Психологические свойства человека
Психологические свойства производны от рефлексивныхвозможностей психической деятельности человека, которые обнаруживают себя на новом качественном уровне в предметно-практическом взаимодействии человека с внешним миром. В этом процессе человек проявляет для себя и окружающих качества своих действий, качества своих поступков, качества своего поведения, качества своей деятельности. Через констатацию этих качеств человеку приписываются соответствующие психологические свойства как более или менее успешного субъекта взаимодействия с внешним миром. Это указывает на функциональное содержание психологических свойств человека как субъекта предметно-практической деятельности и социального взаимодействия с другими людьми.
Психологические свойства человека раскрывают в нем его субъектный потенциал, и поэтому они ближе других к актуальным способностям его психической организации, то есть к тем способностям, которые он уже реализовал в своем активном самовыражении.
Психологизм этих свойств человека проистекает из самоотражения, самопонимания, самоотношения, саморегуляции и самооценки качественной стороны результатов собственной деятельности. Именно самость и самосознание являются внутренними источниками психологической деятельности и ее свойств. Человек в этих процессах исполняет роль «практического психолога» по отношению к самому себе, так как он по плодам труда своего определяет собственные способности, характер и другие качества своей личности. Он, как судья, выносит «приговор» личной значимости.
В процессах самоотражения человек может дать себе адекватную, завышенную или заниженную оценку. Но всегда он будет считать ее справедливой. В то же время каждый человек оценивается еще и другими людьми. Эта оценка считается в общественном мнении более адекватной, а потому и более справедливой. Между самооценкой и групповой оценкой личности возможен «когнитивный диссонанс», который нередко является психологическим источником конфликтных взаимоотношений между людьми.
Индивидуальная воля как процесс произвольной регуляции захватывает «власть» надпсихическими процессами, состояниями и функциями человека, трансформируя их в идеальные процессы психологической деятельности, что проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, а также в управлении и координации совместной деятельностью в малых группах и больших общностях. Воля в контексте социального взаимодействия является не только внутренним регулятором субъектной активности личности, но и феноменом социально-психологических отношений между людьми по векторам «доминирование— подчинение», «свобода—необходимость», «зависимость—самостоятельность» и т. п. Воля превращает (трансформирует) психическую деятельность в психологическую деятельность человека как субъекта произвольного выбора в повседневных ситуациях совместной жизнедеятельности людей. Благодаря воле рефлексивные процессы психической деятельности становятся источниками психологических свойств человека. В их ряду можно выделить несколько групп свойств: деятельностно-психологические, социально-психологические, рефлексивно-психологические и духовные.
Деятельностно-психологические свойства проистекают из предметно-практического взаимодействия человека с реалиями внешнего мира. Суть этого взаимодействия состоит в преобразовательной деятельности человека, которая направлена на превращение естественных объектов внешнего мира в предметы своих потребностей. Вместе с тем происходит преобразования и самого человека. Преобразовательная предметно-практическая деятельность является инструментально-опосредствованным взаимодействием человека с внешним миром. В ней человек манипулирует с объектами взаимодействия с помощью рук и вспомогательных средств, которые являются орудиями труда, специально изобретенными человеком для усиления своего потенциала воздействия на вещественную и общественную среду обитания. В этом процессе психофизиологические и психофизические свойства человека трансформируются в свойства его способностей, а также в свойства его опыта, знаний, умений, навыков, мастерства, таланта, гениальности, интересов и др. Все это относится к психологии человека и соответствующим психологическим качествам его личности как субъекта данной деятельности. Эта группа свойств обязана своим происхождением и развитием предметной активности человека, в процессе которой он реализует свой телесно-психический потенциал. В этом процессе человек разворачивается к внешнему миру своим интеллектуальным и творческим потенциалом, который он обнаруживает для себя и других людей.
Однако жизнедеятельность связывает человека не только с неодушевленными объектами внешнего мира. Она обязательно включает его в контекст общения с другими людьми. Взаимодействие человека с человеком выступает мощнейшим фактором преобразования психических свойств, трансформируя их в новые явления психологии людей: в групповые эффекты и социально-психологические свойства личности.
Социально-психологические свойства человека возникают в процессах общения людей по поводу их совместной жизнедеятельности. Эти свойства проявляются как отношения людей друг к другу. По сути, это качества человека как субъекта общения. В их числе — общительность—замкнутость, откровенность—скрытность, отзывчивость—равнодушие, альтруизм—эгоизм, доброжелательность—враждебность и многие другие. Этих качеств не может быть без партнера. Поэтому они носят характер взаимоотношений. Это означает, что каждое из них сотворено обеими сторонами взаимодействия. Общительность или замкнутость человека — это не прямой результат индивидуальных свойств человека, а результат трансформации субъективных установок партнеров друг на друга и целевых задач взаимодействия. В этом смысле взаимоотношения людей являются групповыми эффектами. Поэтому было бы несправедливо перекладывать всю ответственность за развитие взаимоотношений на противоположную сторону процесса взаимодействия и общения, в равной мере, как и принимать на себя всю тяжести вины за неблагополучие групповых эффектов. Правильнее стремиться к поиску компромисса и пониманию взаимозависимости на паритетных основах.
Социально-психологические свойства человека ближе других находятся к характерологическим особенностям личности, в которых трансформируются всевозможные векторы человеческих отношений, включая и самоотношение личности. Социально-психологические свойства возникают в результате трансформации субъективного психического отношения человека к человеку в психологически произвольное субъектное отношение к партнеру и через него в качества взаимоотношений. Эти качества осложнены включением в них социальных свойств человека.
Субъективное психическое отношение базируется на непроизвольной эмоциональной реакции на партнера и его внешний облик по шкале «нравится — не нравится». Это отношение выполняет функцию психологической установки при оценке качеств личности партнера. Однако эта установка может попасть под контроль рефлексии. Когда это случается, происходит трансформация субъективного психического отношения в психологическое субъектное отношение. Психологически произвольное субъектное отношение перенастраивает непроизвольные эмоциональные реакции в сторону одного из полюсов шкалы субъективного психического отношения. Если партнер заинтересован в сотрудничестве, то коррекция этого отношения осуществляется в сторону положительного полюса шкалы взаимоотношений, если нет, то наблюдается смещение взаимоотношений к отрицательному полюсу. Таким образом, происходит психологическая перестройка субъективного отношения в качественно иное субъектное отношение, которое подчинено практическим интересам социального взаимодействия.
Социально-психологическая трансформация личных отношений во взаимоотношения трансформируется по шкале «согласие—конфликт». Успех здесь возможен при взаимном стремлении партнеров к согласию. Если одна из сторон этого не хочет, то сотрудничество обречено на провал.
В совместной жизнедеятельности личные отношения неизбежно превращаются в межличностные, которые зависят не только от индивидуальных устремлений, но и от распределения ролей и функций между партнерами в общественной структуре и в социальных организациях, то есть от того места, которое занимает человек в обществе по стечению обстоятельств жизни в процессе социализации.
Социальный статус играемых ролей задает человеку норматив поведения при взаимодействии с другими, и человек должен соблюдать этот норматив, чтобы соответствовать запрограммированным межличностным отношениям, которые ограничивают произвольность личного отношения к партнерам. В силу этого обстоятельства индивидуальные свойства психической организации человека трансформируются в социально одобряемые качества личности. С этого момента начинается социальная идеализация образов общественно значимого человека в соответствии с иерархией ролевых функций личности.
Процесс идеализации собственной личности и других людей выливается в формулирование нравственных требований друг к другу. При этом, как показывают исследования, к другим мы склонны завышать эти требования, к себе же оказываемся более снисходительными. Возникает своеобразное ощущение себя среди других людей, где нам кажется, что мы немного лучше других. Но так думают все, что и создает психологические проблемы в человеческих отношениях.
Это ощущение становится предметом самосознания и духовной работы человека над собой. В результате социально-психологические свойства человека начинают трансформироваться в духовные качества личности, производные от психорефлексивной деятельности мозга как процесса отражения отражения. В результате возникает еще одна группа психологических свойств — психорефлексивные свойства, которые обязаны своим происхождением психологическому взаимодействию человека с самим собой как психологической реальностью. Эта реальность отражается человеком во внутреннем плане сознания, порождая нравственные переживания личности.
Психорефлексивные свойства человека трансформируются в сложнейшие явления человеческой психологии, к числу которых относятся душа и совесть, сознание и самосознание, вера, надежда, любовь, Я-концепция и мировоззрение, сила духа и Бог. Свойства этих явлений отражены в духовных и нравственных качествах человека.
Духовные свойства человека производны от идеальной деятельности сознания. В них находят отражение нравственные ожидания людей друг от друга. Для этих ожиданий характерны завышенные требования к реальному или потенциальному партнеру. Чем выше стоит человек на пирамиде социальной организации, тем строже требования к его нравственному идеалу. Ему приписывается абсолют общечеловеческих качеств, так как он призван олицетворять ум, честь и совесть своих сподвижников и современников.
Духовные качества человека определяются, как правило, в обобщенных понятиях о личности. Такие понятия метафоричны по форме. Они адресованы к душе и совести человека, к его нравственным и волевым свойствам, а также к интеллектуальному потенциалу. Например, в исследовании образа российского политика в 1993 г. 434 респондента, представлявших все возрастные группы от 17 лет до 60 лет и старше, в открытых высказываниях называли духовные качества известных им политиков. В числе эти качеств были: «русский дух», «духовно сильный», «душевный», «добродушный», «прямодушный», «добросовестный», «самоотверженный», «уверенный в себе», «сильный характер», «самообладание», «самоконтроль», «самоотдача», «интеллигентность», «скромность», «человечность», «переживает за отечество», «внушает уверенность», «вызывает надежду», «пользуется доверием», «добрый», «ответственный», «справедливый», «честный», «порядочный», «смелый», «открытый», «романтик», «убежденность», «надежда России», «символ нации». В этих понятиях отражены стержневые свойства человека, определяющие нравственный каркас личности. В них заключены главные ценности, ожидания и требования, предъявляемые политическому лидеру в идеализированном пространстве духовных отношений в обществе.
Все психологические свойства (рефлексивные, социально-психологические, деятельностно-психологические, духовные) представляют собой синтез психических и социальных свойств человека. Психологические свойства являются интегральными психическими образованиями. В них заключено содержание психического отражения и социального взаимодействия в превращенном виде психологических качеств личности.