О том, кого я люблю, ругаюсь и принимаю, так как изменить не в силах
Внешне я бы описала свою бабушку так.
Пожилая женщина, старушка лет 75, хотя ей 65, небольшого роста, худенькая, слабенькая на вид, как птенчик, темноволосая, с кичкой из жиденьких, похожих на крысиный хвостик волос.
Мы с ней не сходимся характерами, поэтому очень часто ругаемся. Она очень обидчива (часто наши ссоры заканчиваются слезами), несовременна — живет, словно время остановилось, излишне услужлива, часто своим рвением она раздражает, а иногда, пытаясь сделать как лучше, делает только хуже. Бабуся слишком наивна и слишком доверчива по отношению к чужим людям (у нее не возникает мысли, что другие могут завидовать и несчастье одного не всегда вызывает сочувствие у другого). Любит «растрепать» своим подружкам то, что говорить не следовало бы, что не обязательно нужно знать всем, что касается только семьи.
Сколько ни говоришь ей об этом, она знай свое, поэтому иногда приходится не договаривать ей чего-то.
Я считаю, что бабуся добрая, но не к месту прикладывает это добро. Боюсь, она не все понимает, что сама делает: иногда говорит (желает) человеку такое, что мурашки по коже.
Я люблю ее, но долго находиться с ней рядом не могу. Редкие встречи и общение по телефону доставляют радость и чувство нежности к ней, а совместное проживание выливается в постоянные мелкие стычки.
Что ценно: она любит меня, беспокоится, может меня выслушать, посочувствовать, готова помочь, желает нам всем добра.
Такого рода сказки помогают авторам отреагировать противоречия, возникающие в процессе общения с родителями и другими близким людьми. В контексте психологической работы, взяв за основу такую сказку, возможно формировать навыки коммуникативной компетентности.
Сюжет четвертый: семья как «малая родина»
В действительности, родительская семья является для ребенка «малой родиной». В процессе семейных взаимоотношений приобретается опыт переживания различных чувств, преодоления трудностей, опыт ощущения защищенности, любви, единства. Родители часто выступают в качестве чутких дарителей, наставников. С другой стороны, актуализируется страх потери семейного единства, потери родителей. Сказки такого рода являются отражением неосознанного процесса самотерапии, а также формирования «нравственного иммунитета». Мы приведем несколько примеров без комментариев.
Лера, 10 лет
Под Новый год
В этом году Вера мечтала о Новом Годе. До него осталось несколько дней. Мать торопилась: все готовила, убирала.
Вера все думала, что ей подарить на Новый год родителям. Сама она хотела большого плюшевого мишку.
Отец хотел быть Дедом Морозом на Новый год. Но ничего не вышло. Папе пришлось уехать в Москву по делам. Мама, бабушка и Вера остались дома одни.
Перед самым Новым годом пришлось уехать и маме. Это был ужасный момент.
Но 30 декабря вернулись и мама и папа. Девочка уже переживала, что не будет Нового года. Оказалось, что они ездили за подарками. Это был лучший Новый год.
Виргиния, 15 лет
В одной деревне, которая ничем не отличалась от других деревень, жила девочка. Она была очень красивая, умная, воспитанная и очень общительная. Все ее друзья любили с ней играть, общаться и проводить свободное от учебы время. Однажды в их школу пришел запрос, чтобы самого лучшего ученика отправить учиться в городскую школу.
— Доброе утро, дорогие ученики! Сегодня у меня хорошая, а с другой стороны, плохая весть. Нашу любимую Наташу отправляют учиться в город! — сказала Галина Ивановна.
— Я не хочу ехать, — сказала Наташа.
Девочка была очень расстроена и, придя домой, все рассказала мамуле.
— Доченька, этим надо гордиться. Я буду писать тебе письма, а на праздники ты будешь приезжать.
Спустя неделю мама и все друзья провожали Наташу в большой город. Эта деревня отличалась гостеприимством, доброжелательностью и дружелюбием.
— Пока, мы будем тебе писать, — в один голос кричали ее друзья. Когда Наташа приехала в город, ей было очень грустно, так как друзей в
городе у нее не было, все ребята общались в компании, а с ней даже не захотели знакомиться. В душе и физически она осталась одна. Наташа усердно занималась, но улыбки на ее милом личике больше не было.
Вскоре ей стало невозможно жить в этом эгоистичном мире, и она решила вернуться домой. Купила себе билет и села в поезд до своей деревни.
С тех пор как она вернулась в деревню, все встало на свои места: любимые друзья, мама и родная школа.
Миша, 16 лет
Это был морозный предпраздничный вечер. Настроение у всех было праздничное. На улицах мелькали фонари большого потока машин, одна машина сменяла другую, поток не убавлялся. Люди суетились, готовились к празднику, бегая по магазинам.
Одна девочка, звали ее Анфиса, готовилась к празднику, наверное, больше других. Новый год — праздник, который она любила больше других. Она верила в Деда Мороза и очень любила этого старика с белой бородой в красном кафтане.
В этот Новый год она хотела чего-то особенного. В записке, которую она написала Деду Морозу, Анфиса написала, что хочет, чтобы в этом году исполнилась ее мечта. Она не указала, чего хочет (потому что она мечтала о многом, ее переполняли всякие сокровенные желания), описав только приблизительно ее желания.
Как когда-то говорил ей папа, чтобы Дед Мороз забрал записку, нужно положить записку себе под подушку и помощники Деда Мороза, проходя по всем квартирам, заглянут и в твою и заберут записку.
Анфиса так и сделала. На следующее утро она совсем забыла про записку и не посмотрела под подушку, и когда папа стал убирать постель своей дочки, он увидел конверт и вспомнил, что рассказывал своей дочери.
Он прочитал записку, но не понял, что хотела дочка выразить этим письмом и какой подарок она хочет.
После завтрака девочка вспомнила про записку и решила проверить, сбылось ли то, что говорил папа. Ее радости не было предела, она не увидела под подушкой записки.
В день праздника она считала секунды, каждые пять минут смотрела на часы и с нетерпением ждала ночи.
Папа же, прочитав еще несколько раз записку, так и не смог догадаться, чего пожелала дочь, он и так хотел сделать в этот Новый год своей дочери очень приятный подарок.
Он решил подарить ей подарок от чистого сердца. Долго он бегал по магазинам в поисках чего-то такого, чтобы это обрадовало дочь.
Время подходило к двенадцати часам, дочь уже не может терпеть, стол накрыт, а папы все нет. Анфиса очень волнуется, выполнит ли Дед Мороз ее просьбу, ведь она понимает, что Дед Мороз один, а детей много. И уже не надеясь, в последние секунды до Нового года, домой заходит отец и дарит ей подарок.
Это был самый незабываемый ее Новый год.
Наталья, 16 лет
Это произошло в сказочном лесу. Среди деревьев и кустарников жило много звериных семей. Все они были соседями и дружили, веселились и праздновали что-то всегда вместе.
Время было зимнее, и на пороге уже стоял Новый год, звери готовились, и каждый копошился в своем уютном домике, точно так же как и наша белка. В доме мамы-Бельчихи жило двое бельчат: старший сын и младшая дочка. Жили они всегда счастливо и дружно, но дети стали подрастать, и с каждым днем они все больше и больше отходили от родного дома. Мама Белка, конечно, замечала это, но терпела. Она все чаще и чаще стала замечать, что у детей появляются какие-то новые знакомства вдали от дома и свои секреты. Белка переживала из-за того, что дети как-то разошлись по разным сторонам, но слезы прятала в себе и не показывала своих тревог. А дети становились старше и старше, с каждым днем они чувствовали себя опытнее и взрослее. Проходило время, наступил Новый год, а в доме Белки все было по-старому...
Но однажды дети, как обычно, гуляя, вдруг напоролись на препятствие в своей жизни, на свою первую проблему. Бельчата начали большими темпами вязнуть в пучине взрослых проблем и, кидаясь из стороны в сторону, искать помощи и понимания. Друзей было много, но все они в трудную минуту не стоили и ломаного гроша. Дети мучились и переживали. Белка, конечно, заметила своим трепетным, огромным материнским сердцем то, что дети переживали, и, конечно, простив за все, подошла, приласкала и помогла.
Так вот на этом сказочном примере вы, люди, учитесь, никогда не уходите от родного дома, ведь там лишь ласковое и понимающее сердце матери -стремления в жизни расходятся, но замыкаются у родного дома.
Пример психологического анализа сказки
В качестве примера приведем психологический анализ сказки Марии.
Мария, 14 лет
В одном небольшом городе жила маленькая девочка. Ей было всего пять лет, а звали ее Катей. Но в свои пять лет Катя была очень умной и понятливой. Она очень любила своих родителей, но когда девочке исполнилось шесть лет, они умерли, и Катя переехала к тете и дяде. Родственники надеялись, что Катя не поймет, что случилось, но ведь она была очень понятливой.
Еще в пять лет у Кати было очень много страхов: она боялась темноты, буку, живущего под кроватью, замкнутых пространств, но она всегда могла побежать к родителям и чувствовать себя защищенной. Теперь же Катя осталась со своими страхами наедине.
Шло время, Катя взрослела. И вот ей уже не шесть, а двенадцать лет. Но с каждым годом количество страхов у нее росло: непобежденные страхи порождали все новые и новые. Катя стала очень запуганной, нелюдимой, всегда хмурой. И вот наступил Новый год. Катя очень не любила этот праздник, ведь именно под Новый год умерли ее родители. Она запиралась в своей комнате, забивалась в угол и плакала.
Но вот часы пробили полночь. Все вокруг Кати закружилось, засияло... Она оказалась уже не в своей комнате, а в каком-то необычайно красивом месте. Ей стало вдруг легко и свободно. Наконец-то она перестала бояться. И тут она увидела своих родителей. Ее мама подошла к Кате и, обняв, сказала ей: «Ничего не бойся, ведь мы всегда будем с тобой. Забудь свои страхи и печали, мы всегда будем оберегать тебя».
Наутро Катя проснулась в своей постели, и ей действительно было не страшно! Тут в комнату вошла тетя, принеся с собой белую кошку и черного кота, и сказала, что нашла их на пороге.
Катя была уверена, что это ее родители, и она поняла, что не надо ничего бояться, ведь ее родители теперь всегда будут с ней.