Глава 3. кризис безупречности как детерминант духовности
Выстраивая личную, насколько возможно совершенную стратегию повседневного поведения, обзаводясь устойчивыми расписаниями, инвентарными списками, маршрутами и прочими атрибутами адаптации к социальной жизни «бег от упреков» постепенно замедляется, упреков становится все меньше, все устойчивее становится Эго-идентичность. Человек готов к жизни в окружении «бегущих». Но что произойдет если этих успешных и состоявшихся людей собрать всех вместе и задать каждому невинный вопрос: Чего ты хочешь? Известно, что в ответ будут высказываться самые разные ответы, но не сложно предположить, что предельным смыслом всех этих ответов будет желание успокоиться. От чего успокоиться, каждый для себя отыскивает сам. При некотором обобщении все школы психологии говорят о том, что человек хочет «успокоиться» от своей тревоги. Тревоги, с которой рано или поздно встречается каждый.
У Ирвина Ялома мы встречаем размышления о том, что тревожность человека вызвана попытками личности, сознательными или бессознательными справится с «данностями» существования. Четыре таких данности выделялись им особо:
неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим;
свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим;
наше предельное одиночество;
отсутствие какого-либо очевидного значения или смысла жизни
В самой основе человека лежит конфликт между желанием продолжать жить и осознанием неизбежности смерти. Чаще это проявляется в ночных кошмарах, в основе которых лежит один процесс: страх смерти преодолевает сопротивление и прорывается в сознание. [22]
Эта экзистенциальная беспомощность часто вытесняется далеко на задний план; на ней не принято акцентировать внимание. Человек в своем избегании упреков становится настолько искушенным, что в какой-то момент может даже думать о том, что он настолько готов к жизни что совершенно не готов к смерти. Попытки сопротивляться принятию факта собственной беспомощности перед смертью, равно как и перед жизнью человек может предпринимать всю жизнь, но в какой-то момент пути, а у каждого этот момент индивидуален, человек начинает испытывать потребность в чем-то, что вечно и бессмертно. В нетленной опоре. Эта нужда ярко видна при рассмотрении истории разных культур. В онтогенезе человечества, если угодно. Человек изобрел целый ряд способов удовлетворения этой нужды. На помощь в этом человеку приходит его способность находить смысл. С болью конечности своей жизни легче справляться, найдя смысл в рождении и воспитании детей, или в вере. Можно обрести смысл в стоическом оптимизме и никогда не сдаваться, никогда не опускать руки перед неизвестностью. В реинкарнации или в бессмертии души или в вечной памяти совершенного подвига, человек ищет ту самую опору для личного смысла.
Неожиданности, то и дело происходящие в жизни, постоянно напоминающие о том, что «безупречность» не может быть достигнута, и что это нужно признать, подводят человека к краю, за которым «кризис». Кризис безупречности. Либо смерть. В самом деле не ожидает ли человека смерть если, подойдя к порогу кризиса безупречности и не найдя опоры. Так, например, мы читаем у Толстого «Он приставил к виску, замялся было, но как только вспомнил Степаниду, решение не видеть борьбу, соблазн, падение, опять борьбу, так вздрогнул от ужаса. "Нет, лучше это". И пожал гашетку.» [23] Евгений - главный герой, застрелился от того что не мог больше выносить борьбу с самим собой. Падкий на соблазн вновь обладать Степанидой Евгений, сражался с Евгением - Безупречным семьянином и зажиточным собственником аристократом. Не найдя опоры в минуту кризиса только смерть оказалась для него лучшим лекарством от боли.
Опыт многих психологов говорит о том, в энергию для преодоления кризиса дает обращение к внутренним ресурсам человека. Контакт с собственным внутренним центром. С самостью по представлениям Юнга. Юнг так же говорил о процессе индивидуации, как о пути навстречу к своему Высшему Я. Или внутреннему Большому человеку, который всегда подскажет путь. Путь к собственному индивидуальному предназначению. Именно осознание возможности того что «я» имеет предназначение, что для него есть замысел у чего-то архетипически вечного находящегося в глубинах индивидуальной психики, становится той самой опорой, предваряющей начало нового пути. Пути Духовности.
Таким образом, на наш взгляд детерминантом духовности является осознание личного предназначения, ключом к которому является проживание кризиса безупречности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ