Параметры вариативности образа ребенка
Под индивидуальностью образов в данном исследовании понимается специфическое своеобразие стержневых характеристик образов объекта у различных субъектов.
Неоднородность характеризует различие структур и содержания разных и однотипных образов как у одного, так и у многих субъектов.
Вариативность рассматривается как наличие различных вариантов образа одного и того же или различных объектов единого класса у одного субъекта. Например, образ ребенка в сознании взрослого при наличии общего стержня имеет множество вариантов. Конкретные образы «своего» и «чужого» ребенка будут весьма отличаться, так же как образы мальчиков и девочек, старших и младших, городских и сельских, отдыхающих и учащихся, холериков и меланхоликов и т. п.
Вариативность образа ребенка ситуативна и контекстуальна, т. е. она зависит от конкретной ситуации и того контекста, в котором происходит актуализация (осознание) образа или его неосознаваемое использование в качестве регулятора педагогической деятельности.
Вне зависимости от ситуации и контекста на вариативность образа ребенка в сознании педагога влияют два фактора: во-первых, это сам ребенок, т. е. объект, образ которого формируется, во-вторых, это педагог, т. е. субъект, который формирует образ.
Вариативность компонентов структуры образа зависит не столько от объекта, образ которого осознается, сколько от субъекта, осознающего этот образ. В то же время на вариативность образа, как мне кажется, оказывают основное влияние следующие характеристики объекта (ребенка): а) возраст; б) темперамент; в) пол; г) среда (город, село); д) род занятий и образование родителей; е) ведущий тип деятельности (игра, учеба); ж) национальность; з) родственные отношения с субъектом («свой» или «общественный» ребенок).
Из всех этих характеристик наиболее осознаваемыми для субъекта являются возраст и родственные отношения (именно об этом, как правило, чаще задают уточняющие вопросы при получении задания, связанного с описанием ребенка, реже задают вопросы об особенностях его темперамента).
При проведении опросов, направленных на изучение социальных установок в отношении детей, для того чтобы максимально снизить влияние характеристик объекта, в инструкции особо важно подчеркивать необходимость представить и описать типичного, «среднего» ребенка. Тем самым удается выявить основу некоего «эталона», в соответствии с которым происходит отбор конкретной информации, необходимой для формирования конкретного образа того «эталона», на который накладывается, с которым сличается реальный человек для того, чтобы определить, к какому типу (виду, классу, группе) людей он относится и, соответственно, как, по какой схеме строить с ним отношения. Но, как показывают проведенные нами эмпирические исследования, этого же результата, т. е. выявления структурно-стержневых характеристик, являющихся ключевыми при формировании представлений о детях в частности и о людях в целом, можно добиться, если получить от этого человека несколько описаний его представлений о людях. Причем, не так уж важно, будут ли это описания разных людей или одного и того же человека (но все же в этих целях предпочтительнее получить отражение представлений о разных людях, так как палитра описаний будет богаче).
Данные ряда исследований [20; 34; 49; 82; 101; 118; 198; 215; 223; 235 и др.] позволяют сделать вывод, что вариативность компонентов образа ребенка зависит не столько от объекта, образ которого осознается, сколько от субъекта, осознающего этот образ. Эти данные согласуются, в частности, с изысканиями В. М. Аллахвердова, приведшими его к выводу о том, что работа сознания направлена, прежде всего, на подтверждение своих ожиданий и начинается эта работа с отождествления этих ожиданий и действительности [6, 495].
Вариативность образа ребенка зависит от многих объективных и субъективных параметров субъекта. Под объективными параметрами понимаются сложившиеся формализованные, стабильные характеристики субъекта, продуцирующего образ ребенка. Субъективные параметры включают индивидуально-психические характеристики личности, актуализирующиеся у субъекта в момент продуцирования образа.
Объективные параметры:а) социальное положение по отношению к детям вообще и конкретному ребенку в частности (родитель, близкий или дальний родственник, знакомый, посторонний и др.); б) профессия (воспитатель, учитель, администратор школы, уборщица, врач, милиционер и др.); в) возраст; г) общая культура (включая национальные и региональные особенности); д) образование; е) наличие собственных детей; ж) стаж работы; з) место проживания (страна, регион, город, рабочий поселок или сельская местность).
Субъективные параметры.Под субъективными параметрами субъекта понимаются индивидуально-психические особенности носителя образов, такие как особенности его познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферы, различные личностные характеристики.
Можно выделить три типа факторов, влияющих на формирование субъективных параметров:
а) общение с детьми;
б) общение со взрослыми, связанное с детством;
в) не связанная с детьми деятельность, определяющая развитие личности.
Каждая из этих групп факторов формируется в двух периодах: в детстве и в зрелом возрасте. Выделение двух периодов обусловлено естественной возрастной специфичностью формирования параметров, определяющих вариативность образов ребенка. Причем влияние первого периода на последующий оказывается, как правило, определяющим, о чем убедительнейшим образом свидетельствует работа Е. В. Сидоренко [195].
В итоге можно выделить шесть основных групп факторов, влияющих на формирование субъективных параметров:
1. Индивидуальный жизненный опыт детства:
1.1. Опыт взаимодействия со взрослыми:наличие родителей и прародителей, их статус, взаимоотношения с ними; отношения и опыт взаимодействия: с педагогами, со знакомыми и незнакомыми взрослыми; стиль воспитания в семье, детском саду, школе; включенность в совместную со взрослыми деятельность; разнообразие видов совместной деятельности (игра, отдых, труд, учеба) и их конкретных форм.
1.2. Опыт взаимодействия с детьми: наличие, количество, пол и возраст сиблингов и кузенов, взаимоотношения с ними; отношения, опыт и разнообразие взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
1.3. Опыт самостоятельной деятельности в детстве: эмоциональный опыт: эмоции и чувства, их спектр, модальность, глубина переживаний; конативный опыт: навыки и привычки, любимые и нелюбимые занятия (в том числе уроки), интересы и увлечения, их объем, устойчивость, качество и вариативность; когнитивный опыт: знания и умения, их широта, полнота, точность, значимость; креативный опыт: способности и успехи, их разнообразие, интенсивность, продолжительность и значительность.