Вариации первого этапа женской самореализации

В разных сказках и в разных женских судьбах показаны различные) пути и сценарии прохождения женщиной первого этапа самореализа­ции. Мы рассмотрим два основных пути:

1. Непрерывный путь, или «Последовательная метаморфоза»;

2. Дискретный путь, или «Возрождение из пепла». В первом случае мы застаем героиню в одном образе, а к концу сказки она качественно изменяется, например из Лягушки — в Василису, из Русалочки — в одну из дочерей воздуха, из обычной девушки — в Елену Премудрую; Психея превращается из царской дочери в жену, бога и обретает бессмертие, и т. д. Причем собственный рост и измене­ния героини сопрягаются с параллельными изменениями ее партнера.

В начале сказки герой и героиня чаще всего находятся на разных уровнях: он бог — она смертная, он принц — она русалочка, он царе­вич — она лягушка, он «земной» мужик — она из лесного или подзем­ного царства, она красавица — он чудовище. То есть в начале истории только самый прозорливый может увидеть в них «пару». Но в бессозна­тельное девушки уже закладывается информация о том, что путь к свя­щенному браку начинается от внешнего, видимого, социального, поверхностного неравенства.

Путь метаморфозы в обобщенном виде можно представить как не­сколько взаимосвязанных сюжетов.

А. Сюжет первый: отрицание неравенства. Царевич сжигает лягушачью кожу, не желая терпеть теневую сторону жены. Принц не может увидеть в русалочке свою спасительницу и выбирает другую жену. Амур не желает принять теневые ипостаси Психеи (в об­разе ее сестер), Психея не доверяет своему наитию и слушает сестер. В основе сюжета — отрицание неравенства и желание быстро «выровнять уровни».

Б. Сюжет второй: расставание. Поспешные и некоррект­ные по отношению к партнеру действия приводят к физическому рас­ставанию. Теперь у каждого свой путь. Должно пройти много времени, прежде чем пути героев вновь сойдутся на качественно новом уровне их развития. Расставание бывает связано и с подменной невестой: некая героиня занимает место истинной невесты или жены. Кстати, сюжет расставания часто встречается в авторских сказках о любви.

В. Сюжет третий: автономный рост. Сказки и мифы опи­сывают судьбы героев по отдельности. Она стирает у Кощея грязное бе­лье, он ищет ее, испытывает свою стойкость, мужество, терпение, доб­рое сердце, знакомится с новыми героями. У каждого из партнеров свои испытания в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Г. Воссоединение в другом качестве. Достигнув зре­лости, изменившись внутренне и внешне, герои воссоединяются. Одна­ко воссоединение происходит не во всех сказках. В романтических исто­риях нередко иной конец. Русалочке, например, придется дожидаться следующего воплощения. Брунгильда и Сигурд, Ромео и Джульетта вос­соединятся только на небесах. Герои волшебных сказок все же наслаж­даются друг другом в реально сказочном мире.

Второй путь назван дискретным потому, что его динамика «рассея­на» по разным сказочным сюжетам. На него «ложатся» сценарии неус­пешной первой любви. К сожалению, в реальной жизни данный сцена­рий встречается чаще, чем хотелось бы. Может, оттого, что немногие женщины сумели расшифровать предупреждение, заключенное в сказ­ках?

Дискретный сценарий первого этапа женской самореализации опи­сан в сказках, в которых героиня встречается со зверем или оборотнем, а в конце зверь погибает или его наказывают. То есть в этом классе ска­зок мужской образ предстает в виде хищника, стремящегося съесть ге­роиню или заставить ее себе служить.

Характерная особенность сказок, где героиня встречается с хищ­ником, заключается в том, что в конце сказки мужской персонаж, как правило, погибает или изгоняется; то есть с ним не происходит пере­рождения, трансформации, метаморфозы. Яркими примерами таких ска­зок могут считаться «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Маша и мед­ведь» и пр.

Таблица 6. Стадии первого этапа женской самореализации

Стадия Особенности проживания Подвохи Уроки
1.«Наивное ожидание» Иллюзии о счастливой жизни, потребность быть лю­бимой, мечты о партнере, сексуальная любознатель­ность, желание отделиться от тела матери. Красная Шапочка идет по лесу и собирает цветоч­ки, зная, что где-то рядом ходит волк, она готовит себя к встрече с ним «Воображаемая женст­венность» — разрыв между реальной стадией раз­вития души, реальным опытом и во­ображаемыми моделями взаимоотношений с партне­ром. Желание видеть в партнере не реального персонажа, а воображаемый образ Женское любопытство — двигатель прогресса души, оно блокирует звон­ки о безопасности, исходящие от Эго и инстинкта. Женщина рвется к ново­му опыту
2. «Розовые очки» Желание быть обманутой, низкий уровень духовного и эмоционального напряжения, вследствие кото­рого женщина не осознает происходящее с ней как проблему; женщина практически становится добычей хищника, который играет с ней, создавая ложное ощущение перспективы; женщина стара­ется подстра­иваться под причуды и привычки партнера, жертвуя своими устремлениями и цен­ностями 1. Смещение и смешение акцентов — женщина уговаривает себя, что чер­ное это белое, а если не совсем белое, то немного сероватое 2. Усыпление бдительности 3. Фрагментарное удовле­творение жела­ния быть любимой и формирование эмоциональной зависимости 1. Понимание того, что нужно слушать интуицию, сердце, которое подсказы­вает, что нужно срочно снимать розо­вые очки, а не реставрировать их поломанные детали 2. Провокация открытого противодейст­вия или раз­рыва. Укрепление реши­мости и силы духа
3. «Битва со зверем» (кульминация) Обострение взаимоотно­шений до критической точ­ки, требующей принятия неза­медлительных мер и решений 1. Действие по «мужскому типу»: уйти, порвать, убить, все решить «одним махом» 2. Желание уйти от реальности 3. Желание вернуть «все, как прежде» 1. Уроки хитрости — против нападения приме­нима только хитрость, возмож­ность «тянуть время», уходить в сто­рону, отвлекать 2. Обретение чувства реальности проис­ходящего и бесстрашия, а также веры в помощь 3. Открытость для новой жизни, отказ от старых взаимоотношений
4. «Психическая смерть» В «Красной Шапочке» — обитание во чреве волка. Боль, опустошение Возвращение к подвохам 2 и 3 Очищение, посвящение в тайну
5. «Возрождение из пепла» Замена наивности наитием, пробуждение здоровых инстинктов и желание жить Возвращение к подвохам Способность возрождаться и открывать­ся новому. Обретение женской зре­лости

В реальной жизни хищник может быть очень привлекательным и «положительным», он может ловко усыплять бдительность девушки, обольщая ее «сладкими речами». Характерная черта хищника — непри­нятие женщины такой, какая она есть; проявление эгоистического стремления «подстроить» ее под себя, обязать следовать придуманным им нормам, ритуалам и правилам. При общении с хищником женщина вынуждена постоянно следить за настроением мужчины, забывая о соб­ственных потребностях и интересах. В конце концов, она попадает в эмоциональную зависимость от него, теряет самоуважение, становится суетливой и тревожной. Хищнику свойственно фрагментарно удовле­творять потребность женщины в любви и заботе, и благодаря этому она надолго запоминает факты проявления его благосклонности.

Не стоит думать, что в реальной жизни хищник сознательно «портит жизнь» своей партнерше. Как правило, хищник сам является психоло­гически нездоровым человеком, который стремится компенсироваться за счет партнерши. Поэтому у хищника есть только один путь — либо перерождаться, личностно развиваться, изменяться, признавая собст­венное несовершенство, либо погибать. Под «гибелью» в данном случае понимается духовная деградация.

Заметим, что факт мужской измены в женском бессознательном ав­томатически делает из мужчины хищника, даже если он таковым преж­де и не являлся.

О четвертой и пятой стадиях дискретного пути необходимо погово­рить особо. На стадии «психической смерти» женщине чрезвычайно важно доверять своему внутреннему процессу. К сожалению, это очень сложно, поскольку эмоциональный пласт описывается такими пережи­ваниями, как опустошенность, боль, разочарование, пессимизм. Дли­тельное время переживать подобные чувства женщина не может, поэто­му старается «развеяться», скомпенсировать себя или же стремится вернуть старое, чтобы все было «как прежде». Она может заводить но­вые знакомства с мужчинами, чтобы «почувствовать себя женщиной». Однако все это происходит «от отчаяния», а не от ощущения женской силы. В этом и заключаются главные подвохи этой стадии, и посему женщине в таком положении необходима специальная поддержка. Пол­ное проживание отчаяния, боли и опустошения являются необходимым условием достойного выхода из ситуации. Женщина должна «умереть» и возродиться заново. Четвертая стадия для женщины — это возмож­ность очищения от энергетического «заражения» хищника.

Пятая стадия наступает тогда, когда женщина ощущает в себе доста­точно сил, чтобы начать строить себя заново. И здесь особенно важны два момента:

1. Осознание и принятие собственного тела. Итак, женщина стро­ит себя заново. Она отделилась от тела матери, осознает свою женскую природу, исследует свои ощущения, постигая язык собственного тела. Во многих сказках это описывается через примерку волшебного платья, украшений, через танцы. В восточных сказках этот период описан более откровенно. На этом отрезке своего пути для женщины чрезвычайно важно подолгу разглядывать свое тело и его отражение в зеркале. Причем без оценок и критики. И желательно обнаженным и в полный рост. Это непростое упражнение, но необходимое. Ибо до тех пор, пока жен­щина не примет собственное тело со всеми его особенностями, ей чрез­вычайно сложно будет научиться понимать и использовать женскую силу.

2. Выбор достойного партнера. Освободившись от энергии хищни­ка, приняв себя, свое тело, женщина готова выбирать достойного парт­нера. Этот период описан в сюжетах, где героиня устраивает избранни­кам испытания. Она может укрыться в высоком тереме и требовать, чтобы избранники добрались до нее, или дает задания, просит, чтобы ее «перемудрили» или рассмешили. Или, как Брунгильда, окружает свой дом кольцом из огня, зная, что пройти через него может только един­ственный ее суженый. Ее душа начинает действовать в паре с инстинк­том, чтобы наконец прийти к состоянию «священного брака».

Итак:

1. Зрелая женщина создает условия для того, чтобы быть любимой.

2. Зрелая женщина умеет создать интригу, которая актуализирует в мужчине мотив достижения. Она заботливо ухаживает за своим внут­ренним миром и поэтому обладает тайной и очарованием, стимулиру­ющими мужчину.

3. Женщина интуитивно тянется к мужчине, верящему в добро, не сомневающемуся в жизни, не боящемуся смерти и ран, тому, кто с ве­рой идет вперед Зрелая женщина может развернуть к себе партнера «рыцарской стороной».

Наши рекомендации