Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции
Многие дети, являясь единственными в семье, мечтают иметь брата или сестру. С другой стороны, немало и тех, кто, имея брата или сестру, мечтают быть единственными в семье, чтобы вся любовь и забота родителей принадлежала лишь им.
Обращения к психологу из-за конфликта между детьми нередки. И в народных сказках распространен сюжет конфликта, предательства по отношению к одной из сестер или братьев.
Олег, 12 лет
Однажды утром один мальчик и его братья вышли в поле и вспомнили, что вчера они вязали снопы, на поле было двенадцать снопов. Сноп, который был в кругу, стоял прямо, а другие одиннадцать были наклонены к нему. Сноп, который был в кругу, был этого мальчика. Но братья увидели это и невзлюбили его и сказали, что он нагнул их снопы к своему снопу.
И как-то вечером братья пасли овец, отец и говорит мальчику: «Иди, отнеси братьям еду».
Мальчик взял еду и понес ее своим братьям. Братья его были разных мам, но от одного отца. Всего их было одиннадцать, если не считать мальчика.
Они увидели его, что он несет им еду, и схватили его за то, что отец дал ему красивую одежду, они поняли, что отец больше всех любит его. Они продали его и порвали его одежду и измазали ее в крови ягненка и сказали отцу, что его растерзал хищный зверь.
В этой сказке актуализирован конфликт между братьями. Сюжет этой истории распространен в народных сказках; он связан с темой предательства и переживанием несправедливости. Тема несправедливости, конкурентных взаимоотношений с братьями актуализируется в авторских сказках в двух основных типах ситуации:
1) наличие реального конфликта с братом (сестрой), конкурентные взаимоотношение между ними;
2) наличие реального конфликта со сверстниками.
Вероятно, для автора актуальны проблемы коммуникации со сверстниками, он ощущает себя изгоем в группе или пока неудачно претендует на роль лидера (в сказке к его снопу наклонены снопы остальных братьев).
Такой сюжет может быть ассоциирован недавно прочитанной сказкой. Во многих народных сказках братья, увидев знаки, говорящие о том, что им придется служить младшему брату, делают попытку убить его. Обычно юноша выживает, достигает успеха и братья просят у него прощения.
В сказке Олега достаточно указаний на ресурсы автора: добрый нрав, благоприятные взаимоотношения со взрослыми, лидерский потенциал. Трагический конец сказки, вероятно, связан с переживаниями автора. В контексте психологической работы важно сформировать у автора навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и разработать план приобретения авторитета в детской группе.
Маша, 15 лет
Жила-была маленькая девочка, и у нее была старшая сестра. Они не любили друг друга. Маленькую сестру любили больше, чем старшую. Старшая сестра все время била ее за это. Когда маленькой сестре подарили подарок лучше, чем старшей сестре, то старшая сестра отняла у нее подарок и оставила себе. Когда пришли родители, они увидели, как маленькая сестра плачет. Они спросили, что ты плачешь. Она рассказала им, и они пошли к старшей и начали разговаривать с ней. Поговорив со старшей сестрой, родители сказали ей: «Пойди, отдай своей сестре подарок». Старшая сестра поняла, что надо любить свою сестру, и то, что родная сестра у нее одна. Она пошла, отдала ей подарок, и они помирились. Они жили весело и счастливо.
В психологии есть специальный термин — «комплекс старшей сестры». Он выражается в том, что старшая сестра должна:
— нести ответственность за младшую;
— отдавать всю лучшее младшей;
— жертвовать своими играми ради заботы о младшей;
— жертвовать вниманием родителей в пользу младшей;
— с пониманием относиться к неожиданному внедрению младшей в ее личную жизнь и пр.
Другими словами, старшая все время «должна». Поэтому «комплекс старшей сестры» всегда связан с жертвенностью. Неудивительно, что это обстоятельство влияет на психологический статус старшей сестры.
Если в сказке проявилась «проблема старшей (реже — младшей) сестры», психологу придется очень тонко и виртуозно работать с ней. Дело в том, что психологической проработке придется подвергнуть параллельно две темы:
— самоуважения,
— формирования коммуникативных навыков сотрудничества с сестрой (и другими).
Таким образом, в случае актуализированного сюжета «братьев-сестер» основной задачей психолога будет формирование взаимоотношений сотрудничества.