Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок

Эта книга для детей и взросльис, которые думают над своей жизнью и стремятся сделать ее интереснее сами. Как это делается? Читайте, может быть, и вы узнаете в книге себя.

Глава!, которая начинается так:

Лошадки танцевали на арене цирка. Все смотрели и восхища­лись - как красиво, как ловко это у них получалось.

Трудно было представить себе, что когда-то лошадки этого не уме­ли делать, - танцующие лошадки не умели танцевать. Но так бьшо.

Человек упорно и настойчиво учил лошадок делать эти сложные па, двигаться в такт музыке. Зачем?

Зачем надо было тратить силы и время на то, чтобы лошадки стали делать то, что хочется человеку, а не им самим...

Танцующие лошадки - это так красиво, это похоже на сказку, на ожившую сказку. В сказке люди и животные понимают друг друга, живут общей жизнью, учатся друг у друга.

Вот и здесь на арене цирка лошадки учат людей понимать жи­вотных, учат их видеть и чувствовать не только мир людей, но и другой мир - их мир, лошадиный. Как в сказке...

Ты знаешь, что во многих сказках есть слова о том, что мол, сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Вот и лошадки, танцуя перед нами, дают нам, людям, урок-урок преодоления себя, урок рождения в себе нового, если хочешь, урок поиска своих возможностей. Вместе с человеком они преодоле­ли свое неумение танцевать, так в их жизни появилась новая воз­можность - движение под музыку. Человек помог им найти ее.

Да и сам человек получил новое знание о свойствах музыки, о качествах животных, о своих качествах как их учителя... Видишь, сколько всего произошло, когда стала оживать сказка. Сказки ожи­вают по-разному. Думаю, что ты знаешь о том, что кроме цирка сказка может ожить в театре, в мультфильме или кинофильме.

Сказочные герои могут быть куклами, и тогда ты сам оживишь сказку, играя с ними.

Сказка оживает в твоем воображении, когда ты ее читаешь (или тебе ее читает кто-то) в книге с картинками.

Но самое главное волшебство сказки раскрывается тогда, когда ее тебе рассказывают. Рассказывают на память, не читая по книге, не включая телевизор или магнитофон.

Ты когда-нибудь слушал так сказку? Надеюсь, что «да». Но ес­ли с тобой этого давно не случалось, то попроси об этом взрослых. Пусть мама, папа или бабушка расскажут тебе хотя бы одну сказ-

Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок - student2.ru

ку. Устройтесь поудобнее рядом, а ты внимательно слушай, тогда и узнаешь главное волшебство сказки.

Тебе хотелось бы опередить события и скорее узнать, в чем со­стоит это главное волшебство. Думаю, что в этом деле торопиться не стоит. Другие страницы этой книжки есть смысл читать только после того, как ты это волшебство переживешь сам вместе со скази­телем, с тем, кто расскажет тебе сказку. Слушай внимательно.

Глава 2. Волшебное устроено так...

Пока ты слушал сказку, я нарисовала для тебя карту сказки. Да, представь себе, такая карта есть, ее сумел составить очень любозна­тельный человек- Владимир Яковлевич Пропп. Он прочитал и прослушал много-много сказок разных народов и понял, что вол­шебное во всех сказках появляется не случайно, есть свои правила волшебства, свой порядок.

Вот по этим правилам и составлена карта, она поможет тебе пройти по всей сказке от начала до конца и не заблудиться. За время похода по сказке ты сможешь пережить множество чувств. Каких? Самых разных, но главные среди них - удивление и радость. Удив­ление от того, что узнаешь много неожиданного для себя даже о себе самом и о сказителе, а не только о героях сказки. Радость будет обязательно, ведь что бы ни случилось с ее героями, в ней все всегда хорошо кончается. Сказки не бывают грустными.

Пока ты рассматриваешь карту сказки, я тебе немного расскажу о ней. Смотри, сказка начинается с предписания или запрета. Таким образом, сказитель сразу обозначает для нас героя сказки и его от-

ношение к другим людям, как бы правила поведения героя среди людей или среди предметов. Мы сразу понимаем, как живет герои, как устроен мир вокруг него, что в этом мире хорошего, а что -плохого. Герои начинает действовать в своем мире и своими дейст­виями нарушает запрет или предписание. Он поступил по-своему, как ему хотелось, а не так, как указывали правила.

Карта сказки

1. Предписание или запрет

2. Нарушение предписания или запрета

3. Вредительство

4. Отъезд героя

5. Задача

6. Встреча с дарителем

7. Волшебные дары

8. Появление героя

9. Появление злодея

10. Борьба героя и злодея

20. Свадьба 19. Наказание злодея 18. Ложного героя изобличают 17. Узнавание героя 16. Беда исчезает 15. Трудные испытания 14. Ложный герой 13. Прибытие домой 12. Возвращение героя 11. Победа героя

Через этот свой поступок герой обнаруживает свою собствен­ную жизнь, ему приходится думать над ее устройством и переуст­ройством, ведь ему стало плохо - произошло вредительство, кото­рое нарушило течение его привычной, устроенной и понятной жизни. Ему приходится менять место своего жительства, менять весь распорядок своей жизни - отъезжать.

Отъезд дает герою шанс построить свою жизнь как бы заново, найти свои новые возможности, уточнить свои жизненные задачи. Происходит это при встрече с другим человеком, в сказке - это да­ритель, который приносит волшебные дары. Дары - это такие пред­меты, которые помогают герою лучше узнать себя, свои возможно­сти. Это новое знание позволяет ему иначе понять себя, как бы уве­личить свои силы для устройства жизни.

Герою силы очень нужны, ведь его ждет появление злодея - того, кто хочет отнять у него все: силу, удачу, красоту, здоровье, дом, любимого человека. Вот и начинается борьба героя и злодея.

В этой борьбе каждый из них показывает все свои качества. Ко­нечно, герой проявляет себя с лучшей стороны, и борьба заканчива­ется его победой.

Герой-победитель возвращается в свой дом. Как бы начинает свою жизнь заново, но дом за время отсутствия изменился, в нем появились другие люди, ложный герой среди них. Этот ложный герой, как тень, как второе Я героя, он внешне похож на него, а на самом деле по своим качествам совсем не такой, как герой.

Приходится пройти через трудные испытания, чтобы все люди, да и сам герой, снова узнали истинные качества друг друга. Когда это случается, беда исчезает, все заново узнают друг друга, герой

сказки начинает занимать то место, которое он должен занимать по своим качествам и умениям.

Ложного героя изобличают, злодея наказывают- жизнь ста­новится настоящей, в ней все принимает тот вид, который можно назвать жизненным порядком. И все начинает стремиться к луч­шему, это лучшее бывает в человеческой жизни только там, где есть любовь, где люди понимают друг друга - так в сказку прихо­дит свадьба. Вместе со свадьбой надежда, вера и любовь как глав­ные свойства человека, которые помогают ему в устройстве и переустройстве жизни.

Слушатель сказки и ее рассказчик - сказитель, оба понимают, что все должно закончиться хорошо. Сказитель смеется над труд­ностями героя и одновременно сочувствует ему, слушатель зами­рает от страха за судьбу героя, но одновременно уверен в его воз­можностях.

У слушателя сказки появляется шанс прожить вместе с героем как бы две жизни: жизнь героя и свою собственную. Это - главное волшебство сказки.

Сказитель своим отношением к герою, своим сочувствием ему помогает понять слушателю, что герой сказки справится со своей жизненной задачей. Сказитель интонацией поддерживает в слушате­ле веру в хороший конец сказки. А слушатель, следя напряженно за событиями, понимает, чувствует, что его не пугают, не стращают, а наоборот, подбадривают, дают новые силы, дают уверенность в себе, в своих мыслях, в своих чувствах.

Да, в сказке все происходит понарошку, все как бы не на самом деле, а человек, прослушав сказку, изменяется. Значит, он чему-то научился! Чему?

Сказка научила человека различать то, что происходит на самом Деле и то, что человек сам придумал. Она как бы сказала ему, - да ты и сам это слышал от сказки: «Не бойся, выдумывай, пробуй свои силы, выдумывай доброе, а не злое, и тогда у тебя все обязательно получится».

Сказка говорила: «Ты человек, ты можешь создавать мир таким, каким захочешь. Если ты будешь знать и любить все, что тебя окружа­ет, ты принесешь себе и людям добро и счастье».

Сказка не заставляла, не требовала, не просила, она только на­мекала, рассчитывая на чуткое ухо...

В сказке надо услышать и понять, что Доброта и Красота живут в самом человеке. Он сам может это в себе открыть и сохранить, а она, сказка, поможет поддержать уверенность в обязательной побе­де Добра и Красоты. Такой в мире сказки порядок... Такой порядок в жизни хотела бы сохранить для тебя и для всех людей сказка.

Обижая друг друга, мы говорим иногда: «Не рассказывай сказ­ки...» Сказка - вымысел, но не ложь. Сказка - выдумка, но не слу­чайная... Сказка- мечта, сказка- праздник, сказка- идеал, сказ­ка- подарок нам из прошлого, сказка- наш подарок в будущее... Оставляя себя без нее, мы словно остаемся без времени, вне време­ни жизни людей, уже живших на нашей земле.

Попробуй сам сочинить сказку, двигаясь по карте. Думаю, что у тебя получится. Как обычно начинаются сказки: «Жили-были...» Вот тут уже время найти и слушателя для твоей сказки. Пусть их у тебя будет больше...

Глава 3. Подарок для всех или порядок


Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок - student2.ru

^ Рисунок 1

Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок - student2.ru

Рисунок 2


Думаешь, что здесь нарисовано? Конечно, выдумки. Таких зве­рей не бывает. Ты и сам это знаешь, потому что... А вот теперь про­должи это предложение: «Я знаю точно, что таких зверей не бывает, потому что...»

Какой ответ у тебя получился? Может быть, один из этих:

«...потому что их никто не видел», «...потому что такого вообще не бывает», «...потому что это неправда». Но скорее всего, у тебя ка­кой-то свой ответ, я его не смогла угадать, ведь это твой собствен­ный ответ, твоя собственная мысль.

Именно они, твои мысли, помогают тебе понимать то, что про­исходит на самом деле, и то, что происходит с тобой самим. Они как бы позволяют разделить настоящее и выдуманное тобой. Если хо­чешь, то можно сказать и так: разделить быль и сказку.

Человеку надо знать о существовании этого разделения, чтобы находить общий язык с другими людьми. Без них - других людей, другого человека - наша собственная жизнь была бы практически невозможна.

Представь, как трудно понимают друг друга люди, если перед ними один и тот же предмет, например, чайное блюдце... Один чело­век его и видит таким - посудой, которой нужно пользоваться как посудой. А другой увидел в нем озеро и уже населил его русалками, водорослями... Как трудно им будет договориться.

Но на помощь приходит подарок, который есть у всех нас, пода­рок, которым мы пользуемся ежедневно и часто не замечаем его ^ ценности, - это наш родной язык. С его помощью мы можем привес­ти мир, окружающий нас, и наш внутренний мир в порядок.

Как это делается? Называя чайное блюдце именно так, а не ина­че, мы отделяем его от столовой тарелки, от супницы, от .пиалы, подноса... Если мы сейчас назовем одно несуществующее животное АЯ, а другое - ЯА, то тоже отделим их друг от друга и от других предметов и явлений, свойств... Только вот надо договориться, хотя бы с самим собой, какое из животных АЯ, а какое - ЯА. Решил уже?

Словами человек выражает известное ему отличие одного пред­мета от другого. Когда люди узнают что-то новое, они придумыва­ют для этого и новые слова. Сейчас, наверное, слова рефлексия, апперцепция, интерференция для тебя ничего не значат, но, когда ты будешь изучать устройство внутреннего мира человека, эти слова наполнятся для тебя содержанием и будут помогать думать о свой­ствах всех людей и о своих тоже.

Когда дети маленькие, они часто выдумывают свои слова, обо­значая ими схожие свойства предметов, часто это бывает очень весело. Даже взрослые люди - ученые, писатели, поэты - не забыва­ют этого, и у них тоже рождаются новые слова, а эти слова начина­ют употреблять и другие люди.

Называя предмет его именем, мы отличаем его от других и одно­временно объединяем со сходными предметами. Ваша кошка не мышка, она похожа на всех кошек, но если ей дать ее имя, то оно будет только у нее и, конечно, будет ее главным отличием от всех других кошек. А ты как думаешь?


Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок - student2.ru

Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок - student2.ru


Порядок

Беспорядок


Назвать вещи своими именами - это трудная задача. Чтобы с нею справиться, надо точно знать те свойства вещей, предметов, которые делают их непохожими на другие вещи, предметы, но одновременно придают им одинаковые для всех людей, которые будут пользоваться этими названиями, свойства.

Чем больше человеку известно свойств предмета, тем труднее бывает его, этот предмет, назвать, выделить его самые главные свойства, без которых предмета как будто нет.

Вот этот предмет назвать просто, правда? Это (.) - точка. Да, это точка, если мы так назовем изображение, ограниченное на плоско­сти пятном черного цвета. Но если мы добавим еще несколько

свойств, например, таких: 1) это уменьшенное изображение живот­ного, 2) это одушевленный предмет, 3) это животное... то, добавляя еще свойства, можно превратить точку в слона. Если ты будешь это делать, то предупреди художника, слон, наверно, займет больше места в книге, чем точка. Слона можно нарисовать

так:

или так:

Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок - student2.ru

Но мы-то с тобой знаем, что это один и тот же слон, только мы, т.е. ты, сумел увидеть его точкой, великаном и очень маленьким слоником. Чтобы тебя лучше поняли другие, пришлось всем сказать о тех превращениях слона, которые ты осуществил в своем уме сам.

Твой порядок, твои правила понимания слона можно рассказать другим, т.к. ты сам их понял, сам придумал и сам выразил в слове.

Слова помогают человеку узнать свойства предмета, даже не прикасаясь к нему, даже не видя на самом деле этого предмета. Так происходит в сказке. Слушаешь ее и не знаешь, какие еще события будут, какими еще себя проявят ее герой и злодей, что они еще при­думают... что о них еще придумает сказочник...

Но сказочник придумывает по правилам сказки, поэтому не страшно следовать за ним. Можно угадывать, чем все дело кончит­ся, а, как известно, конец всему делу венец.

Не страшно, если можно, хотя бы немного угадать то, что будет. Там, где есть порядок, и он тебе известен, страха нет, ты чувствуешь себя уверенно. У тебя все в порядке, все получается. Это действитель-

но подарок для всех - порядок, или, как еще говорят, гармония. Все на своих местах, никто никому не мешает, все всех и все понимают.

Такое бывает только в сказке, в конце сказки, когда зло наказа­но, а добро торжествует.

Но не успела кончиться одна сказка, приходит время для другой, все начинается сначала. Кто-то нарушил порядок, нарушил запрет, и его ждут чудеса и неожиданности... Но все вернется на свои места. Каждый человек думает, что не такой, как все, но через испытания он понимает, что главное в жизни и есть то, чем кончаются все сказ­ки. Ты уже знаешь, что это.

Глава 4. О том, почему сказки не стареют...

Новую сказку придумать очень трудно. Что бы ни придумал, а все уже было... Такое впечатление, что все в жизни людей повторя­ется и ничего не меняется. Это впечатление возникает еще и потому, что в сказках разных народов мира много похожих сюжетов, много похожих событий.

Этому есть много объяснений. Мне по душе такое: в жизни ка­ждого человека есть общие для всех людей события - рождение, учение, встреча с Добром и Злом, переживание своей силы и бес­силия, встреча с любовью, приближение смерти, смерть. Вот об этих-то событиях и говорят сказки, конечно, каждая своим язы­ком. Они напоминают человеку о порядке в его жизни, о гармо­нии. Сказки как бы показывают человеку, что при всех временных отступлениях от порядка жизни, при собственных усилиях челове­ка, при его воздействии на собственную жизнь она все равно вой-' дет в русло. Победа над хаосом, над разрушением жизни неминуе­ма. Сказка возвращает человеку оптимизм, оберегает этот опти­мизм даже в самые трудные времена его жизни. Наверно, поэтому с такой любовью и нежностью смотрят люди на танцующих лоша­док - они в них видят и свои возможности в преодолении трудно­стей. Люди хотят сохранить сказки и ставят памятники сказочным героям, рисуют их, лепят, вырезают... Придуманная жизнь сказоч­ных героев переплетается с настоящей жизнью живых людей. Ска­зочные герои, утверждая своими победами добро, помогают лю­дям сохранить силы для борьбы со злом.

А зло многолико, у него тысячи и тысячи лиц, которые сливают­ся в одном лице хаоса, разрушения, беспорядка, бессмысленности, бестолковщины. Зло и непонимание, зло и разлад, зло и холод, их много, слов, стоящих рядом с этим словом - зло.

В сказке и в жизни зло похоже тем, что оно появляется в виде до­бра. Оно как бы добро. Надо, чтобы случилось что-то ужасное-нарушился порядок жизни, чтобы проявилось истинное лицо зла. Зло - это вред, боль, разрушение, ложь, воровство. Все злое, сделан­ное с целью изменить, разрушить порядок жизни человека. Боль и зло- они рядом, вместе. Преодолеешь боль, победишь зло. Вот и собирается с силами герой сказки, вот и собирается с силами чело­век, встретившись со злом. Для борьбы нужны силы.

Где их черпать? Где взять силы для борьбы со злом? Говорят, что в вере, в вере, утверждающей неизбежную победу Добра над Злом. Неизбежную победу! Разве не об этом говорят все старые-старые сказки и все новые-новые сказки? Да и твои сказки тоже?

Встречаясь в жизни с многоликим злом, разрушающим злом, раз­рушающим порядок его жизни, человек сопротивляется злу. Весь опыт сопротивления, все победы, которые люди одержали и могут одержать над злом, они сохранили в сказках. Передавая сказку от человека к человеку, - из уст в уста, согревая ее своими интонациями, люди как бы говорили друг другу: «Не бойся, не бойся, жизнь прекрасна, каж­дому в ней есть место, надо знать это и искать его; тогда все будет в порядке, и ты поймешь главное для себя и сумеешь навести порядок в своей жизни». К сказке стоит прислушаться, как ты думаешь?

Со мною вот что происходит...

Эта книжка для детей ч взрослых, для совместного чтения и чтения на­едине с собой. В ней автор говорит с читателями о кризисных возрастных периодах, которые есть в жизни каждого человека. Текст книги представля­ет собой письма детей и взрослых друг другу и их письма самому себе. Главная задача автора - способствовать развитию понимания между людьми разных возрастов, между взросльши и детьми.

Наши рекомендации