Субъект-объектные отношения и образ ребенка
Личностные особенности педагога проявляются в содержании компонентов структуры образа и отношении к объекту. Характеристика образа ребенка дает возможность выявить отношение к ребенку как к объекту воздействия либо как к субъекту развития.
Практическая работа с разными категориями педагогов показала, что многовековой спор о том, кем является ребенок: «чистой доской» или самостоятельной личностью, – далек от завершения. Фактически у каждого человека, профессионально работающего с детьми, есть свой индивидуальный стержень образа ребенка, в основе которого лежит отношение к ребенку.
Анализ данных, полученных с помощью методики «20 высказываний», показал, что все многообразие конкретных определений ребенка можно обобщить по разным основаниям. Одним из таких оснований может быть классификация, основанная на проявляющихся в этих простых, в подавляющем большинстве однословных, высказываниях субъектно-объектных отношений.
Все варианты полученных характеристик ребенка можно свести к шести типам:
а) ребенок характеризуется как пассивный объект, изменяющийся под воздействием взрослых;
б) в характеристике преобладают черты субъекта, но при этом считается, что взрослый оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка;
в) ребенок характеризуется как активный субъект, практически не зависящий от влияния взрослых;
г) ребенок характеризуется как инертный субъект, мало реагирующий на воздействия взрослых;
д) в характеристике ребенка преобладают черты активного субъекта, но имеются отдельные черты инертного объекта, в целом взаимодействующего со взрослыми;
е) в характеристике равномерно представлены черты объекта воздействия и субъекта развития.
Эти характеристики можно более коротко обозначить следующим образом: а) «пассивный объект»; б) «активный объект»; в) «активный субъект»; г) «пассивный субъект»; д) «активно-инертный субъект»; е) «субъектный объект».
Первые два варианта отличает не зависящее от активности ребенка явное доминирование того, кто характеризует ребенка как объект своего воздействия, следовательно, их можно объединить в один вид – «объектные» характеристики.
Третий и четвертый варианты характерны для тех, кто придерживается в отношении детей принципов: «ребенок лучше знает, что ему полезней», «что бы дети ни делали – лишь бы не мешали» или »каким уродился – таким и пригодился», – и относится к ним как к достаточно самостоятельным субъектам развития. Эти два вида характеристик можно объединить в один – «субъектные» характеристики.
При анализе пятого и шестого вариантов можно выделить два принципиально различных типа данных вариантов описания ребенка.
Варианты одного типа отличаются объективностью, можно сказать, стереоскопичностью отражения детей. В них дети предстают «в единстве и борьбе противоположностей». В описаниях непредвзято отражаются как положительные, так и отрицательные характеристики ребенка при общем, безусловно, положительном к нему отношении. Оба варианта данного типа можно объединить в один – «субъект-объектных» характеристик. Варианты другого типа отличаются не противоречивостью даже, а именно непоследовательностью суждений, и характеризуют детей то как активных, то как пассивных, в общем-то, самостоятельных, но только в определяемых им пределах, при общем равнодушно-безразличном отношении к детям. Эти варианты можно объединить в тип «объект-субъектных» характеристик.
Последние два варианта по структуре позитивно-негативных соотношений в описаниях детей и по уровню предвзятости этих высказываний не столь существенно отличаются друг от друга, сколь от предыдущих вариантов, но при этом принципиально различаются по параметру заинтересованности или равнодушия в отношении к детям. При анализе описаний представлений о детях бывает непросто определить реальный тип отношения к детям, характерный для представителей этих внешне похожих, но сущностно противоположных типов. Но люди, непосредственно включенные в процесс воспитания (взрослые и особенно дети), как правило, достаточно точно определяют эти варианты.
В итоге можно выделить четыре основных типа характеристик детей, отражающих три варианта образа ребенка, отражаемых его окружением и представляющих ребенка как: а) «объект»; б) «субъект»; в) «субъектный объект»; г) «объектный субъект».
Образ ребенка, доминирующий в сознании взрослых, определяет и доминирующий стиль их взаимодействия с ребенком. Следовательно, определение типа образа ребенка позволяет косвенно выявить характерный для взрослого стиль взаимодействия с ребенком:
вариант а) ребенок – «объект» – директивный стиль;
вариант б) ребенок – «субъект» – демократический стиль;
вариант в) ребенок – «субъектный объект» – патисипативный стиль;
вариант г) ребенок – «объектный субъект» – попустительский стиль.
Каждый тип образа ребенка имеет различные вариации.
Данная типология образа ребенка является лишь одной из гипотетического множества возможных умозрительных классификаций реально существующих комплексов представлений педагогов о детях.
Детальный количественный и качественный анализ этих типов обобщенных образов и их связи с другими характеристиками (например, с Я-образами или психогеометрическими) представляется весьма перспективным, но не входит в программу данного исследования, так как предлагаемая типология весьма многозначна и нуждается в отдельном исследовании.