Обзор пройденного пути и предуведомление на будущее
Когда наука завершает свой круг, она естественно приходит к точке скромного недоверия и неохотно говорит о самой себе: скольких вещей я не понимаю!
И. Кант
Мы только начали путь к построению логики работы сознания. Многое не высказано, ещё больше остаётся непонятным и загадочным. Но перед тем как расстаться (хотелось бы надеяться, что только до следующего тома), кратко резюмируем то, что уже знаем:
• Идеальный мозг в буридановой ситуации принимает случайное
решение.
• Протосознательные процессы приписывают случайному выбору
статус закономерного (закон Юма). Они как бы строят догадку о том,
какова реальность, и пытаются оправдать эту догадку (гипотезу)
логическими средствами.
• Человек вводит в сознание (т. е. буквально: принимает за очевид
ное) то, что в логическом обосновании этой гипотезы должно быть
принято и принимается за самоочевидное (за истину, не требующую
доказательств).
• Та информация, которая подлежит проверке, должна специальным
образом маркироваться — эта маркировка субъективно переживается
как осознанность. Иными словами, мы осознаём то, в чём хоть чуть-
чуть сомневаемся.
• При случайном угадывании трудно рассчитывать, что догадка вдруг
окажется истинной, т. е. полностью тождественной реальному положению
дел. В лучшем случае она может быть не совсем точной, может быть [окончание cтраницы 494]
Обзор пройденного пути
правильной только в какой-то своей части. Задача сознания как механизма состоит в том, чтобы попытаться защитить эту догадку от весьма вероятного опровержения и так её улучшить (скорректировать в итерационном процессе), чтобы она более соответствовала действительности.
• Сознание как механизм обеспечивает создание защитного пояса
осознаваемых гипотез. Поэтому работа сознания непосредственно
связана с опытной проверкой логических следствий из осознаваемой
гипотезы. Механизм сознания сопоставляет ожидания, логически вытека
ющие из проверяемой закономерности, с поступающей информацией.
• Работа механизма сознания, тем самым, тесно связана с процессом
сличения. N.B. Процессу сличения теоретики уделяли не слишком много
внимания, хотя роль обратной связи в теоретических конструкциях, как
отмечалось в исторической преамбуле, постоянно возрастала. И всё же в
теоретических построениях сличение оставалось «закуской» к основно
му блюду — к процессам формирования психических образований (поня
тий, образов, следов памяти, гипотез и т. д.). Даже при непосредственном
исследовании процессов сличения больше внимания уделялось, например,
поиску эталона, совпадающего с поступающей информацией (задачей, легко
автоматизируемой с точностью до заданных критериев), но очень редко
обсуждался вопрос о критериях, позволяющих утверждать, что совпадение
действительно произошло '.
• Пусть мозг представляет собой идеальное вычислительное устрой
ство, работающее мгновенно и безошибочно. Однако процесс последо
вательного изменения критериев соответствия протекает во времени. Так
как этот процесс включает в себя акты сличения, то изменение критериев
должно происходить дискретно (т. е. пошагово: изменение критериев,
проверка; изменение критериев, проверка и т. д.), а не непрерывно.
Различные экспериментально обнаруженные временные и объёмные
константы прежде всего и определяют переход к акту сличения.
• Работа сознания направлена прежде всего на подтверждение своих
ожиданий, и начинается эта работа с отождествления этих ожиданий и
действительности. Закон Ланге: работа сознания начинается с самых слабых
требований к точности соответствия.
• оС точки зрения задачи создания защитного пояса, механизм
сознания работает безошибочно. Если сознание выбрало какое-то решение
и тем самым закончило работу в данной конкретной ситуации, то, во-
первых, оно фиксировало для данной ситуации уровень критериев
точности соответствия, на которых оно остановилось. А во-вторых, прини
мает найденное решение за очевидное и правильное. Таким образом,
когда сознание принимает результат сличения за подтверждение, оно [окончание cтраницы 495]
________________
1Подробнее см. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 195-212.
Обзор пройденного пути
подгоняет к этому решению требования к точности сличения, т. е. изменяет соответствующие критерии. При этом, разумеется, принятые решения с какой-либо другой точки зрения — например, с точки зрения экспериментатора — могут квалифицироваться как угодно: и как правильные, и как ошибочные.
• Механизм сознания на каждом шаге находится перед выбором:
или продолжать процесс отождествления, последовательно усиливая
требования к точности соответствия, тем самым постоянно трансфор
мируя поверхностное содержание сознания; или закончить работу над
этой проблемой, выведя полученный результат из осознаваемого поверх
ностного содержания в базовое, а далее начать решать следующую
проблему.
• Механизм сознания может выбирать путь усиления требований к
точности соответствия отдельно по разным параметрам (величина, форма, смысл и пр.). Следует учитывать, что почти всегда можно найти
такой параметр, сопоставление по которому ожидаемого с действитель
ным не помешает и далее их отождествлять даже при усилении требований
к точности соответствия по этому параметру.
• Если получаемая информация противоречива, то сознание как
логическая система стремится избавиться или исказить эту информацию
(закон Фрейда-Фестингера), т. е. стремится не осознавать имеющееся
противоречие.
• Если принятие решения ведёт к расхождению ожидаемого с
действительным (с точностью до ранее фиксированных критериев
соответствия), то время работы сознания увеличивается — сознание
дольше всего работает над той информацией, которая не соответствует
ожиданиям. Сказанное демонстрируется с помощью экспериментально
установленных законов:
• Обобщённый закон Хика: чем менее вероятен предъявленный
стимул или требуемая реакция, тем больше времени над этой ситуацией
работает сознание. Принятие решения о совпадении ожидаемого с действи
тельным занимает меньше времени, чем процесс опровержения.
• Закон разрыва шаблона: неожиданная смена контекста вызывает
эмоциональный шок и сбой в поведении до тех пор, пока в результате
длительной работы защитного пояса сознания не произойдёт переин
терпретация (переструктурирование) ситуации, т. е. не будет найден новый
контекст, который порождал бы ожидания, более соответствующие
действительности.
• Закон Узнадзе: нарушение ситуативной закономерности ведёт к
разрушению привычных схем поведения, к затруднениям в принятии
самых простых решений, вызывает сбой в поведении и хаотические
попытки избавиться от навязанной ситуацией закономерности. Нарушение [окончание cтраницы 496]
Обзор пройденного пути
оожидании, связанных с закономерностью, наиденной для данной ситуации приводит или к ослаблению требований к точности соответствия, или к поиску (точнее, к угадыванию) иных закономерностей.
• Та информация, которая полностью соответствует ожиданиям,
вообще перестаёт осознаваться. Неизменяющаяся информация пол
ностью ожидаема, а потому сознание перестаёт над ней работать — эта
информация перестаёт осознаваться. Закон Джеймса: содержание созна
ния не может оставаться неизменным. Сохранение осознаваемого обеспе
чивается только путём его изменения, трансформации.
• Одним из способов удержания неизменной информации в
поверхностном содержании сознания может быть переход от этого поверх
ностного содержания к базовому и обратно. Поэтому испытуемый не
способен без ошибок выполнять задачи, запрещающие ему осознавать
базовое содержание (феномен интерференции).
• При слабых критериях соответствия существует огромное коли
чество разнообразных ответов испытуемого, соответствующих этим крите
риям. Ужесточение критериев соответствия последовательно отсекает
целые классы ответов. Но при этом никогда нельзя так ужесточить
критерии, чтобы одному стимулу соответствовал один-единственный
вариант ответа. Сознание всегда рассматривает любой конкретный стимул
(объект) в качестве члена некоего класса стимулов (объектов). Всегда
существует зона неразличения (зона обобщённости) стимулов.
• Каждый класс имеет более и менее типичных представителей.
Принадлежность к классу некоторого стимула определяется соответст
воием этого стимула (с фиксированной точностью, т. е. внутри зоны нераз
личения) наиболее типичному представителю данного класса (закон
Витген штейна-Рош).
• Всё осознаваемое осознаётся только в качестве членов некоего
определённого класса—в отличие от каких-то других классов. Отнесение
к классу строится на основе дифференциальных признаков, отличающих
данный стимул от других, ранее или одновременно предъявленных.
• Закон Бардина: зона неразличения дифференциального признака
сама является дифференциальным признаком, т. е. зависит от других
стимулов, используемых в опыте.
• Обобщённый лингвистический закон: в базовом содержании сознания
любой знак—омоним, т. е. принадлежит к разным классам или категориям,
а в поверхностном содержании этот же знак — синоним, т. е. эквивалентен
каким-то другим знакам, выражающим ту же категорию.
• Любое значение может быть приписано любому знаку. (На экспе
риментальном подтверждении этого стоит всё учение об условных рефлек
сах Павлова). Однозначной связи между знаком и значением изначально
не существует. Одно и то же значение может быть выражено разными [окончание cтраницы 497]
Обзор пройденного пути
знаками (т. е. у каждого значения есть синонимы). Любой знак всегда
приобретает в сознании несколько разных значений (т. е. каждый знак
всегда омоним, каждый знак относится одновременно к нескольким классам).
• Поэтому любой стимул осознаётся как член позитивно выбранного
класса. Но одновременно в базовом содержании он опознаётся и как член
каких-то других классов, которым также принадлежит, при этом по крайней
мере часть из них негативно выбирается (и не осознаётся). Негативно
выбранное отнесение стимула к классу не тождественно отсутствию
отнесения к этому классу.
• Для сознания отождествление есть операция отнесения разных
явлений или стимулов к одному и тому же классу. Причём, согласно
обобщённому лингвистическому закону, к этому классу необходимо
относятся ещё какие-то явления, а каждое из отождествлённых явлений
относится ещё и к каким-то другим классам.
• Расширение зоны неразличения происходит за счёт смягчения
требований к соответствию между ожидаемым и действительным, что
ведёт к увеличению числа синонимов к сделанному позитивному выбору.
А следовательно, расширение зоны неразличения ведёт к отождествле
нию сходных объектов.
• Закон последействия фигуры: повторное предъявление стимула из
зоны неразличения побуждает сознание повторять выбор предшест
вующего ответа. Случайный выбор одного из не различимых при осозна
нии, но реально различимых вариантов (т. е. выбор одного из синонимов)
получает статус закономерного. В последующем сделанный выбор упорно
защищается, в том числе и путём фиксирования выбранной зоны
неразличения.
• Следствие закона последействия фигуры: если человек приобрёл опыт
овыделения дифференциальных признаков с определённой точностью,
позволяющей относить данный стимул к конкретному классу, то он будет и
далее выделять с фиксированной точностью именно эти признаки.
• Закон последействия позитивного выбора: при предъявлении
стимула защитный пояс сознания, прежде всего, пытается отождествить
этот стимул с тем классом стимулов, который до этого уже был позитивно
выбран. Этот закон позволяет осознавать один и тот же объект как принад
лежащий к тому же самому классу,даже если сам этот объект изменяется.
Ранее сделанный позитивный выбор упорно накладывается на последу
ющие стимулы, одновременно растягивая зону неразличения. В
принципе, любые последующие стимулы всегда можно осознавать как
принадлежащие к тому же самому классу.
• Закон последействия фона: если сознание не нашло адекватный
ответ на стимул, то повторное предъявление этого же стимула в той же [окончание cтраницы 498]
Обзор пройденного пути
ситуации побуждает сознание повторно не осознавать не данный при предшествующем предъявлении ответ. Упорный пропуск ответа или настойчивый повтор разных ошибочных ответов может выступать индикатором последействия фона.
• Осознание того или иного фрагмента базового содержания
сознания может быть заменено лишь осознанием другого фрагмента
базового содержания. Сознание осуществляет только выбор — оно не
может принять решение, которое заранее не имеет. В базовом содержа
нии заранее должны присутствовать все варианты позитивного выбора—
не только настоящего, но и будущего.
• Человек осознаёт (позитивно выбирает) логически непротиво
речивую конъюнкцию частных значений текста, т. е. принимает данную
интерпретацию как очевидную.
• Осознание процесса выбора происходит тогда, когда последующий
текст не соответствует имеющимся ожиданиям. Механизм сознания активно
работает над такой ситуацией, и время его работы увеличивается в
зависимости от степени неожиданности. Если расширение текста не
соответствует интерпретации, вытекающей из принятых ранее пресуппозиций,
то эмоциональный сбой продолжается до тех пор, пока не изменятся приня
тые пресуппозиции. С каждым следующим отвержением в процессе
осознанной работы происходит сужение диапазона классообразования (закон
Ланге).
• При изменении ситуации наблюдаются две параллельные тенденции:
в поверхностном содержании — тенденция сохранить предшествующий
позитивный выбор (путём расширения зоны неразличения); в базовом содер
жании —тенденция отнесения данного стимула к другим (ранее негативно
выбранным) классам. Может наступить момент, когда то, что ранее было
негативно выбрано, становится предпочтительнее. Тогда позитивный выбор
отвергается и заменяется другим. Переход от одного понимания ситуации к
другому, таким образом, должен происходить сразу, без переходов, т. е.
революционно (феномен инсайта, закон последействия негативного выбора).
Сознание создаёт свою собственную систему знаний. Накопив определённый опыт подтверждения своих догадок, оно сохраняет однажды выбранные критерии соответствия, опыт отнесения стимулов к тем или иным классам, а в целом рассматривает подтверждённые догадки как верные, а отвергнутые варианты — как неверные. И всё, с чем оно в данный момент не работает, помещает в своё базовое содержание. Но при всём при этом оно обязано уметь (и обычно умеет!) корректировать свои представления.
До сих пор мы рассматривали работу сознания, которое во что бы то ни стало отождествляет действительное со своими ожиданиями, и [окончание cтраницы 499]
Обзор пройденного пути
тем самым рисовали чересчур уж отрешённую от яви картину. Сознание строит свой собственный, во многом воображаемый и весьма далёкий от реальности мир. Этот мир сознания — всего лишь догадка о том, каков мир в действительности. В этом мире всё детерминировано, всё взаимосвязано. А далее сознание работает так, что почти всегда подтверждает собственные гипотезы-догадки об окружающем мире, всё время пытается отождествить свои ожидания с реальностью. Если бы работа сознания только этим и ограничивалась, то реальность не была бы ему вообще доступна. Сознание имеет много возможностей подтверждать свои гипотезы. Всегда можно выбрать такие слабые требования к точности соответствия, когда всё что угодно может быть отождествлено со всем чем угодно. И всегда существует такой признак, по которому можно отождествить два во всём остальном совершенно различных явления.
Конечно, психологи и философы всегда подчёркивали: сознание субъективно, результат работы сознания зависит отнюдь не только от объективной ситуации. Психологи-практики—такие, как А. Адлер,—вообще утверждали: для того чтобы быть психически здоровыми, мы должны рассматривать наши убеждения как вымыслы, а гипотезы — как фантазии '. Более естественнонаучно ориентированные учёные — например, Ю. М. Забродин — говорят осторожнее: в подавляющем большинстве случаев у людей нет точного знания реальной ситуации, а есть лишь иллюзия этого знания 2. Но всё же, всё же... Разве не сознание даёт нам знание о мире? Не может же быть, чтобы всё, что мы в этом мире осознанно делаем, было заведомо ни с чем не соотносимой чепухой. Если мы хотим описывать нормальную (не патологическую) работу сознания, мы должны найти логическую возможность того, чтобы осознаваемые ожидания (гипотезы) могли бы, при определённых условиях, быть признаны невоерными или в целом, или хотя бы частично, т. е. могли корректироваться.
Сознание способно более-менее адекватно отражать окружающее. В противном случае поведение здоровых людей нельзя было бы отличить от поведения психически больных, не умеющих корректировать свои гипотезы об окружающем мире и о самих себе. Процесс познания предполагает не только подтверждение своих ожиданий, не только их корректировку, но и хотя бы в некоторых ситуациях — их опровержение. Познание, иными словами, обязано быть чувствительно к обратной связи. [кончание cтраницы 500]
__________________
1См. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб, 1997, с. 136-137. Такая позиция, наверное, полезна для практического психотерапевтического воздействия, но уж очень она однобока.
2Забродин 10. М. Очерки теории психической регуляции поведения. М., 1997,с. 31.
Обзор пройденного пути
Для того чтобы субъективный мир был более-менее адекватен реальности, сознание должно ещё исправлять собственные ложные представления, должно быть способно выходить за пределы собственной сферы и весьма существенно изменять свой взгляд на мир. Надо понять, как сознание преодолевает собственный защитный пояс, и надо ещё оправдать эту возможность логическими средствами.
Как же механизм сознания формирует на своей поверхности более-менее адекватное отражение реальности? Сознание способно изменить то, что заведомо принимает за очевидное. Оно работает с тем, что осознаётся, т. е. со своим поверхностным содержанием. Сознание активно проверяет собственные гипотезы, ставя реальные эксперименты и оценивая результаты тех действий, которыми оно самостоятельно управляет. Связь сознания с деятельностью — не выдумка советских психологов. Только деятельность, о которой идёт речь, — это действия по проверке собственных гипотез. Начиная с произвольных построений, сознание, тем не менее, с каждым следующим шагом (методом последовательных приближений) уточняет и корректирует своё видение мира. Как оказывается, этот итеративный процесс не так уж сильно зависит от начальной догадки.
Мы убедились при рассмотрении самых простых экспериментов, что наше сознание при любой операции неизбежно порождает смыслы, насыщает мир этими смыслами. Тем самым естественнонаучный взгляд на сознание, развиваемый психологикой, приводит к весьма важному для гуманистического мировоззрения выводу: сознание конструирует смыслы, а не находит их в окружающем мире. Именно в этом конструировании сознание проявляет свою свободу, потому что в ореальном мире нет никакого смысла. Б. Рассел справедливо рисует нам мир, описываемый наукой, как полностью бессмысленный: человек есть продукт действия причин, не подозревающих о цели, к которой они направлены; его рождение, рост, его надежды и страхи, его любовь и вера — всё это результат случая; никакой героизм, никакое воодушевление и напряжение мысли и чувств не сохранят человеческой жизни за порогом смерти; вся многовековая работа, всё служение, всё вдохновение, весь блеск человеческого гения обречены на то, чтобы исчезнуть вместе с гибелью Солнечной системы; храм человеческих достижений будет погребён под останками Вселенной. И только в опоре на эти истины, уверяет Рассел, только на твёрдом фундаменте полного отчаяния можно строить надёжное убежище для души '. Жизнь не имеет никакого смысла: ни мудрого, ни глупого, ни абсурдного, ни трагичного, ни какого иного, — размышляет по этому же поводу Н. Н. Трубников. [кончание cтраницы 501]
____________________
1Рассел Б. Поклонение свободного человека. В его кн.: «Почему я не христианин». М., 1987,с. 16.
Обзор пройденного пути
Этот ответ, по его мнению, не только более честный, но и более обнадёживающий, чем какой бы то ни было другой. Ибо он предполагает возможность не столько находить смысл, сколько созидать его, творить и сообщать жизни '.
Стремление сознания догадаться о том, как устроен мир, позволяет из весьма скудной информации, которую человек в реальности получает от органов чувств, многое узнать о космосе и о микромире, о других людях и о самом себе (не только о своём физическом теле, но и о своём «Я», о своём сознании и бессознательном). Но свобода сознания в выборе догадок всегда оставляет возможности для ошибок, неточностей, неправильного понимания. Поиск истины не может закончиться. Каждый человек (в том числе, разумеется, и автор этой книги) в лучшем случае является лишь искателем истины, а не её обладателем.
Путь, который нам ещё предстоит пройти, приведёт к странным, на первый взгляд, результатам. Мы выясним, что сознание с логической неизбежностью принципиально множественно. Именно совокупность неосознаваемых человеком разных собственных сознаний позволит далее ввести представление о психике. Наше Я (нам ещё потребуется определить, что это такое) не осознаёт этих сознаний, но получает от них эмоциональные сигналы. А в результате придётся снова вернуться ко многим психическим феноменам, обсуждавшимся в этом томе. Неожиданно также выяснится, что отражение и доеятельность — всегда, казалось бы, взаимосвязанные — на самом деле исходно независимы друг от друга (ранее я называл это параллельностью сенсорного и моторного 2).
Осознание, как было сказано, является результатом процесса классификации, т. е. связано с приданием стимулам какого-либо значения. Мы увидим, как представление о позитивном и негативном выборах позволит ещё дальше продвигаться в описании процесса смыслообра-зования. Но при этом поневоле придётся на другом языке повторно изложить уже известные законы работы сознания. В свою очередь, этот новый язык откроет нам дорогу к новым законам. И на этом пути мы с других позиций вернёмся к взгляду Джеймса на природу эмоций, подойдём с неожиданной стороны к фундаментальным и мучительным проблемам: проблеме свободы выбора, происхождения социального, ко многим феноменам культуры. Впрочем, делать подробный анонс рано, следующий том ещё не завершён, а потому, надеюсь, мне самому предстоит ещё удивиться тому, куда он меня заведёт... [кончание cтраницы 502]
_________________________
1Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни.// Квинтэссенция. М., 1990, с. 438. ; 2Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии.
Обзор пройденного пути
Главная задача данной книги — описание известной психологической экспериментатики с единообразных позиций. Разумеется, не мне судить, насколько это удалось. Но была и дополнительная задача: хотелось передать моё восхищение — если угодно, даже наслаждение — остроумием экспериментаторов, а для этого попытаться передать радость от встречи с умным и ясным экспериментом. И если хотя бы нескольких студентов-психологов эта книга вдохновит на проведение самостоятельных экспериментальных исследований, у меня будет полное право считать, что проделанный труд не напрасен.
Теоретические схемы обладают волшебной силой. Они завораживают или раздражают. Этим они стимулируют новые исследования, подтверждающие или опровергающие догадки теоретиков. В этом томе изложен простой, но непривычный взгляд на механизм и функцию сознания. Этот взгляд изменяет видение многих известных психологических феноменов — последействия фигуры (которое оказывается связанным с последействием смысла), забывания (как следствие закона Джеймса), порогов чувствительности (как следствие закона классификации и закона Витгенштейна-Рош), вытеснения (как следствие последействия негативного выбора), интерференции (как следствие непроизвольного контроля за правильностью выполнения игнорируемого задания), защитных механизмов личности (которые являются частным случаем защитного пояса сознания), а также множества других феноменов, о которых шла речь на протяжении всего этого тома.
Наверняка через какое-то время будет найден новый взгляд, и новые теоретики уже в XXI в. будут разрабатывать иные догадки о природе сознания. Что ж! Теоретические построения всегда покоятся на логической идеализации, а потому уязвимы. Однако эксперименты, проведённые под воздействием теоретического замысла, остаются навсегда, даже если они этот замысел отвергают. Более того, экспериментальное опровержение обладает чудодейственной силой. Ведь, как говаривал К. Поппер, если научное построение опровергается в резуль тате специально поставленных экспериментальных исследований, то автор этого построения может гордиться — он создал действительно научную теорию. А я уверен: любая новая теория должна прежде всего объяснить тот круг феноменов, который мы здесь рассматривали. И найти новые феномены.
В конце концов, именно в этом вечном движении, вечном поиске истины и состоит неувядаемая прелесть естественной науки. [окончание cтраницы 503]
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Эмпирические феномены, эффекты, законы:
автокинетический эффект 373
автоматизм, автоматизированные действия 159, 160, 162, 163, 235, 248, 332,
361, 362, 371, 378
адаптации уровень 465
асимметрия полушарий и осознание 144, 145 ассимилятивного действия и контрастной оценки закон 465 атрибуция каузальная 297, 298
афазия 355, 354, 473
билингвизм 347, 351, 353, 366, 367, 451, 487
бредовые идеи 52, 57, 318
внушение постгипнотическое 170, 171,333
двойственные изображения и их реверсия 190, 194, 327, 372, 373, 390, 396,
397, 455, 456, 465, 482
восприятие невесомости 335, 336
вытеснение 173, 176, 178, 180, 234, 247, 320, 323, 326, 457, 458 галлюцинации 52, 317, 375
гамма-движение 462
генерализация 408, 409
генерализация контекстуальная 492
генерации эффект 473-476
генотропизм (по Зонди) 242
гештальта законы 188, 189, 191, 192, 194, 300
гипноз 151,152,170,179,235,277-280,282,362,379,417 «горячей руки» эффект 301
границы сознания 127, 132, 155, 208, 228-234, 240, 246, 264, 268, 270, 271 — ограничения по объёму 79-84, 127, 128, 138, 229, 236, 237, 246, 363, 400 действия незавершенные 390—392
диссоциация образа при изменении сопровождающих элементов 155, 436, 437 детерминирующая тенденция 129-131, 313
запоминание с дистрактором 389, 395, 400, 411, 412
золотое сечение 132
изоляция сенсорная 375
иллюзия луны 435
импринтинг 164, 165
инверсия сетчаточного образа 336, 337, 350 инкубация 24, 458, 459
инсайт, озарение 24, 5£ 191, 459, 477, 493
интеллектуальные тесты 200,267 интенция парадоксальная 398 [кончание cтраницы 504]
Предметный указатель
Ирвина эффект 296
константности феномен 415, 460
контрастность и фокус контраста 439, 484, 486
лента жизни 282-283
локализация звука 263,272
Марбе закон 351
Марсела эффект 274, 409
мнемотехника 349, 376, 377
мышление первобытное 291, 292
«на кончике языка» феномен 128, 479
насыщение при восприятии движения 373
научение распределенное vs научение концентрированное 481, 482
невроз экспериментальный 329, 330
недизъюнктивности мышления феномен 477, 482
«нога в дверях» феномен 462, 463
обобщенности феномен 412
ограничения по объёму 79-84, 127, 128, 138, 229, 236, 237, 246, 363, 400
ореола эффект 406, 449
отрицательной асимметрии начальной самооценки эффект 440
очевидность непосредственная (самоочевидность) 41—43, 49, 58,113,115,121,
143, 171, 172, 211, 243-245, 253, 254, 256, 257, 316, 368, 369, 371, 386,
499
ощущения отрицательные 136, 140, 247 память феноменальная 281, 383-386, 436 парадокс лжеца 312, 313
псевдогаллюцинации 52
переживание горя 334, 335
период рефрактерный 390, 396
перцепции закон (Н. Н. Ланге) 403, 404
Петерсонов эффект 389, 395
поведение суеверное 302, 303
последействия фигуры (по Рубину) 189, 194, 452
послеобраз 317, 374
послефигурное воздействие (последействие фигуры по Гибсону) 359, 360
постоянной смены впечатлений закон 359
превосходства объекта эффект 435
превосходства слова эффект 435
привязки эффект 466
приобретённой эквивалентности сигналов эффект 452
предъявление дихотическое 231, 232, 390, 396, 412
предъявление диоптическое 273, 326
прогнозирование в вероятностной среде 299-301, 354, 451
простого различения фбноМен 433, 434
прототипы 420-423 [окончание cтраницы 505]
Предметный указатель
псевдогаллюцинации 52
псевдопамять 422, 423
психического пресыщения эффект 363, 364
развития сознания закон (Клапаред) 166, 369—371
Раншбурга феномен 360
рефлекс условный 148-151, 330, 407, 414, 415, 497
рефлекс ориентировочный 343-345
реминисценция 481, 482
роль социальная — тенденция к определенности 333, 337, 338
сбережение (в памяти) 139, 140. 247, 275, 283, 313
сверхгенерализация 405
сверхрегуляризации феномен 298
сглаживание когнитивного диссонанса 323, 324, 466, 467
сдвиг мотива на цель 259
семантической сатиации феномен 360, 361
синдром зеркала 35
слух абсолютный 276, 471
сновидения 174-179, 282, 491, 492
состояние коматозное 145
состояние сомнамбулическое 160, 235, 280
стабилизированные изображения 359, 363, 371, 372
сличение 225-227, 313, 495
Струпа феномен 389, 393-395, 397, 399, 400, 411
субсенсорное (подпороговое) восприятие 271-274
схема тела 367
терапия смыслом (борьба с бессмысленностью) 214, 215, 301
техника поведенческого оспаривания 317, 318
тремор 378, 379
тренировка 384, 372, 414
установка как осознаваемая преднастроика 127, 154
установка неосознаваемая 181, 247, 313, 338-340
фи-феномен 185, 186
Фехнера закон 134-136, 187, 188
фон Рёсторф эффект 349
Хика закон 345, 346
Эббингауза закон 138, 139,453
эмоциональное предвосхищение решения задачи 477, 478
этнометодологический эксперимент 332
эффекта закон 198,302 [окончание cтраницы 506]
Именной указатель
Психология (и психиатрия):
Абабков В. А. 63
Абельсон Р. 13
Авалашвили А. М. 461
Августинек А. 277
Авербах Э. 229
Агеев В. С. 440
Адлер А. 30,89, 90, 108, 109,180,
182, 500.
Айзенк Г. 66
Алампей Д. 465
Александров А. А. 193
Альтенвегер А. 243
Аминев Г. А. 305
Андреева Г. М. 14, 191
Анциферова Л. И. 130
Арнхейм Р. 132, 185, 300, 469, 470
Аронсон Э. 325, 334
Арохова О. 395
Асмолов А. Г. 205
Аткинсон Р. 82,376
Ах Н. 129, 278, 365
Байер Л. 475
Баллонов Л. Я. 374
Бардин К. В. 34, 136, 418, 419,433,
442
Бартлетт Ф. 222, 383
Басов М. Я. 204
Бассин Ф. В. 182, 278
Безносюк Е. 273
Бейвелас Л. 302, 303, 331
Бек А. 65, 318
Бендлер Р. 59
Бёрдзалл Т. 416
Березанская Н, Б.449
Берн Э. 180, 181
Бернгейм И. 170
Берне Р. 450
Бехтерев В. М. 196, 280, 333, 358,
407, 408, 417, 454
Бжалава И. Т. 317, 340, 353, 467, 473
Бине А. 200
Блак Г. 345
Блийер Э. 170
Блинков СМ. 279
Блонский П. П. 373, 374
Богомолова Н. Н. 14, 192
Боринг Э. 123, 124, 200, 455
Борисова М. Н. 433
Боуман Й. 189
Братусь Б. С. 193
Браун Р. 479
Брем Дж. 458
Бродбент Д. 223
Брунер Дж. 223, 297, 449, 451
Брушлинский А. В. 477, 478
Брэйн М. 492
Брэнсфорд Дж. 383
Бугельский В. 465
Бушке Г. 229
Бэгби Дж. 326
Бэкен П. 304
Бэллард П. 481
Бэн А. 30
Бюлер К. 129, 382
Вагенаар В. 304, 305
Вайсштейн Н. 435
Вайткявичус Г. Г. 313
Валлон А. 378
Валлон Р. 301
Веккер Л. М. 142, 248, 404, 412, 435,
446
Величковский Б. 82, 274, 348, 390 [окончание cтраницы 507]
Именной указатель |
Вергилес Н. Ю. 359
Вертгеймер М. 184, 185, 187, 188,
191, 199, 297
Вертхаймер М. 164
Верч Дж. 208
Викенс Д. 273
Винникот Д. 65, 302
Виноградова О. С. 409
Виттельс Ф. 184
Войтенко Т. П. 433
Волицкий Д. 455
Вудвортс Р. 222
Вудсон У. 416
Вундт В. 66, 83, 123-128, 130, 138,
140, 153, 154, 170, 185, 200,
222, 228, 230, 246, 259, 313
Вучетич Г. Г. 82
Выготский Л. С. 96-98, 131, 157,
201,204-209, 247, 282, 331,
427
Вюрпилло Э. 350
Гальперин П. Я. 208. 268
Ганзен В. А. 207
Гарднер Г. 424
Гарфинкель Г. 332
Гербарт И. 124, 125, 283
Герген К. 43 7
Геффен Дж. 230
Гибсон Дж. 359
Гилфорд Дж. 267
Годфруа Ж. 160, 196, 375, 408, 464
Голубев Г. Г. 257
Голубиное В. В. 355
Гольдштейн К. 214, 353
Горбатенко А. С. 31
Гордеева Н. Д. 367, 396
Гордон В. М. 212
Граник Г. Г. 341
Грановская Р. М. 319, 376
Грегори Р. 264, 404
Грин Дж. 369, 469, 470
Гриндер Дж. 59
Грэгг В. 349
Гурова Л. Л. 294, 406
Дерябин B.C. 434
Джадсон А. 326
Джеймс У. 41, 54, 55, 62, 64, 124, 128,153-159, 166, 170, 200, 223, 247, 248, 250, 255, 278, 313, 356, 362, 379, 436, 437, 492
Дженнигс Д. 316
Джеффри У. 452
Джилович Т. 301
Джонсон-Лэрд Ф. 413,429
Диксон Г. 467
Доминовски Р. 475
Дормашев Ю. Б. 232, 344
Дункер К. 191
Дьюи Дж. 159, 160
Дэвис Дж. 210
Жане П. 234, 235, 243, 333
Ждан А. Н. 130
Журавлев А. 273
Забродин Ю. М. 136, 355, 500
Закс Ж. 470
Залевский Г. В. 341
Запорожец А. В. 372, 439
Зачесова И. А. 367
Зейгарник Б. В. 192, 204, 331, 364, 391, 433
Зиглер Д. 217,458
Зимбардо Ф. 325, 332, 333, 337, 338
Зинченко В. П. 3, 82, 122, 212, 223, 228, 246, 302, 359
Зинченко П. И. 458, 474
Зинченко Т. П. 37, 227, 436
Зонди Л. 242, 243
Иванников В. А. 32, 34, 299
Иванов В. О. 450
Иванова Н. 275,276
Игл М. 455, 479
Изард К. 30, 326
Ирвин Э. 296
Иткин Н. Г. 278,279
Иттельсон У. 368 [окончание cтраницы 508]
Йенсен А. 400
Йетс Ф. 108, 349
Йост А. 481
Кавагучи И. 340
Канеман Д. 466<