Глава 1. обзорпсихологическогосодержания понятия духовность
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы продолжаем попытки научного осмысления психологического содержания понятий «духовность» и «детерминизм». Вспоминая опыт таких попыток в предыдущих работах [Курсовая работа: Проблема детерминации поведения личности в психологии; статья под названием «К вопросу о генезисе духовности человека»], хочется отметить теоретико - гипотетический характер выводов о содержании двух важных аспектов, пока еще рассматриваемых отдельно: генезиса духовности и детерминизма поведения человека. Теперь учебный процесс предоставил значительное расширение теоретической и практической базы для того чтобы предпринять попытку рассмотрения выше обозначенных тем в едином ключе.
Цель работы: Рассмотреть детерминанты духовности
Объект исследования: психологическое содержание понятия «духовность»; детерминизм.
Предмет исследования: детерминанты духовности.
Задачи исследования: рассмотреть психологическое содержание понятия духовность; Рассмотреть взгляды на проблему детерминации поведения; рассмотреть теорию социального детерминизма, а также гипотезу о стремлении к безупречности; рассмотреть кризис безупречности как духовный детерминант.
ГЛАВА 1. ОБЗОРПСИХОЛОГИЧЕСКОГОСОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ДУХОВНОСТЬ
Начиная разговор о духовности, тем более о генезисе этого явления, представляется необходимым начать с того как понимается духовность на сегодняшний день в современном мире.
Само понятие духовность противоречиво так как имеет множество трактовок и интерпретаций оставаясь в то же время понятием известным и понимаемым.
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».
В словаре русского языка С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
В психологическом словаре понятие «духовность» человека характеризует как «индивидуальную выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других».
Словарь по этике дает следующее определение духовности: «Духовность - специфически человеческое качество... характеризующее мотивацию и смысл поведения личности... Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность характеризуется... бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, оторвавшейся от физиологически детерминированных переживаний...».
В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития и само регуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы
20. Кастанеда К. Сказки о силе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ezobox.ru/karlos-kastaneda/books/20/read/
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы продолжаем попытки научного осмысления психологического содержания понятий «духовность» и «детерминизм». Вспоминая опыт таких попыток в предыдущих работах [Курсовая работа: Проблема детерминации поведения личности в психологии; статья под названием «К вопросу о генезисе духовности человека»], хочется отметить теоретико - гипотетический характер выводов о содержании двух важных аспектов, пока еще рассматриваемых отдельно: генезиса духовности и детерминизма поведения человека. Теперь учебный процесс предоставил значительное расширение теоретической и практической базы для того чтобы предпринять попытку рассмотрения выше обозначенных тем в едином ключе.
Цель работы: Рассмотреть детерминанты духовности
Объект исследования: психологическое содержание понятия «духовность»; детерминизм.
Предмет исследования: детерминанты духовности.
Задачи исследования: рассмотреть психологическое содержание понятия духовность; Рассмотреть взгляды на проблему детерминации поведения; рассмотреть теорию социального детерминизма, а также гипотезу о стремлении к безупречности; рассмотреть кризис безупречности как духовный детерминант.
ГЛАВА 1. ОБЗОРПСИХОЛОГИЧЕСКОГОСОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ДУХОВНОСТЬ
Начиная разговор о духовности, тем более о генезисе этого явления, представляется необходимым начать с того как понимается духовность на сегодняшний день в современном мире.
Само понятие духовность противоречиво так как имеет множество трактовок и интерпретаций оставаясь в то же время понятием известным и понимаемым.
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».
В словаре русского языка С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
В психологическом словаре понятие «духовность» человека характеризует как «индивидуальную выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других».
Словарь по этике дает следующее определение духовности: «Духовность - специфически человеческое качество... характеризующее мотивацию и смысл поведения личности... Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность характеризуется... бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, оторвавшейся от физиологически детерминированных переживаний...».
В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития и само регуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.