Тема 2. Психологические основы организации познавательной сферы в учебном процессе.

Общее представление о познавательных процессах. Ощущение и восприятие. Основные закономерности процесса ощущения: пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, компенсация. Классификация видов восприятия. Свойства восприятия: целостность, структурность, осмысленность, предметность, константность, апперцепция, избирательность.

Характеристика мышления как познавательного процесса. Виды мышления. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие индукции и дедукции в мыслительном процессе. Связь мышления и речи.

Характеристика внимания как познавательного процесса. Виды внимания. Свойства внимания: объём, устойчивость, концентрация, переключение, распределение. Внимание в учебном процессе. Характеристика видов памяти.

Процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание. Принципы успешного запоминания.

Тема 3. Учет индивидуально-психологических свойств в учебном процессе.

Направленность: определение, структура. Направленность на себя, на задачу, на взаимодействие.

Общее представление о мотивации. Психология мотивации: история, современное состояние и тенденции её развития. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация» в теории деятельности А.Н. Леонтьева. Интерес, желания и намерения как мотивационные состояния.

Потребности, мотив, цель и смысл. Виды и функции мотивов. Личностные переменные, влияющие на мотивацию: стратегии целеполагания, локус контроля, ожидания, атрибутивные схемы. Понятие установки, механизмы установочной регуляции деятельности. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Мотивация достижения и мотивация избегания неудачи.

Характеристика темперамента и характера в учебном процессе

Происхождение и анализ понятия «темперамент». Проблема оценки и измерения темперамента. Теории темпераментов. Анализ основных психологических составляющих темперамента: общей психической активности, психомоторики и эмоциональности.

Проблема реактивности и активности субъекта и их роль в проявлении темперамента. Исследование связи темперамента с деятельностью человека. Методы исследования индивидуального стиля деятельности и исследования его проявления.

Определение понятия характера. Проблема типологии характера и выделения оснований для классификации различных его типов. Акцентуация характера и методы её выявления. Типологии акцентуаций характера. Проблема коррекции черт характера. Проблема развития и воспитания характера.

Общая характеристика способностей. Задатки. Классификация способностей. Проблемы изучения способностей человека: детерминанты способностей (наследственность и среда).

Развитие способностей. Биологическое и социальное в развитии способностей. Феномен одаренности. Роль сензитивных периодов и мотивации в развитии одаренности. Анализ понятий «талант», «одарённость», «гениальность».

Тема 4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности.

Определение понятия «эмоции». Особенности эмоций. Виды эмоций. Аффекты, эмоциональные настроения, эмоциональные состояния, страсть. Чувства как высшие эмоции. Виды чувств: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Понятия совести, чувства долга и чувства чести. Общие закономерности эмоций и чувств.

Понятие стресса. Этапы развития стрессового состояния по Г. Селье: тревога, сопротивление, истощение. Понятие депрессии.

Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Волевая регуляция поведения личности. Формирование воли. Общее представление о структуре волевой регуляции деятельности. Классификация волевых действий. Волевые качества: инициативность, решительность, целеустремлённость, настойчивость, настойчивость, самообладание, ответственность.

Тема 5. Психология общения.

Понятие общения. Феноменология общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие, как восприятие людьми друг друга (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).

Вербальные и невербальные средства общения. Фазы контакта. Уровни общения (примитивный, стандартизованный, манипулятивный, конвенциональный, деловой, игровой, духовный).

Виды диалогов. Устная и письменная речь. Специфика общения лектора с аудиторией. Общение, опосредованное различными техническими устройствами (телевидение, компьютер, интернет и др.).

Наши рекомендации