Модуль 2. Нормативные основы деятельности педагога-психолога
Цель- определить нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования.
Задачи:
1) знать правовой статус психолога образования, его профессиональные права и обязанности;
2) знать этический кодекс практического психолога;
3) уметь выделять важные профессиональные качества педагога-психолога;
4) получить опыт:
- моделирования кабинета психолога в учреждении образования в соответствие с требованиями;
- выступления на семинаре и участия в дискуссиях.
УЭ 2.1. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием следующих источников: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016); - Положение о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования РФ от 22.10.1999 г.); - «О введении должности психолога в учреждениях образования» (инструктивное письмо № 16 Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 г.) | Выделите те аспекты (статьи) предложенных источников, которые напрямую касаются деятельности практического психолога образования. |
Задание 2. Подготовьте конспект этического кодекса педагога-психолога (принят 14.02. 2012 года V съездом Российского психологического общества) | |
Задание 3. Подготовьте конспект раздела: Примерная продолжительность различных видов работы психолога // Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.: Институт практической психологии ; Воронеж: Модэк, 1995. С.140-141. | |
Задание 4. Составьте словарь ключевых терминов данной темы. | Пользуйтесь словарями и учебниками, предложенными в списке литературы. |
Информационный блок.В своей профессиональной деятельности психолог системы образования руководствуется нормативно-правовыми актами различного уровня:
1) международные:
— Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989 г.; вступила в силу в СССР 15.09.1990 г.);
— Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
2) федеральные:
— Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; поправки от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ);
— Закон «Об образовании в РФ» (принят Государственной Думой РФ 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 03.07.2016);
— Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ);
— Положение о психологической службе в системе народного образования (утверждено Приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 г.);
— «О введении должности психолога в учреждениях образования» (инструктивное письмо №16 Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 г.);
— «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ (решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03. 1995 г. № 7/1);
— Профессиональный стандарт «педагог-психолог» (психолог в сфере образования) (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 г. №514н);
— «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09. 1996 г. № 1);
— «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867);
— «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования (письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 г. № 70/23-16);
— «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6);
— «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков (письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86);
— «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 № 29/1886-6);
— «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования (инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4);
— «Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);
3) региональные: нормативно-правовые акты, принятые на территории региона, где осуществляет деятельность педагог-психолог. Так, на территории Курганской области действует Приказ Главного управления образования Курганской области «О развитии психологической службы в системе образования Курганской области» (от 19.06.2015 г. № 1056), в приложении представлено «Положение о региональной психологической службе в системе образования Курганской области»; Информационное письмо от 16.01.2017 №7616 (о применении годовых циклограмм работы педагогов-психологов ДОО, ПОО);
4) документы регламентирующие деятельность психолога в конкретной образовательной организации: Устав организации, Положение о психолого-педагогической службе образовательной организации, трудовой договор педагога-психолога.
В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:
1. Годовой план работы.
2. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
3. График работы.
4. Журналы учета видов работы: (диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей (групповой и индивидуальной), просветительской, организационно-методической и экспертной).
5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
6. Альбом диагностических методик.
7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал
8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
9. Статистический отчет и аналитическая справка о проделанной работе по итогам года
Правовой статус практического психолога образования. Практический психолог - это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения категории, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных организаций.
На должности практического психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1000 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров.
Должности практических психологов: не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (обучающихся), количество ставок увеличивается.
Административное управление осуществляется отделами психологической службы региональных, городских и районных управлений и отделов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное — через сеть психологических центров разного уровня.
Продолжительность рабочего времени психолога на предприятиях, в организациях и учреждениях 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников установлена сокращенная недельная нагрузка: все педагогические работники учреждений образования пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Этим правом пользуются педагоги-психологи образовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государственного, муниципального, негосударственного).
Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пятидневной рабочей неделе она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени.
Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установление индивидуальных графиков работы. Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т. п. Администрация вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения, организации.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных ее видов определяются потребностями образовательной организации и количеством психологов, которыми оно располагает. Для психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательной организации.
Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в соответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. Отчет психологической службы образовательной организации включается в соответствующую документацию образовательной организации, центров психологической службы и органов управления образованием.
Права и обязанности психолога образования. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
1. Руководствоваться Законом РФ «Об образовании», законодательством РФ, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования и науки РФ и региональных отделов образования, Положением о психологической службе образования.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологии, а также находящихся в компетенции других специалистов.
3. Знать новейшие достижения психологической науки. Применять современные обоснованные работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей подготовкой.
5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам образовательных организаций в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям (или заменяющим их лицам) в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.
7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
8. Информировать работников образования, администрацию и педагогические коллективы образовательных организаций о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7.
9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
Ответственностьработника службы социально-психологической помощи.
1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций
2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке
В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:
1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений и т.п.
2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей
4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей отделов образования, образовательных организаций в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.
5. Знакомиться с необходимой документацией.
6. Обращаться с запросами в различные учреждения.
7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решениями того или иного вопроса психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.
9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.
10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в других изданиях.
11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.
12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.
Профессиональная этика практического психолога - это неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности, предполагающей воздействие на психику другого человека. Она легализуется в различных формах: юридических законах, должностных инструкциях, этических кодексах профессий и т.п. Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. Он построен на нормах морали, а не права, что означает, что его нарушение не приводит к правовой ответственности.
В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь однозначное и точное правовое решение, могут быть расписаны и представлены в форме юридических норм. Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которой они реализуются:
— позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы людей;
— действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются;
— действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики;
— отношения, складывающиеся между психологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований;
— действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.
Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на этого человека, основанной на чувстве профессионального долга и ответственности за свои действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.
УЭ 2.2. Профессиональные и личностные качества практического психолога образования
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Изучите раздел: Модель профессиональной деятельности педагога-психолога // Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 2-е, стереотип. М.: Академия, 1997. С.32-38. | Выделите основные аспекты модели профессиональной деятельности практического психолога образования. |
Задание 2. Подготовьте конспект статей: Ткаченко И.В. Профессиональная подготовка психолога: необходимость конструктивных трансформаций // Высшее образование в России. 2014. №4. С.82-90. Красавцева Л.Е. Требования образовательного учреждения к профессиональным качествам практического психолога // Вестник Костромского гос. пед. ун-та. 2010. Т.16 №1. С 178-180. | При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 4. Выделите имидж – составляющие деятельности педагога-психолога. | |
Задание 5. Ответьте на вопрос: «Какой психолог нужен современной школе?» | Используйте информацию, полученную на лекции, из дополнительной литературы и собственного опыта. |
Информационный блок. Требования к личности педагога-психолога. Для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человека, личностная социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств. В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).
Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.
Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.
Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):
а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;
б) индивидуальный стиль деятельности и общения — характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;
в) творческий потенциал, т. е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.
Сопоставляя различные подходы, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью: высокий уровень интеллектуального развития; хорошая саморегуляция, самодисциплина; большая физическая выносливость, работоспособность; способность помогать людям в трудных ситуациях; чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам; любовь и эмпатия по отношению к детям; оптимистическое прогнозирование; креативность.
Профессиональные знания и умения — это объективные характеристики труда психолога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики. Профессиональные знания психолога — это сведения из различных разделов психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:
— теоретико-методологические (комплексное знание о человеке; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности развития личности на всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования);
— методические (современные технологии психологической работы с разными возрастными группами детей; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности);
— прикладные (способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе).
Профессиональные умения психолога — это способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, рефлексивные, умения саморегуляции.
В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности:
1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам;
2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;
3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;
4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;
5) системно моделирующий творчество — владение стратегиями формирования творческой личности, способной к развитию.
Психолог как специалист в системе образования. Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А. Климов так определяет его основные предназначения:
— предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое;
— систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции - необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.
Функции педагога-психолога:
— образовательно-воспитательная (обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития);
— диагностическая (изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы);
— организаторская (организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности, обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;)
— прогностическая (участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов);
— профилактическая (учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе);
— организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями).
Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств; 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.
Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования: психологическое и духовное развитие детей; экзистенциальные и личностные проблемы подростков; детско-родительские проблемы семьи; помощь при психических и соматических заболеваниях; психотерапия детского горя; помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях; школьное консультирование; профессиональное консультирование.
Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.
УЭ 2.3. Деятельность практического психолога образования
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Охарактеризуйте индивидуальные особенности человека. | При выполнении задания используйте информацию, полученную при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология». |
Задание 2. Подготовьте конспект раздела, посвященному кабинету педагога-психолога: Детская практическая психология: учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2001. С.37-41. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. С.147-153. | При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 3. Законспектируйте формы отчетности педагога-психолога. | Обратите внимание на обязательные формы отчетности педагога-психолога и рекомендуемые. |
Задание 4. Разработать и защитить на занятии собственную модель кабинета педагога-психолога. | |
Задание 5. Выделите критерии оценки эффективности работы педагога-психолога. | При ответе на вопрос используйте содержание статьи Лукьяновой М.И. Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы // Психологическая наука и образование. 2000. № 3. С. 67-72. |
Информационный блок.Цель психологической службы образования (сохранение и укрепление психологического здоровья детей) определяет принципы работы педагога-психолога:
1. Индивидуальныйподход к ребёнку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребёнка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.
Задача психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей, личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации. Самое главное – совместными усилиями психолога и педагогов попытаться понять особенности ребёнка как формирующейся личности в контексте конкретных жизненных условий с учётом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, далее - на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.
2. Взаимодействие психолога с педагогами и родителями.Психологическую службу образования необходимо рассматривать как поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их педагогами и родителями, в центре которого находится интересы ребёнка. Эффективность службы достигается только тогда, когда психолог и педагог, с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой – четко различают свои функции и возможности: педагог не подменяет психолога, психолог - педагога. Они могут успешно сотрудничать лишь при условии чёткого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательном доверии друг к другу. Опора на опыт педагогов, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, необходима в работе практического психолога.
Психолог обязательно должен работать с родителями: встречаться с ними индивидуально, на родительских собраниях, приобщать их к психологическим знаниям. Родители должны сами иметь те качества, которые хотят видеть в своём ребёнке.
Начало работы практического психолога в образовательном учреждении. Первый период работы практического психолога можно условно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники — к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование, приходит в детский сад или школу: он все равно начинает новую деятельность. Здесь будут уместны беседы с администрацией, педагогами, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний, изучение документации и пр. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Можно подсказать, в какой форме, когда, по каким вопросам и проблемам можно к нему обращаться.
Психологу в этот период надо так организовать свою деятельность, чтобы получить всем видимый результат, вызвать интерес к себе и своей работе, желание сотрудничать. Поэтому содержательную работу лучше начинать с так называемых проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем (личностных, поведенческих, учебных и пр.), в которых психолог наиболее компетентен.
Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А. Мальцева):
— недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования;
— затянувшийся процесс становления психологической службы;
— разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой;
— низкий уровень востребованности психологической помощи;
— противоречия между образами школьного психолога у заказчиков, клиентов и представлениями самого психолога;
— неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопрезентации.
Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания педагогов к личности психолога и его деятельности:
— мгновенное реагирование психолога на любой запрос;
—пассивность клиента и активность психолога;
— постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога;
—- жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство;
— помощь психолога в «борьбе» с «трудными» обучающимися, исполнение карательных санкций в отношении клиента;
— потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающего педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обращенным против клиента;
— желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы;
— стремление видеть в психологе супервоспитателя, мотивирующего детей учиться и посещать школу;
— представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза;
— опасение возможного тайного воздействия психолога на психику клиента.
Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога, поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий:
а) формирование адекватных социальных ожиданий пед.коллектива через его ознакомление с правами, обязанностями, этикой психолога, границами его профессиональных возможностей;
б) диагностическое общение со всеми категориями педагогов и детей, предполагающее выяснение их психологических особенностей и выявление запроса на психологическую помощь;
в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих установок при целеполагании, планировании, реализации планов и программ, анализе результатов деятельности. С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета, о содержании работы в нем. Кабинет — это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в образовательной организации.
Кабинет психолога в учреждении образования должен быть расположен в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно отвести под кабинет помещение на первом этаже здания, при этом кабинет должен быть территориально изолирован. Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление каби<