Обобщение и интерпретация результатов исследования
В психологии распространены две основные формы экспериментального исследования —формирующий и констатирующий эксперименты. Их отличие заключается в форме представления независимой переменной, которая воздействует на испытуемых. Правда, существуют представления о том, что и констатирующий, и формирующий эксперименты есть последовательные, связанные в единый процесс, стадии психологического исследования1.
В психолого-педагогических исследованиях главенствующую роль играет формирующий эксперимент, где все силы исследователя направлены на контроль внешних воздействий, в том числе и тех естественных переменных, которые составляют так называемую «среду жизнедеятельности человека». Оптимальными условиями формирующего эксперимента является лаборатория. Здесь исследователь может в относительно «стерильных» условиях воздействовать на экспериментальную ситуацию, строя любые моделии искусственные психологические конструкты. К сожалению, реальная жизнь не очень дружелюбно относите ч к «чистоте» умозрения, постоянно подбрасывая то одни, то другие неудобные обстоятельства разрешения конкретных проблем, которые во многих случаях порождают трудности сохранения идеальных построений на реальной почве.
В психологии развития сама реальность в форме «внешних» жизненных обстоятельств и «внутренних» личностных или социальных условий занимает место стимула. Исследователь вынужден только наблюдать, как ситуация порождает ориентировку, как жизненные испытания формируют поведенческие реакции, как человек адаптируется к внешним условиям, формируя и развивая свой характер в рамках жизнедеятельности. Содержание и эффективность констатирующего эксперимента полностью завися! от способности исследователя увидеть и логически связан. в единую цепь внешние и внутренние условия с материальными проявлениями поведения и деятельности субъекта или группы. Успех психолога полностью определяется его умением в своем сознании построить целостную систему фактом реальных проявлений личности и фактов — «следов» внешних и внутренних условий жизнедеятельности людей.
В ходе обобщения и интерпретации результатов эксперимента, таким образом, преобразуются в единую психологическую информацию, по крайней мере, три составляющие: «внешняя среда», оказывающая стимулирующее воздействие, индивидуальные особенности объекта психологического исследования и опыт экспериментатора.
Важную роль в интерпретации итогов исследования играет личность экспериментатора, его жизненный опыт, который представляет собой, с одной стороны, знания и навыки применения психологических методик, Полунине при этом достоверной информации, а с другой — умение конструирования объективного образа действительности. Проблема эксперимента, как отмечает
Г. Абрамова связанная с взаимодействием людей, обостряет внимание к содержанию фактов и делает необходимым понимание контекста жизни исследователя, обращающегося к этим фактам. Существенным для объективности интерпретации психологического исследования является и сама проблема взаимодействия испытуемого и экспериментатора. Суть проблемы взаимодействия заключается в том, что испытуемый и исследователь изменяют друг друга в их совместном действии (чувстве, движении). Поэтому сложность анализа результатов экспериментального воздействия состоит в том, что сам экспериментатор является важнейшим источником возможных изменений. При этом полностью изменений со стороны испытуемого во многом будет определяться его отношением к экспериментатору и к самому себе. В связи с этим желательно вспомнить, что З.Фрейд и снос время ввел в психологию два противоположных понятия, характеризующих данную ситуацию — трансфер, т.е. перепое эмоций испытуемого на психолога, и контртрансфер перенос эмоций психолога на испытуемого. Э. Фромм указывал, что «мир имеет для человека определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениямиокружающих его людей является для него лично критерием истины... собственную позицию он считает логичной.
Таким образом, интерпретация и обобщение экспериментальных результатов могут быть отчасти или полностью профилированными. В любом случае психологическая интерпретация, по крайней мере, должна отражать и споем содержании личность экспериментатора, «внешнюю среду взаимодействие испытуемого с экспериментатором, а так жеиндивидуальность объекта исследования. Эти факторы влияют на содержание интерпретации экспериментальных результатов и определяют ее профилированностью (рис. 6.2.)
Анализ экспериментальных результатов может осуществляться при помощи как количественных, так и качественных методов. Методы получения эмпирической информации классифицируют: а) по степени активного воздействия: на активные и пассивные; б) по типу воздействия (регистрации) — непосредственное воздействие и инструментальное воздействие и в) по типу обработки и интерпретации данных — естественно-научные и герменевтические методы.
Рис. 6.2. Факторы, влияющие на процесс интерпретации результатов эксперимента
Активные методы — это методы воздействия на объект исследования. К ним можно отнести деятельностный (лабораторный и естественный эксперименты) и коммуникативный (беседа).
Пассивные методы — это методы регистрации естественного процесса жизнедеятельности испытуемых (наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности путем прямого измерения, корреляционные исследования, метод сбора информации, «архивный метод» и т.д.).
Эмпирическая информация может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные из этих источников обозначаются как «L», «Q» и «Т»-данные. «L» — данные (от «Liferecorddata») — это данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. В ходе исследовании личности применяют метод изучения документов, характеристик испытуемых, где изучаются результаты их жизнедеятельности, описанные экспертами за определенные периоды жизни. «L» данные формируются методом экспертной оценки признаков поведения, элементов деятельности или черт личности по определенным критериям. Эти данные используются в качестве внешнего критерия для валидизации психологического измерения. Экспертная оценка связана с необходимостью разрешения многих проблем валидности и надежности экспертизы. Во-первых, влияния личностного отношения экспертов, т.е. «эффекта ореола», которое преодолевается путем привлечения к экспертизе нескольких1 независимых экспертов. Во-вторых, достоверность экспертной оценки повышается путем одномоментного ранжирования какого-либо признака по группе испытуемых, а затем, через некоторое время — другого признака и т.д. В-третьих, оценка черт личности должна производиться в терминах наблюдаемого поведения. В-четвертых, эксперты должны наблюдать испытуемого продолжительный период времени в различных ситуациях и т.д.
«Q» данные (от «questionnairedata») — это экспериментальные показатели, полученные в результате измерения психологических признаков при помощи тестов, опросников и методик самооценок. Слабой стороной тестовых измерений является инструментальная погрешность, которая может носить познавательный (недостаток самопознания) или мотивационный(дисимуляция — социальная желательность ответов; агравация и симуляция — подчеркивание своих дефектов как сознательно, так и неосознанно) характер.
«Т»-данные (от «objectivetestdata») — данные объективных тестов, полученные в результате измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. Сущность измерительной процедуры заключается в создании специальных микроситуаций, способствующих проявлению основных свойств личности. Объективность измерений достигается путем наложения ограничений на возможности искажения тестовых оценок и применения способов получения информации по реакции испытуемых на экспериментальную ситуацию. В качестве ограничений могут выступать; шкалы достоверности и коррекции в опросниках; стандартизация полученных «сырых» данных; маскировка истинных целей исследования; неожиданность постановки задач; задание неопределенности или нечеткости целей тестирования; отвлечение внимания испытуемых; создание определенной эмоциональной ситуации в ходе тестирования; разработка эмоционально окрашенного содержания тестов; фиксация автоматизированных реакций, «непроизвольных» индикаторов, «фоновых» индикаторов и т.д.
К количественным или естественно-научным методам, прежде всего, относится статистический анализ данных — эмпирические показатели психологических методик, использованных в эксперименте, анализируются при помощи методов математической статистики. Выбор статистических методов обработки и анализа данных осуществляется, исходя из того, в какой шкале измерялись экспериментальные переменные. К количественным методам анализа и интерпретации данных можно отнести: дисперсионный, корреляционный, факторный, регрессионный и кластерный виды статистического анализа. Дисперсионный анализ помогает выявить соотношение дисперсии зависимой переменной с дисперсией независимой переменной, т.е. указывает на ту качественную переменную, которая вызывает изменения исследуемого качества. На практике в рамках дисперсионного анализа чаще всего применяются расчеты при помощи (-критерия Фишера и [-критерия Стъюдента. Корреляционный анализ выявляет связь и направление изменений зависимой и независимой переменных. Факторный анализ конструирует факторы, т.е. совокупности коррелирующих между собой независимых переменных, влияющих на зависимые переменные. Регрессионный анализ заключается в оценке и моделировании системы связей нескольких зависимых переменных в единый психометрический фактор, отражающий влияние независимой переменной на исследуемый психологический объект. По интенсивности влияния (силе статистической связи) независимой переменном на зависимую переменную расставлены коэффициенты перед метрическими переменными в регрессионном уравнении. При помощи регрессионной модели осуществляется прогноз развития фактора, имеющего тенденцию к снижению достоверности через определенный промежуток времени. Геометрическая интерпретация линейной регрессии показана на рис. 6.3.
Кластерный анализ позволяет выявить связь или степень подобия поведенческих реакций различных объектом по «подобию» их переменных (характеристик). В процессе кластерного анализа осуществляется группировка по определенным статистическим критериям разных «сходных» объектов (испытуемых или групп) в один класс (категорию, группу, кластер).
Рис. 6.3. Интерпретация линейной регрессии1
Качественные методы представляют собой систему описательных оценок психологии личности. К конкретным качественным методам можно отнести: изучение опыта, биографический метод, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоанализ, физиогномику, графологию, самонаблюдение (интроспекцию) и др.2 Яркий пример качественного метода — герменевтический метод. В. Дильтей3 определял герменевтику как метод конструирования «модели» психики другого человека в своей субъективной реальности.
Естественно-научные и качественные методы имеют свою «разрешающую мощность», т.е. способность выявлять закономерности проявления и развития исследуемой реальности, и применяются на соответствующем уровне развития психического. Причем, как отмечал В. Н. Дружинин4, чем выше этот уровень, тем ниже «мощность» естественно-научных методов и выше «мощность» качественных методов.
Оформление хода и результатов исследования
Важнейшим этапом работы психолога является процесс оформления результатов проводимого исследования, таккак его ценность заключается не столько в самом результате, хотя на это нацелен любой экспериментатор, а в возможности повторения опыта другими. Такая возможность может быть представлена только в случае последовательного, подробного и полного описания алгоритма действий. Все действия экспериментатора фиксируются в протоколе, отражающем ход исследования (рис. 6.4).
Р. Готтсданкер определяет восемь основных элементов, которые должны быть обязательно отражены в исследовательских документах — изложение экспериментальной гипотезы; определение независимой переменной; изложение процедуры экспериментального действия (изучение предмета, характера независимой переменной и ее действия, особенностей воздействия независимой переменной); учет обстоятельств эксперимента (с°, погодные условия, день недели, время суток, до или после рабочего дня); расписание применения, воздействия независимой переменной; приемы регистрации и анализа данных для проверки экспериментальном гипотезы и изложение способов интерпретации результатов первоначальное описание деятельности испытуемых, ведение протокола на датируемых страницах; анализ результатов, вывод об исследуемой гипотезе.
Ведение протокола исследования. Стандартной формы протокола эксперимента не существует. Единственное устоявшееся требование — это фиксирование соотношения воздействия и наблюдаемых реакций испытуемых. Протокол, таким образом, должен состоять из двух основных частей. В первой при протоколировании эксперимента исследователь подробно описывает свои действия, отвечая на вопрос «Что сделано?». Во второй — фиксирует наблюдаемые события, происходящие в процессе эксперимента, тем самым, отвечая на вопрос «Что наблюдалось?».
Протоколирование эксперимента осуществляется на датированных листах с указанием времени воздействия и наблюдений их последствий. Иногда возможно осуществление графического протоколирования в виде «крипом соотношения», где независимая переменная помещена на оси абсцисс, а зависимая — на оси ординат. Для некоторых экспериментальных ситуаций форма протокола может быть в следующей.
Результаты первичного обследования заносятся в графы 2. и 3. Ответ испытуемого (графа 2) переводится в предусмотренную методикой (при помощи «ключа») оценку (графа 3) и стандартизируется (графа 4). В графы 5—7 вносятся результаты вторичного (или итогового1) измерения экспериментальных переменных, которое осуществляется после экспериментального воздействия. В графу «Примечание» заносятся вопросы, реплики, высказывания участников эксперимента, описание их поведения, внешнего вида и т.д. Если в данной графе недостаточно места, то записи ведутся на отдельных листах бумаги.
После окончания эксперимента надо попросить испытуемых в письменной или устной форме сообщить о своих наблюдениях по ходу обследования, о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах. Лучше самому психологу или его ассистенту без редакции записывать сообщения испытуемых.
Форма протокола должна учитывать особенности экспериментальной процедуры, а также обеспечивать простоту и удобство обработки результатов. Чем меньше операций ручной обработки эмпирических данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений. Оптимально переводить данные непосредственно из протокола в электронную таблицу, создаваемую на персональном компьютере с помощью одной из систем управления базой данных1.
Порядок заполнения протокола по ходу эксперимента должен быть заранее продуман и заучен. Форма записи каждого показателя также должна быть продумана, для него должно быть определено постоянное место для него в протоколе.
Отчет о проведении исследования. Целью оформления отчета о проведении эксперимента является конкретный доклад о результатах, связанных с апробированием научной гипотезы, а также предоставление возможности другим; исследователям воспроизвести данный эксперимент, получив при этом подобные результаты.
По мнению Р. Готтсданкера, отчет о психологическом эксперименте должен содержать следующие разделы.
1.Название/тему (сообщение об изучаемой проблеме, ееактуальности).
2.«Введение» — сообщение о том, ради чего был проведенэксперимент, изложение рабочей гипотезы исследования.
3.Раздел «Содержание» — это краткое описание того, чтосделано и что получено в результате.
4.Раздел «Методика» представляет собой подробное описание того, как проводился эксперимент, с тем, чтобы можнобыло повторить его результаты. В нем излагается информация о количестве участников, их возраст, пол, уровень развития качеств и др., материал описания содержания независимой переменной, описание применяемого оборудования,приборов, способов фиксирования ответов (реакций) испытуемых, описание процедуры исследования, этапов проведения эксперимента, содержания инструкций и качества ее выполнения.
5.В разделе «Результаты» обычно представляются анализируемые данные с таблицами и графиками. Даются необходимые пояснения значимым особенностям исследования.
6.Раздел «Обсуждение» содержит интерпретацию эмпирических результатов, выводы, пути совершенствованияисследования по данной теме, обозначается связь результатов с ранее опубликованными данными.
7.В разделе «Сноски» указываются использованные публикованные материалы и малотиражные работы.
8.Цитированная литература указывается в алфавитномпорядке, а по тексту «Отчета» указываются фамилии, инициалы авторов и год публикации работы.
9.В «Примечании» обычно выражается благодарностьза помощь помощникам, коллегам, сотрудникам и испытуемым.
Наглядное представление результатов.Наглядное представление информации способствует переходу полученных результатов исследования на новую ступень их осмысления. Чтобы получить наиболее ясную картину результатов эксперимента, необходимо отобразить на рисунках, графиках и таблицах только значимые для данной работы элементы, связи и параметры изучаемого события, а также добиться того, чтобы зрительное отображение информации было организовано с учетом особенностей восприятия и воображения человека. Одной из особенностей объема восприятия среднего индивидуума является одномоментное принятие 5—9 единиц информации (на рисунке или графике должно присутствовать не более девяти предметов или символен, несущих существенную информацию). Рисунки, схемы, таблицы не должны загромождать «Отчет» и «разрывать» текст. Если количество наглядного материала превышает норму, то желательно его вынести в приложение к «Отчету».
Диаграммы — способ графического изображения величии при помощи фигур, площади которых пропорциональны этим величинам, — используются главным образом для изображения соотношений между величинами. В документах к психологическим исследованиям чаще всего используются секторные диаграммы, в которых числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих пропорциональные им площади.
Гистограмма — это столбчатая диаграмма частотного распределения. На гистограмме высота столбцов соответствует
числу наблюдений. Аналогом диаграммы является полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных значений. Столбчатые диаграммы и полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси ординат отмечается численность, доля, а на оси абсцисс — значения или порядок признака (рис. 6.5).
Они дают возможность интерполирования и тем самым предсказания промежуточного значения измеренной переменной или перспектив ее развития. Графики должны быть понятными и поэтому иметь необходимые обозначения. Графики и текст должны взаимно дополнять друг друга. На одном графике не должно быть больше четырех-пяти кривых разной толщины в зависимости от их важности. Точки наблюдения на кривых обозначаются кружками, квадратами или треугольниками.
Таблицы предназначены для сбора значений переменных или других данных, их систематизации и организации в табличную форму. В них рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы.
Корреляционные плеяды (графы) являются формой гра ического отображения корреляционных связей между измеренными переменными (параметрами). Параметры изображаются кружками, внутри которых записываются наименования признаков. В центре корреляционной плеяды размещается наиболее важный (целевой) признак или тот, у которого наибольшее число значимых корреляционных связей. Характеристики корреляционных взаимосвязей желательно отражать наглядно. Например, положительные связи могут изображаться сплошными линиями, отрицательные — прерывистыми, достоверные на уровне 5% — одном линией, на уровне 1% — двумя линиями (рис. 6.7).
Психологические функции:
М — мышление;
Р — речь;
В — внимание;
П — память;
О — ощущение
Рис. 6.7. Корреляционная плеяда «Особенности познавательной сферы»
Список использованной литературы должен оформляться в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1.-2003.
В заключение следует заметить, что правильно и аккуратно оформленное исследование дает возможность судить не только о его результатах, но и о характере, исследовательской грамотности и интеллектуальной подготовленности самого экспериментатора.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Расскажите о видах психологических исследований, дайте имхарактеристику.
2. В чем условность разделения теоретических и экспериментальных исследований?
3. Каковы основные этапы психологического исследования?
4. Каковы особенности выработки и формулирований рабочейгипотезы психологического исследования?
5. Каковы основные правила работы с литературными источниками и их роль в подготовке психологических исследований?
6. Расскажите о понятии объекта психологического исследования. Каковы особенности работы с экспериментальной выборкой?
7. В чем заключаются выбор и формулирование целей исследования? Охарактеризуйте их.
8. Расскажите о понятии и роли сравнения результатов и переменных в психологическом исследовании. Какие формы и средствасравнения в психологическом эксперименте вы знаете?
9. Каковы особенности анализа результатов формирующегои констатирующего экспериментов?
10.Каков порядок ведения протокола и составления отчета о результатах психологического исследования?