Основные эмпирические переменные и их контроль. Валидность психологического исследования

В качестве независимой переменной могут выступать: характеристика заданий, параметры исследовательской ситуации, особенности испытуемых, их состояний и другие константные переменные.

 

Характеристика заданий представляет собой варьиро­вание характеристик стимулов, изменение типов ответок (вербальные/невербальные ответы), вариативность шкалы оценок, инструкций и целей, варьирование средств решения задачи, постановка препятствий для решения экспериментальных задач, изменение системы стимулирования деятель­ности испытуемых («поощрение — наказание») и др.

Параметры экспериментальной ситуации могут быть представлены в виде особенностей «физических параме­тров» ситуации (температура, шум, вибрация, обстановка, условия: удобство — неудобство и др.), динамики социально-психологических параметров группы (удаление лидера или аутсайдера, изменение структуры группы), особенностей общения испытуемого и исследователя и др. К константным переменным зачастую относят пол, возраст, интеллектуаль­ные особенности испытуемых и др.

В качестве зависимых переменных выбираются параме­тры вербального и невербального поведения испытуемых. Формально-динамическими параметрами зависимых пере­менных являются: а) точность — ошибочность (в задачах на достижение); б) латентность (время от момента предъ­явления стимула до выбора решения); в) длительность или скорость выполнения действия (время между выбором дей­ствия и окончанием его выполнения); г) темп или частота действий; д) продуктивность (отношение числа верных действий или ошибок ко времени выполнения). К содержа­тельным параметрам зависимых переменных можно отнести распознавание различных форм поведения, которым, как правило, занимаются специально обученные эксперты.

Зависимые переменные бывают одномерными, многомер­ными и фундаментальными.

Одномерные зависимые переменные представляют собой оценку какого-то одного изучаемого психологического параметра. Многомерные —- это комплексные психологиче­ские характеристики объекта эксперимента как целостной системы. В процессе исследования они могут оцениваться по отдельным параметрам в виде их суммы или сопостав­ления. Параметры зависимых переменных могут фик­сироваться и отдельно друг от друга. Фундаментальные зависимые переменные характеризуются рассмотрением параметров в функциональном единстве или функциональ­ной зависимости Р(а) = 1(а(, а2 ..., ап). Например, уровень

личностной тревожности есть функция Р(а), которая опре­деляется как функция отдельных ее проявлений в мимике, жестах, высказываниях, изменении цвета кожи, треморе рук и т.д.

Зависимая переменная, как основная категория иссле­дования, должна отвечать ряду требований: надежности, валидности и сензитивности.

Надежность — это устойчивость экспериментальных данных за период времени. Валидность — соответствие эмпирических данных экспериментальной гипотезе. Сензитивностъ — чувствительность зависимой переменной к изменениям независимой переменной.

Важным элементом экспериментальной процедуры явля­ется измерение зависимой переменной. К приемам оценки зависимой переменной относятся срочное и отсроченное измерение. Срочное измерение — это фиксирование параме­тров зависимой переменной сразу после воздействия незави­симой переменной. Отсроченное измерение — оценка харак­теристик зависимой переменной по истечении некоторого времени ввиду смещения сроков самого экспериментального воздействия на испытуемых (алкогольное, медикаментозное воздействие и т.п.).

Предметом исследовательской практики в психоло­гии, как указывалось ранее, является отношение зависимой и независимой переменных. Существуют различные вари­анты этого соотношения: от ситуации отсутствия какой-либо связи (рис. 5.1), до абсолютной линейной зависимости (рис. 5.5). Формально они могут представляться в виде опре­деленных формул, таблиц, графов, гистограмм, графиков (рис. 5.1-5.6).

Основные эмпирические переменные и их контроль. Валидность психологического исследования - student2.ru Основные эмпирические переменные и их контроль. Валидность психологического исследования - student2.ru

НЭП: Размер группы Рис. 5.6. Инвертированная 1Т-образная зависимость

Если в исследовании зависимая переменная регистриру­ется при помощи психологических измерительных средств, то независимая переменная и внешние переменные тоже должны контролироваться исследователем.

Контроль независимой переменной осуществляется путем активного варьирования переменными, знанием зако­номерностей ее изменения, контролем воздействий внешних переменных посредством использования психологических методик.

К способам контроля внешних переменных обычно отно­сят элиминацию, константность, балансировку, контрбалан­сировку, рандомизацию и двойной слепой метод.

Элиминация представляет собой процесс полного исклю чения внешних переменных путем проведения лабораторного эксперимента. Константность относится к условиям проведения исследования. Создание константных условии исследований предполагает постоянство экспериментальных условий или их стандартизацию. Одним из примеров такой стандартности условий может являться проведение иссле­дования на разных выборках в одно время суток, в одном и том же помещении и т.д. Способ балансировки заключается в реализации идеи постоянства влияния внешних перемен­ных. Если нет возможности исключить воздействие внеш­них переменных, то формируется контрольная выборки, которая существует в тех же условиях, что и эксперимен­тальная. При такой организации («дизайне») эксперимент влияние внешних переменных приобретает качество посто­янства. Балансировка заключается в выборе такой схемы исследования, при которой на экспериментальную выборку осуществляют воздействие и независимая, и внешняя пере­менные одновременно, а на контрольную — только внеш­няя переменная. Проблема регистрации и контроля каждой составляющей внешней переменной разрешается путем формирования нескольких контрольных групп, которые распре­деляются со смещением по различным режимам исследова­ния (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Наши рекомендации