ставу следуют инвалиды и рабочие. Менее представ­лены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др. Клиенты и консультанты, люди раз­ные. Различия и тех и других заключаются, прежде все­го, в определенных характеристиках личности. В неко­торых случаях, если консультант всту­пает в контакт с "пограничным" клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий.

С особенностями личности связано и еще одно раз­личие между отдельными клиентами, знание и пони­мание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В.Столиным выделены три основных ори­ентации клиентов.

1. Деловая ориентация,существующая в двух основ­ных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное..." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете");

б) неадекватная — клиент преувеличивает возмож­ности консультанта ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...").

2. Рентная ориентациятакже может быть разделена на два вида:

а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье» —- клиент хочет полу­чить процент уже с самой позиции посетителя кон­сультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впе­чатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в пси­хологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменацион­ные вопросы".

В другом случае клиент всячески усиливает безна­дежность своей проблемы, хотя реально ее не сущест­вует. ("Вы согласны, что решения нет?"). Если кон­сультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не со­общенной, и добавляет: "Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?" Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: "Вот видите, и мы не лыком шиты и разби­раемся в жизни получше вас.

Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консуль­тации, Следовательно, надо работать над изменением иных ориентации. Устойчивость же (крайняя ригид­ность, жесткость) рентных и игровых ориентации явля­ется показателем нуждаемости клиента не в консуль­тировании, а в психотерапии.

Н.Н. Обозов позволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

§ по характеру запроса на психологическую помощь;

§ по особенностям восприятия психических явлений;

§ по способу работы со своими проблемами;

§ в зависимости от пола клиента;

§ в зависимости от особенностей телосложения клиента.

Рассмотрим теперь эти основания более подробно.

I. По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы

1. Не уверенный в себе клиент.Много размышляет над си­туацией, много взвешивает, но никак не может принять реше­ние, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу - снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе. С точки зрения Н.Н. Обозова, психолог-консультант, работая с таким клиентом, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уве­ренности в решаемых вопросах. Убедительность и достовер­ность высказываемых психологом соображений должна есте­ственно «перевесить одну из чаш, весов», на которые давят сомнения.

2. Уверенный в себе клиент.Обращается для подтвержде­ния правильности своего уже готового понимания затрудни­тельного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зре­ния. Возникает вопрос: если этот человек столь уверен в себе, зачем он тогда вообще обращается к психологу? Ответ может быть такой: несмотря на то, что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в по­следнее время он все более на подсознательном уровне ощуща­ет, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказы­вается это принимать. Обращение к психологу и характер за­проса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведо­мого, который только подсказками, предположениями помо­гает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поста­вить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов раз­вития ситуации. Таким образом, мы будем способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе.Кли­ент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Неглуп, но проблема в ха­рактере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка най­ти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доб­рожелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благо­приятные возможности для смягчения ярко выраженных не­гативных черт характера. Люди выговариваются, расслаб­ляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на второй план. Это создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы.

4. Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину».В отличие от предыдущего типа клиентов, проблема здесь уже не в характере. Очень часто это люди с не­легкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдаю­щие вследствие своей доброты. Советы по отношению к та­ким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Пере­ходить к оказанию этой помощи можно только в случае спе­циального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подоб­ного типа, — любовь, принятие, сочувствие. Но главное — слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойствен­ную естественному разговору, и психологу-консультанту, ес­тественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и сво­им мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консульти­ровании на телефоне доверия в эту группу попадают многочис­ленные инвалиды — люди, которые подчас годами не могут по­кинуть свою комнату. Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевиде­ния, чего большинство людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консуль­танта отслеживать для него необходимую информацию.

Наши рекомендации