Эксперименты с контрольными выборками.

План с неэквивалентной контрольной группой {план 10). В психолого-педагогических исследованиях наибольшее распространение получил эксперимент, основанный на изучении экспериментального воздействия на материале неоднородных выборок по схеме:

О1X О2

03 04

Экспериментальная и контрольная выборки подвергаются тестированию до и после экспериментального воздей­ствия. При этом обе выборки неэквивалентны.

Для проведения исследования субъективно подбираются две приблизительно одинаковые группы, которые зачастую значимо различаются по результатам предварительного тестирования. В данном случае исследование с контрольнойгруппой (даже неэквивалентной) заметно снижает неодно­значность интерпретации результатов по сравнению с экс­периментами, построенными по планам на одной выборке.Чем больше сходство экспериментальной и контрольной групп, чем более это подтверждено предварительным тести­рованием, тем выше внутренняя валидность исследования. Безусловно, различия выборок по фону, естественному развитию, отношению к эксперименту и др. во многом воз­действует на интерпретацию результатов. Изменение дан­ных после введения X может являться результатом разли­чий в условиях социализации испытуемых в той или иной группе. Так, вряд ли результаты исследования, проводи­мого в учреждениях связи можно распространять на строи­тельные организации, исследования в отношении учеников школ — на воспитанников интернатов и т.д.

Выходом из ситуации невалидности исследований данного типа является процедура уравнивания выборок, участвующих в эксперименте, т.е. максимального приближе­ния их к планам 4—6.

«Сбалансированные планы» (план 11). Под термином «Сбалансированные планы» (Underwood) объединены «рота­ционные эксперименты» (McCall); «перекрестные планы» (Сосhran, Сох); «планы с переключением» (Kempthorne), в структуре которых для повышения точности результатов предусматривается предъявление испытуемым всех экспери­ментальных воздействий.

План 11 используется в условиях, когда при относи­тельно малом числе естественных групп (например, количе­ство классов в школе) есть возможность планировать поря­док воздействий, но нельзя случайным образом разделить группы на эквивалентные подгруппы для эксперименталь­ного воздействия и проведения тестирования.

Для построения сбалансированного плана обычно исполь­зуется схема «латинского квадрата» (рис. 5.8).

Эксперименты с контрольными выборками. - student2.ru

Рис. 5.8. Схема построения сбалансированного плана

Для доказательства гипотезы, реализованной по плану 11, результаты измерений по столбцам и строкам сравниваются между собой при помощи статистических критериев.

Предварительное и итоговое тестирование на разныхвыборках (план 12). При изучении больших популяций для дифференцированного экспериментального воздействия при относительно полном контроле источников невалидности исследования применяется процедура рандомизации с распределением испытуемых по экспериментальным группам. Стимульное воздействие осуществляется на одной выборке, которая также подвергается итоговому тестированию.

«Дизайн» эксперимента в общем виде выглядит следу­ющим образом:

R О (X)
КХО

Исследования по плану 12 могут иметь различную моди­фикацию.

Эксперименты с контрольными выборками. - student2.ru

Такой тип эксперимента зачастую используется в социологических исследованиях. Преимущество его (даже над пла­нами «истинных» экспериментов) заключается в высо­кой внешней валидности и возможности распространения результатов, так как итоговое тестирование производится на респондентах, не обремененных определенными лабораторными условностями, не привязанных к месту и времени исследовательской ситуации и возможностью формирова­ния репрезентативных выборок из заранее определенных популяций. Данный эксперимент позволяет переносить лабораторные методы в естественные условия.

Планы с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирований (план 13). План 13 сходен с пла­ном 10 за исключением того, что предварительное и итого­вое тестирования проводятся на разных лицах, благодаря чему исключается возможное взаимодействие тестирования и независимой переменной.

Эксперименты с контрольными выборками. - student2.ru

Следует учитывать опасность для конкретной экспери­ментальной группы принятия за эффект «X» частной тен­денции, фактически не связанной с экспериментальным воз­действием. Однако и ее можно устранить, увеличив число вовлекаемых в исследование социальных единиц.

Множественные серии замеров (план 14). Можно заме­тить, что в схеме 14 экспериментальная и контрольная группы неэквивалентны.

ОООХООО

ООО ООО

Однако имеет место повышение достоверности результа­тов по сравнению с планами 7 и 10 ввиду неоднократного тестирования. Эффект эксперимента определяется путем сравнения данных экспериментальной и контрольной групп и сравнения измерений до и после воздействия стимула. При этом контрольная группа никогда не подвергается воздействию независимой переменной. По свидетельству Дж. Кэмпбелла, — это лучший квазиэкспериментальный дизайн из доступных планов в практике психологических исследований.

Таким образом, наличие экспериментальной и контроль­ной выборок в квазиэксперименте значительно повышаетдостоверность его результатов. Даже если эти выборки неэк­вивалентны, они все же позволяют делать более конкрет­ные выводы о воздействии независимой переменной, что приближает их к «истинным» экспериментальным схемам. В данной ситуации контролю подвергаются основные источ­ники внутренней и внешней невалидности. Большой пробле­мой остается внешняя валидность, возможность распростра­нения результатов исследования на изучаемую популяцию.

Реккурентный институциональный цикл («лоскутные планы») (план 15). План 15 иногда называют не планом ква­зиэксперимента, а планом анализа данных.

Данный тип квазиэкспериментов по существу пред­ставляет собой «нагромождение» отдельных исследова­ний на разных выборках. Он используется при отсутствии возможности проводить истинный эксперимент на одной выборке с контролем основных параметров. План 15 явля­ется оптимальным вариантом квазиэксперимента, в наиболь­шей степени приближенным к истинному эксперименту, и имеет следующую схему:

Класс А X о,      
Класс В1 R 02 X 03  
Класс В2 R X 04    
Класс С       05 X

Контрольная группа для класса В О6

Контрольная группа для класса С О7

На первой выборке (Класс А) проводится итоговое обсле­дование после воздействия независимой переменной «X». Вторая выборка (Класс В) делится случайным образом (R) на подгруппы, которые обследуются по схеме: 1) «пред­варительное обследование» — «воздействие» — «итоговое обследование»; 2) «воздействие» — «итоговое обследова­ние». Третья выборка (Класс С) обследуется до воздей­ствия. Обследование выборок проводится в разное время, тем самым, компенсируя воздействие фона и естественного развития.

Основное превосходство плана 15 заключается в том, что эффект воздействия неоднократно проверяется в различных условиях и на разнообразных несовместных выборках. Фор­мальная оценка верности гипотезы осуществляется в соответствии со схемой принятия решения по подтверждению эффекта независимой переменной «X»:

02<0, 05< 04 О23 О24

Возможности контроля факторов невалидности показаны в таблице 5.7.

Эксперименты с контрольными выборками. - student2.ru

Таким образом, методический материал, изложенный в рамках анализа квазиэкспериментов, предоставляет воз­можность оптимально спроектировать исследование, осознанно выбрав при этом соответствующий реальным условиям план и средства контроля факторов, влияющих на достоверность эмпирических данных.

«Истинные» экспериментальные планы (4—6) предпо­лагают контроль всех (или, по крайней мере, большинства) источников невалидности эксперимента. Планы так назы­ваемых «доэкспериментов», как и «квазиэкспериментов», являются соответственно схемами своеобразной подготовки к лабораторному эксперименту и планами действий психо­логов-исследователей по адаптации эксперимента к реаль­ной жизненной ситуации.

В практике психологической деятельности имеется мно­жество «подводных камней и рифов». Поэтому в психоло­гии необходимо проявление «исследовательской смелости» в проведении экспериментальной работы, которая заклю­чается в оптимальном выборе схем экспериментов в зави­симости от реальных условий, при этом по возможности нейтрализуя влияние источников невалидности. Изучение «дизайна» исследований не должно сводиться к простому зазубриванию начинающими психологами готовых формул, но есть лишь усвоение возможных направлений в построе­нии и организации свободной, творческой эксперименталь­ной работы.

Корреляционные исследования.Исходя из того, что в мире психологических явлений существуют связи между их признаками, то их динамика, изменения, трансформация и нарушение являются показателем некоего воздействия на данную психологическую систему. Эти связи и их изме­нения статистически фиксируются в исследовании. Поэтому схема психологического эксперимента, в которой нарушение непрерывности регрессии выступает как признак экспери­ментального эффекта, получил название корреляционный план.

Особенностью корреляционных планов является то, что в результате корреляционного анализа данных до воздей­ствия независимой переменной просматривается регрессия показателей к некой «теоретической кривой» или «прямой» (в случае нелинейной или линейной регрессии). После воз­действия независимой переменной тестовые показатели регрессируют к кривой (или прямой) иного вида. Изменение вида регрессии эмпирических переменных (зависимой пере­менной) после воздействия стимула и является эффектом экспериментального воздействия.

Данная схема эксперимента в полной мере относится к планам с особенностями регистрации экспериментального эффекта подобно корреляционным планам. К корреляционным планам можно также отнести и эксперименты, постро­енные в соответствии со схемами 3, 10 и 14.

Основное отличие корреляционных планов заключается в выявлении корреляций двух переменных (К), подтвержда­ющих гипотезу. Нулевая корреляция снижает правдоподо­бие гипотезы. При высокой корреляции оно возрастает, ибо гипотеза избежала опровержения. Корреляция не всегда определяет наличие причинно-следственного (каузального) закона, но каузальный закон обязательно указывает на нали­чие корреляции. Проще говоря, если между явлениями есть причинно-следственная связь (независимой и зависимой переменными), то математически она выражается посред­ством наличия корреляции.

Однако не всякая корреляция фиксирует наличие детерминирующей «силы» независимой переменной отно­сительно зависимой. Корреляционная связь между перемен­ными может быть значимой (г) или незначимой. Только зна­чимость коэффициента корреляции может сигнализировать о возникновении причинной зависимости психологических переменных.

В ходе анализа эмпирических данных, измеренных в шкале интервалов, значимость коэффициента корреляции определяется при помощи параметрических статистических критериев.

В литературе по экспериментальной психологии корреля­ционные связи зачастую истолковываются в пользу каузаль­ной зависимости и правдоподобные конкурентные гипотезы остаются вне поля зрения. Результаты исследования истол­ковываются в одном выгодном экспериментатору направле­нии. Обратное воздействие остается «за бортом» интерпре­тации, т.е. в ситуации, когда, например, руководитель влияет на сотрудника, а сотрудник — на руководителя, исследова­тель в интерпретации обычно выбирает первое. Это «заужен­ное» представление психологических фактов является при­чиной многих исследовательских недоразумений.

Корреляционное исследование является наиболее рас­пространенной формой эксперимента в психологии. Оно основано на теоретических представлениях о мерах кор­реляционных связей между переменными, разработанных К. Пирсоном. Корреляционное исследование заключается в выдвижении гипотезы о наличии и характере связи между независимой и зависимой переменными. Причем управляемое воздействие на объект отсутствует — просто изучается (констатируется) связь между двумя (или более) перемен­ными, которыми могут быть психические процессы, состо­яния, качества, характерологические черты, свойства и т.д.

Наличие статистической связи между переменными может ничего не утверждать об истинных причинно-след­ственных связях между ними, а только позволяет выдвинутьпуть такую гипотезу. Здесь кроется вторая содержательная ошибка интерпретации корреляций.

Различают несколько форм интерпретаций корреляцион­ных связей между переменными.

1.Наличие связи (R> г) возможно, когда эмпирическиполученный коэффициент корреляции равен или превышаетвеличину значимого коэффициента.

2.Сила связи. В психометрии принято считать, что есликоэффициент корреляции по абсолютной величине превы­шает 0,5, то имеет место «сильная связь».

Корреляционные зависимости, кроме уровня или силы связи, должны характеризоваться: стабильностью (посто­янством, устойчивостью, точностью характеристик про­явления связи), избирательностью (проявлением связи только при определенных условиях, в ситуациях, опреде­ленных обстоятельствах, конкретной или типовой обста­новке, среде), продолжительностью (сроком действия связи) и перспективностью (прогнозом развития характеристик и направления связи).

3.Прямая связь (+R) имеет место в ситуации, когда изме­нения независимой переменной приводят к однонаправлен­ным изменениям зависимой переменной.

4.Обратная связь (-R) характеризует изменения зависи­мой переменной, противоположные изменениям стимула.

5.Опосредованная связь обусловлена третьей перемен­ной. Она возникает при условии высокой корреляции неза­висимой переменной с какой-либо переменной, которая зна­чимо связана и влияет на зависимую переменную (рис. 5.9).

Эксперименты с контрольными выборками. - student2.ru

Рис. 5.9. Иллюстрация опосредованной корреляционной связи переменных

6.Случайная корреляционная связь, не обусловленнаявоздействием никакой переменной.

7.Корреляционная связь, обусловленная неоднородно­стью выборки.

Для наглядности при анализе данных в корреляционных исследованиях используют матричный (рис. 5.10 и 5.11), табличный (табл. 5.8) и графический (рис. 5.12) формы демонстрации результатов исследования.

А Б В Г Д  
0,81 0,2 0,1 0,6 А
  0,6 0,8 0,1 Б
  0,1 0,7 В
  0,5 Г
  д

Рис. 5.10. Треугольная корреляционная матрица

Треугольная матричная форма предъявления результатов имеет ряд преимуществ. Во-первых, в ней наглядно показана связь каждой переменной с другими переменными по убы­ванию. Во-вторых, можно визуально выявлять фактор, рас­считывать его вес, определять центральную, факторообразующую переменную и т.д. Отрицательной стороной является то, что из-за «усеченного» вида матрицы не видна полная корреляционная картина переменных. В этом случае приме­няется четырехугольная матрица (рис. 5.11).

А Б В Г Д  
1 0,8 0,2 0,1 0,6 А
0,8 0,6 0,8 0,1 Б
0,2 0,6 0,1 0,7 В
0,1 0,8 0,1 0,5 Г
0,6 0,1 0,7 0,5 д

Рис. 5.11. Четырехугольная корреляционная матрица

Табличная форма представления психологической информации отличается возможностью построения корре­ляционных связей между интересующими исследователя переменными. Например, если экспериментатор заинте­ресован в изучении связей однородных переменных «Л» и «Д», показателей экспериментального воздействия, с дру­гими однородными переменными — «Б», «В» и «Г»), пока­зателями психического состояния испытуемых, то данные табл. 5.8 дают возможность выявить эту зависимость.

Таблица 5.8

Таблица корреляции эмпирических показателей

Показатели Б В Г
А 0,8 0,2 0,1
Д 0,1 0,7 0,5

Допустим, что «А» — показатель «трудовой исполнительно­сти» испытуемых, а «Д» — показатель «стабильности кадрового потенциала» на исследуемом предприятии. Показатели «Б», «В» и «Г» — это удовлетворенность условиями труда, желание каче­ственно выполнять профессиональную деятельность и стремле­ние к повышению своей квалификации соответственно.

Расчетный коэффициент значимой корреляции составил, допустим, г = 0,5 (р< 0,05). Следовательно, показатель «испол­нительности» имеет сильную значимую связь с показателем «удовлетворенность условиями труда». А показатель «ста­бильности кадрового потенциала» — с показателями «жела­ние качественно выполнять профессиональную деятельность» и «стремление к повышению своей квалификации». Известно, что квадрат коэффициента корреляции (R2 — коэффициент детерминации) показывает долю изменений первого признака относительно второго, значимо связанного с ним. Следова­тельно, интерпретация корреляционного рисунка, представ­ленного в табл. 7, может иметь следующую редакцию.

1. «Трудовая исполнительность персонала исследуемогопредприятия на 64% (R2 х 100) определяется удовлетворен­ностью работников условиями труда».

2.«Стабильность кадрового потенциала предприятияна 74% зависит от желания работников качественно выпол­нять профессиональную деятельность и удовлетворения их
стремления к повышению своей квалификации».

Приведенное на рис. 5.12 графическое отображение кор­реляционных связей между экспериментальными перемен­ными в многомерном измерительном пространстве позволяет исследователям наглядно проследить за структурными особенностями выявленных корреляционных плеяд.

Эксперименты с контрольными выборками. - student2.ru

Рис. 5.12. Граф корреляционной связи переменных

В заключение следует отметить, что достоверная интер­претация корреляции в эксперименте, как причинно-след­ственной связи между независимой и зависимой перемен­ными, определяется наличием правдоподобности основной каузальной гипотезы у исследователя и отсутствия правдо­подобных конкурентных гипотез, объясняющих эту корреля­ционную зависимость на другой основе.

Дизайн эксперимента в психологии развития. Когда иссле­дования касаются временных или возрастных изменений пси­хики человека, наиболее часто применяются четыре основных экспериментальных плана — «метод продольных срезов (лонгитюдный план)», «метод поперечных срезов», «комбиниро­ванный (когортно-последовательный) план» (Г. Крайг) и экс­перименты по плану «Ех postfacto». В рамках классификации исследовательского «дизайна» по Дж. Кэмпбеллу все они орга­нично укладываются в понятие квазиэкспериментальные планы.

1. «Метод продольных срезов (лонгитюдный план)» пред­ставляет собой неоднократное на протяжении установлен­ного отрезка времени психологическое исследование группы испытуемых с целью оценки изменений или преобразований определенных психических признаков. Повторные измере­ния проводятся в разные возрастные периоды. Целью данного исследования является обнаружение статистической связи между поведением людей на разных этапах жизни. К издерж­кам метода относится возможность неадекватных интерпрета­ций наблюдаемых в определенном возрасте изменений вслед­ствие направленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты.

2. «Метод поперечных срезов» требует меньше времении затрат, чем лонгитюдное исследование. Суть этого плана -одновременное изучение испытуемых разного возраста.
Его недостаток заключается в том, что испытуемые могутотличаться не только по возрасту, но и по другим харак­теристикам. Метод не позволяет изучать тенденции ростаи изменения людей, кроме того, на наблюдаемых возрастныхразличиях могут сказываться эффекты когорты.

3. «Комбинированный или когортно-последоватпелъный план»представляет собой неоднократное психологическое обследо­вание группы индивидуумов, родившихся в разное время, про­водящееся на протяжении установленного периода времени.План допускает продольные и поперечные сравнения харак­теристик испытуемых, позволяет измерять эффекты когорты.С одной стороны, когортно-последовательный план помогаетисследователям преодолевать ряд недостатков лонгитюдного
метода и метода поперечных срезов, а с другой — возможноодновременное проявление недостатков первых двух методов.
Реализация комбинированного плана требует больших затратвремени и средств, чем при методе поперечных срезов.

Анализ экспериментальных планов данного типа пред­ставлен в таблице 5.9 и на рисунке 5.13'.

Таблица 5.9

Содержание экспериментальных планов, используемых в психологическом исследовании развития человека

Типисследовательского плана Содержание плана Преимущества плана Недостатки плана
 
   
Методпродольных срезов(лонгитюдныйплан) Группы спытуемых обследуютсянеоднократнона протяжении установленного отрезка времени. Повторные измерения проводятсяв разных возрастах Обнаруживает связи Междуповедением на разныхэтапахжизни Возможность неверных интерпретаций наблюдаемых в определенномвозрасте изменении вследствие направленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследованияи эффектов когорты
 
Методпоперечных срезов Группа испытуемых разного возраста исследуетсяодновременно Требуетменьше Времении затрат, чем лонгитюдное исследование Группы могут отличаться не только по возрасту.Не позволяет изучатьтенденции роста.Эффекты когортымогут скалываться на наблюдаемых возрастных различиях
   
Комбинированный (когортно-последовательный) план Группы индивиду- умов, родившихся в разное время, неоднократно обследуются на протяжении установленного периода времени Допускаетпродольныеи поперечные сравнения характеристик. Позволяетизмерять Эффектыкогорты Реализация плана требует больших, чем при методе поперечных срезов, затрат времени и средств
   
   

Эксперименты с контрольными выборками. - student2.ru

Экспериментальный план «Expostfacto» — схема констатирующего исследования по изучению воздействия фактов жизнедеятельности человека на развитие какого-либо психологического или социально-демографического признака или свойства.

Название плана «Expostfacto» впервые ввел Ф. Чейз. Осебенность данного исследования заключается в изучении такойситуации, когда психолог сам не воздействует на выборки независимая переменная «X» представляет собой реальныесобытия жизнедеятельности респондентов. Оценка психологических параметров (О1) до воздействия представляет собойфакты ретроспекции испытуемых (воспоминания, архивныеи (или) анкетные данные и т.д.) о состоянии исследуемого свой­ства на определенном первичном этапе жизни. После воздей­ствия производится реальное психологическое тестирование(О2). В качестве контрольной группы берется выборка испытуе­мых, имеющая какой-то иной характер жизнедеятельности или отличающаяся по «стартовым» психологическим параметрам.

План исследования «Expostfacto» имеет следующий вид:

О1X 02

(—) ( ) (—)

03 ? 04

Типовым примером использования данного плана явля­ется измерение постэкстремальных, посттравматических стрессовых поведенческих реакций, актов поведения и т.д. Данная схема применяется для ретроспективного исследо­вания каузальной связи уровня или специфики образования и адаптации человека к профессиональной деятельности.

Примером такого типа эксперимента может быть иссле­дование зависимости результатов служебного роста от учеб­ной успеваемости в средней школе.

Возможность контроля источников невалидности демон­стрируется в таблице 5.10.

Таблица 5.10

Анализ валидности экспериментов по плану «Expostfacto»

Перечень источников внутренней невалидности эксперимента «Expostfacto»
Фон -
Естественное развитие -
Эффект тестирования +
Инструментальная погрешность +
Статистическая регрессия -
Состав группы +
Выбывание +
Взаимодействие состава группы с естественным раз­витием и др. -
Взаимодействие тестирования и «X»  
Перечень источников внешней невалидности эксперимента  
Реакция испытуемых на эксперимент -
Взаимодействие состава групп и «X» -
Взаимодействие разных X -

Таким образом, выбор экспериментального плана (схемы эксперимента) в ходе исследований осуществляется, исходя из реальных условий психологической работы. В принципе, для проведения объективного психологического исследо­вания возможно использование любого «дизайна» экспе­римента при максимальном контроле факторов, влияющих на его валидность.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каково соотношение научной проблемы и экспериментальнойгипотезы в психологическом исследовании?

2. Каковы элементы цели (задачи) психологического исследо­вания?

3. Дайте определение объекта и предмета психологического ис­следования.

4. Каково соотношение понятий объект и выборка психологи­ческого исследования?

5. Перечислите и дайте характеристику критериям, схемами стратегиям комплектования экспериментальных выборок.

6. Определите содержание независимых и зависимых перемен­ных и дайте их характеристику.

7. Каково содержание артефактов (по Кэмпбеллу и Годфруа). Их типы и формы контроля в психологическом исследовании?

8. Дайте характеристику валидности и факторов, влияющихна валидность психологического исследования.

9. Каковы особенности доэксперименталыюго, эксперименталь­ного и квазиэкспериментального дизайна?

10.Дайте характеристику и произведите анализ дизайна корреля­ционных исследований и схем исследований в психологии развития.

Глава 6

ОБОБЩЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате освоения материала главы обучающиеся должны: знать

• нормативные требования к разработке, адаптации и использо­ванию методик, структуру исследовательского процесса, принципы психологического исследования и интерпретации данных;

• основные источники и возможности появления ошибок и ис­кажений, присущих методам исследования личности, деятельности, группы, организации, системы управления, пути и способы их недо­пущения и компенсации;

уметь

• ориентироваться в современных научных концепциях опи­сательной и экспериментальной психологии, личности и группы, самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов для кон­кретного психологического исследования проблемы;

• при планировании и психологическом изучении личности и группы соблюдать необходимые организационно-методические и морально-этические требования и нормы;

• учитывать влияние факторов, влияющих на вариативность эмпирических данных и их интерпретации;

владеть навыками

• планирования, организации и проведения психологического эксперимента;

• оценки степени применимости конкретных методик, выбора наиболее адекватных методик анализа и разрешения психологиче­ских проблем;

• разработки психологически обоснованных рекомендаций персоналу и руководителям групп и организаций.

Наши рекомендации