Гипотеза о стремлении к безупречности

Таким образом, на наш взгляд, человеком движет «стремление к безупречности», поскольку такая стратегия минимизирует социальную агрессию, что становится в большинстве случаев основной детерминантой его поведения. Иными словами, то, что заставляет человека поступать так, а не иначе при решении повседневных задач, сопряжено с избеганием упреков.

Следует также рассмотреть и случаи, когда человек по собственному выбору вовлекается в ситуации, подразумевающие конфронтацию с социумом: например, фанатично верующие люди или готовые «на все за свою идею», в том числе подвергающие себя смертельной опасности. В таких случаях следует ли говорить о том, что они так же избегают упреков? На наш взгляд следует, если рассмотреть возможность интериоризации упрека; возможность того что человек обучится упрекать себя сам переняв упрек от авторитетов одновременно с этим избегая его. Способен ли упрек существовать во внутреннем мире человека, даже если самого упрекающего уже нет. Например, может ли человек избегать возможного упрека от авторитетного для него лица, даже если самого упрекающего нет в живых. Отвечая на эти вопросы, можно вспомнить множество известных человечеству примеров, когда ради заповеди отца или матери человек отдавал жизнь.

Вспоминаются слова Д.А. Леонтьева, сказанные им в передаче А.Г. Гордона на тему «Пунктирный человек». В качестве примера была рассмотрена ситуация, когда у матери сын, хороший, по мнению коллег, художник, посвятил свою жизнь уходу за неизлечимо больной матерью и не реализовал вследствие этого свой потенциал. Мать скончалась через двадцать лет, и он оказался у «разбитого корыта» ‑ писать уже не может и возможности упущены. В ответ Д.А. Леонтьев озвучил мысль о понятии «аутентичность», используемом в экзистенциальной психологии. О выборе человека исходящем от него самого, а не от биологических или социальных посылов [17]. Известны так же примеры, когда человек выбирал смертельно рискованные пути, вступая в схватку «за родину». В данном контексте можно привести идеи политического лидера, отстаиваемые им, несмотря на риск смерти. Таким образом, можно говорить, что в отдельных случаях, делая тот или иной выбор, индивид детерминирован стремлением избежать интериоризованного упрека ‑ некого самопорицания.

В повседневной социокультурной среде человек соотносит свою поведенческую стратегию с упреком как ожидаемым, так и интериоризованным. Иными словами, если поведенческая стратегия не безупречна, то человека могут упрекнуть совершенно неожиданно для него, и это вторжение воспримется человеком как министресс. Эдакая «мининеожиданность», которая по словам А.Н. Леонтьева пробудит к жизни необусловленное в человеке [18]. Ведь, на эту ситуацию нет готового стереотипа поведения. Следствием может стать ответная агрессия, что само по себе ‑ также достаточно распространенный стереотип поведения, а может ‑ и коррекция поведенческой стратегии во избежание подобных неожиданностей в будущем. На наш взгляд, этот процесс лежит в основе ценностно-смысловой ориентации личности. В самом деле, что для человека ценно как не то, что безупречно в его понимании?

Кроме этого следует рассмотреть и возможность «интроекции упрека». Интроекция как термин была предложена Шандором Ференци, и трактовалась им как бессознательный механизм включения индивидом установок, воспринимаемых от окружающих людей, в свой внутренний мир [19] Следуя логике этих рассуждений, мы сталкиваемся с вопросом о возможности бессознательного включения человеком «упрека» в систему собственных установок. Например, фраза «ты должен стать тем-то или, таким-то, иначе тебе ничего в жизни не светит». В итоге человек учится на навязанную специальность или развивает какие-то навыки. Упрек состоит в том, что сам по себе человек ничего из себя не представляет, и только эта преподнесенная извне специальность сделает его «кем-то». В некотором смысле, интроект побуждает человека сделать «все» для того, чтобы стать «кем-то» и тем самым освободиться и достичь свободы от упрека хотя бы, в этом аспекте своей жизни. В толковом словаре В.И. Даля «Безупречный ‑ безукорный, безукоризненный, порядочный, исправный, похвальный. За безупречность поведения награжден».

В современной литературе слово безупречность встречается в работах знаменитого антрополога и писателя современности Карлоса Кастанеды. В своих трудах безупречность он объяснял, как правильное использование энергии, ссылаясь на учение индейского шамана из племени Яки, живущем в центральной Мексике. Приведем цитату из книги К. Кастанеды «Сказки о силе»: «Безупречность ‑ это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен. Ключ к безупречности ‑ это чувство времени. Если ты думаешь и действуешь как бессмертное существо ‑ ты не безупречен. Задумайся, твое представление о том, что у тебя есть время ‑ идиотизм. Нет бессмертных на этой земле» [20] О психической энергии, так или иначе, говорят все школы психологии. Например, К.Г. Юнг высказывал идеи о самости как об общем количестве энергии, которой обладает человек, и в структуре своей личности какую-то часть энергии человеку приходится отдавать на поддержание «персоны», а какую-то на поддержание «тени», «анимы», «анимуса» и т.д. Определенные обстоятельства должны сложиться в психической жизни человека, чтобы все структурные личностные «потребители» энергии перестали обособляться, и человек стал «хозяином» своей энергии обретя самость [21]. В этой связи самость и безупречность синонимичны. Гипотеза состоит в том, что человек осознав то, что он тратит свою энергию на постоянное бегство от упреков (преодоление ограничений, связанных с этим бегством, на постоянную модернизацию собственной поведенческой стратегии), обретет шанс для самостоятельного распоряжения своей энергией. Тогда жизнь человека уже не будет устойчивым вариантом поведенческой стратегии, которую он использует каждый день, насколько бы она не была универсальной, а станет сознательным энергетическим взаимодействием с внешним миром.

Соглашаясь с концепциями Карлоса Кастанеды, отметим, что ключом к достижению этого осознания является, прежде всего, принятие человеком факта своей смертности. В самом деле, находясь перед выбором в конкретной ситуации, осознавая тот факт, что смерть может наступить через секунду, не задумается ли человек более ответственно о том, какой выбор сделать? Будет ли его выбор шагом на пути к «духовности» или «плодом повседневного бегства» от упреков.

Наши рекомендации