Исследования на одной выборке.
Эксперимент по плану временных серий (план 7). Су 11, эксперимента по плану 7 состоит в осуществлении серим периодических замеров на группе с введением экспериментального воздействия посреди серии тестовых замеров:
О1О2 О3 О4X О5 О6О7 О8
Исследование по плану 7 применяется в ситуации, когда нет необходимости использовать контрольную выборку (например, в химии — это воздействие азотной кислоты на металл, в физике — серия взвешиваний железного бруска, в психологии — лонгитюдное исследование особенностей межличностных отношений в коллективе).
На рис. 5.7 показаны результаты тестовых замеров четырех серий исследований «А», «В», «С» и «О». В случая \ А и В наблюдается эффект воздействия, чего не скажешь
Рис. 5.7. Графики тестовых замеров в ходе эксперимента
относительно экспериментов С и О. Тенденция изменения переменных в эксперименте «А» имеет линейный характер. После экспериментального воздействия происходит резкий скачок. И эта же тенденция прослеживается на более высоком уровне. В исследовании «В» наблюдается изменение параметров переменных только в период действия стимула. Затем продолжает действовать присутствовавшая раньшетенденция. Измеряемая тенденция в эксперименте «С» продолжает наблюдаться, несмотря на воздействие «X». И, наконец, в случае «В», никакое экспериментальное воздействие не может обнаружиться, так как ни до, ни после него, какая-либо тенденция не наблюдалась.
1. Анализ валидности исследования.
1. Фон. Слабым местом эксперимента по плану 7 является о отсутствие контроля фона (объяснение эффекта возможно из-за воздействия фона, а не из-за влияния независимойпеременной).
К воздействиям фона обычно относят влияние случайных переменных (погода, время года, сезонное измерение освещенности) или циклические факторы (недельные циклы труда, праздники, дни выдачи зарплаты, экзамены, отпуск, каникулы и т.п.).
Для снижения воздействия фона используется два основных метода — проведение эксперимента во все исследуемые периоды и осуществление экспериментальной изоляции и элиминации (организация проведения лабораторного исследования).
2.Естественное развитие, эффект тестирования. Подобно фону, естественное развитие и тестирование могут оказывать влияние на экспериментальные данные. Однако«скачок» в ситуациях А и В вряд ли зависит от фактора естественного развития или тестирования, так как он действуети па отрезке О, — О4, и на отрезке О5 — О8. Видимо, факторЕстественное развитие контролируется, так как в эксперименте осуществляется серийное тестирование.
3.Инструментальная погрешность контролируется, еслии серии обследований применяется однотипная тестоваяпроцедура или аппаратура.
4.Факторы статистическая регрессия, отбор испытуемых и отсев (выбывание) не контролируются ввиду длительного, многократного тестирования.
5.Факторы внешней валидности не могут полностью контролироваться из-за «экспериментальной изоляции» и т.п.
Естественно, что результаты исследования не всегда отражают процессы, происходящие в генеральной совокупностиОднако уровень этих погрешностей можно снизить путемпривлечения репрезентативной выборки (по составу, качеству и численности).
Таким образом, для повышения внешней валидности эксперимента, построенного по плану 7, и относительно доен >верного выявления какой-либо тенденции или закономерности развития рассматриваемого явления, видимо, следуетпроизводить анализ путем обобщения итогов подобных изысканий, проведенных разными исследователями, в ра:1 личных условиях и на разных выборках.
Серии временных выборок (план 8). Исследование по плат 8 отличается тем, что для эксперимента, производящею! и на одной выборке испытуемых, в случайном временном порядке или в упорядоченном режиме в качестве экспериментального воздействия чередуются две эквивалентны! ситуации, в которых в первом случае воздействие имей место (X,), а во втором — нет (Х0).
Реализация данного плана может осуществляться по схем!1
Х1ОХ0ОХ1ОХ0О и т.д.
Схема исследований по плану 8 может иметь и иной вид.
а) X, О, О2X, О3 О4 и т.д.;
б) X, О Х2 ОX, О Х2 О и т.д.
Анализ валидности исследования.
1. Фон, как относительно слабое место для плана 7,в схеме 8 контролируется, благодаря предъявлению независимой переменной в большом числе отдельных исследовательских периодов.
Остальные факторы контролируются подобно плану 7.
2.Реакция испытуемых на эксперимент — уязвимое место плана 8, так как на экспериментальную группу оказываетсяне просто воздействие, а ряд повторяющихся чередующихся
однотипных воздействий независимой переменной. Относительная нейтрализация данного фактора осуществляетсяпутем тщательного вкрапления экспериментальных воздействий в привычный режим жизнедеятельности испытуемых
3.Взаимодействие состава групп и экспериментальное воздействия не контролируется. Есть ограничения в распространении результатов исследования на всю популяцию.
Надо учитывать, что внешняя валидность — слабое местолюбого исследования на одной выборке.
Статистическим методом проверки значимости экспериментального эффекта является метод сравнения между собой средних значений при эквивалентных воздействиях на испытуемых при помощи статистических критериев. Также возможно применение иных статистических сравнительных процедур.
Серии эквивалентных воздействий (план 9). Применение эквивалентного стимульного материала при повторной реализации «X» в исследовании на одной группе требуется в том случае, когда эффект воздействия оказывается стойким, вследствие чего при тестировании необходимо использовать неидентичный стимульный материал.
Ма X1 О Мb Х0О Мс X1О мd Х0 О и т.д.
План 9, подобно плану 8, обладает внутренней валидностью. Что же касается внешней валидности, то результаты исследования нередко имеют силу только для испытуемых, участвующих в данном эксперименте. План 9 вызывает меньшую реакцию испытуемых на исследование ввиду разнородности применяемого стимульного материала и большей замаскированности экспериментального воздействия «X».
Уязвимость плана 9 обнаруживается в случае интерференции (наложения и взаимовлияния) экспериментальных воздействий даже с различным эквивалентным стимульным материалом.
Таким образом, планы 7—9 отличаются от других квазиэкспериментов тем, что в экспериментальной процедуре не предполагается использование контрольных выборок, что возможно при отсутствии необходимости контроля эффекта воздействия независимой переменной на какой-либо стандартный объект. В психологии такая ситуация возникает довольно часто. По мнению некоторых авторитетных психологов, построение исследований, проводимых на одной выборке при неоднократном применении экспериментальных воздействий или психологических измерений, имеет право на существование. Так, например, при изучении стадий развития психики достаточно провести многократ-' ное измерение изучаемых психологических особенностей одного объекта. В данном случае обосновано могут применяться схемы 7—9, хотя исследователь должен помнить, чтозначительная часть источников невалидности не находите» под полным контролем (табл. 5.6).
Таблица 5.6» Анализ валидности квазиэкспериментов по планам 7—9
Перечень источников внутренней невалидности эксперимента | План 7 | План8 | План 9 |
Фон | - | - | ? |
Естественное развитие | + | + | ? |
Эффект тестирования | + | + | + |
Инструментальная погрешность | ? | ? | ? |
Статистическая регрессия | - | + | + |
Состав группы | + | + | |
Выбывание | + | + | |
Взаимодействие состава группы с естественным развитием и др. | + | + | + |
Взаимодействие тестирования и X | - | - | |
Перечень источников внешней невалидности эксперимента | |||
Реакция испытуемых на эксперимент | ? | ? | ? |
Взаимодействие состава групп и X | ? | - | ? |
Взаимодействие между разными X | - | - | - |