Аддитивные проективные методы
Тесты аддитивной проекции не были внесены в перечень проективных методов в первичном обзоре и классификацию Л.Франка, хотя не только рассматриваемые нами тесты • завершение предложений», тест руки и пр., но, например, методика С. Розенцвейга и подобные ей могут рассматриваемые как аддитивные. Отличие аддитивной проекции личности от иных проективных методов заключается в том, что она выявляет в личности испытуемого некую социальную вставляющую в виде усвоенного и присвоенного качества. Испытуемый в тесте проецирует свои социальные «зависимости».
Развитие личности происходит под воздействием социального окружения, от которого испытуемый, не осознавая и но, становится зависимым, и переносит эту зависимость па стимул в тесте, оформляя это так, как позволяют ему его личностные особенности. Личностная зависимость от среды и жизненного пути человека превращает индивида в социо-индивида — неповторимую личность, которая появляется не только вследствие уникальности природных задатков человека и пути его развития, но, прежде всего, вследствие уникального сочетания того и другого.
Особенностью аддитивной проекции становится предъявление испытуемому и продолжение им незавершенного действия, образа, мысли и т.д., в которых проектируется его уникальность.
В качестве стимульного материала в аддитивных проективных техниках, как правило, используют завершение предложения, рассказа, истории, ситуации, действия. Ответы испытуемых оцениваются с точки зрения формальных характеристик или с точки зрения содержания. Формальные характеристики включают время ответа, количество слов, точность выражения, качество, определения, простоту, экспрессивность, многословность и пр. Содержание анализируется с точки зрения эмоциональности, интенсивности, пассивности, символизма и т.д.
Если прямой опрос стимулирует самосознание испытуемых, а сами вопросы обычно контролируют ответы, то аддитивная проективная техника избегает подобного сопротивления или контроля. Стимулы выявляют скрытые потребности, чувства, установки и стремления, которые субъект не хочетили не может распознать или выразить в прямом общении.
Наиболее популярной методикой в данной области стал тест «Завершение предложений» (SCT), основанный на исследовании словесных ассоциативных связей.
Конструктивно SСТ уменьшает количество ассоциации, вызываемых отдельным словом, что дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок, специфические объекты и области внимания. Тест предоставляет большую свободу и вариативность для ответов и отражает широкую сферу поведенческого мира испытуемого.
В 1897 г. Г. Эббингауз применил тест на завершение предложений для проверки интеллекта, определяя его как способность к комбинированию или интеграции. В 1930 г. А. Тендлер представил 8СТ под названием «тест эмоционального инсайта1», выявив границы между мысленными реакциями и эмоциональным реагированием в процессе тестирования. Он предложил критерии, которые: а) прямо вызывают эмоциональную реакцию; б) располагают к более свободным ответам и в) позволяют избежать выбора альтернатив.
SСТ предназначался для регистрации таких эмоций, как: восхищение, гнев, любовь, счастье, ненависть, самоуничтожение, волнение, компенсаторные фантазии, сожаление, хвастовство, гордость, недовольство, негативизм, жалость, стыд, страх, интерес, отвращение, уклонение и желание. Эти эмоциональные состояния были отобраны на эмпирической основе. При анализе опроса 250 испытуемых автор отметил, что: а) одни и те же стимулы порождают разные реакции у разных индивидов; б) индивиды различны в ассоциативном потоке реакций; в) ответы выявляют страхи, отвращение, пристрастия, интересы и привязанности; г) они могут иметь положительную или отрицательную личностную и социальную направленность. Валидизация теста Тендлерабыла произведена путем сравнения его с методикой Р. Вудвортса на выборке 190 человек по критериям эмоциональной определялся как «осознание ситуации, в которой имени место определенные эмоциональные реакции.
Результаты показали, что однородныено интеллектуальным показателям группы значимо различались по результатам теста эмоционального инсайта.
Л. Картер соотнес модификацию теста Тендлера с психогальванометром для изучения определенных аффективных процессов. Стимулы предъявлялись испытуемым гахистоскопически1, а устные ответы хронометрировались и дословно записывались вместе с изменениями проводимости кожи ладоней. Экспериментальная группа состояла двух выборок. У первой наблюдались страхи и беспокойства, связанные с их академической и социальной адаптацией. Вторая экспериментальная группа состояла из людей, которым после осмотра психиатром поставили диагноз психоневроза. Контрольная группа состояла из так называемых «нормальных» индивидов. Данные теста были сгруппированны в шесть категорий: эго-положительные, эго-отрицательные, социально-положительные, социально-отрицательные, страх, отвращение.
В результате были обнаружены значимые изменения и проводимости кожи и времени ответа у людей с психоневрозами. Реакция на часть стимулов не дифференцировалась. SСТ позволяет определять людей с психоневротическими проблемами, но не предоставляет возможности провести четкие различия между спецификой проявления неврозов внутри экспериментальной группы.
И. Лордж и Э. Торндайк, применив статистическую проверку ответов в SСТ как показателя черт личности, обнаружили их низкую надежность и валидность.
Более позднее исследование А. Роде, отстаивавшей применение SСТ как клинического инструмента изучения потребностей, внутренних конфликтов, фантазий, чувств, отношений, стремлений и адаптационных проблем, приdело к разработке обновленной стимульной части методики. В конечном итоге тест насчитывал 64 пункта («Моя школьная работа...», «Я хочу знать...», «Бывают времена...» и т.д.), предназначался для подростков и выявлял не только потребности, внутреннее состояние, черты и прессы респондентов, но и их вкусы, чувства, идеологию, эго-структуру,интеллектуальный статус и эмоциональную зрелость. Экспериментальная выборка насчитывала 670 учеников. Ответы были интерпретированы в соответствии с 39 категориями, основанными на представлении Г. Мюррея о личности. В качестве внешнего критерия выступали комбинированные рейтинги, полученные от преподавателей, администрации и консультантов. Коэффициент валидности составил от 0,79 до 0,82.
Для отбора персонала в Департамент стратегического обслуживания в период Второй Мировой войны был разработан тест Штейна на завершение предложений, при помощи которого коротко характеризовались личности кандидатов.
Большое значение в процессе обработки и интерпретации данных, получения характеристики личности, составленной по результатам тестирования, имеют опыт, интуиция и знания психолога.
Р. Саймондс, изучив результаты теста завершения предложений (ЗСТ), отметил большое количество проблемных мест.
Дж. Роттер и Л. Виллерман предложили тест «Незавершенные предложения» (IST), который прошел апробацию в процессе оценки в военных госпиталях (40 пунктов). Валидность теста определялась путем сравнения исходных оценок психологов о степени отклонений каждого пациента с общим результатом теста. Исходные оценки основывались на информации из истории болезни, личных анкет, на диагнозах, результатах теста на психическую дисфункцию и психологических опросов. Коэффициент валидности 15Т по разным способам сравнения составил от 0,39 до 0,61. Авторы пришли к выводу, что данный метод обладает потенциальными возможностями в качестве средства изучения установок, где сочетаются свобода ответа и разумная объективная оценка.
Теоретический обзор и экспериментальная работа, проведенная в зарубежной психологии, позволяют утверждать о том, что тесты аддитивной проекции представляют собой в целом надежный и достоверный метод исследования целостной личности.
Тест завершения предложений (IST) состоит из ряда предложений, предъявляемых субъекту для их завершения (например:«Я начинаю сердиться, когда...»). Как отмечается в большинстве руководств, этот тест не является стандартизованным и редко трактуется с количественной точки зрения.
Стимульный ряд теста выбирается с целью исследования плантации индивида. В особых ситуациях тест может применяться при изучении конкретных установок, отношения к определенным препятствиям и пр.
Проективные возможности 38СТ ограничены вследствие получения конкретного ответа только в заданной перспективе стимульного ряда, но аддитивные проективные качества данной техники, тем не менее, значительны.
Тест на завершение предложений был разработан Джозефом М. Саксом и другими психологами Нью-йоркского Управления ветеранов службы ментальной гигиены. Он состоит из 60 пунктов (предложений), которые выражают 15 установок (отношений). На каждую установку приходится по четыре предложения. Тест был построен на основе экспертной оценки (20 клинических психологов) и исследовал четыре области: семья, секс, межличностные взаимоотношения и самовосприятие (см. Приложение 3).
Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и родственников. Они представлены в четырех пунктах, что стимулирует респондента выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Стимульные предложения «Моя мать и я...», «Если бы только мой отец...» и «В семье ко мне относятся...» являются примерами пунктов, выявления соответствующих отношений.
Область секса включает отношение к гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов позволяют испытуемым выразить свое отношение к женщинам, к браку и к сексуальным отношениям. Типичными предложениями из этой области являются, например, «Я думаю, что большинство девушек...» и «Если бы у меня были сексуальные отношения...».
Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег, начальников и подчиненных; 16 пунктов из данной области позволяют респонденту выразить свое отношение к окружающим и представления об отношениях окружающих к нему. К предложениям из области межличностных отношений относятся «Когда меня нет, мои друзья...», «Когда я вижу, что идет начальник...», «Люди, которые на меня работают...», «На работе я лучше всего лажу с...» и др.
Самовосприятие включает страхи, чувство вины, цели и отношения к своим способностям, прошлому и будущему (что представляет собой испытуемый, каким он был, каким хочет стать и каким, по его мнению, он будет). Примерамиподобных стимульных предложений являются: «Я бы хотел избавиться от боязни...», «Моей самой большой ошибкой было...», «Я думаю, у меня есть способность...», «Когда я был маленьким...», «Однажды я...», «Больше всего от жизни я хочу...» и др.
В качестве внешнего критерия были получены психиатрические заключения о респондентах. Надежность интерпретаций определялась по совпадению мнений двух из троих экспертов на 92%. Сопоставление результатов по тесту и внешнего критерия показало, что значение вероятностных коэффициентов оказалось в пределах от 0,48 до 0,57 на уровне значимости 0,02 и 0,03. Около 77% выводов были оценены как совпадающие или частично совпадающие с клиническими данными, что определяет более высокую валидность данного теста по сравнению с другими проективными методами (например, с тестом Роршаха и ТАТ).
Примером практического использования теста завершения предложений является Тест завершения предложений Вашингтонского университета (WUSCT)Дж. Ловингер. Совместно с другими сотрудниками университета, основываясь на концепции «самоконцептуализации», Ловингер выявила тенденцию формирования личности в период взросления в зависимости от формирования ее способностей.
Способность к самоактуализации человека Дж. Ловингер назвала «развитием эго» или «уровнем эго». В соответствии с данной идеей она выделила девять уровней развития эго: а) досоциальный; б) импульсивный; в) защиты собственных интересов; г) конформиста; д) самоанализа; е) сознательности; ж) индивидуалистический; з) автономный; и) интегрированный.
Эти уровни, кроме первого, когда у человека не развиты вербальные навыки, исследовались при помощи теста \У113СТ. Тест применялся в процессе диагностики мужчин и женщин и подтвердил свою надежность и валидность на различных выборках. Особенно плодотворным былоего использование при изучении особенностей, связанных с половыми различиями в период взросления людей и развития эго. Также рядом исследователей1 были высказаны замечания по поводу использования методики, которые сводились к значимому влиянию на результативность тестирования беглости речи и словарного запаса испытуемых.
Таким образом, тест завершения предложений, являясь довольно популярной проективной методикой, активно используется в основном в клинических целях. В профессиональной психологии его применение ограничено настроенностью большинства психологов на номотетическую парадигму, поэтому данная техника в большинстве случаев используется в качестве дополнительного источника описания психологических особенностей персонала.