История летучей божьей коровки

Жила-была божья коровка. Она мечтала летать. Она мечтала два года. И на Новый год она Дедушке Морозу заказала крылья. Конечно, у ней мечты сбылись, и утром у нее выросли крылья. Она так обрадовалась и полетела над городом. Все так удивились и захотели летать.

И однажды она попала в пустыню. Она хотела пить. Она нашла реку и там попила воду. И в пустыне она умерла.

Саша

Лиса и голубь

Жил-был голубь. К нему пришла лиса. Говорит: «Здравствуй, голубь, как поживаешь?» А голубь отвечает: «Хорошо». А лиса пригласила его поужи­нать. Голубь к ней пришел. А лиса нажарила хлеба. Голубь к ней пришел, все клю да клю, ничего в клюв не попадает. А лиса в это время над ним смеялась. Разозлился голубь. Клюнул ее. Лиса упала. Очнулась — в зоопарке.

Маша

О собаке Данке

Светило яркое солнышко, шелестел ветерок. Мы с мамой прогуливались по лугу. Тут мама сказала: «Посмотри, какие там красивые цветы». Я говорю: «Пошли соберем букет». И мы пошли собирать букет.

Вдруг нам захотелось есть, мы достали бутерброды. Луг был около леса.

Из леса выбежал олень. Мне захотелось посмотреть оленя, а бутерброды положила в корзинку и побежала смотреть оленя.

Когда вернулась, обнаружила, что бутерброды куда-то исчезли! Я поду­мала: «Интересно, исчезли бутерброды?» Я оглянулась и увидела, что из-за куста вышла собака Данка. Она держала во рту бутерброд. Она увидела меня, подошла и положила бутерброды обратно в корзинку.

Сева

Тролль и Балда

Жил Балда. У него было очень много кур. И вот однажды он задумал кур вывести на лужок. А тот лужок был очень далеко. Чтобы на него пройти, надо было пройти через дремучий лес, переплыть речку на плоту, перепрыгнуть через ущелье, построить мост, чтобы перейти через водопад и прийти к лугу.

И вот они пошли. И они зашли в заросли елей. И вдруг послышался стран­ный шорох. И они увидели человека с хвостом!

Человек сказал:

— Зачем идешь на тот луг?

— Я хочу накормить кур.

— Я дам тебе еще больше травы, чем на том лугу! И он стал жить у тролля.

Маша

О колокольчиках

На дворе солнышко. Дети рады. У одной девочки были колокольчики. Девочку звали Люба. Очень любила она цветы. И однажды купила мама Любе гвоздики. Девочка их очень-очень полюбила. Но, к несчастью, нечаян­но их подвинула, и колокольчик упал в окно. Люба очень-очень огорчилась и начала учить таблицу умножения. Но когда она сказала: «Дважды два — четыре», дяденька принес колокольчик.

Евгений

Алиса в стране чудес

Алиса отправилась в отличное приключение. Она увидела кролика и все­гда за ним шла. Она встретилась с двумя сказочниками, и они начали гово­рить ей сказки: «Жили-были устрицы. Они жили да поживали. Пришел к ним морж и с ними жил». Вот закончилась моя сказка.

Итак, для восьмилетних детей характерно:

1. Давать вольный пересказ, часто с модификациями сказок и басен, которые проходят в школе. По сравнению с семилетними детьми, репертуар дополняется, а повествование обогащается; проявляется желание присоединить к известной сказке неожиданный конец.

2. Сочинять дидактические сказки, в которых обыгрывается выпол­нение учебных заданий.

3. Сочинять сказки, в которых актуализирована тема детско-родительских взаимоотношений; при этом события сказки отражают идею правоты родителей.

4. Рассказывать сказки-впечатления, повествующие о реальных или воображаемых событиях.

Примеры сказок девятилетних детей

Евгения

Глупая ворона

Шел мальчик погулять, пошел он в парк. Вдруг ему села на плечо ворона и сказала: «Мальчик, мальчик». Мальчик удивился, и упал, и сказал: «Я на­зову ее Глупая Ворона». Мальчик побежал домой с Глупой Вороной и рас­сказал про ворону. И ворона сказала: «Мама». Мама упала в обморок. И мама сказала, что давай продадим ворону, мы за это получим 10 000 руб­лей. Они продали ворону, но ворона прилетела, и они жили вместе.

Миша

Незнайка ходил в лес и увидел медведя. И сказал ему медведь, что ску­шает. Незнайка сказал медведю: «Не надо кушать меня. Я тебе дам поесть». Ну вот, Незнайка дал ему поесть, и сказал медведь ему: «Спасибо, Незнай­ка». Подружились Незнайка и медведь!!!

Оля

Жила-была маленькая девочка. Эта девочка всегда мечтала в Новый год увидеть чудо. И вот в одну из новогодних ночей девочка пошла к подруге. Встретила она на своем пути маленького человечка. Этот человечек был вол­шебник. И вот волшебник знал, что хочет девочка, и сделал ей чудо. Он в Новый год подарил ей чудесный сон.

Игорь

Жил-был кот. Он жил на чердаке. Он очень любил свою соседку и делал все, чтобы привлечь ее. А соседка любила смотреть телевизор и не отрыва­лась ни на час от него. Тогда коту пришла в голову идея поломать антенну и оборвать электрические пути, чтобы она заметила его. И он поломал антенну и оборвал электропути. Он оборвал, и она вышла на улицу и заметила его. И пошли они гулять.

В сказках девятилетних детей, помимо того, что уже встречается у семи- и восьмилетних, актуализируется тема дружбы. Причем дружба предполагает взаимоотношения между ребенком и животным или вы­мышленным героем. Этот феномен характерен для детской литературы, мультфильмов и детских кинофильмов. В сказках девятилетних герой приобретает необычного друга, но о том, как у них складываются взаи­моотношения, авторы пока не пишут, — это происходит на год позже, в возрасте десяти лет.

Примеры сказок десятилетних детей

Лера

Под Новый год

В этом году Вера мечтала о Новом годе. До него осталось несколько дней. Мать торопилась: все готовила, убирала.

Вера все думала, что ей подарить на Новый год родителям. Сама она хо­тела большого плюшевого мишку.

Отец хотел быть Дедом Морозом на Новый год. Но ничего не вышло. Папе пришлось уехать в Москву по делам. Мама, бабушка и Вера остались дома одни.

Перед самым Новым годом пришлось уехать и маме. Это был ужасный момент.

Но 30 декабря вернулись и мама, и папа. Девочка уже переживала, что не будет Нового года. Оказалось, что они ездили за подарками. Это был луч­ший Новый год.

Айдар

Жил-был маленький котенок по имени Пушок. Он жил у волшебника в деревне. У волшебника был сад очень красивый. Котенок любил гулять по саду, но ему хотелось убежать и увидеть все на свете. Но он не мог, волшеб­ник не отпускал его. Когда волшебнику стало плохо, он рассказал все коту, и он спас волшебника.

Женя

Шел Маугли к Балу. «Привет, Балу!» — сказал Маугли. А оказывается, это не Балу, а Тарзан. «Маугли, давай поиграем, кто самый ловкий».

Ваня

Шел Винни к Пятачку. Дошел до его домика. На нем было написано: «Агент 007». Он постучался, и ему открыл Пятачок. Винни вошел в дом и уви­дел много зелья, и в руках у Пятачка была палочка.

Винни спросил:

— Что это у тебя за палка?

— Это волшебная палочка, — ответил Пятачок.

— Давай пойдем гулять.

— Давай.

И пошли они гулять. Они много времени играли.

Сказки десятилетних детей имеют следующие особенности:

1. Более тонко звучит тема детско-родительских отношений: прояв­ляется страх потери родителей, страх одиночества, а также стремление к самостоятельности.

2. Усиливается мотив необычной дружбы, приобретения нестандарт­ных друзей. Авторы делают акцент на совместном времяпрепровожде­нии, то есть на первый план выходит коммуникация, а не просто прио­бретение друга, как в сказках девятилетних.

3. Появляются поучительные сказки и истории, отражающие жиз­ненные ценности.

По-видимому, между десятым и одиннадцатым годами жизни ребен­ка происходит своеобразный скачок в развитии способности к сочине­нию сказок. Сказки одиннадцатилетних более зрелые, сюжет обогаща­ется рассказами о внутренних переживаниях, о событиях и явлениях; появляются признаки рефлексии. Заметна эволюция темы дружбы: воз­никают оттенки одиночества, приходит понимание ценности дружбы, появляются мотивы взаимопомощи. Углубляется тема детско-родитель­ских взаимоотношений. Демонстрируется усиливающаяся потребность самостоятельных творческих действий. Зрелыми и содержательными становятся дидактические сказки.

Примеры сказок одиннадцатилетних детей

Анастасия

Буквы «а» и «б»

Как-то раз пришла буква «а» к букве «б». И посоветовалась с ней: «Как моему хозяину будет лучше писать буквы?» А она говорит: «У моего хозяина тоже такая проблема». И посоветовала отправить их в Страну правописания букв. И когда она произнесла эти слова, все буквы и хозяева букв «а» и «б» попали в страну «Правописания букв». Хозяев звали Леша и Андрей.

Леша пошел по одной тропинке, а Андрей — по другой.

Леша шел, шел и наткнулся на слово, но оно было написано неправильно и некрасиво. А буква «а» говорит: «Напиши его красиво и аккуратно». Леша написал, и слово ему сказало «спасибо».

А по той тропинке, по которой шел Андрей, было предложение, которое он написал неделю назад. Буква «б» ему сказала, чтобы он написал его кра­сиво и аккуратно. Андрей взял волшебную ручку, написал предложение кра­сиво и аккуратно.

Потом мальчики встретились и уже пошли по одной тропинке. И тут было испытание труднее. Они шли, шли и наткнулись на прописи. Они узнали их, что эти прописи были у них в первом классе. И начали исправлять, подправ­лять. И у них все получилось красиво и без ошибок. Прописи пожелали им хорошего пути и указали дорогу дальше.

Уже наступал вечер, и буквы решили отправить мальчиков домой, ведь они выполнили все что надо.

Буквы отправили мальчиков по домам, а сами отправились в тетрадки.

Аня

Про Новый год

Давным-давно в замке жила маленькая принцесса и ее родители. За день до Нового года маленькая Кейти написала письмо Деду Морозу, что она хо­тела бы получить на Новый год.

И она пошла на улицу и стала делать снеговика. Она слепила, сделала ему глаза, нос из морковки и веселый рот. На голову ему она надела ведро.

А потом вся семья поехала за продуктами в город.

И вот наступила ночь, ровно 12 часов ночи, и снеговик ожил и увидел в руке письмо. Там было написано: «Деду Морозу от маленькой Кейти». И он поспешил быстрей туда, куда надо было послать письмо. Но путь был нелег­кий. Когда уже оставалось недолго до дома Деда Мороза, снеговик не уви­дел крутой спуск. Он упал и сломался. Долго ли он так лежал, никто не знает, только лесные жители решили собрать его. И оставалось уже совсем мало времени до начала боя курантов, но снеговик успел и отдал письмо Деду Морозу.

А там было написано, что Кейти хотела, чтобы родители не расставались. Казалось, что это невыполнимо, но в Новый год все желания сбываются. И маленькая Кейт осталась с ними, и они жили очень долго и счастливо.

А снеговик к лету уже растаял, но он знал, что его опять слепят и он снова станет разносить письма для таких маленьких ребят.

Конец, а кто слушал — молодец.

Павел

Однажды днем в школе я познакомился с одним мальчиком. Он был очень жалостливый и обиженный. Это было из-за того, что с ним никто не дружил, а он так хотел, чтобы с ним дружили. И у меня сжалось сердце. «По­мочь ему надо», — подумал я.

Я решил отправить его в страну счастья. Там с ним все дружили, он полу­чал в школе «Счастье детей» пятерки по математике. И когда он вернулся домой весь счастливый, мама очень обрадовалась, а в школе с ним стали дружить.

В дальнейшей жизни он стал «счастливым человеком». И всегда смотрел на мир свысока. И как я думаю, когда-нибудь это случится и со мной!

Таким образом, качественный скачок в формировании способности к сочинению сказок происходит в среднем в 11 лет. Процесс накопления информации о мире, протекающий в первое десятилетие жизни челове­ка, дополняется процессом осмысления происходящих событий.

В дальнейшем способность к сочинению сказок постоянно совершен­ствуется, что проявляется в нескольких направлениях:

1. Совершенствуется содержательная сторона сказки, появляется все больше изобразительных средств и приемов.

2. Углубляется понимание темы семьи, взаимоотношений с родите­лями, братьями, сестрами, ближайшими родственниками. Появляется мотив заботы о родителях и близких людях. Обыгрывается «подростко­вое непослушание» и его последствия.

3. Происходит осмысление основных жизненных ценностей, пороков и добродетелей человека. Начиная с 11-12 лет появляется тема лично­стного роста, самосовершенствования.

4. Начиная с 14 лет появляется тема любви, исследуются многооб­разные варианты взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

5. Появляется философская, экзистенциальная проблематика.

6. Актуализируются глубинные архетипы.

7. С 14 лет появляется тема взаимоотношений человека и общества. В сказках отражаются переживание конфликтов, чувства несправедли­вости, ощущение изгоя.

Итак, способность к сочинению сказок сообразна природе человека. Более того, можно с уверенностью утверждать, что человек склонен сочинять истории, с тем чтобы глубже осмыслить собственный жизнен­ный опыт и поделиться им с другими.

Правда, способность к сочинению сказок у различных людей разви­та в разной степени. Однако она довольно легко поддается развитию, причем в любом возрасте; и этот процесс всегда связан с личностным ростом.

Способность к сочинению сказок тесно связана с потребностью осмысления и систематизации знаний о мире и о себе.

До 10-11 лет ребенок активно накапливает знания о мире, о себе, о системе взаимоотношений; другими словами, в бессознательном ре­бенка формируется основа «банка знаний» о жизни. В этом «банке зна­ний» есть информация о ценностях, идеях, законах взаимодействия, пе­реживаниях, моделях поведения и реагирования, своих личных особен­ностях, об особенностях родителей, родственников, наставников и друзей.

Поэтому в контексте психодиагностики через сказки детей до 10-11 лет мы можем узнать в основном, каким образом протекает процесс накопления знаний о мире и о себе, как проходит формирование «банка знаний» о жизни. Мы можем сделать заключение о том,

— насколько благополучно протекает данный процесс;

— каковы индивидуальные особенности его протекания (какие во­просы, темы оказываются для ребенка наиболее значимыми, в каком на­правлении идет процесс осмысления темы; какие потребности актуали­зированы в данный момент и др.);

— есть ли явные или скрытые личностные конфликты.

Поэтому если психолог использует сказку ребенка в психодиагно­стических целях, он может не применять схему психологического ана­лиза сказки, приведенную в первой главе. В этом случае достаточно поставить несколько основных вопросов, размышления и ответы на ко­торые позволят составить психологическое заключение:

1. Насколько благополучно протекает процесс накопления знаний а жизни?

2. Есть ли в сказке явные или скрытые проявления конфликта (через символы или сюжет)?

3. Какая тема волнует ребенка? Какие вопросы о жизни ребенок не­осознанно исследует в данный момент?

4. Нашел ли он ответ на свой вопрос, сочинив историю? Если нет, нужна ли ему помощь — беседа на данную тему?

5. Какие потребности у ребенка актуализированы в данный момент (психофизиологические; потребность в безопасности и защите; потреб­ность в любви; потребность в самоуважении; потребность в знаниях; эстетические потребности)?

6. Какого рода помощь, поддержку может оказать ребенку педагог, психолог, родители?

7. Есть ли в сказке указание на его индивидуальные особенности ре­бенка, которые должны быть учтены при его обучении и воспитании?

Знание индивидуальных особенностей протекания процесса накоп­ления знаний о жизни позволяет нам составить конкретные рекоменда­ции по воспитанию ребенка для его родителей и наставников. Кроме того, эта информация используется для составления индивидуальной программы поддержки и развития ребенка.

Если в детской сказке содержится указание на явные конфликты (страхи, тенденции к саморазрушению, вытесненный гнев и пр.), то это прямое показание к психологической работе не только с ребенком, но и с семьей в целом.

В общем, при нормальном развитии и воспитании, при отсутствии явных жизненных неурядиц в семье дети пишут достаточно бесконфлик­тные сказки. Характерной чертой авторских сказок восьми- и девяти­летних детей является актуализированная тема одиночества и потреб­ность иметь необычного друга (это либо животное, либо воображаемый персонаж). Поскольку эта тема встречается довольно часто, можно го­ворить о переживании одиночества не как о личной проблеме автора, а как об общей черте, свойственной данному возрасту. Подобная ситуа­ция может быть связана с формирующимся ощущением собственной ин­дивидуальности на фоне актуализированной потребности в эмоциональ­но близких взаимоотношениях. В этом случае необычный друг может символизировать «Альтер-эго», «внутреннего помощника» героя.

Многие дети неосознанно выбирают или придумывают себе такого друга или помощника. Есть мнение, что подобные фантазии обусловле­ны ситуацией «неприятности, непонятности» ребенка. Мы же осмелимся утверждать, что переживание одиночества необходимо взрослеющему человеку. Главное — сформировать у него адекватное представление об этих переживаниях. «Каждый человек одинок, ибо он уникален», — говорят мудрецы. Наверное, не стоит сразу проникаться жалостью и из­быточным состраданием к восьми-, девятилетнему ребенку, ощущающе­му себя одиноким. Важно научить его принимать свое состояние, ибо оно является предтечей ощущений самостоятельности и индивидуаль­ности.

Итак, авторские сказки детей содержат информацию об особенно­стях протекания у ребенка процесса накопления знаний о мире и о сво­их возможностях в нем.

С 11-12 лет подросток начинает систематизировать собранные знания, активно корректируя, уточняя, дополняя собственную картину ми­ра. Сочинение сказок оказывает ему в этом процессе существенную по­мощь.

Сочиняя сказки, молодой человек неосознанно выносит из внутрен­него мира актуальные для него темы и исследует их. Если при этом за­трагиваются проблемные зоны его внутреннего мира, «банк знаний» о жизни бессознательно активируется: к осмыслению и анализу сложной ситуации подключаются информация и опыт, накопленные за предше­ствующий период жизни. Таким образом, в финале сказки автор находит для себя некий вариант решения проблемы. А психологу предстоит, установить, насколько данный финал, данное решение позитивны для успешного развития его личности.

«Деструктивные» финалы определить легко: они содержат идеи смерти, разрушения, говорят о крушении планов, об обесценивании достигнутого героем, о боли разочарования, наслаждении ею и прочем.

Сказки подростков и взрослых отличаются более богатым сюжетным и символическим содержанием и, соответственно, больше могут расска­зать психологу о внутреннем мире автора.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что проективная психо­диагностика с использованием сочинения сказок наиболее эффек­тивна начиная с 11-12-летнего возраста.

Однако это не означает, что в более раннем возрасте нецелесообраз­но использование авторских сказок для психодиагностики. Просто про­ективной информации в них содержится значительно меньше.

При психодиагностике с использованием авторских сказок в возраст­ном диапазоне от 12 лет и старше следует применять приведенную в первой главе схему психологического анализа. В других главах мы приведем примеры психологической интерпретации авторских сказок на основании использования схемы как в полном, так и в сокращенном виде.

Анализируя множество сказок в возрастном промежутке авторов от 12 до 64 лет, мы выделили четыре наиболее распространенные темы:

1. Сказки о любви. Данный сюжет актуализируется в среднем с 14 лет.

2. Сказки о личностном росте. Данный сюжет актуализируется в среднем с 8 лет.

3. Сказки о взаимоотношениях в семье, отношениях с близкими. Данный сюжет актуализируется в среднем с 8 лет.

4. Сказки о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, не­сущие определенную «мораль». Данный сюжет актуализируется в среднем с 10-11 лет.

Обычно какая-то из выделенных тем является в сказке главной, стержневой. При этом другие темы также актуальны, но они рассматри­ваются автором в контексте главной темы. Таким образом, авторские сказки дают разнообразные вариации указанных тем.

Вероятно, именно эти четыре темы являются наиболее значимыми и волнующими для наших современников. Мы рассмотрим их подробнее в других главах.

Наши рекомендации