Основные эмпирические переменные и их контроль. Валидность психологического исследования
В качестве независимой переменной могут выступать: характеристика заданий, параметры исследовательской ситуации, особенности испытуемых, их состояний и другие константные переменные.
Характеристика заданий представляет собой варьирование характеристик стимулов, изменение типов ответок (вербальные/невербальные ответы), вариативность шкалы оценок, инструкций и целей, варьирование средств решения задачи, постановка препятствий для решения экспериментальных задач, изменение системы стимулирования деятельности испытуемых («поощрение — наказание») и др.
Параметры экспериментальной ситуации могут быть представлены в виде особенностей «физических параметров» ситуации (температура, шум, вибрация, обстановка, условия: удобство — неудобство и др.), динамики социально-психологических параметров группы (удаление лидера или аутсайдера, изменение структуры группы), особенностей общения испытуемого и исследователя и др. К константным переменным зачастую относят пол, возраст, интеллектуальные особенности испытуемых и др.
В качестве зависимых переменных выбираются параметры вербального и невербального поведения испытуемых. Формально-динамическими параметрами зависимых переменных являются: а) точность — ошибочность (в задачах на достижение); б) латентность (время от момента предъявления стимула до выбора решения); в) длительность или скорость выполнения действия (время между выбором действия и окончанием его выполнения); г) темп или частота действий; д) продуктивность (отношение числа верных действий или ошибок ко времени выполнения). К содержательным параметрам зависимых переменных можно отнести распознавание различных форм поведения, которым, как правило, занимаются специально обученные эксперты.
Зависимые переменные бывают одномерными, многомерными и фундаментальными.
Одномерные зависимые переменные представляют собой оценку какого-то одного изучаемого психологического параметра. Многомерные —- это комплексные психологические характеристики объекта эксперимента как целостной системы. В процессе исследования они могут оцениваться по отдельным параметрам в виде их суммы или сопоставления. Параметры зависимых переменных могут фиксироваться и отдельно друг от друга. Фундаментальные зависимые переменные характеризуются рассмотрением параметров в функциональном единстве или функциональной зависимости Р(а) = 1(а(, а2 ..., ап). Например, уровень
личностной тревожности есть функция Р(а), которая определяется как функция отдельных ее проявлений в мимике, жестах, высказываниях, изменении цвета кожи, треморе рук и т.д.
Зависимая переменная, как основная категория исследования, должна отвечать ряду требований: надежности, валидности и сензитивности.
Надежность — это устойчивость экспериментальных данных за период времени. Валидность — соответствие эмпирических данных экспериментальной гипотезе. Сензитивностъ — чувствительность зависимой переменной к изменениям независимой переменной.
Важным элементом экспериментальной процедуры является измерение зависимой переменной. К приемам оценки зависимой переменной относятся срочное и отсроченное измерение. Срочное измерение — это фиксирование параметров зависимой переменной сразу после воздействия независимой переменной. Отсроченное измерение — оценка характеристик зависимой переменной по истечении некоторого времени ввиду смещения сроков самого экспериментального воздействия на испытуемых (алкогольное, медикаментозное воздействие и т.п.).
Предметом исследовательской практики в психологии, как указывалось ранее, является отношение зависимой и независимой переменных. Существуют различные варианты этого соотношения: от ситуации отсутствия какой-либо связи (рис. 5.1), до абсолютной линейной зависимости (рис. 5.5). Формально они могут представляться в виде определенных формул, таблиц, графов, гистограмм, графиков (рис. 5.1-5.6).
НЭП: Размер группы Рис. 5.6. Инвертированная 1Т-образная зависимость
Если в исследовании зависимая переменная регистрируется при помощи психологических измерительных средств, то независимая переменная и внешние переменные тоже должны контролироваться исследователем.
Контроль независимой переменной осуществляется путем активного варьирования переменными, знанием закономерностей ее изменения, контролем воздействий внешних переменных посредством использования психологических методик.
К способам контроля внешних переменных обычно относят элиминацию, константность, балансировку, контрбалансировку, рандомизацию и двойной слепой метод.
Элиминация представляет собой процесс полного исклю чения внешних переменных путем проведения лабораторного эксперимента. Константность относится к условиям проведения исследования. Создание константных условии исследований предполагает постоянство экспериментальных условий или их стандартизацию. Одним из примеров такой стандартности условий может являться проведение исследования на разных выборках в одно время суток, в одном и том же помещении и т.д. Способ балансировки заключается в реализации идеи постоянства влияния внешних переменных. Если нет возможности исключить воздействие внешних переменных, то формируется контрольная выборки, которая существует в тех же условиях, что и экспериментальная. При такой организации («дизайне») эксперимент влияние внешних переменных приобретает качество постоянства. Балансировка заключается в выборе такой схемы исследования, при которой на экспериментальную выборку осуществляют воздействие и независимая, и внешняя переменные одновременно, а на контрольную — только внешняя переменная. Проблема регистрации и контроля каждой составляющей внешней переменной разрешается путем формирования нескольких контрольных групп, которые распределяются со смещением по различным режимам исследования (табл. 5.1).
Таблица 5.1