Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической и социальной практике

Эти проблемы требуют отдельного обсуждения, так как возникает особый вопрос о пользователе психодиагностиче­ской информации. Для того чтобы решить эти проблемы с точки зрения профессиональной ответственности психолога за использование психодиагностической информации, будем исходить из того факта, что на сегодняшний день мы имеем дело с двумя видами психодиагностических обследований -массовыми и индивидуальными.

Массовые обследования ставят задачу классификации яв­лений и прогноза. На основе этой классификации, другими словами, психологического диагноза и прогноза.

Индивидуальное обследование ориентировано на все воз­можные задачи:диагноз,прогноз, анализ.

В зависимости от вида обследования можно и нужно об­суждать проблему применения полученных данных в педаго-

гической и социальной практике, которые обе предполагают воздействие на ситуацию жизни обследуемого с использова­нием психодиагностической информации.

Укажем некоторые особенности ситуаций педагогической и социальной практики и специфику применения в них дан­ных психодиагностики. Надо отметить, что каждая конкрет­ная ситуация применения психодиагностической информации предполагает наличие у пользователя определенной «теории» о психической реальности, сообщаемое пользователю знание будет структурироваться в соответствии с его собственной «теорией»- теми отредактированными обобщениями, кото­рыми он пользуется для понимания других людей. Наличие таких теорий психодиагност должен учитывать, а при воз­можности и обсуждать их содержание с пользователем психо­логической информации.

С этой целью проведению психодиагностического обсле­дования, особенно массового, должна предшествовать работа психолога по созданию у обследуемых адекватных установок на ситуацию обследования. Сообщение в научно-популярной форме дополнительной информации о целях исследования, знакомство обследуемых с условиями хранения и использова­ния информации создает атмосферу взаимного доверия и делает ситуацию обследования не экспертной, а именно диаг­ностической.

Данные психодиагностики могут использоваться в соци­альной практике для формирования административного ре­шения, например, о содержании медицинского диагноза. В этом случае результаты психодиагностики используются спе­циалистами смежных профессий - медиков в первую очередь. Психодиагност выносит суждение о специфических индиви­дуальных особенностях клиента, о его мышлении, памяти, качествах личности, а врач ставит диагноз. Психолог не несет ответственности ни за медицинский диагноз, ни за лечение, назначенное больному. Так же происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по за­просу суда, комплексной психолого-психиатрической экспер­тизе или судебной психологической экспертизе, психодиагно­стике профессиональной компетентности работника или проф-пригодности по запросу администрации.

При проведении, например, комплексной судебно-психо-лого-психиатрической экспертизы психодиагност работает вместе с психиатром и решает следующие задачи:

1. Квалифицирует психическое состояние обследуемого, определяет природу, вид и тип психической патологии, ее глубины и личностного выражения, устанавливает взаимоот­ношение психопатологического и нормально-психологичес­кого в психике, а также соответствие явлений компенсации и защиты личности в процессе адаптации ее к ситуации.

2. Определяет устойчивые психологические свойства и ка­чества, устойчивые особенности динамических состояний -вид и глубину эмоциональных реакций в исследуемой ситуа­ции, выявляет особенности аномальных или акцентуирован­ных личностей, степень пограничной умственной отсталости.

3. Определяет влияние выявленных характеристик лично­сти и особенностей психического состояния на его поведение в исследуемой ситуации, то есть анализирует возможность для подэкспертного отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое поведение в конкретной ситуации.

Там, где результаты работы психодиагноста используются и представителями других специальностей, он должен давать прогностическую информацию об обследуемом. Эта информа­ция должна содержать стандартизированные данные, то есть психологическая задача клиента- его психологический диаг­ноз - должна быть соотнесена с системой социальных задач, предполагающих состояние обследуемого с другими людьми. Необходимость этого, по нашему мнению, с достаточной сте­пенью очевидности просматривается на примере задач ком­плексной психолого-психиатрической экспертизы, где понятие нормы поведения, адекватности поведения является одним из критериев для принятия социальных решений по поводу пси­ходиагностической информации.

В этих ситуациях обследования наиболее употребительны объективные тесты, тесты-опросники, которые могут быть специально созданы по критериям заказчика.

При проведении судебно-психологических экспертиз можно, например, пользоваться методикой «Пиктограмма», «Четвертый лишний», тест Рершаха, тест-опросник Шми-шека и др.

В педагогической практике часто бывают такие ситуации, когда данные психодиагностики - психологический диагноз -используются для воздействия на жизнь клиента другими людьми - педагогами, родителями, воспитателями и др.

Сообщая этим лицам результаты психодиагностического обследования, психолог должен исходить из того, что каждый из пользователей его информации должен быть подготовлен к ее восприятию и применению. По нашему мнению, целесо­образно, чтобы пользователь сформировал в отношении по­лучаемой психологической информации свою личную психо-

логическую задачу - задачу понимания значимости этой ин­формации и для себя, и для того человека, на которого они будут воздействовать.

Надо, сообщая информацию о клиенте, в этих ситуациях использовать данные объективных, стандартизированных методов, чтобы пользователь получил более или менее дол­госрочный прогноз в отношении психологической инфор­мации о клиенте.

Например, школьный психолог, сообщая информацию о причинах плохой успеваемости школьника, показывает роль пользователя этой информации в происхождении и возмож­ном устранении этих причин.

Психологу важно учитывать, что в большинстве случаев у пользователя оценочное отношение к психологической ин­формации и при ее сообщении. Он должен предложить соци­ально адекватное восприятие психологической информации, введя, например, контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Это позволит пользователю уйти от самостоятельной интерпретации психодиагностиче­ской информации в свете своих собственных задач взаимо­действия с обследуемым человеком.

Кроме указанных особенностей передачи психологической информации, для педагогической и социальной практики существуют проблемы, связанные с процедурами получения психологической информации в работе психодиагноста.

Так, проведение массовых обследований, например, го­товности детей к школе, предполагает достаточно длительное присутствие психолога в обследуемой популяции. Психолог должен тщательно контролировать эту ситуацию по следую­щим критериям: нераспространение показателей оценки ре­зультатов работы детей; нераспространение оценочной пси­хологической информации (ответственность пользователя за полученную информацию). Кроме того, психолог должен так подготовить тестовый материал, чтобы исключить возмож­ность подготовки клиента к нормативному реагированию на задание. С этой целью надо иметь (особенно для ситуаций массового индивидуального обследования) несколько вари­антов тестовых заданий. А лучше всего предлагать задания по типу проективных, где предварительная подготовка об­следуемого имеет минимальное значение.

В этом плане примером заданий, позволяющих осуществ­лять прогностическую диагностику при обследовании детей на готовность к школе, могут быть задания на эмпирическое обследование ценностей ребенка, исследование организации предметного содержания сознания, исследование общей структуры деятельности, предложенные в работе Н. И. Не­помнящей[11]. Приведем .пример диагностических заданий, ко­торые интересны тем, что ориентированы на проявление ин­дивидуальности ребенка. Одно из заданий на исследование ценностей ребенка выглядит следующим образом: ребенок должен был придумать рассказ по поводу картинок с изо­бражением единичных предметов, которые он мог комбини­ровать по собственному усмотрению (методика «Картинки предметные» - КП).

Отличие этого задания от строго стандартизированных в том, что оно ориентировано не на конкретные умения (например, умение планировать в перцептивном плане или умение анализировать целое), а на базисные образования психической реальности - отношение к себе, отношение к предметному миру и др.

При проведении массового психодиагностического обсле­дования выбор заданий очень важен, чтобы исключить вос­приятие ситуации обследования как ситуации экспертной, экзаменационной, то есть снять ориентацию действий иссле­дуемого на некий правильный, хороший результат. При ис­следовании детей это необходимо учитывать и через отноше­ние их родителей к ситуации обследования.

Применение для массового обследования стандартных тестов предполагает момент одновременности работы всех исследуемых над заданием, например, заполнение бланков, работа над опросником и другие процедуры. Этот момент одновременности выполнения задания всеми обследуемыми или предельно независимо друг от друга позволяет предот­вратить факторы, искажающие психологическую информа­цию за счет обсуждения обследуемыми стратегии ответов.

Итак, основные проблемы применения психодиагностиче­ских данных в педагогической и социальной практике связа­ны с адекватностью восприятия психологической информа­ции пользователем. Для решения этой проблемы психодиаг­ност обязан проводить популяризацию своей профессиональ­ной деятельности для создания соответствующего ей соци­ального статуса.

Одной из важных сторон социальной практики является применение психодиагностической информации самим психо­диагностом в общении с клиентом или коллегами-психологами. Так, психологический диагноз может быть основанием для воздействия самого психолога на внутренний мир клиента. Это уже перерастание ситуации психодиагностики в ситуацию психологического консультирования. В благоприятных про­фессиональных условиях психодиагност работает с другими коллегами, специализирующимися в других отраслях практи­ческой психологии, и он передает коллеге свой диагноз как обоснование для его действий в отношении клиента.

Передача психологического диагноза для коллеги явля­ется ситуацией профессиональной рефлексии для психолога и может рассматриваться как социальная проблема, так как именно таким путем происходят качественные изменения в средствах и способах его профессиональной деятельности -осуществляется его профессиональный рост. Это в свою очередь ведет к изменению социального статуса профессии, что особенно важно сейчас, в условиях становления профес­сии практического психолога. Личная ответственность пси­холога за свой профессиональный рост перерастает в соци­альную проблему- проблему становления социального за­каза на его профессию.

Передавая информацию коллеге, психолог в меньшей степе­ни ориентируется на некоторые «нормы», он может пользо­ваться в большей степени идеографическими техниками, про­ективными и диалогическими методами. Результаты, которые он будет получать и обсуждать с коллегой, имеют значение и как средства и способы его профессиональной деятельности, как средства и способы профессиональной рефлексии.

Мы уже отмечали, что в психодиагностической практике есть ситуации, когда психолог только сообщает данные, а клиент сам использует их. Это ситуации педагогические, так как человек будет сам оказывать на себя воздействие с помо­щью этой информации, будет заниматься саморазвитием. В этой педагогической ситуации психолог несет ответствен­ность за корректность данных, за точность и достоверность своего диагноза, за этический его аспект и в меньшей степени за то, как диагноз будет использован клиентом.

Главное требование к методам, применяемым психоло­гом в этих ситуациях, - легкость перевода данных на язык клиента. Этому надо учиться самому психодиагносту, со­блюдая основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

- сообщать информацию, а не оценивать ее;

- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

Наши рекомендации