ТЕМА 2. Методология и методы социальной психологии
· Приведите классификацию методов социальной психологии.
· Наблюдение – это…
· Какие виды наблюдения можно выделить? Перечислите, с помощью чего фиксируются результаты наблюдения.
· Составьте карту наблюдения за социально-психологическим явлением (феноменом) в Вашей группе или в классе, где Вы проходите практику. Выделите фрагменты (критерии), которые Вы будете наблюдать и фиксируйте их в карте.
ПРИМЕР:
Критерии наблюдения
1) Принимает решение только самостоятельно
2) С радостью готов принять помощь
3) Слишком застенчив, чтобы попросить о помощи
4) Высокая успеваемость
5) Успевающий ученик
6) Низкая успеваемость
7) Сверстники отказываются помогать
8) Оказывают помощь
9) Другие дети любят его хорошие отношения со сверстниками
10) Другие дети не любят, не терпят его
Карта наблюдения за поведением учащихся
Ф.И. | Характер принятия решения | Успеваемость | Особенности общения со сверстниками | Особенности общения со взрослыми | Степень уверенности в себе | ||||||||||||||
Реализуйте программу наблюдения и сделайте выводы.
· Представьте, что вы проводите беседу. Опишите структуру беседы. Перечислите правила формулировки и постановки вопросов.
· Составьте схему интервью на социально-психологическую тему.
Реализуйте схему с двумя собеседниками. Сделайте выводы.
· Опишите особенности анкетирования. Попробуйте составить мини-анкету на социально-психологическую тему, используя все правила ее создания.
· Сформулируйте основные правила проведения контент-анализа.
· Что такое социально-психологический эксперимент? Перечислите правила его проведения.
· Какие специализированные психологические методы вы знаете?
· Социометрия. Укажите основные этапы организации социометрии. Какие ограничения имеет данный метод?
· Что такое групповая оценка личности? Составьте карту для групповой оценки личности педагога (психолога, ученика начальной школы, среднего, старшего звена).
Примечание: для определения перечня качеств педагога рекомендуется воспользоваться классификацией И.П. Подласого.
Качества | Шкала оценивания (степень выраженности качества) | |||||||||
· Составьте схему, отражающую основные методы активного социально-психологического обучения.
· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:
· Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?
· Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?
· Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?
· Какие выводы Вы сделали, изучая тему?
· Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?
· Какие методы Вы планируете применить в своем исследовании? Почему именно их?
ТЕМА 3. Феноменология и структура личности
· Перечислите основные феномены, связанные с «Я» личности.
· Опишите структуру Я-концепции и ее функции.
· Раскройте сущность основных источников формирования Я-концепции личности.
Представление о своем теле (телесное Я). | |
Язык — как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях. | |
Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе. | |
Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина). | |
Практика воспитания детей в семье. |
· Что такое самооценка? Объективный или субъективный характер она имеет? Укажите основные факторы, определяющие формирование самооценки.
· Познакомьтесь с монографией И.С. Кона «Открытие Я» (глава III). Выпишите факторы, влияющие на формирование у личности представления о своем телесном Я и отношения к нему. Раскройте основные способы компенсации внешней непривлекательности.
· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:
· Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?
· Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?
· Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?
· Какие выводы Вы сделали, изучая тему?
· Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?