Роль детей в гендерной социализации ребенка

Кроме родителей на развитие типичного для пола поведения ребенка влияют братья и сестры. Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас считают, что:

- если в семье имеются дети разного пола, то у них обнаруживается больше черт, характерных для другого пола (например, девочка, имеющая старшего брата, часто развивается по модели «сорванца» и в обществе сверстников может выбрать компанию мальчиков);

- влияние разнополых детей друг на друга тем больше, чем меньше разница в возрасте;

- влияние старшего ребенка сильнее на младшего того же пола, так как он побуждает у него предпочтение и принятие своего пола;

- у перворожденных мальчиков предпочтение и принятие половой роли немного слабее;

- наиболее типичные для пола реакции наблюдаются у единственных детей в семье и у мальчиков, имеющих брата [96].

На идентификацию мальчика с ролью отца позитивно влияет наличие брата. У девочек наличие сестры не сказывается подобным образом, видимо, из-за идентификации с матерью, которая более выражена, чем идентификация с отцом у мальчиков [59].

Весьма существенное влияние на полоролевое самоопределение мальчиков оказывают сверстники и более старшие представители мужского и женского пола. Даже в таких благоприятных для гендерной социализации условиях, как наличие внимательного и заботливого отца, роль сверстников и старших ребят невозможно переоценить. Но этот аспект проблемы гендерной социализации мальчиков в настоящее время фактически не изучен. На сегодня, пожалуй, лишь в произведениях, к сожалению, очень редких писателей, таких как А. П. Гайдар и В. П. Крапивин, можно встретить очень точные описания образов мальчишеских друзей и врагов идентичного пола и их роли в возмужании мальчишек. Девочкам в этом плане повезло еще меньше. Наверное с времен Л. Чарской, модной еще до прихода советской власти детской писательницы, никто из ее коллег не смог должным образом отразить роль сверстниц в девичьем взрослении, да и ей самой это не очень-то удалось.

Немалую роль в гендерной социализации мальчиков играют и сверстницы, которые, в силу более раннего физиологического и социального созревания, уделяют сверстникам гораздо меньше внимания, чем те хотели бы получить. Мальчишки, в свою очередь, не могут не заметить, что внимание сверстниц направлено на парней более старшего возраста. Это стимулирует мальчишек на проявление качеств и способов поведения, свойственных старшим, что, безусловно, сказывается на качестве и темпах их возмужания.

Роль сверстников в гендерной социализации отечественными психологами и педагогами практически не изучается. Этот вопрос ставится лишь в единичных работах, где идентификация со сверстниками того же пола, что и ребенок, рассматривается как важнейший механизм формирования гендерной идентичности. Наибольший вклад в изучение этого фактора внес социолог И. С. Кон.

В то же время детские психологи отмечают, что в детстве мальчики и девочки имеют тенденцию играть раздельно и отдают предпочтение в социометрическом эксперименте представителям своего пола [1]. Ребенок стремится быть принятым не только родителями, но и сверстниками, а это принятие достигается во многом его поведением в соответствии с полоролевыми стандартами. Начиная с трехлетнего возраста, дети, особенно мальчики, осознанно или неосознанно подкрепляют типичное для определенного пола поведение друг друга. Именно образы-эталоны мальчиков и становятся наиболее эффективными моделями для детей обоих полов.

И. С. Кон утверждал, что общество сверстников как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих, гораздо более жестких, чем в семье, критериев маскулинности-фемининности, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность [113]. Фемининные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки. Однако есть одно важное различие: хотя девочки предпочитают дружить с фемининными сверстницами, их отношение к маскулинным девочкам остается положительным, в то время как мальчики резко отрицательно оценивают фемининных ровесников [219].

Ориентация на мнение сверстников в определенные возрастные периоды становится решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни. Потребность в самоутверждении в кругу сверстников может толкать индивида на отказ от своих способностей, на изменение жизненных целей и планов. В работе Л. В. Поповой [165] приводятся данные об оценке возможного вклада основных факторов в интеллектуальную продуктивность. Так, Дж. Галлагер утверждает, что 30-50 % приходится на такой фактор, как способности к овладению абстрактной системой символов, а 15-20 % – на влияние сверстников. Эти усредненные показатели даны без учета половозрастных особенностей, тогда как известно, что с раннего детства девочек ориентируют на межличностные отношения, на связь с другими людьми. Исследователи предполагают, что для девочек влияние сверстников более значимо и превышает приведенный выше показатель.

Именно в подростковом возрасте начинается процесс маскировки одаренности. Так, согласно американским данным, в начальной школе девочки составляют половину всех одаренных детей, к старшим классам они составляют уже одну треть от одаренных (L. К. Silverman, по [219]).

Каждый ребенок осознает себя и любого другого ребенка через призму пола. Это осознание пронизывает все существование ребенка и, конечно же, не может не отразиться в его представлениях о себе и других людях. Пол человека, и свой собственный прежде всего, является своего рода спусковым механизмом для формирования схемы образа человека, для оценки его личности и поведения. Верно определенный пол определяет и основной стереотип восприятия этого конкретного человека: те основные метки и критерии, по которым будут происходить основные измерения качеств, возможностей и поведения человека.

Для ребенка определение пола сверстника, пожалуй, даже более важно, чем для взрослого определение пола другого взрослого, а тем более ребенка. Во взаимоотношениях детей, уже начиная со старшего дошкольного возраста, а возможно, и раньше (что касается детей, прошедших систему общественного дошкольного воспитания, то, по крайней мере, начиная с момента раздельного высаживания детей на горшки), определение пола сверстника определяет стратегию и тактику познания этого сверстника, установления контакта и дальнейшего взаимодействия с ним. Вначале определяется пол и уже затем: симпатичен мне или нет, хороший или плохой, умный или глупый и т. д.

Сегодняшняя мода, в том числе и детская, нередко существенно затрудняет биологически и исторически естественный процесс познания другого человека, начинающийся с определения его пола. И это затрудняет процесс установления контакта географической широты не позволяют провести ее по четким анатомическим признакам, тогда особую роль начинает играть умение делать это по психологическим критериям. Тогда в формирование социально-перцептивных навыков активно включается не только сознание, но и интенсифицируются неосознаваемые психические процессы. Осознанное или неосознанное определение психологических критериев познания человека крайне необходимо ребенку не только для познания других, оно необходимо ему и для познания самого себя, для того чтобы точнее определять свои возможности, цели и пути их достижения. А все это находит отражение в образе самого себя и в отражении тех или иных качеств других людей.

В наших исследованиях [198; 201; 202] выявились ряд интересных тенденций в отражении гендерных особенностей детских Я-, Ты-образов:

1. Возрастные колебания в синхронности положительных и отрицательных оценок мальчиков и девочек.В младшем школьном возрасте самые большие различия в оценках между мальчиками и девочками. Оценки симпатичных детей у мальчиков существенно ниже, чем соответствующие оценки девочек, при этом оценки, которые они дают симпатичным девочкам, значительно ниже, чем оценки, даваемые симпатичным мальчикам. Аналогичная, но менее ярко выраженная половая сегрегация отмечается и у старших школьников. У детей среднего школьного возраста, как у девочек, так и у мальчиков, такого разделения не обнаруживается. Вероятно, это связано с тем, что в младшем подростковом (среднем школьном) возрасте самая низкая эмоциональная нагруженность восприятия мальчиками противоположного пола, то, что 3. Фрейд называл латентным периодом сексуальности.

2. Снижение категоричного негативизма по отношению к несимпатичным детям.Наиболее последовательно эта тенденция отмечается у девочек. От младшего школьного возраста к старшему у девочек значительно снижается количество однозначно отрицательных характеристик несимпатичных им сверстников разного пола. У мальчиков не такое однозначное падение негативизма. Оно более избирательно, в зависимости от пола. Во-первых, их негативизм практически во всех случаях, за исключением отношения к сверстницам среднего возраста, существенно ниже (особенно в юности), чем у девочек. Во-вторых, интенсивность негативизма мальчиков в большей степени определяется полом отражаемых сверстников, чем у девочек. У младших и старших школьников негативизм к несимпатичным сверстницам ниже, чем по отношению к несимпатичным сверстникам. У подростков – наоборот, но их негативные оценки девочек лишь незначительно выше, чем такие же оценки мальчиков.

3. Значение социальных компонентов в характеристиках, даваемых мальчиками и девочками своим сверстникам и сверстницам, связано с возрастом и полом детей.В младшем школьном возрасте и для мальчиков, и для девочек социальные компоненты в характеристиках мальчиков имеют гораздо большее значение, чем в характеристиках девочек. У подростков объем социальных характеристик уже фактически не связан с половой принадлежностью сверстников. А у старшеклассников социальные характеристики более важны при описании сверстников своего пола, в то время как в отношении противоположного пола большее значение имеют телесные характеристики. Но это уже четвертая тенденция, касающаяся всех возрастов.

4. В любом возрасте и для мальчиков, и для девочек телеснофизические характеристики представителей противоположного пола несколько более важны, чем аналогичные характеристики представителей своего пола. Наиболее существенно эта тенденция проявляется в юности.Эта тенденция в комментариях не нуждается. Необходимо лишь еще раз уточнить, что в данном случае все дети описывали реальных, а не гипотетических сверстников. Следовательно, эти данные несколько противоречат известному житейскому мифу, активно живущему как в массовом сознании, так и в профессиональном сознании сексологов и нашедшему свое отражение в известной немецкой пословице: «Мужчина любит глазами, а женщина – ушами». Оказывается, как минимум, с младшего школьного возраста и, безусловно, в старшем школьном возрасте для большинства женщин реальные телеснофизические характеристики противоположного пола имели большее значение, чем стати сверстниц.

5. Независимо от пола, возраста и отношения детей к сверстникам, в отражении ими ровесников волевых компонентов в образах мальчиков больше, чем в образах девочек.В числовом выражении эти различия совсем незначительны, но постоянны для всех категорий образов и отражают житейские стереотипы.

Интересно как раз то, что стереотип предполагает значительно более существенные различия, чем проявляются в отражении реальности. В реальности же наблюдается серьезное противоречие между тем, что дети отражают в сверстниках, и то, что они осознают у себя.

В целом, можно сделать вывод, что статус подростков, отражающих своих ровесников, имеет меньшее значение при отражении сверстников, чем их пол. В то же время в формировании у подростков образа отражаемых детей имеют значение и пол этих детей, и эмоциональное отношение к ним.

Наши рекомендации