Развитие способности к социально-перцептивному предвидению у будущих учителей
Социально-перцептивное предвидение предполагает, с одной стороны развитые перцептивные свойства, позволяющие составить основания для прогнозирования, с другой — наличие в памяти эталонов восприятия и определенных классификационных схем. Значит, одним из возможных путей актуализации способности к социально-перцептивному предвидению может быть развитие наблюдательности как одного из свойств сенсорной организации человека. В диссертационном исследовании Е. К. Чераневой [233], выполненном под нашим руководством, проверялась гипотеза о влиянии целенаправленного развития наблюдательности студентов на развитие их способности к социально-перцептивному предвидению. Проводился тренинг наблюдательности, разработанный Л. А. Регуш [181]. В качестве оснований для таких предвидений выступает восприятие лицевой экспрессии, поэтому до и после тренинга наблюдательности замерялись умения студентов «читать» эмоции по лицу человека, а также исследовались их прогнозы о речевых высказываниях сокурсников в ситуациях, содержащихся в тестах С. Розенцвейга. В исследовании приняли участие студенты 4 курса, 150 человек.
Для проверки умения читать эмоции по лицу использовался тест на чувствительность к значениям выражения лица (The Facial Meaning Sensitive Test (FMST)).
Он состоит из 30 фотографий, на которых изображено лицо девушки, отражающее переживание 10 эмоций с различной степенью интенсивности. Для различения степени интенсивности той или иной эмоции, нужно проявить свою способность к видению в динамике эмоций, переживание которых отражается в лицевой экспрессии. На фотографиях были изображены следующие эмоции: счастье, грусть, удивление, гнев, страх, презрение, отвращение, интерес, решительность, смущение.
Под влиянием тренинга достоверные сдвиги в сторону положительных значений произошли в способности оценивать эмоции презрения, интереса и решительности. Презрение и решительность относятся к эмоциям, распознавание которых опирается как на мимические, так и на пантомимико-соматические эталоны восприятия. Поэтому они опознаются успешнее. Развитие умений читать эти эмоции говорит о том, что в результате развития наблюдательности повысилась чувствительность к мимическим проявлениям при восприятии другого человека. Улучшение чтения эмоции интереса, по нашему мнению, связано с уменьшением «ошибки тождества» и переструктурированием основных социально-перцептивных эталонов.
Мимические проявления интереса студенты в основном «путали» с мимическими проявлениями радости. Положительные изменения в чтении эмоций грусти, удивления, страха, гнева и отвращения после тренинга не являются статистически достоверными и их можно рассматривать только как тенденцию к повышению. На возможность дальнейшего совершенствования умения читать эмоции по лицу указывает и тот факт, что по завершении тренинга студенты выразили желание совершенствовать полученные знания и навыки.
Анализ индивидуальных показателей студентов позволил сделать вывод о том, что после тренинга профессиональной наблюдательности произошли достоверные положительные изменения в умении чтения эмоций по лицу (р £ 0,01). Доказательством этому служит также и то, что количество студентов с высоким уровнем данного умения (выше 19 баллов) увеличилось более, чем в два раза (10 человек до тренинга и 21 – после тренинга).
Среди качественных изменений наиболее ярко прослеживаются четкая дифференциация по эмоциям предъявляемых фотографий и уменьшение количества ответов, отражающих недифференцированный характер восприятия. При этом уменьшилось количество ошибок, связанных с «путаницей эмоций». Отмечено также повышение скорости чтения эмоций по лицу: при первом предъявлении методики среднее время выполнения составило 12,5 мин, после тренинга, при повторном предъявлении – 9,3 мин. Как известно, оперативность и дифференцированность социальной перцепции с опорой на существенные признаки значительно повышают эффективность социально-перцептивного предвидения.
Динамика результатов, которые показали студенты при чтении эмоций по лицу, обозначена на графике, представленном на рис. 3. На оси абсцисс графика находятся названия эмоций, которые требовалось распознать по предъявленным фотографиям, а на оси ординат – средние значения по группе (в баллах) при опознании каждой эмоции. Наиболее ярко изменения прослеживаются в умении чтения эмоций презрения, интереса, решительности. Можно сказать, что изменения социальной перцепции, наблюдаемые после тренинга наблюдательности, обусловлены изменением структуры и обобщенности социально-перцептивных эталонов восприятия.
Другим показателем развития способности к социально-перцептивному предвидению явились прогнозы студентов о речевых высказываниях сокурсника, которого они хорошо знают.
В качестве объекта анализа выступали интонационные характеристики речевых реакций на ситуации теста С. Розенцвейга. Мера их совпадения у прогнозиста и того человека, в отношении которого строился прогноз, позволяла говорить о точности прогноза.
Рис. 3. Динамика умения читать эмоции по лицу
У студентов, прошедших тренинг, показатели способности к предвидению интонационных характеристик речи изменились в лучшую сторону у 55,7% студентов (44 человека).
Отсутствие изменений в точности прогнозов после тренинга наблюдалось у 20,25% студентов. У 24,05% испытуемых (19 человек) показатель умения предвидеть интонационные изменения речи уменьшился. Отрицательный сдвиг возможен в силу того, что после тренинга студенты предсказывали ответы менее знакомого человека, чем до тренинга. Наличие почти 50% студентов, имеющих нулевой или отрицательный результат позволяет усомниться в обусловленности успешности социально-перцептивного предвидения только таким механизмом как проекция, т. е. перенос своего ответа на ответ другого. Возможно, на результат предвидения в процессе социальной перцепции оказывает влияние идентификация субъекта с объектом восприятия, что тоже будет способствовать точности предвидения. Аналогичные данные получены в исследовании Л. В Лежниной [125], которая проверяла влияние тренинга наблюдательности на точность эмпирических прогнозов и также использовала в качестве стимульного материала для построения прогнозов ситуации из теста С. Розенцвейга. Корреляционная связь между результатами наблюдательности и точностью прогнозов выражена величиной коэффициента корреляции 0,51, что соответствует значимости р < 0,01.
Таким образов, в цикле проведенных нами работ удалось доказать, что в педагогической деятельности широко используются эмпирические прогнозы, качество которых зависит от уровня развития социально-перцептивных способностей действующих и будущих педагогов. Во-вторых, нами разработаны и внедрены в практику профессиональной подготовки будущих педагогов тренинги по развитию наблюдательности, которые служат основанием для развития способности к социально-перцептивному предвидению .