Преподавание психологии в XVIII—XIX веках»
Семинар № 1
Тема: "Представление о предмете. История развития и становления МПП"
1. История развития и становления МПП 1.1. 18-19 в.в. 1.2. первая половина 20 в. 1.3. вторая половина 20 в. 1.4. настоящее время 2. Что такое методика преподавания психологии?(не был разобран) |
Преподавание психологии в XVIII—XIX веках»
Кто впервые использовал семинар как форму обучения психологии?
а) Н. Я. Грот
б) М. И. Владиславлев
в) Узнадзе Д.Н.
г) К.Д. Ушинский
Что характерно для преподавания психологии в российских ВУЗах в 18-19 в.в.?
А) преподавание психологии в 18-19 в.в. готовило к проведению самостоятельных исследований и научной деятельности
Б) оно было направлено на получение практических знаний по психологии
В) Преподавание психологии в этот период играло образовательную роль и не готовило к проведению самостоятельных исследований или практической работе
Г) Оно было направлено на получение практических знаний по психологии и готовило к проведению самостоятельных исследований
Неудовлетворительное качество преподавания психологии в средней школе в 18-19 в.в. в основном объяснялось
а) отсутствием специальной подготовки у преподавателей
б) чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала
в) отсутствием специальных учебников
г) все вышеперечисленное
Сколько типов семинарских занятий проводил Грот?
А) пять
Б) семь
В) три
Г) четыре
5. Во время работы Троицкого в университете появились преподаватели, не имевшие отношения к духовной академии. Первыми из них были
А) Н. Я. Грот и Лопатин.
Б) Л.В. Занков и В.В. Давыдов
В) А.А. Вербицкий и К.Н. Корнилов
Г) Дж. Локк и Р. Оуэн.
Ответы: 1-а, 2-в, 3-г, 4-в, 5-а
История развития и становления методики преподавания психологии в 1 половине XX века»
Что характерно для преподавания психологии в российских ВУЗах в первой половине XX в.?
а) Самостоятельный статус психологии как науки.
б) Увеличение количества курсов по психологии, проведение практических занятий.
в) Преподавание психологии не готовило к проведению самостоятельных исследований.
2. Опишите схему преподавания психологии в Московском университете, которую предложил Г. И. Челпанов:
а) Просеминар по экспериментальной психологии, семинар по общей и экспериментальной психологии, пропедевтический курс по психологии, специальный курс по психологии.
б) Пропедевтический курс по психологии, специальный курс по психологии, семинар по общей и экспериментальной психологии, просеминар по экспериментальной психологии.
в) Пропедевтический курс по психологии, просеминар по экспериментальной психологии, специальный курс по психологии, семинар по общей и экспериментальной психологии.
3. Какие роли исполняли студенты во время просеминаров по экспериментальной психологии в первой половине XX в.?
а) Экспериментатор, испытуемый.
б)Экспериментатор, испытуемый, протоколист.
в) Экспериментатор, испытуемый, протоколист, ассистент, контролер.
4. Что не характерно для преподавания психологии в российских ВУЗах в первой половине XX в.?
а) Преподавание психологии на всех факультетах.
б) Преподавание прикладных отраслей психологии.
в) Организация практических занятий, носивших характер демонстраций и научных исследований.
5. Главной особенностью преподавания психологии в российских ВУЗах в первой половине XX в. является:
а) Преподавание психологии как науки о душе.
б) Преподавание психологии как телогической науки.
в) Преподавание психологии как эмпирической науки.
Ответы: 1б, 2в, 3б, 4а, 5в.
История преподавания психологии во второй половине XX века в высшей школе и в средней школе».
Для детей какого возраста предназначалась программа обучения психологии Кэрол Оллред?
а) от 4-5 до 8-9 лет
б) от 7-8 до 14-15 лет
в) от 12-13 до 17-18 лет
г) от 5-6 до 11-12 лет
Какое из утверждений характеризует Пасторальную программу?
а) рассчитана на 5 лет обучения в средней и старшей школе
б) направлена на внедрение психологических знаний в процесс обучения в общеобразовательной школе
в) верны оба утверждения (а и б)
г) не верно ни одно из утверждений (ни а, ни б)
3. Согласно какому постановлению ЦК ВКП(б) 1946 г. преподавание психологии вводилось во всех средних школах СССР?
а) «О преподавании логики и философии в средней школе»
б) «О преподавании философии и психологии в средней школе»
в) «О преподавании психологии в средней школе»
г) «О преподавании логики и психологии в средней школе»
Ответы: 1-г; 2-в; 3-г; 4-б; 5-а.
1.4.«Современное психологическое образование»
1. Магистерские программы рассчитаны на:
а)4 года
б)2 года
в)3 года
Ответы: 1)б; 2) б; 3) а; 4) а; 5) б.
Семинар № 2
Тема: "Роль и место психологии как учебного предмета в обучении школьников, студентов, педагогов"
1. Место психологии как учебного предмета в школьном образовании 2. Преподавание психологии в высшей школе студентам не психологических специальностей (медики, экономисты, военные вузы и др.) 3. Типы базового психологического образования европейских стран (длительность, структура, содержание) 4. Специфика преподавания психологии в психологическом вузе 5. Роль психологии как учебной дисциплины в обучении, повышении квалификации педагогов Рассмотреть стандарты, программы и учебные планы, а также законодательные документы, которые устанавливают требования к психологическому содержанию. |
2.1. «Место психологии как учебного предмета в школьном образовании».
1. Для психологии как учебного предмета в школьном образовании в США не характерно:
а) Высокий научный уровень преподавания, наличие единого подхода.
б) Широкое распространение.
в) Преподавание психологии как курса психологического самопознания и самопомощи.
2. Для психологии как учебного предмета в школьном образовании в России не характерно:
а) Преобладающая тематика – практическая психология.
б) Отсутствие единых требований к разработке программ обучения.
в) Психология преподается только в старших классах.
3. Для предметно-ориентированного типа обучения психологии характерно:
а) Добровольное посещение занятий.
б) Обязательное посещение занятий.
в) Распространенная форма обучения – игры и тренинги.
4. Для личностно-ориентированного типа обучения психологии характерно:
а) Оценка усвоения знаний и умений.
б) Личностное развитие учащихся как приоритетная задача обучения.
в) Строгое поурочное планирование.
5.Обучение психологическим знаниям и умениям в школе возможно:
а) Только на уроках психологии.
б) Только на уроках психологии и биологии.
в) На уроках по психологии и другим школьным предметам.
Ответы: 1а, 2в, 3б, 4б, 5в.
2.2. «Преподавание психологии студентам других специальностей»
1. Наиболее типичными психологическими дисциплинами, изучаемыми студентами - будущими педагогами является (убрать лишнее)
а) общая психология
б) специальная психология
в) медицинская психология
2. Учебный курс «Психология и педагогика» является обязательный для большинства университетских специальностей, а также в технических вузах:
а) верно
б) не верно
Ответы: 1 в; 2 а; 3 б; 4 а; 5 б.
2.3. «Типы базового психологического образования европейских стран (длительность, структура, содержание)»
1. В СШАосновным учебным заведением (или подразделением), осуществляющим программы высшего психологического образования, является:
А) университет
Б) академия
В) колледж
Г) школа
2.Структура программ базового психологического образования включает:
А) Основные дисциплины.
Б) Дополнительные дисциплины.
В) Дисциплины общего образования
Г) все вышеперечисленное
3. Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является
А) Высшее образование в России осуществляется в колледжах, университетах и академиях
б) Высшее образование в России самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов.
В) Отсутствие естественнонаучной и математической подготовки
Г) Ведется в рамках богословского образования
4. Для осуществления образовательной деятельности и выдачи дипломов государственного образца учебному заведению необходимо иметь:
А) аккредитацию и лицензию
б) продвинутые интегративные курсы
в) аннотация и резолюция
г) всё вышеперечисленное
5. К основным характеристикам базового психологического образования относят:
А) длительность
Б) структура
В) содержание
Г) всё вышеперечисленное
Ответы: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-г
2.5.«Роль психологии как учебной дисциплины в обучении, повышении квалификации педагогов»
1. Какую психологическую дисциплину не изучают будущие педагоги?
а)общая психология
б) политическая психология
в)психология развития и возрастная психология
г) педагогическая психология
2. Главным направлением преподавания психологии у педагогов является:
а) формирование профессиональной психологической компетентности педагога
б) выработка субъективного мнения у педагога
в) формирование интуиции у педагога
3. Эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени, - это…
а)учебный план
б) рабочая программа
в) образовательный стандарт
4. Контроль за содержанием подготовки педагогов-психологов в вузах осуществляет:
а) учебно-методическое объединение
б) научная организация
в) руководящие организации
5. Содержание основной образовательной программы для педагогов-психологов не включает в себя
а) изучение образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, философия, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта);
б) прохождение педагогической практики;
в) научно-исследовательскую деятельность и подготовку диссертационной работы
г) формы повышения квалификации
Ответы. 1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-г
Семинар 3.
Тема: "Стратегии, принципы и виды обучения психологии. Основные направления и подходы к обучению психологии"
1. Стратегии обучения 2. Принципы обучения (дидактические, специфические, ВО) 3. Виды обучения психологии 4. Направления и подходы |
Стратегии обучения»
1. К стратегиям обучения относятся:
А) продуктивная и репродуктивная
Б) примитивная и сложная
В) дедуктивная и индуктивная
Г) системная и програмная
Ответы: 1-а, 2-в, 3-б, 4 (А:3, 5, 6. Б:1, 2, 4), 5-а
3.2. «Общие принципы, важные дидактические принципы, принципы системы ВО, специфические принципы преподавания психологии (Ключникова, Попова). Реализация принципов в процессе обучения психологии»
1) Принципы обучения зависят от:
a) возраста и мотивов учащихся
b) целей обучения и дидактической концепции
c) целей и мотивов преподавателя
Ответы: 1)-b; 2) 1-c, 2-a, 3-b; 3)-a; 4)-a; 5) 1-b, 2-a, 3-b
Ответы: 1а, 2в, 3б, 4б, 5а.
Направления/подходы»
1.Кто был сторонником парадигмального подхода?
а) Кун
б) Юдин
в) Ломов
2. В целом подход следует рассматривать как теоретически обоснованный путь реализации основных идей научной концепции, которая определяется системой принципов и методов, обусловливающих ее реализацию
а) верно
б) не верно
3. Ноосферный подход входит в:
а) технологическое направление
б) гуманистическое направление
в) онтогенетическое направление
4. Герменевтический подход входит в:
а) технологическое направление
б) гуманистическое направление
в) онтогенетическое направление
5. Модульный подход входит в:
а) технологическое направление
б) гуманистическое направление
в) онтогенетическое направление
Ответы: 1.а; 2.а; 3.б; 4.б; 5.а.
Семинар 4.
Тема: "Организация учебной ситуации. Стили преподавания и роли преподавателя"
1. Понятие и структура учебной ситуации 2. Формы взаимодействия между преподавателем и студентами при обучении психологии 3. Понятие сотрудничества (совместной деятельности) 4. Структура учебной деятельности 5. Характеристика стилей преподавания (индуктивный, дедуктивный) 6. Основные и дополнительные роли преподавателя и сферы ответственности 7. Таксономия учебных задач (по Д. Толлингеровой) 8. Классификация разумной деятельности по Дрейфусу |
Ответы: 1-б, 2-б, 3-г, 4-а, 5-б
Какую форму деятельности можно охарактеризовать следующим образом: Зависимость от ситуации во внутреннем контексте; зависимость от внешней ситуации отсутствует; обучение с помощью правил, а также практики?
а) Простой формальной;
б) Ассоциативной;
в) Сложной формальной;
г) Неформальной.
Ответы: 1. а; 2. а,б; 3.в; 4.в; 5. 1-б,2-в, 3-а, 4-г
Семинар № 1
Тема: "Представление о предмете. История развития и становления МПП"
1. История развития и становления МПП 1.1. 18-19 в.в. 1.2. первая половина 20 в. 1.3. вторая половина 20 в. 1.4. настоящее время 2. Что такое методика преподавания психологии?(не был разобран) |
Преподавание психологии в XVIII—XIX веках»