Сочинение сказок как природосообразная склонность человека

Отвечая на первый из поставленных вопросов — является ли спо­собность к сочинению сказок специфической, свойственной лишь от­дельным людям, или же ею обладает большинство людей, — мы выяви­ли следующую картину.

Все те, кому мы давали задание сочинить сказку (это были люди в возрасте от 5 до 64 лет, имеющие нормальное интеллектуальное разви­тие), справлялись с ним. Кому-то требовалась предварительная подго­товка и помощь, но многие в них не нуждались. Исходя из этого мы сде­лали вывод, что сказки могут сочинять все, только у некоторых эта способность «лежит на поверхности», а у других ее нужно раскрыть в процессе психологической работы.

Помимо этого мы столкнулись с интересными замечаниями авторов: многие говорили, что «когда начинаешь писать, трудно остановиться». Преодолев однажды внутреннее сопротивление или недоверие к своим способностям, человек затем с легкостью сочиняет истории.

С чем это может быть связано? По-видимому, в процессе сочинения и написания сказки человек осмысляет собственный жизненный опыт и соединяет его с теми знаниями о мире, которые он приобрел в процессе обучения, чтения, взаимодействия с культурой, искусством, общения со сверстниками, наставниками и другими представителями окружаю­щего мира. К этому сложному процессу подключаются структуры лич­ного и коллективного бессознательного, и в результате мы получаем творческий продукт — сказку. Таким образом, сказка является резуль­татом взаимодействия многих психических структур и процессов, в ней объединяются внутренние переживания и внешние впечатления.

Читая собственную сказку другому, человек делится с ним своими знаниями, опытом, идеями, переживаниями. И это, безусловно, способ­ствует его самоуважению.

В связи с этим мы предположили, что у человека существует склон­ность к сочинению сказок и иных историй. И эта склонность является адекватной, сообразной его внутренней природе. Похоже, что сказка — это наиболее гармоничная форма обмена опытом.

Собственно, на Востоке природосообразная склонность человека к сочинению и рассказыванию сказок заложила основу для традиции

44 Особенности сочинения сказок

общения. В споре или иной дискуссии собеседники всегда иллюстриро­вали свои мысли, аргументы и контраргументы сказками, притчами, ле­гендами.

Вот, например, как представляет диалог отца-царя с сыном Сулхан-Саба Орбелиани.

Сулхан-Саба Орбелиани

Мудрость вымысла (отрывок)

— Знаю, что ты хочешь меня испытать, — говорит наследник Джумбер отцу-царю. — Но если бы даже я был не годен — где у тебя другой сын или брат, чтобы стать наследником?

Царь сказал:

— Ты прав, в таком случае и следует искать. Джумбер ответил:

— На краткое мгновенье нет ничего слаще греха, но в конце концов он превращается в яд и погибель. Грех приносит в начале радость, а в конце раскаяние. Нет на свете ничего труднее милосердного и доброго дела, но, когда приступишь к нему, оно становится легким; берешься за него с неохо­тою, но потом оно дает великую радость. Злое и дурное деяние завершается быстрым и гибельным концом, доброе и благое остается вовеки. Позволь, отец, рассказать тебе сказку о двух братьях.

«Жили два брата. Старший был женат, имел детей, младший же был хо­лост. Они разошлись, не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда поделили зерно, ямы, в которых оно сохранялось, оказались у старшего по одну сторону тока, у младшего — по другую. Старший брат украдкой брал зерно из собственной ямы, ссыпал его в братнюю яму и гово­рил: "Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать. А у моего брата нет никого. Пускай этот хлеб достанется ему, пусть он его ест". Но и младший брат также тайком брал зерно из своей ямы, высыпал его в яму старшего брата и говорил: "Один я на земле, куда бы ни забрел, легко найду пропитание; у брата маленькие дети, ему больше моего нужно. Пускай этот хлеб достанется ему". Так и прожили они всю жизнь. Бог приумножил добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Бог способствует процвета­нию благих и добрых деяний».

Царь сказал Джумберу:

— Зачем же они брали зерно украдкой и ссыпали его в яму, а не отдава­ли открыто друг другу? Кто бы воспрепятствовал им в этом?

Джумбер рассмеялся и ответил так:

— Сердца человеческие мелки и ограниченны, дележ имущества сеет вражду, и люди не стали бы явно делать друг другу добро. Кроме того, доброе дело лучше совершать тайно, потому что тогда оно и перед Богом боль­шего стоит; если человек окажет тебе услугу и начнет потом хвастать и ки­читься, это покажется тебе обидным. Произойдет как в притче о царе, бро­шенном в яму. Послушай!

«Воевали два царя. Один победил другого, взял его в плен и бросил в яму. Протекло время. Пришел туда человек, знавший о том, что случилось. Он хотел вытащить царя из ямы и помочь ему бежать. Крикнул он в яму: "Хо­рошо ли я сделаю, если помогу тебе убежать?" Царь поблагодарил его. Тот опустил веревку, вытащил царя и снова спросил: "Хорошо ли я сделал, что вытащил тебя?" Царь снова поблагодарил его. В третий раз тот человек спро­сил царя: "Хорошо ли я сделал?" Царю это надоело, и он крикнул: "Эй, кто здесь, этот человек хочет помочь мне бежать!" Подошла стража и схватила обоих. Спросили царя: "Почему ты выдал себя и не убежал?" Он ответил: "Этот человек надоел мне своими попреками, еще когда тащил из ямы. Преж­де чем мы дошли бы до дому, он бы совсем меня уморил. Я и предпочел остаться здесь"».

Доброе дело надо всегда совершать так, чтобы оно было либо угодно Богу, либо приятно человеку.

Беседа отца с сыном составляет целую книгу, и каждый из собесед­ников иллюстрирует свои мысли притчами или сказками. Сегодня, к со­жалению, традиция и культура такого общения утеряны. Однако это одно из тех редких явлений прошлого, которое можно возродить, если мы будем развивать в человеке его природную склонность сочинять и рассказывать сказки.

Если на предложение психолога сочинить сказку клиент отвечает отказом, он просто еще не знает о своей способности создавать исто­рии.

Наши рекомендации