Психосемантические методы исследования личности
Проективное исследование нацелено главным образом на выявление целостной личности. Смысловые и эмоционально-мотивационные переменные во многом являются сутью личности и требуют детального изучения. Для этого как раз и предназначены психосемантические методики. С их помощью оценивается эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла. К таким техникам относят, прежде всего, методически оформленную концепцию Дж. Келли4, в русле которой развивается целая ветвь диагностического инструментария, выполняющая функцию выявления личностно-смысловых конструктов посредством эмоционального реагирования. Эти техники (от семантического дифференциала до аппаратурных регистрации эмоционального ответа испытуемого на предъявляемый внешнийстимул) построены на общем методологическом основании — механизме возмущения нервной системы и регистрации этого возмущения при помощи оценки внешних признаков-фактов1 или внутренних, оформленных в виде неких ассоциаций-образов2. Кроме репертуарных решеток Келли3, направленных на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие индивида при анализе личностного смысла понятий, к семантической проекции можно с полной ответственностью отнести семантический дифференциал Ч. Осгуда и др. (см. параграф 3.1).
Семантический дифференциал (СД) был разработан Ч. Осгудом в 1957 г. Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий. Назначение СД — количественное и качественное индексирование значений при измерении эмоционального отношения индивида к объектам, при анализе социальных установок, ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д. По существу, СД фиксирует уникальность значения для испытуемого определенного объекта или явления, которое он приобретает в результате своего жизненного опыта. Таким образом, речь идет о личностном смысле.
Семантический дифференциал получил широкое распространение в самых разных областях экспериментального исследования личности, малых групп, массовых коммуникаций и т.д. Как правило, он оказывается полезен там, где требуется количественно описать индивидуальное, субъективное отношение испытуемого к каким-либо аспектам его окружения или внутреннего мира. С его помощью можно измерить определенные свойства представлений человекао разнообразных социальных ценностях, значимых для него явлениях культуры, эмоционально насыщенных физических стимулах, наконец, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений.
Методика Осгуда основана на процедуре семибалльной оценки стимула в масштабе предъявляемого набора биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший/плохой, спокойный/возбужденный, острый/тупой и т.д.
Оцениваемыми стимулами могут быть люди, слова, картинки и т.д. При этом для СД характерно существенное ограничение, состоящее из метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. Семантический дифференциал составляется так, чтобы не допустить буквального отражения испытуемыми объективных качеств стимулов (объектов) — создается ситуация проекции субъективного отношения к ним испытуемых. Как утверждал автор, система шкал, составленная из одних только личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений (см. Приложение 4).
В метрической основе метода СД лежит факторный анализ, позволяющий выявить в совокупности данных небольшое число обобщенных, независимых, содержательно интерпретируемых параметров. Многочисленные факторные исследования СД, проводившиеся на различных выборках испытуемых, шкал и стимулов, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев первые три фактора оказались сходными между собой: Е (оценки), Р (силы) и А (активности). Фактор Е (хороший-плохой) оценивает эмоциональную, непосредственную оценку исследуемого объекта, фактор Р (сильный-слабый; большой-маленький; твердый-мягкий) — восприятие доминантности, фактор А (активный-пассивный) — энергетические характеристики объекта.
Трехфакторные структуры ЕРА получены при оценке по разнообразным наборам шкал абстрактных и конкретных понятий, различных визуальных и аудиальных стимулов — чистых цветов, чернильных пятен, абстрактных форм, картинок ТАТ, живописных произведений, мимической и интонационной экспрессии, фонетических значений. В трехмерном пространстве, образованном факторами ЕРА, дифференцируются значения таких объектов, как социальные роли и политические события, литературные стили и стихотворные рифмы, должностные позиции и характеры людей.
Факторная структура ЕРА задает универсальное семантическое пространство, в котором может быть размещен, упорядочен и описан богатый мир субъективных отношений человека к элементам его внешнего окружения. Шкалы в каждом случае заполняются в отношении одного и того же понятия (например, «Я сам»), а источником дисперсии являются его индивидуальные интерпретации. Матрица интеркорреляций шкал факторизуется по методу главных компонент. Трехфакторная структура исчерпывает 50,8% дисперсии оценок (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Анализ «близости» понятий (направленность)
«Близость» понятий — категория условная. Она показывает, что чем меньше «расстояние» между понятиями, тем данная категория более значима для испытуемого. Соотношение между понятиями говорит о структуре смыслового поля человека.
Аппаратурная диагностика личностно-смысловых характеристик субъекта. Аппаратурные исследования представляют собой способ изучения личности посредством выявления эмоционально-мотивационных компонентов психики индивида. Проективность данного метода следует из эмоционально-волевого отражения действительности субъектом (своеобразие эмоциональности отражает особенности личностной структуры человека). Эмоциональность регистрируется аппаратурой посредством оценки своеобразия физиологических процессов. В этом состоит объективизация субъективной жизни человека. Аппаратура не только регистрирует эмоциональный фон, но и вызывает его изменения, создавая ситуацию стресса, когда человек не в состоянии контролировать свои реакции.
Аффекты формировались в процессе длительного эволюционного развития человека. Они представляют собой соответствующие реакции организма на внешние и внутренние условия, требующие мобилизации внутренних ресурсов в сложных ситуациях. Этим и объясняется то, что эмоциональное напряжение сопровождается значительным изменением физиологических реакций. При едином механизме запуска и обеспечения эмоционального состояния его последствия индивидуальны. У одного и того же человека и зависимости как от личностных, физиологических особенностей, так и от его исходного эмоционального состояния, одни и те же факторы могут вызвать или мобилизацию к деятельности, или панику, или растерянность.
В настоящее время существует более десятка различных подходов к рассмотрению теоретических основ аппаратурных исследований.
С одной стороны, проблема состоит в выявлении основного психофизиологического механизма, определяющего как поведение человека в целом, так и реакции испытуемых и стрессе. С другой стороны, — в поиске признаков и показателей проявления поведенческих реакций человека, как проекции его личности.
В этом ключе поиск детерминант поведения, как правило, преобразуется в выявление причин возникновения некоего эмоционального состояния. Традиционно считается, что уровень эмоционального напряжения, проявляющийся и изменении физиологических функций организма, является следствием мотивационного фона поведения людей. В то же время от силы и направления мотива зависит уровень эмоционального напряжения.
А. Н. Леонтьев указывал, что мотивом может быть только конкретный, реальный объект деятельности человека, который побуждает и, преобразуя, направляет поведение1. Причем функция целеполагания смыслоорганизует поведение. Эмоциональная окраска действий появляется в том случае, когда в деятельности субъекта формируется определенныйсмысловой компонент.
Эмоция является компонентом смыслоорганизующего мотивационного фона. Если смысл поведения соответствует установленным социальным, моральным или физиологическим нормам, то эмоциональный фон находится в нормативных рамках. Если испытуемый знает, что его поведение противоречит социальным или естественным устоям, то его мотив преобразуется (так как изменяется и преобразуется предмет деятельности) в мотив искажения истины. Видимо, здесь и возникает конфликт мотивов. С одной стороны, проявляется истинный мотив поведения, формирующий определенный эмоциональный фон, с другой, — действует новый, «искусственный» мотив — желание исказить реальное положение дел, т.е. мотивация эго-защиты. Истинный и «искусственный» мотивы вступают в противоречие. Вступают в противоречие и их смысловые составляющие, которые в свою очередь создают благоприятные условия для конфликта эмоциональных компонентов. Именно столкновение смысловых компонентов приводит к эмоциональному напряжению, отраженному на физиологическом уровне в виде изменения функционального состояния организма.
Таким образом, реальное событие (со всеми его характеристиками, признаками и свойствами) в ситуации аппаратурного исследования становится истинным мотивом поведения человека. Если испытуемый пытается исказить истину (истинный мотив), скрыть ее, т.е. вступает в противоречие с реальным действием (переключение цели действия на цель сокрытия истины — «искусственный» мотив), то возникает эмоциональное напряжение. Так как эмоции непосредственно связаны с потребностным бессознательным компонентом психики, то управлять им довольно сложно. Эмоциональное напряжение является следствием разбалансировкм мотивационно-эмоционального равновесия между объективным событием и его отражением в психике индивида (субъективным образом).
Сдерживающим фактором формирования эмоционального напряжения может являться воля. Однако она способна регулировать поведение человека только сознательно. Глубинные психофизиологические механизмы требуют глубинной регуляции. Поэтому в таком случае необходима специальная эмоционально-волевая подготовка. При помощи аппаратуры фиксируется изменение физиологических реакций субъекта, что «очищает» истинное положение дел от социальных и индивидуальных наслоений психики.
Однако детерминация определенного реагирования испытуемого в ходе тестирования может зависеть не только от мотивационных компонентов, но и от психофизиологических особенностей конкретного субъекта. Разные испытуемые по-разному переживают и реальную ситуацию, и ситуацию тестирования. Поэтому индивидуальность человека также может отражаться на уровне и динамике его эмоционально-мотивационной сферы.
Известно несколько эмоционально-мотивационных теорий, положенных в основу исследования личности при помощи аппаратурных средств. Это — теория мотивационно—физиологического баланса, теория внешней отрицательной мотивации (теория угрозы наказания), теория активации, условно-рефлекторная теория, информационная теория эмоций, теория новизны и др.1
Теория мотивационно-физиологического баланса основывается на представлении о том, что человеческий организм может нормально функционировать только при условии соответствия истинного положения дел и осознания человеком адекватности своего поведения. При неадекватном построении собственного образа действий относительно реальной ситуации в границах эго-защиты от неблагоприятной для субъекта реальности человек, осознавая эту неадекватность, впадает в состояние стресса. Даже организм в состоянии ощущения неадекватности, породив стресс, не может нормально функционировать и таким образом «восстает» против лжи. А изменения показателей функционального состояния демонстрируют наличие эмоционального напряжения субъекта.
В основе теории внешней отрицательной мотивации (теория «угрозы наказания») лежит явление, связанноес переживанием человека за свою судьбу, за свое будущее. Это лежит в основе эго-защитной реакции субъекта на неблагоприятную для него ситуацию.
Теория активации определяет, что каждый из задаваемых стимулов должен иметь свою степень активации нервных процессов в организме и, соответственно, специфическим уровень ответных реакций — значимая для испытуемого тема сильнее активирует нервную систему по сравнению с нейтральными темами.
Условно-рефлекторная теория. Любой живой организм, в том числе и человек, изначально наделен системой безусловных рефлексов, которые являются базой формирования эмоциональных механизмов. К выраженным механизмам активации эмоций обычно относят страх, гнев и удовольствие.
В основе условных рефлексов лежит жизненный опыт человека. В ходе аппаратурного тестирования в качестве условного рефлекса выступают реакции человека на определенный стимул, приобретенные посредством знаний, которые приобретаются в ходе индивидуальной жизнедеятельности, посредством усвоения опыта других людей или иных информационных источников, создавая определенное субъективное отношение человека к вещам, не встречавшиеся ему ранее. В этом случае возникает эго-защитная реакция, влияющая на величину эмоционального напряжения.
В информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970) утверждается, что величина эмоционального напряжения определяется потребностью в совершении какого-либо действия, поступка, изменения социального положения, необходимой и реально существующей информацией о событии. Эта зависимость выражается формулой
Э = П(Ин-Ис),
где Э — степень эмоционального напряжения, П — потребность в устранении негативных последствий, Ин — информация необходимая, Ис — информация существующая.
Теория новизны. В практике профессиональной психодиагностики известна специфика поведения человека, впервые проходящего аппаратурное обследование, когда физиологические реакции на стимулы в ходе исследования значимо отличаются от реакций субъекта, имеющего в этой сфере определенный опыт.
Перечисленные теории связаны с анатомической, психофизиологической, социальной и духовной системами личности. Основными факторами, определяющими эмоциональное напряжение обследуемых при проведении аппаратурных исследований, является уровень мотивации, особенности характера, состояние и самочувствие человека и его психофизиологические особенности.
К основным характеристикам показателей, использующимся в аппаратурных исследованиях, можно отнести: электродермальную (кожно-гальваническая реакция — КГР), сердечно-сосудистую или кардиокомпоненту (частота пульса, фотоплетизмограмма, давление крови), дыхательную (верхнее и нижнее дыхание), треморную и голосовую компоненты.
В заключение следует обратить внимание читателей на тот факт, что семантическая проекция, в отличие от других видов проективных картин, представляет собой отражение целостно-смысловых характеристик личности, которые могут регистрироваться в процессе диагностики и ассоциативным, и логико-семантическим, и аппаратурным способами. Эта регистрация происходит путем оценки эмоционального компонента, который сигнализирует вовне о внутреннем смысловом фоне, как на сознательном, так и на неосознанном уровне. Выявление достоверного семантического поля личности осуществляется на ассоциативном и психофизиологическом уровнях. На логическом уровне происходит личностное искажение значимого для человека предметного пространства. Но это искажение происходит и неосознанно, под воздействием индивидуальных черт и психофизиологических особенностей людей. По данным искажениям, отражающим субъективность, мы видим семантический проект способности личности и догадываемся о ее сути.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каково основное содержание психологической проекции какмеханизма отражения особенностей личности?
2. Произведите анализ проекции как процесса психологическоговытеснения.
3. Назовите и охарактеризуйте виды психологической проекции.
3. Дайте краткую характеристику особенностей холистического,психоаналитического, эго-функционального, гештальт-подхода,исследований NewLook и прочих источников проективного метода.
4. Перечислите и дайте характеристику основных закономперцептивной организации психологической проекции в рамкахгештальтпсихологии.
5. Как можно охарактеризовать принципы перцептивной защитыв русле исследований NewLook?
6. Проанализируйте теоретический вклад и место российскойпсихологии в развитие проективного метода.
7. Перечислите и объясните содержание основных черт,составляющих определение проективного метода.
8. Произведите содержательно-понятийный анализ классификации проективных методик, предложенной Л. Франком.
9. Какие примеры конкретных методик, относящихся к каждомуклассу проективных техник, вы заете?
Глава 4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ