Методологические основы организации психологической коррекции
Выбор исходной теоретической позиции для оказания профессионального воздействия на внутренний мир другого человека представляет для практического психолога главный момент в решении вопроса о содержании взаимодействия с клиентом и пользователем.
Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В дальнейшем изложении материала мы будем исходить из того, что психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.
Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:
а) что есть? б) что должно быть? в) что надо сделать, чтобы стало должное?
Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход к работе практического психолога.
Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни ее анализа:
1) нейропсихологический; 2) общепсихологический; 3) возрастно-психологический.
На первом, нейропсихологическом, уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемого явления (А. Р. Лурия', Е. Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.
Общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.
Возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.
Конечно, практическому психологу не надо заменять работу нейропсихолога. Работа в контакте специалистов разного профиля - условие эффективности при проведении психологической коррекции.
Тем не менее основные сведения из области нейропсихологии должны составлять основу исходных теоретических построений практического психолога. Какие это данные?
Прежде всего, это данные об основных функциональных блоках мозга - блоке регуляции тонуса и бодрствования;
блоке приема, переработки и хранения информации и блоке программирования, регуляции и контроля сложных форм поведения - и их взаимодействии. Кроме того, необходимо знание об основных синдромах локальных нарушений мозга. Напомним основные сведения из этой области.
' Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973. 103
Блок регуляции тонуса и бодрствования, как и все блоки мозга, имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон следующих типов: первичные, куда поступают импульсы с периферии и откуда они направляются обратно, вторичные, где происходит переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ, и третичных, которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон мозговой коры.
Источники активации, которые регулируются ретикулярной формацией, различными ее частями,- это: 1) обменные процессы организма, лежащие в основе гомеостаза (внутреннего равновесия организма) и инстинктивных процессов; 2) поступление в организм раздражении из внешнего мира, что приводит к появлению ориентировочного рефлекса.
В аппаратах ретикулярной формации имеются специальные механизмы, обеспечивающие тоническую форму активации, источником которой является главным образом приток возбуждения от органов чувств.
Как морфологическими, так и морфофизиологическими исследованиями показано, что, наряду со специфическими сенсорными и двигательными функциями, кора головного мозга имеет и неспецифические активирующие функции. Она может оказывать как активирующие, так и тормозящие влияния на нижележащие нервные образования. Нисходящие от коры волокна являются тем аппаратом, посредством которого высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в формировании намерений и планов, управляют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола.
Таким образом, практическому психологу в исследовании вопроса о коррекции гипоактивности и гиперактивности необходимо опираться на эти данные, которые показывают, что аппараты блока регуляции тонуса и бодрствования не только тонизируют кору, но и сами испытывают ее дифференцирующее влияние. Этот блок работает в тесной связи с высшими отделами мозга.
Блок приема, переработки и хранения информации. Он расположен в задних отделах новой коры мозга и включает в себя зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) области. Его первичные зоны обладают высокой моральной специфичностью. Вторичные зоны способствуют превращению соматотопической проекции в функциональную организацию поступающей информа-
ции. Кора, входящая в состав этих вторичных зон, подчиняется трем законам: 1) Она построена иерархически, поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры приводит к недоразвитию более высоких зон коры. У взрослого ведущее место переходит к высшим зонам коры. 2) Закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры. Вторичные зоны обладают уже меньшей модальной специфичностью. 3) Закон прогрессивной латерализации функций, то есть связи функций с определенным полушарием мозга по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным зонам. На сегодняшний день эта проблема доми-нантности полушарий очень актуальна и находит свое отражение во многих педагогических теориях'.
А. Р. Лурия (1973 г.) отмечал, что абсолютная доминант-ность левого полушария встречается далеко не всегда, и таким образом, закон латерализации имеет лишь относительный характер.
Итак, принцип убывающей модальной специфичности функционального блока приема, переработки и хранения информации и принцип возрастающей функциональной латерализации обеспечивают возможность наиболее сложных форм работы мозга, лежащих в основе его познавательной деятельности, структурно связанных с речью.
Эти данные позволяют практическому психологу выработать обоснованное отношение к проблеме функциональной асимметрии человека и использовать его в коррекционной работе. Включение этих данных в диагностический материал, как показывает практика, обязательно, так как оно дает основание для изучения средств и способов построения человеком психологического пространства (А. И. Мещеряков, 1972) и психологического времени своей жизни.
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности- это лобные доли человека. Анализ их роли в организации психической жизни человека выступает с очевидностью при анализе локальных поражений мозга при исследовании «лобного синдрома». При наблюдении нейро-психолога за решением обследуемым сложных задач диагностически наиболее точно проявляются особенности «лобного синдрома» - поражения лобных долей мозга (А. Р. Лурия, Л. С. Цветаева, 1966; 1968).
Остановимся кратко на вариантах «лобного синдрома»:
' См.: Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1988.
1) Нарушение как дезорганизация поведения, регулируемого речью. Это проявляется в патологической инертности самих речевых процессов, в утрате их регулирующей роли, в невозможности развернутого спонтанного высказывания;
2) Повышенная расторможенность психических процессов, лишающая человека возможности целенаправленно и планомерно организовывать свою интеллектуальную деятельность;
3) Пониженное бодрствование, снижение критики, то есть нарушение аппарата акцептора действия, обеспечивающего контроль за протеканием сознательных процессов.
Первый вариант «лобного синдрома» связан с нарушением наружных (конвенситальных) и нижневнутренних (медиоба-зальных) отделов лобной коры. Второй вариант «лобного синдрома» определяется нарушениями в базальных (или орбитальных) и медиальных отделах лобных долей мозга.
При поражении медиальных отделов лобных долей мозга возникает описанный выше третий вариант «лобного синдрома».
Знание этой симптоматики позволяет практическому психологу использовать в коррекционной работе данные о мозговых травмах клиента для адекватного выбора содержания взаимодействия с ним.
Локальные нарушения мозга могут быть вызваны разными причинами: опухоль, травма и др. Практическому психологу важно ориентироваться на адекватное представление об основной симптоматике «лобного синдрома», чтобы своевременно устанавливать контакты со специалистами смежных специальностей.
Остановимся еще на вариантах «височного синдрома», знание о которых необходимо для адекватного анализа средств и способов психической активности человека. Как и другие отделы мозга, височная область представляет собой высокодиффе-ренцированную систему; поэтому в зависимости от локализации поражения (и его тяжести) могут возникать одинаковые по характеру и степени нарушения психических процессов.
Первый вариант «височного синдрома»- это поражение верхних отделов левой височной области, которое ведет к нарушениям фонематического слуха, вторичным результатом которого является трудность понимания смысла слов, нарушение называния предметов, дефекты экспрессивной речи, фонематическая и лексическая стороны речи нарушены, а интонационно-мелодическая сторона остается, как правило, сохраняя нарушение письма (требующее звукового анализа слова). Характерно, что нарушение речевого слуха не ведет к нарушениям
музыкального слуха, сохраняется способность к пению, что может входить компонентом в коррекционную работу.
При нарушении средних отделов левой височной области возникает нарушение слухоречевой памяти («акустико-мнестическая афазия»). Это проявляется в «отчуждении смысла слов» - слова родного языка воспринимаются недифференцированно, перестают пониматься достаточно ясно. Так, слово «голос» звучит то как «голос», то как «холост» или «холст». Родная речь воспринимается как иностранная. Это сопровождается отчетливым нарушением удержания серий слов, состоящих иногда всего лишь из 2-3 элементов. Этот феномен не проявляется при воспроизведении письменно предъявленных слов, а также при перекодировании слухового ряда в зрительный. Приведенные данные позволяют использовать их для выбора средств в коррекционной работе.
Синдром «акустико-мнестической афазии» сопровождается заметным нарушением развернутого вербального (дискурсивного) мышления.
Получение необходимой психологической информации для определения синдрома представлено в следующем параграфе.
Третий вариант «височного синдрома» проявляется при поражении задних отделов левой височной области. Главный симптом - нарушена комескативная функция речи (называние предметов), возможность вызвать по названному слову зрительные представления. Грубый распад возможности изобразить названный предмет, при полной сохраненной возможности срисовать его («оптическая афазия»).
При поражении левой доли (контраст у правшей) височной области речевой слух сохранен, а музыкальный слух нарушается. Данных об этой левой височной области очень мало.
Итак, данные из нейропсихологии позволяют практическому психологу прибегать к ним для решения вопрос о происхождении исследуемой симптоматики. Ответ на вопрос о происхождении исследуемых им особенностей чувств, мыслей, желаний и действий обследуемого, кроме обращенности к их мозговой организации, предполагает и использование общепсихологического знания о механизмах и закономерностях внутреннего мира человека.
Как показывает практика, большое значение имеют общепсихологические знания о строении активности человека, о строении разных видов активности - деятельности и основных единиц деятельности - действий.
Эти знания важны как для самого психолога, так и для клиента, так как клиент во взаимодействии с психологом
имеет дело с такими понятиями, как результат своего действия или деятельности, как план своего действия, как средства и способы его выполнения, и другими компонентами структуры деятельности. Происходит во взаимодействии с психологом очень часто, так как в большинстве случаев клиент ориентирован на конкретный желаемый результат общения с психологом как изменение в проявлении его чувств, мыслей, желаний или возможностях действия.
Остановимся кратко на основных структурных моментах активности человека, знание о которых и возможности выделения делают работу по психологической коррекции обоснованной.
Основные понятия психологической теории деятельности разрабатываются в отечественной психологии в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лу-рии, А. В. Запорожца, Б. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и многих других.
Деятельность всегда представляет собой предметное преобразование по реализации специально построенного замысла. В ней всегда есть эти основные структурные элементы -планирование, исполнение, контроль, которые отличаются содержательно. Планирование, целеполагание - это самостоятельная активность, отличающая активность человека от других видов активности, существующих в природе. С этого основного момента отличия и начинается построение схемы анализа любой деятельности, которая в виде вопросов может быть описана так:
1) Какой цели достигает человек благодаря данному действию?
2) Анализировал ли он условия ее достижения, то есть ставил ли перед собой задачу?
3) Зачем человек ставит эти задачи? Какие у него мотивы? Что его побуждает к постановке этих задач и определенных целей? Мотив - это конкретизированная потребность, которая выражается в тех или иных предметах.
4) Достаточно ли у человека самокритичности как корректировки своих действий при достижении цели?
5) Достаточно ли воли и выдержки, чтобы цели окончательно достигнуть? Эта схема анализа поведения как деятельности, которая раскрывает ее структуру. Обозначим ее еще раз. Итак, в структуру деятельности входят: цели, установки, задачи, мотивы, потребности, средства и способы активности, которые позволяют человеку осуществить планирование, исполнение и контроль.
Виды деятельности человека отличаются по их предмету, пользуясь классификацией Д. Б. Эльконина, их можно разделить на две большие группы: 1) деятельности с общественным предметом (предметно-манипулятивная, учебная, труд) и 2) деятельности с человеком как с общественным предметом (непосредственно-эмоциональное общение, игра, личностное общение).
Понимание предметного содержания деятельности дает возможность практическому психологу с большей достоверностью планировать свои воздействия, то есть решать вопрос о том, что имеет для клиента наибольшее развивающее значение в конкретный момент его жизни.
Действие является единицей деятельности и на конкретном материале в виде конкретных целей, условий, задач и т. п., воспроизводит структуру деятельности.
Понятие действия позволяет содержательно анализировать процесс интериоризации средств и способов психической активности как уровней освоения действия, подробно описанных в работах Б. Я. Гальперина. Это 1) мотивационный уровень; 2) планирование разного вида; 3) уровень громкой речи; 4) громкая речь про себя; 5) внутренняя речь; 6) умственное действие.
Данные об уровне выполнения конкретного действия (чтения, письма, физического упражнения и т. п.) позволяют практическому психологу при осуществлении коррекции целенаправленно и осознанно переводить действие с уровня на уровень, добиваясь его отработки до приобретения необходимых качеств - осознанности, обобщенности, автоматизированное™.
Анализ способов выполнения действий, а также средств, которыми может пользоваться клиент, вводит в работу психолога важнейшую характеристику деятельности - ее опосредованный характер. Способы могут быть разной степени обобщенности и осознанности. Это же в полной мере относится и к средствам. Работа практического психолога с этими параметрами средств и способов делает для него доступными механизмы психической деятельности человека.
Практический психолог имеет дело и с психофизиологическим уровнем в структуре деятельности - это физиологические особенности психических процессов. Работы Н. А. Берн-штейна открывают уникальную возможность анализа психофизиологических уровней активности, исследуя качественные особенности каждого уровня. Без подробного знания этих работ у практического психолога не будет целостного пред-
ставления о природе активности, понятие «модели потребного будущего» - основа для построения и его личной теории коррекционной работы.
Кроме указанных общепсихологических оснований, психолог, занимающийся коррекцией, должен решить для себя на основе этического профессионального кодекса вопрос о мере воздействия на другого человека. Он имеет дело с нормальным, здоровым человеком, который нуждается в совершенствовании характеристик своего внутреннего мира. Кто отвечает за результат коррекции? Каковы возможные пути их достижения?
Думается, что ответ на эти вопросы выглядит так: психолог отвечает за обоснованность программы коррекции, за ее осуществление отвечает клиент и пользователь программы.
Коррекция осуществляется с преимущественной ориентацией на собственные резервы клиента. Для этого их надо знать. И это знание дает возрастная психология, описывающая закономерность и механизмы психического развития человека.
Нам представляется в этом плане важным обсуждение в литературе вопроса об общем психическом и личностном развитии человека (А. В. Асмолов, В. В. Сталин, В. В. Давыдов, В. С. Мухина и др.), которые позволяют использовать в практической работе понятие об интегральных и дискретных характеристиках внутреннего мира человека.
Считаем важным подчеркнуть еще раз, что при осуществлении психологической коррекции большое внимание уделяется именно дискретным характеристикам внутреннего мира человека. Важен факт несовпадения личностных показателей развития и показателей общего психического развития, который позволяет осуществить психологу профессионально ориентированную рефлексию на содержание взаимодействия с клиентом, обосновать для него свои профессиональные возможности и ограничения.
Понятие об основных психических новообразованиях, которое существует в отечественной психологии, позволяет рассматривать их в качестве теоретических обобщений, необходимых для решения вопроса о резервах развития человека. Напомним основные из них:
Возрастные психические новообразования
Возраст | Содержание психических новообразований |
0-1 г. | преднамеренные действия, подражание |
1-3 г. | овладение предметами действия (соотносящими и орудий |
ными), активная речь, самосознание |
Возраст | Содержание психических новообразований |
3-6 л. | использование символов, ориентация на обобщенные нор |
мы; появление познавательных задач; соподчинение моти | |
вов; условно-динамическая позиция | |
6-Юл. | произвольность, внутренний план действий, рефлексия |
11-15л. | чувство взрослое™; выработка «кодекса товарищества»; |
ориентация на возрастную и социальную норму интеллек | |
туализации | |
15-18 л. | самосознание; юношеский максимализм; жизненные планы, |
мировоззрение |
Среди этих психических новообразований есть те, которые отражают общее психическое развитие (произвольность, внутренний план действий, рефлексия, интеллектуализация психической активности и др.), и те, которые отражают личностное развитие человека (в первую очередь самосознание, жизненные цели и перспективы, мировоззрение). Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на понимании их происхождения, понятия о ведущей деятельности, о социальной ситуации развития, о кризисах развития, могут быть одной из теоретических, методических основ для организации психологической коррекции.
Безусловно, важным является понятие и о «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский), которое позволяет анализировать содержание задач во взаимодействии людей разного возраста.
Каждый практический психолог создает аксиоматику в подходе к профессиональной деятельности. Важно, чтобы она была отрефлексирована им в виде обобщенной теории, а значит, доступна для обсуждения и оценки коллегами.