Аддитивные проективные методы

Тесты аддитивной проекции не были внесены в перечень проективных методов в первичном обзоре и классификацию Л.Франка, хотя не только рассматриваемые нами тесты • завершение предложений», тест руки и пр., но, например, методика С. Розенцвейга и подобные ей могут рассматриваемые как аддитивные. Отличие аддитивной проекции лич­ности от иных проективных методов заключается в том, что она выявляет в личности испытуемого некую социальную вставляющую в виде усвоенного и присвоенного качества. Испытуемый в тесте проецирует свои социальные «зависи­мости».

Развитие личности происходит под воздействием социального окружения, от которого испытуемый, не осознавая и но, становится зависимым, и переносит эту зависимость па стимул в тесте, оформляя это так, как позволяют ему его личностные особенности. Личностная зависимость от среды и жизненного пути человека превращает индивида в социо-индивида — неповторимую личность, которая появляется не только вследствие уникальности природных задатков человека и пути его развития, но, прежде всего, вследствие уникального сочетания того и другого.

Особенностью аддитивной проекции становится предъ­явление испытуемому и продолжение им незавершенного действия, образа, мысли и т.д., в которых проектируется его уникальность.

В качестве стимульного материала в аддитивных проек­тивных техниках, как правило, используют завершение пред­ложения, рассказа, истории, ситуации, действия. Ответы испытуемых оцениваются с точки зрения формальных характеристик или с точки зрения содержания. Формаль­ные характеристики включают время ответа, количество слов, точность выражения, качество, определения, простоту, экспрессивность, многословность и пр. Содержание анализируется с точки зрения эмоциональности, интенсивности, пассивности, символизма и т.д.

Если прямой опрос стимулирует самосознание испытуемых, а сами вопросы обычно контролируют ответы, то аддитивная проективная техника избегает подобного сопротивления или контроля. Стимулы выявляют скрытые потребности, чувства, установки и стремления, которые субъект не хочетили не может распознать или выразить в прямом общении.

Наиболее популярной методикой в данной области стал тест «Завершение предложений» (SCT), основанный на исследовании словесных ассоциативных связей.

Конструктивно SСТ уменьшает количество ассоциации, вызываемых отдельным словом, что дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок, специфические объекты и области внимания. Тест предоставляет большую свободу и вариативность для ответов и отражает широкую сферу поведенческого мира испытуемого.

В 1897 г. Г. Эббингауз применил тест на завершение предложений для проверки интеллекта, определяя его как способность к комбинированию или интеграции. В 1930 г. А. Тендлер представил 8СТ под названием «тест эмоционального инсайта1», выявив границы между мысленными реакциями и эмоциональным реагированием в процессе тестирования. Он предложил критерии, которые: а) прямо вызывают эмо­циональную реакцию; б) располагают к более свободным ответам и в) позволяют избежать выбора альтернатив.

SСТ предназначался для регистрации таких эмоций, как: восхищение, гнев, любовь, счастье, ненависть, самоуничтожение, волнение, компенсаторные фантазии, сожаление, хвастовство, гордость, недовольство, негативизм, жалость, стыд, страх, интерес, отвращение, уклонение и желание. Эти эмоциональные состояния были отобраны на эмпирической основе. При анализе опроса 250 испытуемых автор отметил, что: а) одни и те же стимулы порождают разные реакции у разных индивидов; б) индивиды различны в ассоциативном потоке реакций; в) ответы выявляют страхи, отвращение, пристрастия, интересы и привязанности; г) они могут иметь положительную или отрицательную личностную и социальную направленность. Валидизация теста Тендлерабыла произведена путем сравнения его с методикой Р. Вудвортса на выборке 190 человек по критериям эмоциональной определялся как «осознание ситуации, в которой имени место определенные эмоциональные реакции.

Результаты показали, что однородныено интеллектуальным показателям группы значимо разли­чались по результатам теста эмоционального инсайта.

Л. Картер соотнес модификацию теста Тендлера с пси­хогальванометром для изучения определенных аффек­тивных процессов. Стимулы предъявлялись испытуемым гахистоскопически1, а устные ответы хронометрировались и дословно записывались вместе с изменениями проводи­мости кожи ладоней. Экспериментальная группа состояла двух выборок. У первой наблюдались страхи и беспокой­ства, связанные с их академической и социальной адапта­цией. Вторая экспериментальная группа состояла из людей, которым после осмотра психиатром поставили диагноз пси­хоневроза. Контрольная группа состояла из так называемых «нормальных» индивидов. Данные теста были сгруппированны в шесть категорий: эго-положительные, эго-отрицательные, социально-положительные, социально-отрицатель­ные, страх, отвращение.

В результате были обнаружены значимые изменения и проводимости кожи и времени ответа у людей с психонев­розами. Реакция на часть стимулов не дифференцировалась. SСТ позволяет определять людей с психоневротическими проблемами, но не предоставляет возможности провести четкие различия между спецификой проявления неврозов внутри экспериментальной группы.

И. Лордж и Э. Торндайк, применив статистическую про­верку ответов в SСТ как показателя черт личности, обнару­жили их низкую надежность и валидность.

Более позднее исследование А. Роде, отстаивавшей при­менение SСТ как клинического инструмента изучения потребностей, внутренних конфликтов, фантазий, чувств, отношений, стремлений и адаптационных проблем, приdело к разработке обновленной стимульной части мето­дики. В конечном итоге тест насчитывал 64 пункта («Моя школьная работа...», «Я хочу знать...», «Бывают времена...» и т.д.), предназначался для подростков и выявлял не только потребности, внутреннее состояние, черты и прессы респон­дентов, но и их вкусы, чувства, идеологию, эго-структуру,интеллектуальный статус и эмоциональную зрелость. Экс­периментальная выборка насчитывала 670 учеников. Ответы были интерпретированы в соответствии с 39 категориями, основанными на представлении Г. Мюррея о личности. В качестве внешнего критерия выступали комбинирован­ные рейтинги, полученные от преподавателей, администра­ции и консультантов. Коэффициент валидности составил от 0,79 до 0,82.

Для отбора персонала в Департамент стратегического обслуживания в период Второй Мировой войны был разра­ботан тест Штейна на завершение предложений, при помощи которого коротко характеризовались личности кандидатов.

Большое значение в процессе обработки и интерпретации данных, получения характеристики личности, составленной по результатам тестирования, имеют опыт, интуиция и зна­ния психолога.

Р. Саймондс, изучив результаты теста завершения предло­жений (ЗСТ), отметил большое количество проблемных мест.

Дж. Роттер и Л. Виллерман предложили тест «Неза­вершенные предложения» (IST), который прошел апробацию в процессе оценки в военных госпиталях (40 пунктов). Валидность теста определялась путем сравнения исходных оценок психологов о степени отклонений каждого пациента с общим результатом теста. Исходные оценки основывались на информации из исто­рии болезни, личных анкет, на диагнозах, результатах теста на психическую дисфункцию и психологических опросов. Коэффициент валидности 15Т по разным способам сравне­ния составил от 0,39 до 0,61. Авторы пришли к выводу, что данный метод обладает потенциальными возможностями в качестве средства изучения установок, где сочетаются сво­бода ответа и разумная объективная оценка.

Теоретический обзор и экспериментальная работа, про­веденная в зарубежной психологии, позволяют утверждать о том, что тесты аддитивной проекции представляют собой в целом надежный и достоверный метод исследования целостной личности.

Тест завершения предложений (IST) состоит из ряда предложений, предъявляемых субъекту для их завершения (например:«Я начинаю сер­диться, когда...»). Как отмечается в большинстве руководств, этот тест не является стандартизованным и редко трактуется с количественной точки зрения.

Стимульный ряд теста выбирается с целью исследования плантации индивида. В особых ситуациях тест может при­меняться при изучении конкретных установок, отношения к определенным препятствиям и пр.

Проективные возможности 38СТ ограничены вследствие получения конкретного ответа только в заданной перспек­тиве стимульного ряда, но аддитивные проективные каче­ства данной техники, тем не менее, значительны.

Тест на завершение предложений был разработан Джо­зефом М. Саксом и другими психологами Нью-йоркского Управления ветеранов службы ментальной гигиены. Он состоит из 60 пунктов (предложений), которые выра­жают 15 установок (отношений). На каждую установку приходится по четыре предложения. Тест был построен на основе экспертной оценки (20 клинических психологов) и исследовал четыре области: семья, секс, межличностные взаимоотношения и самовосприятие (см. Приложение 3).

Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и родственников. Они представлены в четырех пунктах, что стимулирует респондента выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Стимульные предложения «Моя мать и я...», «Если бы только мой отец...» и «В семье ко мне относятся...» являются примерами пунктов, выявления соответствующих отношений.

Область секса включает отношение к гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов позволяют испытуемым выра­зить свое отношение к женщинам, к браку и к сексуальным отношениям. Типичными предложениями из этой области являются, например, «Я думаю, что большинство девушек...» и «Если бы у меня были сексуальные отношения...».

Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег, начальников и под­чиненных; 16 пунктов из данной области позволяют респон­денту выразить свое отношение к окружающим и представ­ления об отношениях окружающих к нему. К предложениям из области межличностных отношений относятся «Когда меня нет, мои друзья...», «Когда я вижу, что идет началь­ник...», «Люди, которые на меня работают...», «На работе я лучше всего лажу с...» и др.

Самовосприятие включает страхи, чувство вины, цели и отношения к своим способностям, прошлому и будущему (что представляет собой испытуемый, каким он был, каким хочет стать и каким, по его мнению, он будет). Примерамиподобных стимульных предложений являются: «Я бы хотел избавиться от боязни...», «Моей самой большой ошибкой было...», «Я думаю, у меня есть способность...», «Когда я был маленьким...», «Однажды я...», «Больше всего от жизни я хочу...» и др.

В качестве внешнего критерия были получены пси­хиатрические заключения о респондентах. Надежность интерпретаций определялась по совпадению мнений двух из троих экспертов на 92%. Сопоставление резуль­татов по тесту и внешнего критерия показало, что значе­ние вероятностных коэффициентов оказалось в пределах от 0,48 до 0,57 на уровне значимости 0,02 и 0,03. Около 77% выводов были оценены как совпадающие или частично совпадающие с клиническими данными, что определяет более высокую валидность данного теста по сравнению с другими проективными методами (например, с тестом Роршаха и ТАТ).

Примером практического использования теста завер­шения предложений является Тест завершения предложе­ний Вашингтонского университета (WUSCT)Дж. Ловингер. Совместно с другими сотрудниками университета, осно­вываясь на концепции «самоконцептуализации», Ловингер выявила тенденцию формирования личности в период взрос­ления в зависимости от формирования ее способностей.

Способность к самоактуализации человека Дж. Ловингер назвала «развитием эго» или «уровнем эго». В соответствии с данной идеей она выделила девять уровней развития эго: а) досоциальный; б) импульсивный; в) защиты собственных интересов; г) конформиста; д) самоанализа; е) сознательно­сти; ж) индивидуалистический; з) автономный; и) интегри­рованный.

Эти уровни, кроме первого, когда у человека не раз­виты вербальные навыки, исследовались при помощи теста \У113СТ. Тест применялся в процессе диагностики муж­чин и женщин и подтвердил свою надежность и валидность на различных выборках. Особенно плодотворным былоего использование при изучении особенностей, связанных с половыми различиями в период взросления людей и раз­вития эго. Также рядом исследователей1 были высказаны замечания по поводу использования методики, которые сво­дились к значимому влиянию на результативность тестиро­вания беглости речи и словарного запаса испытуемых.

Таким образом, тест завершения предложений, являясь довольно популярной проективной методикой, активно используется в основном в клинических целях. В профес­сиональной психологии его применение ограничено настро­енностью большинства психологов на номотетическую парадигму, поэтому данная техника в большинстве случаев используется в качестве дополнительного источника описа­ния психологических особенностей персонала.

Наши рекомендации