Случаи из практики работы с авторской сказкой
Случай Надежды
На консультацию пришла женщина. На вид ей было около сорока лет: шаркающая походка, опущенные плечи, потухший взгляд. Ее внешний вид говорил о том, что ей не интересно следить за собой.
В процессе общения оказалось, что ей 26 лет и привела ее к психологу проблема взаимоотношений с мужем. По ее словам, он не только безразличен к ней, но и является «гирей, прикованной цепью к ноге, которую надо перетаскивать с место на место, испытывая при этом физическую и душевную боль». Женщина сформулировала свой запрос так: «Помогите изменить его!»
Когда к психологу обращаются с подобным запросом, совершенно очевидно, что проблема состоит в индивидуальных особенностях клиента. Но что именно в этой женщине привело к такому положению в ее семье, необходимо исследовать дополнительно.
Естественно, находясь в состоянии стресса и обвиняя во всем партнера, женщина не склонна адекватно рассуждать о собственных теневых структурах, создавших драматическую ситуацию. Она желает перевести внимание психолога на свои беды, переживания несправедливости по отношению к ней, недостатки партнера, поэтому будет активно сопротивляться призывам к рефлексии.
В этом случае психологу необходимо действенное психодиагностическое средство, которое позволит прояснить ситуацию. При этом важно понимать, что использование стандартизированной методики может вызвать сопротивление и актуализировать защитные механизмы. Поэтому психологу нужно «усыпить бдительность» теневых структур клиента.
В подобной ситуации наиболее полную информацию о внутреннем мире человека представит его сказка. Но сразу предложить Надежде написать сказку было бы не правильным. Ей нужно было время, чтобы актуализировался творческий ресурс, необходимый для сочинения сказки. Иными словами, с Надеждой необходимо было пройти стадию разогрева. О технологии разогрева мы говорили в первой главе, здесь же мы расскажем, как происходил разогрев с Надеждой.
Разогрев производится с клиентом для решения следующих задач:
1. Снижение уровня психоэмоционального напряжени;
2. Актуализация способности к рефлекси;
3. Актуализация творческого ресурса, способности к сочинению сказок.
Для решения этих задач психолог подбирает творческие задания, являющиеся в меру неожиданными для клиента. Например, рисунок, игра в песочнице, общение с куклой. Предлагая клиенту задание, психолог «подает» его под соусом «отвлечения от проблем». Это может выглядеть следующим образом: «Я представляю, как сложно все время находиться в состоянии напряжения. Вероятно, у вас накопилась огромная усталость. Вы все время думаете об этих неприятностях, и от этого ваше состояние становится еще более сложным. Вы знаете, мудрецы говорят, что для решения проблемы необходимо отстраниться от нее, посмотреть со стороны. Давайте попробуем сейчас это сделать. Например, так... (немного порисовать, выбрать куклу, погрузить руки в песок и пр.)».
В качестве разогрева Надежде было предложено нарисовать «Мой мир» цветными карандашами. Она выбрала черный карандаш и нарисовала в центре листа маленькую букву «Я», заключенную в круг. Далее она дорисовала вокруг различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, овалы и соединила их между собой стрелками и штриховкой. Надежда рассказала, что геометрические фигуры обозначают конкретных членов семьи. При этом из ее глаз непроизвольно катились слезы, не мешая ей выражать свои чувства.
Теперь, когда Надежда переключилась на творчество, отвлекшись от обид на супруга и жалости к себе, ей было предложено послушать сказку-притчу «Рассказ о песках» И. Шаха (текст этой сказки приведен на с. 38).
Прослушав сказку, Надежда перестала плакать и задумалась. Было видно, что состояние ее существенно изменилось: расправились плечи, она непроизвольно поправляла прическу, в речи появились уверенные интонации. В этот момент она не пыталась вызвать к себе жалость и сочувствие, как в первые минуты встречи. Немного поразмыслив, она сказала: «Действительно, если я не приму решение изменить что-то в себе, то ничего не получится».
Эти слова — важный показатель правильности выбранного пути разогрева. В процессе разогрева психологу необходимо подвести клиента к переформулированию запроса в том случае, если он был связан с изменением другого человека (у Надежды — «измените моего мужа»). Теперь она готова что-то менять в себе.
Чтение сказки, мифа, легенды, притчи подключает человека к глубинным архетипам бессознательного и актуализирует его способность к сочинению. После короткого обсуждения сказки клиент уже готов к созданию собственной истории.
Состояние Надежды стабилизировалось, и ей было предложено написать сказку самостоятельно, без участия психолога (в других случаях процесс создания первой сказки может происходить непосредственно на консультации).
Первая сказка Надежды
Улица
Однажды одна девочка пошла гулять на улицу. Улица была очень широкой и большой, а девочка — маленькой и беспомощной. Она не умела ориентироваться на улице и не знала, куда ей идти. И вот она заблудилась.
Ей было холодно и грустно, она хотела кушать. Наступал вечер. Кругом бежали прохожие и машины, а она шла одна-одинешенька.
Девочка захотела вернуться домой, но она не знала, как называется улица, где находится ее дом. Девочка хотела обратиться за помощью к прохожим, но они казались ее такими большими и страшными, такими занятыми и строгими, спешащими по своим делам, что девочка сразу терялась и забывала, о чем она хотела у них спрашивать.
Так она и шла, усталая и измученная. Боясь сама обратиться за помощью, она надеялась, что хоть кто-то заметит ее состояние и обратит на нее внимание, всматривалась внимательно в лица людей, заглядывала им в глаза. Но никому не была интересна несчастная маленькая девочка. Потом она устала идти и присела на скамейку, продолжая также всматриваться в лица.
Так она уснула на скамейке и во сне умерла.
Психологический анализ первой сказки Надежды