Подходы к анализу авторских сказок
Нам нередко задают вопрос: «Какой подход к анализу авторских сказок правильный?» Многих вводит в заблуждение многообразие трактовок известных сказок разными современными исследователями. Дело в том, что современная интерпретация старых сказок связана с парадигмой исследователя. Прежде чем перейти к анализу авторских сказок поставим несколько вопросов, касающихся сказки вообще.
1. Что такое сказка? Допустим, зашифрованное знание. Но зачем знание прятать? Вероятно, затем, чтобы из-за незрелости сознания читателя (или интерпретатора) не исказить картину мира, как внешнего, так и внутреннего. Когда сказку сочиняет наш клиент, его бессознательное «шифрует» информацию об актуальных внутренних процессах в образах и сюжете истории. Поэтому в какой бы парадигме мы ни работали, важно сохранять целостное представление о внутреннем мире автора и производить «расшифровку» очень деликатно.
2. Что зашифровано в сказках, мифах, притчах, легендах, помимо основных положений теорий личности? Мы уже знаем, что, в общем виде, сказка несет информацию
— о динамике личностного развития человека;
— о разнообразных ситуациях, которые встречаются в жизни;
— об устройстве мира, Вселенной;
— о древних обрядах и ритуалах.
Однако будем помнить, что многие древние знания подверглись существенным искажениям при многочисленных пересказах и обработках сказок. Вот что об этом пишет К. Эстес:
Иногда разные культурные наслоения изменяют костяк сказки. Например, относительно братьев Гримм (типичный пример собирателей сказок, работавших в последние столетия) возникает сильное подозрение, что источники (сказатели) того времени порой «подчищали» свои сказки в угоду набожным собратьям. С течением времени на старые языческие символы наложились христианские, так что древняя сказочная ведунья превратилась в злую ведьму, дух — в ангела, использовавшийся при посвящении покров или сорочка — в носовой платок, а дитя по имени Красавица (обычное имя для девочки, родившейся в праздник солнцестояния) оказалось переименованным в Schmerzenreich — Печальницу. Детали сексуального характера опускались. Приходившие на помощь существа и животные обычно превращались в демонов и страшилищ. Именно так были утрачены многие назидательные сказки, призванные рассказывать женщинам о половой жизни, о любви, о деньгах, замужестве, деторождении, смерти и преображении. Именно так ушли в тень волшебные истории и мифы, в которых объяснялись древние женские таинства. Из большинства издаваемых ныне старых собраний волшебных сказок и мифов полностью выкорчеваны всякая скатология, все сексуальное, порочное (даже там, где сказка учит избегать этого), все дохристианское, женское, женские Божества, инициации, лекарства от различных душевных недугов и наставления по экстатическим духовным практикам. Но даже обрывки сказок в том виде, в каком они существуют сегодня, могут дать представление о подлинном сюжете. Шли века, один народ побеждал другой, религии сменяли друг друга — иногда мирно, а иногда насильственно, — и все это наслаивалось на первоначальное ядро старых сказок или изменяло его.
Иногда даже в «клиентских сказках» можно найти отголоски древних знаний. Поэтому не будем их игнорировать.
3. Как «работают» сказки, мифы, легенды? На этот вопрос попробуем ответить в табл. 1.
Таблица 1 Функции сказок, мифов и легенд
Сказки | Мифы | Легенды |
Возвращают ребенка, подростка, взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях и пр. | Дают важные знания об устройстве мира, Вселенной (космогонические мифы, мифы о богах) при условии, что человек не пони мает все. Формируют различные модели по ведения Героя (мифы о героях). Формируют представление о жизненных явлениях и социальных коллизиях: о богатстве, о борьбе за власть, предательстве, любви и ненависти, измене. Часто раскрывают теневую сторону жизни | Рассказывают о каком-то явлении в историческом контексте, раскрывают «историю вопроса». Способствуют углублению восприятия обычного жизненного явления; помогают в работе с так называемым «несерьезным отношением». Сказкотерапевт может отреагировать на что-то легендой: «Ты вот считаешь, что это все ерунда, а знаешь ли ты, что с этим связана одна легенда?..» Легендой хорошо начинать инструкции к сказочным играм, в особенности к ритуальным играм. Легенды могли бы хорошо «работать» в рекламе — они позволили бы потребителю задуматься над смыслом и глубинным значением продукта |
4. Возможно ли единственно правильное понимание смысла сказок, мифов, легенд, притч? Обычный человек ищет в сказке подтверждения своим взглядам на жизнь, психолог — подтверждение своей теории.
Главное — обогащать свое понимание сказки, учитывая разные точки зрения.
Теперь, когда у нас имеется общее понимание подхода к психологическому анализу сказок, поговорим подробнее о том, какими гранями поворачивается к нам сказка, когда мы рассматриваем ее в различных парадигмах.
Итак, выбор подхода к интерпретации сказок часто обусловлен принадлежностью психолога к определенной школе, имеющей собственную базовую концепцию личности.
Если психолог проходил дополнительную подготовку в одной из современных школ (психоанализ, гештальт, трансактный анализ и другие), он является носителем определенного мировоззрения. Диагностическая информация в этом случае будет «отфильтровываться» через основные положения соответствующей школы. Данное обстоятельство во многом защищает психолога от «метаний» и позволяет сформулировать задачи работы. Заметим, что для объяснения проблем клиента и формулировки задач работы с ним представителю определенной школы, по большому счету, не нужно собирать психодиагностическую информацию — понимание проблем клиента, технология и перспективы взаимодействия с ним уже определены подходом школы.
Для примера возьмем всем известную историю о Красной Шапочке, и посмотрим, что найдут в ней представители разных школ. Итак, что могут увидеть в этой сказке последователи 3. Фрейда?
Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижением девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой менструации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу интимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».
Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапочка пренебрегает предупреждением об опасности, стремясь быстрее познакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом, мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с мужчиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стремление к смерти).
В-третьих, конфликт Ид и супер-Эго, при слабо развитом Эго. Красная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления супер-Эго. В результате чего оказывается в травматической ситуации. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием супер-Эго.
В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка камнями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беременным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произведенного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».
Безусловно, можно и дальше продолжать увлекательный анализ сказки с позиций психоанализа, однако это не входит в наши задачи. Мы лишь хотим проиллюстрировать идею о том, что каждый приверженец определенной школы (психоанализ, юнгианский анализ, трансактный анализ, бихевиоризм, гуманистический подход и другие) будет интерпретировать сказку со своих позиций, искать в сказке проявления ключевых моментов своей теории.
Так, например, сегодня уже считается «классической» интерпретация сказки с позиций юнгианского подхода. Что можно увидеть с этой точки отсчета в истории о Красной Шапочке?
Конечно же, проявление основных архетипов: Анима, Анимус, Персона, Тень, Самость. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного дикой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, становится доминирующим. Но героиня справляется с этой ситуацией и делается опытнее, взрослее.
С другой стороны, Волк является проявлением Тени. Сначала героиня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста. В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.
Если мы подойдем к этой же истории с позиций бихевиорального подхода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае ее поведение эффективно.
Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реакции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.
А Волк? Насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и бабушку, и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы подстеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы.
Интересным аспектом для анализа этой сказки, с точки зрения бихевиорального подхода, является тема влияния и противостояния влиянию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целенаправленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Использует ли она техники психологической самообороны, информационного диалога или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее поведению, она делает это крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому неудивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за бабушкой) целенаправленному нападению и оказывается в брюхе у варвара. Но, как пишет Е. Сидоренко, рассуждая о принципе и этике психологического воздействия, «Варварам варварово!»1 Поэтому Волк погибает. В этом свете смысл сказки приобретает дополнительный оттенок: варвару и манипулятору — варварская смерть.
1 Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб: Речь, 2001. С. 38.
Если мы посмотрим на эту же историю с позиций гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти у героев актуализированные потребности и оценить, насколько герои являются самоактуализированными личностями. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому самоактуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь, за что, собственно, и понес заслуженное наказание. У Красной Шапочки актуализированы более высокие потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Возможно, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, старается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.
Естественно, сказкотерапевт будет интерпретировать эту историю со своих позиций. В сказкотерапии шкала «разрушитель — созидатель» становится основным внутренним основанием для сбора диагностической информации, ее анализа и формирования задач консультирования. Тесты-рисунки и авторские сказки помогают сказкотерапевту понять истинное положение дел по этой шкале.
Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит — все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение — созидание», проявляющегося по отношению как к внешнему, так и внутреннему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.
С этих позиций Волк является носителем разрушительных тенденций, а Красная Шапочка — амбивалентных. Волк изначально стремится к разрушению Красной Шапочки и ее рода (в данном случае бабушки). Глубинный смысл сказки заключается в том, что разрушитель сам себя наказывает. Рано или поздно энергия разрушения, направленная на других, уничтожит его самого.
Что касается Красной Шапочки, то она никак творчески не проявляла свою созидательную ипостась. Идя по лесу, она поет песни и собирает цветы. Кстати, срывание цветов можно трактовать как проявление разрушительных действий по отношению к ним. Действительно, для чего девушка рвала цветы, фактически лишая их жизни? Для сбора гербария или в подарок больной бабушке? В сказке нет на это прямых указаний. Красная Шапочка не помогает животным, растениям и другим обитателям леса. Словом, она не совершает ни явных разрушительных, ни явных созидательных действий. Из чего мы можем заключить, что перед нами персона незрелая. Впоследствии мы узнаем, что она склонна к разрушительным действиям, — уже будучи свободной, она набивает брюхо Волка камнями. Зачем? Не исключено, что это акт мести. Ощущая себя в безопасности, она проявляет тенденцию к мстительному надругательству над телом Волка. Таким образом, незрелость, инфантильность быстрее актуализируют энергию разрушения, и в этом еще один смысл сказки.
В сказкотерапии принято интерпретировать сказку с позиции ее «жизненных уроков». Основа подобного подхода была сформулирована А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Поэтому в каждом эпизоде сказкотерапевт задается вопросом: чему может нас научить данная ситуация? При этом важно выявить не один урок, а собрать множество «жизненных уроков».
Например, чему нас учит сказка о Красной Шапочке? В этой сказке есть несколько уроков для родителей и для юных девушек.
Во-первых, она учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки покажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как можно отпустить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя отпустить ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятельный поиск и поддержать его родительским благословением.
Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму обучения детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та использовала неэффективную форму предупреждения.
В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родителей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запрещаем детям что-либо в директивной форме, чем больше игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травматичнее могут быть последствия их поступков. Что следует делать родителям? Наконец принять тот факт, что юная душа склонна к экспериментам с «запретным». Это естественно. Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в котором, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о том, что он опасен. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно — оно говорит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, следуй своей интуиции — и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вовремя распознать коварство Волка, особенно когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя обидит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!»
Мудрая мать проговорила чувства, стремления и состояния дочери и дала ей благословение. Можно предполагать, что в такой ситуации события сказки сложились бы иначе.
В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подобных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим, анализируя сказки о любви.
Безусловно, это далеко не все уроки «Красной Шапочки». Вопрос в другом: почему возможна такая разнообразная интерпретация одной и той же сказки?
Ценность метафоры в ее «многослойности» и многогранности. Сказку можно рассматривать как слоеный пирог или как драгоценный кристалл со множеством граней. В зависимости от индивидуальных предпочтений или целей работы мы выбираем свой «слой», или свою «грань», и рассматриваем сказку с ее позиции.
Итак, какой же подход правильный? Ответ прост: все подходы к анализу сказки являются отражениями ее «слоев» или «граней». Исследователям нет необходимости спорить друг с другом с пеной у рта, доказывая свою правоту. Сказка примиряет всех.
С другой стороны, различные подходы к анализу сказок описывают и различные грани человека. Поэтому при анализе авторской сказки интересно попробовать применить различные подходы. Хотим выявить глубинные внутриличностные конфликты — тогда рассмотрим сказку с позиции психодинамической парадигмы. Если для нас важно оценить эффективность поведения автора и составить программу коррекции, будет целесообразно встать на позицию бихевиорального подхода. В том случае, когда для нашего клиента важны вопросы самоактуализации и личностного роста его сказку следует рассматривать в гуманистической парадигме.
При этом не будем забывать о «мосте» между полушариями.