Методы психологического изучения деятельности
Одной из основных методологических проблем всей современной психологии является проблема экологической валидности методов исследования. Суть данной проблемы состоит в том, что далеко не все существующие психологические методы позволяют воссоздавать и (или) сохранять в исследовании его предмет в таком виде и в таких условиях, в которых он реально представлен, т.е. существует объективно. Таким образом, уже непосредственно методами как таковыми может нарушаться и реально нарушается (а часто — и разрушается) то, что хочет изучить исследователь. В особой мере данная проблема относится именно к изучению деятельности.
В психологии сложились три основных подхода к ее изучению: лабораторно-экспериментальный моделъно-полунатурный и профессиографический (деятельностно-аналитический). Они различаются между собой не только «по технике», но и по тому, насколько позволяют обеспечить экологическую валидность исследования. Так, в лабораторном эксперименте возможно моделирование и изучение лишь каких-либо частных фрагментов, аспектов целостной деятельности. Не случайно поэтому по отношению к лабораторному изучению деятельности применяется термин «аналитический эксперимент». Основным средством второго подхода является так называемое полунатурное моделирование некоторых аналогов реальной деятельности в экспериментальных условиях. Для этого часто используются тренажеры, воспроизводящие «психологическое ядро» той или иной естественной деятельности. В последнее время все чаще тренажеры создаются с использованием компьютерной техники. Это позволяет синтезировать преимущества методов моделирования и управляемого компьютерного эксперимента.
Вместе с тем в наибольшей мере удается обеспечить соблюдение требования экологической валидности в третьем — профессиографическом (деятельностно-аналитическом) — подходе. В рамках данного подхода разработаны и специальные методы изучения естественной деятельности, и целостная процедура ее психологического анализа. Основными психологическими методами изучения деятельности (наряду с отмеченными выше) являются следующие.
Естественный эксперимент, суть которого состоит в создании контролируемых условий деятельности и их изменении в интересующем исследователя направлении. При этом сам субъект труда может и не подозревать об «искусственном» характере этих изменений; о том, что вообще идет какое-либо исследование. Это, например, так называемый эксперимент с выключением, когда исследователь блокирует поступление работнику той или иной производственно-важной информации и определяет, как это сказывается на результативных и процессуальных параметрах деятельности.
Широко используется также и второй, основной общепсихологический метод — наблюдение, который, однако, часто трансформируется в специфическую форму — в метод хронометража. Он позволяет зафиксировать и описать уже не только качественную картину деятельности, но и количественно зарегистрировать ее временные параметры (длительность различных действий, величину интервалов между ними, темп и ритм деятельности).
Большой интерес и значение представляет и другой, также специфический для психологии деятельности метод, трудовой. Он предполагает изучение деятельности посредством обучения и последующего ее выполнения самим исследователем. Данный метод позволяет получить наиболее детализированную информацию о деятельности. Однако он обладает и определенными ограничениями, поскольку не может быть применен по отношению ко всем видам деятельности (например, к тем, которые характеризуются высокой степенью ответственности).
Весьма хорошо зарекомендовал себя метод так называемой включенной беседы. Это — разновидность общего метода беседы, когда она реализуется не во внедеятельностных условиях, а в самом процессе деятельности, как бы «параллельно» ходу деятельности. Данный метод существует в двух основных разновидностях: либо субъект в ходе деятельности дает ей вербальные пояснения, либо он при этом отвечает на вопросы исследователя (связанные с процессом деятельности).
Таким образом, одной из наиболее характерных особенностей методов изучения деятельности в ее естественных, т.е. экологически валидных, условиях является то, что каждый основной общепсихологический метод предстает здесь в какой-либо специфической форме. Эксперимент — в форме естественного эксперимента; наблюдение — в форме метода хронометража; метод беседы — в форме «включенной беседы».
Вся система психологических методов изучения профессиональной деятельности синтезирована в рамках специального направления, получившего название психологический анализ деятельности. В настоящее время существует ряд схем и процедур реализации анализа деятельности; наиболее развитой и психологически обоснованной является процедура, предложенная В.Д. Шадриковым.
Данная процедура разработана в рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности и базируется на методологическом принципе системного подхода, который требует изучения деятельности на нескольких основных уровнях организации, изучения ее именно как системы, предполагающей опору на комплекс методов. В данной процедуре предусмотрены шесть основных уровней анализа деятельности.
На первом из них — мотивационно-личностном — решаются три взаимосвязанные задачи: исследование так называемого мотивационного потенциала деятельности (т.е. ее возможностей по удовлетворению разнообразных потребностей личности); исследование мотивационной сферы самой личности — субъекта деятельности; определение степени соответствия мотивационного потенциала и мотивационной сферы как важнейшего фактора продуктивности деятельности и удовлетворенности от нее.
На втором уровне — компонентно-целевом — решается главная задача ее декомпозиции на основные компоненты — «единицы». Это — задача определения компонентного состава деятельности. Причем компонентный состав устанавливается одновременно в нескольких аспектах — в плане совокупности основных действий, содержания основных информационных признаков, в плане состава профессионально-важных качеств, т.е. тех индивидуальных качеств субъекта, которые наиболее важны для реализации деятельности.
На третьем уровне — структурно-функциональном — определяется реально существующая совокупность связей (причинных, функциональных, генетических, корреляционных и иных) между выявленными ранее компонентами. Тем самым осуществляется переход от представления деятельности как суммы ее компонентов к ее представлению в виде целостной и организованной структуры. Здесь же устанавливаются и основные особенности самого течения, процесса деятельности — закономерности функционирования деятельности.
На четвертом уровне — информационном — особое внимание уделяется выявлению и психологической характеристике так называемой информационной основы деятельности, под которой понимается целостная система тех информационных признаков,которые необходимы и достаточны для организации деятельности в соответствии с вектором «мотив — цель».
На пятом уровне — индивидуально-психологическом — основная задача состоит в определении отношений между так называемыми нормативно-одобренным способомдеятельности и ее индивидуальным способом; между тем, «как надо» работать, и тем, как человек «реально работает». Выявление феноменов индивидуализации деятельности позволяет разработать рекомендации по ее совершенствованию, а также получить дополнительную информацию о содержании деятельности.
Наконец, шестой уровень — психофизиологический — направлен на исследование «пограничных» между психологией и физиологией деятельности вопросов. Это, в частности, вопросы, связанные с особенностями динамики утомления и иных психофизиологических состояний в изучаемой деятельности, проблема влияния эмоциональной напряженности на результативные и процессуальные параметры деятельности; вопросы, связанные с выяснением степени соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил деятельности.
Таким образом, в психологии существует не один или несколько, а целая система методов изучения деятельности. Множественность методов адекватна сложности и многомерности объекта изучения — деятельности. Ее раскрытие возможно лишь через применение комплекса различных методов исследования.