История летучей божьей коровки
Жила-была божья коровка. Она мечтала летать. Она мечтала два года. И на Новый год она Дедушке Морозу заказала крылья. Конечно, у ней мечты сбылись, и утром у нее выросли крылья. Она так обрадовалась и полетела над городом. Все так удивились и захотели летать.
И однажды она попала в пустыню. Она хотела пить. Она нашла реку и там попила воду. И в пустыне она умерла.
Саша
Лиса и голубь
Жил-был голубь. К нему пришла лиса. Говорит: «Здравствуй, голубь, как поживаешь?» А голубь отвечает: «Хорошо». А лиса пригласила его поужинать. Голубь к ней пришел. А лиса нажарила хлеба. Голубь к ней пришел, все клю да клю, ничего в клюв не попадает. А лиса в это время над ним смеялась. Разозлился голубь. Клюнул ее. Лиса упала. Очнулась — в зоопарке.
Маша
О собаке Данке
Светило яркое солнышко, шелестел ветерок. Мы с мамой прогуливались по лугу. Тут мама сказала: «Посмотри, какие там красивые цветы». Я говорю: «Пошли соберем букет». И мы пошли собирать букет.
Вдруг нам захотелось есть, мы достали бутерброды. Луг был около леса.
Из леса выбежал олень. Мне захотелось посмотреть оленя, а бутерброды положила в корзинку и побежала смотреть оленя.
Когда вернулась, обнаружила, что бутерброды куда-то исчезли! Я подумала: «Интересно, исчезли бутерброды?» Я оглянулась и увидела, что из-за куста вышла собака Данка. Она держала во рту бутерброд. Она увидела меня, подошла и положила бутерброды обратно в корзинку.
Сева
Тролль и Балда
Жил Балда. У него было очень много кур. И вот однажды он задумал кур вывести на лужок. А тот лужок был очень далеко. Чтобы на него пройти, надо было пройти через дремучий лес, переплыть речку на плоту, перепрыгнуть через ущелье, построить мост, чтобы перейти через водопад и прийти к лугу.
И вот они пошли. И они зашли в заросли елей. И вдруг послышался странный шорох. И они увидели человека с хвостом!
Человек сказал:
— Зачем идешь на тот луг?
— Я хочу накормить кур.
— Я дам тебе еще больше травы, чем на том лугу! И он стал жить у тролля.
Маша
О колокольчиках
На дворе солнышко. Дети рады. У одной девочки были колокольчики. Девочку звали Люба. Очень любила она цветы. И однажды купила мама Любе гвоздики. Девочка их очень-очень полюбила. Но, к несчастью, нечаянно их подвинула, и колокольчик упал в окно. Люба очень-очень огорчилась и начала учить таблицу умножения. Но когда она сказала: «Дважды два — четыре», дяденька принес колокольчик.
Евгений
Алиса в стране чудес
Алиса отправилась в отличное приключение. Она увидела кролика и всегда за ним шла. Она встретилась с двумя сказочниками, и они начали говорить ей сказки: «Жили-были устрицы. Они жили да поживали. Пришел к ним морж и с ними жил». Вот закончилась моя сказка.
Итак, для восьмилетних детей характерно:
1. Давать вольный пересказ, часто с модификациями сказок и басен, которые проходят в школе. По сравнению с семилетними детьми, репертуар дополняется, а повествование обогащается; проявляется желание присоединить к известной сказке неожиданный конец.
2. Сочинять дидактические сказки, в которых обыгрывается выполнение учебных заданий.
3. Сочинять сказки, в которых актуализирована тема детско-родительских взаимоотношений; при этом события сказки отражают идею правоты родителей.
4. Рассказывать сказки-впечатления, повествующие о реальных или воображаемых событиях.
Примеры сказок девятилетних детей
Евгения
Глупая ворона
Шел мальчик погулять, пошел он в парк. Вдруг ему села на плечо ворона и сказала: «Мальчик, мальчик». Мальчик удивился, и упал, и сказал: «Я назову ее Глупая Ворона». Мальчик побежал домой с Глупой Вороной и рассказал про ворону. И ворона сказала: «Мама». Мама упала в обморок. И мама сказала, что давай продадим ворону, мы за это получим 10 000 рублей. Они продали ворону, но ворона прилетела, и они жили вместе.
Миша
Незнайка ходил в лес и увидел медведя. И сказал ему медведь, что скушает. Незнайка сказал медведю: «Не надо кушать меня. Я тебе дам поесть». Ну вот, Незнайка дал ему поесть, и сказал медведь ему: «Спасибо, Незнайка». Подружились Незнайка и медведь!!!
Оля
Жила-была маленькая девочка. Эта девочка всегда мечтала в Новый год увидеть чудо. И вот в одну из новогодних ночей девочка пошла к подруге. Встретила она на своем пути маленького человечка. Этот человечек был волшебник. И вот волшебник знал, что хочет девочка, и сделал ей чудо. Он в Новый год подарил ей чудесный сон.
Игорь
Жил-был кот. Он жил на чердаке. Он очень любил свою соседку и делал все, чтобы привлечь ее. А соседка любила смотреть телевизор и не отрывалась ни на час от него. Тогда коту пришла в голову идея поломать антенну и оборвать электрические пути, чтобы она заметила его. И он поломал антенну и оборвал электропути. Он оборвал, и она вышла на улицу и заметила его. И пошли они гулять.
В сказках девятилетних детей, помимо того, что уже встречается у семи- и восьмилетних, актуализируется тема дружбы. Причем дружба предполагает взаимоотношения между ребенком и животным или вымышленным героем. Этот феномен характерен для детской литературы, мультфильмов и детских кинофильмов. В сказках девятилетних герой приобретает необычного друга, но о том, как у них складываются взаимоотношения, авторы пока не пишут, — это происходит на год позже, в возрасте десяти лет.
Примеры сказок десятилетних детей
Лера
Под Новый год
В этом году Вера мечтала о Новом годе. До него осталось несколько дней. Мать торопилась: все готовила, убирала.
Вера все думала, что ей подарить на Новый год родителям. Сама она хотела большого плюшевого мишку.
Отец хотел быть Дедом Морозом на Новый год. Но ничего не вышло. Папе пришлось уехать в Москву по делам. Мама, бабушка и Вера остались дома одни.
Перед самым Новым годом пришлось уехать и маме. Это был ужасный момент.
Но 30 декабря вернулись и мама, и папа. Девочка уже переживала, что не будет Нового года. Оказалось, что они ездили за подарками. Это был лучший Новый год.
Айдар
Жил-был маленький котенок по имени Пушок. Он жил у волшебника в деревне. У волшебника был сад очень красивый. Котенок любил гулять по саду, но ему хотелось убежать и увидеть все на свете. Но он не мог, волшебник не отпускал его. Когда волшебнику стало плохо, он рассказал все коту, и он спас волшебника.
Женя
Шел Маугли к Балу. «Привет, Балу!» — сказал Маугли. А оказывается, это не Балу, а Тарзан. «Маугли, давай поиграем, кто самый ловкий».
Ваня
Шел Винни к Пятачку. Дошел до его домика. На нем было написано: «Агент 007». Он постучался, и ему открыл Пятачок. Винни вошел в дом и увидел много зелья, и в руках у Пятачка была палочка.
Винни спросил:
— Что это у тебя за палка?
— Это волшебная палочка, — ответил Пятачок.
— Давай пойдем гулять.
— Давай.
И пошли они гулять. Они много времени играли.
Сказки десятилетних детей имеют следующие особенности:
1. Более тонко звучит тема детско-родительских отношений: проявляется страх потери родителей, страх одиночества, а также стремление к самостоятельности.
2. Усиливается мотив необычной дружбы, приобретения нестандартных друзей. Авторы делают акцент на совместном времяпрепровождении, то есть на первый план выходит коммуникация, а не просто приобретение друга, как в сказках девятилетних.
3. Появляются поучительные сказки и истории, отражающие жизненные ценности.
По-видимому, между десятым и одиннадцатым годами жизни ребенка происходит своеобразный скачок в развитии способности к сочинению сказок. Сказки одиннадцатилетних более зрелые, сюжет обогащается рассказами о внутренних переживаниях, о событиях и явлениях; появляются признаки рефлексии. Заметна эволюция темы дружбы: возникают оттенки одиночества, приходит понимание ценности дружбы, появляются мотивы взаимопомощи. Углубляется тема детско-родительских взаимоотношений. Демонстрируется усиливающаяся потребность самостоятельных творческих действий. Зрелыми и содержательными становятся дидактические сказки.
Примеры сказок одиннадцатилетних детей
Анастасия
Буквы «а» и «б»
Как-то раз пришла буква «а» к букве «б». И посоветовалась с ней: «Как моему хозяину будет лучше писать буквы?» А она говорит: «У моего хозяина тоже такая проблема». И посоветовала отправить их в Страну правописания букв. И когда она произнесла эти слова, все буквы и хозяева букв «а» и «б» попали в страну «Правописания букв». Хозяев звали Леша и Андрей.
Леша пошел по одной тропинке, а Андрей — по другой.
Леша шел, шел и наткнулся на слово, но оно было написано неправильно и некрасиво. А буква «а» говорит: «Напиши его красиво и аккуратно». Леша написал, и слово ему сказало «спасибо».
А по той тропинке, по которой шел Андрей, было предложение, которое он написал неделю назад. Буква «б» ему сказала, чтобы он написал его красиво и аккуратно. Андрей взял волшебную ручку, написал предложение красиво и аккуратно.
Потом мальчики встретились и уже пошли по одной тропинке. И тут было испытание труднее. Они шли, шли и наткнулись на прописи. Они узнали их, что эти прописи были у них в первом классе. И начали исправлять, подправлять. И у них все получилось красиво и без ошибок. Прописи пожелали им хорошего пути и указали дорогу дальше.
Уже наступал вечер, и буквы решили отправить мальчиков домой, ведь они выполнили все что надо.
Буквы отправили мальчиков по домам, а сами отправились в тетрадки.
Аня
Про Новый год
Давным-давно в замке жила маленькая принцесса и ее родители. За день до Нового года маленькая Кейти написала письмо Деду Морозу, что она хотела бы получить на Новый год.
И она пошла на улицу и стала делать снеговика. Она слепила, сделала ему глаза, нос из морковки и веселый рот. На голову ему она надела ведро.
А потом вся семья поехала за продуктами в город.
И вот наступила ночь, ровно 12 часов ночи, и снеговик ожил и увидел в руке письмо. Там было написано: «Деду Морозу от маленькой Кейти». И он поспешил быстрей туда, куда надо было послать письмо. Но путь был нелегкий. Когда уже оставалось недолго до дома Деда Мороза, снеговик не увидел крутой спуск. Он упал и сломался. Долго ли он так лежал, никто не знает, только лесные жители решили собрать его. И оставалось уже совсем мало времени до начала боя курантов, но снеговик успел и отдал письмо Деду Морозу.
А там было написано, что Кейти хотела, чтобы родители не расставались. Казалось, что это невыполнимо, но в Новый год все желания сбываются. И маленькая Кейт осталась с ними, и они жили очень долго и счастливо.
А снеговик к лету уже растаял, но он знал, что его опять слепят и он снова станет разносить письма для таких маленьких ребят.
Конец, а кто слушал — молодец.
Павел
Однажды днем в школе я познакомился с одним мальчиком. Он был очень жалостливый и обиженный. Это было из-за того, что с ним никто не дружил, а он так хотел, чтобы с ним дружили. И у меня сжалось сердце. «Помочь ему надо», — подумал я.
Я решил отправить его в страну счастья. Там с ним все дружили, он получал в школе «Счастье детей» пятерки по математике. И когда он вернулся домой весь счастливый, мама очень обрадовалась, а в школе с ним стали дружить.
В дальнейшей жизни он стал «счастливым человеком». И всегда смотрел на мир свысока. И как я думаю, когда-нибудь это случится и со мной!
Таким образом, качественный скачок в формировании способности к сочинению сказок происходит в среднем в 11 лет. Процесс накопления информации о мире, протекающий в первое десятилетие жизни человека, дополняется процессом осмысления происходящих событий.
В дальнейшем способность к сочинению сказок постоянно совершенствуется, что проявляется в нескольких направлениях:
1. Совершенствуется содержательная сторона сказки, появляется все больше изобразительных средств и приемов.
2. Углубляется понимание темы семьи, взаимоотношений с родителями, братьями, сестрами, ближайшими родственниками. Появляется мотив заботы о родителях и близких людях. Обыгрывается «подростковое непослушание» и его последствия.
3. Происходит осмысление основных жизненных ценностей, пороков и добродетелей человека. Начиная с 11-12 лет появляется тема личностного роста, самосовершенствования.
4. Начиная с 14 лет появляется тема любви, исследуются многообразные варианты взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
5. Появляется философская, экзистенциальная проблематика.
6. Актуализируются глубинные архетипы.
7. С 14 лет появляется тема взаимоотношений человека и общества. В сказках отражаются переживание конфликтов, чувства несправедливости, ощущение изгоя.
Итак, способность к сочинению сказок сообразна природе человека. Более того, можно с уверенностью утверждать, что человек склонен сочинять истории, с тем чтобы глубже осмыслить собственный жизненный опыт и поделиться им с другими.
Правда, способность к сочинению сказок у различных людей развита в разной степени. Однако она довольно легко поддается развитию, причем в любом возрасте; и этот процесс всегда связан с личностным ростом.
Способность к сочинению сказок тесно связана с потребностью осмысления и систематизации знаний о мире и о себе.
До 10-11 лет ребенок активно накапливает знания о мире, о себе, о системе взаимоотношений; другими словами, в бессознательном ребенка формируется основа «банка знаний» о жизни. В этом «банке знаний» есть информация о ценностях, идеях, законах взаимодействия, переживаниях, моделях поведения и реагирования, своих личных особенностях, об особенностях родителей, родственников, наставников и друзей.
Поэтому в контексте психодиагностики через сказки детей до 10-11 лет мы можем узнать в основном, каким образом протекает процесс накопления знаний о мире и о себе, как проходит формирование «банка знаний» о жизни. Мы можем сделать заключение о том,
— насколько благополучно протекает данный процесс;
— каковы индивидуальные особенности его протекания (какие вопросы, темы оказываются для ребенка наиболее значимыми, в каком направлении идет процесс осмысления темы; какие потребности актуализированы в данный момент и др.);
— есть ли явные или скрытые личностные конфликты.
Поэтому если психолог использует сказку ребенка в психодиагностических целях, он может не применять схему психологического анализа сказки, приведенную в первой главе. В этом случае достаточно поставить несколько основных вопросов, размышления и ответы на которые позволят составить психологическое заключение:
1. Насколько благополучно протекает процесс накопления знаний а жизни?
2. Есть ли в сказке явные или скрытые проявления конфликта (через символы или сюжет)?
3. Какая тема волнует ребенка? Какие вопросы о жизни ребенок неосознанно исследует в данный момент?
4. Нашел ли он ответ на свой вопрос, сочинив историю? Если нет, нужна ли ему помощь — беседа на данную тему?
5. Какие потребности у ребенка актуализированы в данный момент (психофизиологические; потребность в безопасности и защите; потребность в любви; потребность в самоуважении; потребность в знаниях; эстетические потребности)?
6. Какого рода помощь, поддержку может оказать ребенку педагог, психолог, родители?
7. Есть ли в сказке указание на его индивидуальные особенности ребенка, которые должны быть учтены при его обучении и воспитании?
Знание индивидуальных особенностей протекания процесса накопления знаний о жизни позволяет нам составить конкретные рекомендации по воспитанию ребенка для его родителей и наставников. Кроме того, эта информация используется для составления индивидуальной программы поддержки и развития ребенка.
Если в детской сказке содержится указание на явные конфликты (страхи, тенденции к саморазрушению, вытесненный гнев и пр.), то это прямое показание к психологической работе не только с ребенком, но и с семьей в целом.
В общем, при нормальном развитии и воспитании, при отсутствии явных жизненных неурядиц в семье дети пишут достаточно бесконфликтные сказки. Характерной чертой авторских сказок восьми- и девятилетних детей является актуализированная тема одиночества и потребность иметь необычного друга (это либо животное, либо воображаемый персонаж). Поскольку эта тема встречается довольно часто, можно говорить о переживании одиночества не как о личной проблеме автора, а как об общей черте, свойственной данному возрасту. Подобная ситуация может быть связана с формирующимся ощущением собственной индивидуальности на фоне актуализированной потребности в эмоционально близких взаимоотношениях. В этом случае необычный друг может символизировать «Альтер-эго», «внутреннего помощника» героя.
Многие дети неосознанно выбирают или придумывают себе такого друга или помощника. Есть мнение, что подобные фантазии обусловлены ситуацией «неприятности, непонятности» ребенка. Мы же осмелимся утверждать, что переживание одиночества необходимо взрослеющему человеку. Главное — сформировать у него адекватное представление об этих переживаниях. «Каждый человек одинок, ибо он уникален», — говорят мудрецы. Наверное, не стоит сразу проникаться жалостью и избыточным состраданием к восьми-, девятилетнему ребенку, ощущающему себя одиноким. Важно научить его принимать свое состояние, ибо оно является предтечей ощущений самостоятельности и индивидуальности.
Итак, авторские сказки детей содержат информацию об особенностях протекания у ребенка процесса накопления знаний о мире и о своих возможностях в нем.
С 11-12 лет подросток начинает систематизировать собранные знания, активно корректируя, уточняя, дополняя собственную картину мира. Сочинение сказок оказывает ему в этом процессе существенную помощь.
Сочиняя сказки, молодой человек неосознанно выносит из внутреннего мира актуальные для него темы и исследует их. Если при этом затрагиваются проблемные зоны его внутреннего мира, «банк знаний» о жизни бессознательно активируется: к осмыслению и анализу сложной ситуации подключаются информация и опыт, накопленные за предшествующий период жизни. Таким образом, в финале сказки автор находит для себя некий вариант решения проблемы. А психологу предстоит, установить, насколько данный финал, данное решение позитивны для успешного развития его личности.
«Деструктивные» финалы определить легко: они содержат идеи смерти, разрушения, говорят о крушении планов, об обесценивании достигнутого героем, о боли разочарования, наслаждении ею и прочем.
Сказки подростков и взрослых отличаются более богатым сюжетным и символическим содержанием и, соответственно, больше могут рассказать психологу о внутреннем мире автора.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проективная психодиагностика с использованием сочинения сказок наиболее эффективна начиная с 11-12-летнего возраста.
Однако это не означает, что в более раннем возрасте нецелесообразно использование авторских сказок для психодиагностики. Просто проективной информации в них содержится значительно меньше.
При психодиагностике с использованием авторских сказок в возрастном диапазоне от 12 лет и старше следует применять приведенную в первой главе схему психологического анализа. В других главах мы приведем примеры психологической интерпретации авторских сказок на основании использования схемы как в полном, так и в сокращенном виде.
Анализируя множество сказок в возрастном промежутке авторов от 12 до 64 лет, мы выделили четыре наиболее распространенные темы:
1. Сказки о любви. Данный сюжет актуализируется в среднем с 14 лет.
2. Сказки о личностном росте. Данный сюжет актуализируется в среднем с 8 лет.
3. Сказки о взаимоотношениях в семье, отношениях с близкими. Данный сюжет актуализируется в среднем с 8 лет.
4. Сказки о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущие определенную «мораль». Данный сюжет актуализируется в среднем с 10-11 лет.
Обычно какая-то из выделенных тем является в сказке главной, стержневой. При этом другие темы также актуальны, но они рассматриваются автором в контексте главной темы. Таким образом, авторские сказки дают разнообразные вариации указанных тем.
Вероятно, именно эти четыре темы являются наиболее значимыми и волнующими для наших современников. Мы рассмотрим их подробнее в других главах.