Значения, приписываемые проективным цветовым реакциям испытуемых
Цвет | Лоуэнфельд | Люшер | Де Зиув | Шай и Хайсс | Хан | Пиотровский |
Красный | Жизнерадостность, веселость, ярость | Жизненная сила, драйв | Жизненно-аффективная интенсификация личности | Импульсивный эффект | Агрессия, ярость, сильные эмоции | Эмоциональная реактивность |
Оранжевый | Спонтанное аффективное отношение к внешнему миру | Экстраверсия, экстернализа-ция аффекта | Меньшая агрессивность, ярость | |||
Желтый | Веселость | Несдерживаемая экспансивность, релаксация | Психическая экспансия, экс-тратенсивность | Стабильное, целенаправленное выражение аффекта | Тревожность, сопротивление терапии | Действие |
Зеленый | Нейтральный | Легко расслабляемое напряжение, контроль | Регуляция (не вытеснение) аффективных тенденций | Регуляторный гомеостатический аспект эмоциональности | Веселое настроение | Контролируемая эмоциональность |
Синий | Спокойствие холодность | Невозмутимость, сензитивность | Эмоциональная апатия | Хорошо контролируемые ЭМОЦИИ | Веселое настроение | Контролируемая эмоциональность |
Пурпурный фиолетовый | Идентификация | Внутренняя эмоциональная и аффективная стимуляция | Интернализа-ция аффекта. Тревожность, напряжение | Внешняя самоуверенность, совладавшая с тревожностью | ||
Коричневый | Чувствительность, защищенность | Фиксация, ригидность | Сильные примитивные импульсы, управляемые негативистскими реакциями | Грусть, не перерастающая в депрессию | Вина | |
Белый | Пассивность, опустошенность, деперсонализация | Опустошенность | Пустота, потеря контакта с реальностью | Выход из депрессии | ||
Серый | Невовлеченность | Эмоциональная нейтральность | Функция нейтрализации, вытеснение, уход | Свидетельство антагонизма | ||
Черный | Депрессия | Отказ, подавление, накопление чувств | Вытеснение, подавление, кумуляция ЧУВСТВ | Торможение, блокирование, неадекватность | Депрессия, умаление собственного достоинства | Побуждение к активности |
К основным преимуществам цветовых методик относятся: быстрота тестирования; простота поставленном перед испытуемым задачи; полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой; возможность многократного повторного тестирования; независимость результата теста от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.
Исследовательская практика показала, что использование теста цветовых выборов в комплексной батарее методик повышает надежность полученных результатов. Однако ни М. Люшером, ни авторами последующих модификаций его теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности методик. Поэтому не рекомендуется в результате диагностики основывать заключение об испытуемом только на интерпретации проведенного цветовою теста, особенно если имеются расхождения его результатом с результатами других психодиагностических методик.
Полный тест Лютера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором — к четырем основным и четырем дополнительным цветам, и в третьем — к четырем основным цветам, а также их оттенкам.
В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота, скорость процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов.
М. Люшер предложил различать объективное и субъективное значение цвета. Под первым он понимал физические характеристики и символическое значение цвета, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса, индивидуальных предпочтений и пр. Субъективное отношение конкретного испытуемого к конкретному цвс!уподчеркивало наличие неких отклонений от популяционном нормы.
Цвет и его объективное значение являются некой структурой. Структура как объективное значение цвета так же, как и внешний вид цвета, является для каждого человека постоянной. Субъективное же отношение к цвету, например симпатия, безразличие, антипатия, называется функцией.I Происхождение структуры цвета М. Люшер объяснял тем, что в течение тысячелетий своей истории человек не контролировал окружающие его цвета. Цвет для него оставался •Внешним фактором, который согласовался с явлениями природы и требовал определенной реакции. Синий цвет сигнализировал о наступлении ночи и ассоциировался с отдыхом, покоем и безопасностью. Желтый цвет восходящего солнца сопоставлялся с пробуждением, интересом к новому дню, надеждой. Красный цвет крови побуждал необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты. Подсознательно формировались ассоциативные связи между цветом и типичными жизненными ситуациями, порождающими определенные психофизиологические состояния человека. Возникал некий условный рефлекс, который являлся ответом на сигнал нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образомИзменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. М. Люшер предложил классификацию восприятия цвета, Вснованную на специфике поведения субъекта (табл. 3.4).
Таблица 3.4 Классификация цветов по М. Люшеру
Категории поведения | Автономный | Гетерономный |
Эксцентричный (активный) | Красный | Желтый |
Сосредоточенный (пассивный) | Зеленый | Синий |
Субъективное отношение к определенному цвету (функция) у каждого человека индивидуально. Оно формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с каким событием он связывал данный цвет. Один и тот же цвет может позитивно оцениваться как цвет земли и негативно — как цвет кожи и пр.
М. Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет, не ассоциируя его с какими-либо пещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цветасовпадет с ведущей установкой его личности, то именно этотцвет будет оценен как наиболее приятный. На этой идее и основан тест цветовых выборов.
Восьмицветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеетсвой порядковый номер (табл. 3.5).
Таблица 3. >Основные цвета по М. Люшеру
№ | Цвет | Качества |
Синий | Спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность | |
Зеленый | Настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение | |
Красный | Сила воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность | |
Желтый | Активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие |
Четыре основных цвета имеют особое значение и символизируют основные психологические потребности: потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться. Если тсс Iвыполняет здоровый, нормально уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то четы;»' основных цвета должны входить в первые пять позиций.
Дополнительные цвета (№ 5 — фиолетовый; № 6 — коричневый; №7 — черный; № 0 — серый) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение и н|>Черный и серый цвет нельзя назвать цветами: черный - .им отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет — это сочетание синего и красногоа коричневый — сочетание оранжево-красного и чернит что дает в результате темноватый и довольно безжизненны!! цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются и психологическими первоэлементами. Они были включены в тест цветовых выборов после продолжительного периода экспериментальной работы. Эти цвета в перечне выборов нормального человека должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться, но на практике они часто перемешаются началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов.
При добавлении дополнительных цветов расширяетсясфера действия основных цветов, что позволяет лучше определить значение, которое придается перемещению цветана ту или иную позицию выбранного цветового ряда.
Эмпирическое подтверждение валидности и надежноститеста неоднократно осуществлялось на учебных и профессиональных выборках. В частности, анализ корреляционных зависимостей между показателями шкал СМИЛ и теста Люшера на выборке 152 руководителей российских предприятий выявил отрицательные (р<0,05) значимые связи шкал психастении, шизофрении и интроверсии с показателем работоспособности, а также шкалы психопатии с вегетативным тонусом. Экспериментально подтверждена возможность использования теста Люшера в процессе диагностики Тревожности.
Цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда (1980) — это невербальный диагностический метод, отображающий как сознательный, так и частично осознаваемый уровни отношений человека к окружению. Концепция ЦТО была разработана А. М. Эткиндом на базе теста М. Люшерадля определения межличностных отношений в коллективе, где каждый человек в сознании испытуемого ассоциируется (определенным цветом. Экспериментально подтверждено, что в 80% случаях индивидуальная «раскладка» цветовой гаммы по предпочтению совпадает с цветовой самооценкой Испытуемых. Причем испытуемые, определяя свое «место» в ходе ЦТО, в 95% случаев «присваивают» себе цвет (цветовая самооценка), который располагается в их индивидуальной «раскладке» не далее третьего места от начала цветового
В процессе эксперимента испытуемым предлагается «присвоить» своим коллегам определенный цвет из «восьмицветника» М. Люшера. Индивидуальная «раскладка»испытуемого является «точкой отсчета», присвоенный другому человеку цвет сравнивается с ней.
Например, испытуемый ассоциирует одного своего коллегу с цветом 4 (желтый), а другого — 1 (синий). Индивидуальная «раскладка» испытуемого: 2—1—3—5—4—7—0—(>Это значит, что избранный для первого коллеги цвет имеет ранг 5, т.е. в индивидуальной эмоциональной палитре испытуемого данный человек находится на пятом месте, а второй человек — на втором. Можно сделать вывод, что эмоциональное отношение ко второму человеку у испытуемою лучше, чем к первому.
ЦТО предполагает определять положение оцениваемого испытуемым лица в соответствии с эмоциональным отношением к нему. Первые позиции (по присвоенному цвету), которые занимают избранные люди, соответствуют положи тельной эмоции, чего нельзя сказать в полной мере о тех, которые находятся в арьергарде цветового ряда. Послед ние позиции могут занимать не только отвергаемые члены группы, но и те, которые менее симпатичны испытуемому. Поэтому при достаточно обоснованном выводе о Выборг «приятных» людей нельзя однозначно диагностирован, «отрицаемых».
Тем не менее, многолетние опыты, проведенные на достаточно обширном числе выборок (более 200 производственных коллективов) в сопоставлении с результатами социометрического теста позволяют заключить о валидности ЦТО) и применимости его в практике социально-психологической диагностики.
Психогеометрический тест С. Делингера. По утверждению авторов адаптации психогеометрический тест имеет точность диагностики типа личности 85%.
Методика предназначена для описания характерологических и поведенческих особенностей человека. Описание свойств личности осуществляется по направлениям: внешний вид; рабочая и жизненная среда; речевые особенности; привычки, пристрастия и увлечения; особенности поведения и проблемной ситуации; управленческие способности и др.
Инструкция: посмотрите на рисунки, выберите ту фигуру, которая Вам наиболее всего подходит или нравится. Отметьте выбранную фигуру, поставив под ней в квадрате знак «+».
Интерпретация:
Квадрат {трудоголик, аналитик, педантичный, аутичмым) — неутомимый труженик, выносливость, методичность, пунктуальность, потребность в познании, систематизации, педантичность, аналитичность мышления при сосредоточенности на деталях, из-за деталей не видит главного, теряется II ситуациях неподготовленного общения.
Треугольник (лидер, целеустремленный, демонстративный, Прагматичный, эгоистичный, аморальный) — лидер, способный концентрироваться на цели, энергичность, неудержимость, сильная личность, способен анализировать и видеть Главное, самоуверенность, установка на победу, эгоистичность, карьеризм, тяжело признают свои ошибки, редко меняют свои решения, прагматичность, демонстративность, желание выглядеть успешным, не считается с окружающими ради достижения цели, ради цели способен нарушить социальные нормы.
Прямоугольник (лабильный, неопределенный, внушаемый) — неудовлетворенность своим образом жизни, занятыпоиском лучшего, доминирует состояние замешательства,неопределенности, непоследовательность и непредсказуемость поступков, лабильность настроения и работоспособности, низкая самооценка, любознательность, стремлениек познанию, смелость, чрезмерная внушаемость, доверчивость и наивность, подверженность чужому влиянию.
Круг (общительный, подчиняющийся, моральный) — стремление к гармоничности в межличностных отношениях, высокая коммуникативность, хорошие диагносты других людей,могут выявить ложь и притворство, низкие организаторские качества, стремятся угождать окружающим, низкая устойчивость в конфликте, чаще уступает и идет на компромисс, нерешительность, неумение выгодно «подать» себя, выраженный конформизм, моралисты.
Зигзаг (творческий, неуживчивый, возбудимый, наивный) высокие творческие тенденции, образность и интегративность мышления, развитое эстетическое чувство, склонны заострять конфликт идей и мнений, выраженная язвительность в общении, видят динамичность и нестабильное и, мира, склонны к нарушению устоявшихся норм, тяготятся стандартной и рутинной деятельностью, не терпят зависимости от других людей и руководства, склонны к фантазиям и абстракциям, непрактичны и наивны, неутомимые проповедники своих идей, не сдержанны, экспрессивны и эксцентричны, не могут прорабатывать детали до конца.
Тест Делингера применяется в практической психологии для определения самооценки личности, оценки других людей (руководителей, коллег, друзей, членов семьи и др.), а также в профессиональной психодиагностике для оцениваниявышестоящих руководителей-лидеров, находящихся виг границ непосредственного круга общения с испытуемым.
Метод портретных выборов — тест Л. Сонди — был разработан в 1930-х гг. и опубликован автором в 1939 г. Б результате многолетних клинических наблюдений автор выявил определенную закономерность избирательности в общении людей. Пациенты клиники наиболее тесно общаются и создают устойчивые коммуникативные структуры (дружба, любовь и пр.) с лицами, страдающими сходными формами психических расстройств. Экспериментально былаподтверждена некая генетическая предрасположенность человека к проявлению влечения к лицам, подобным ему по внешним признакам. На этой идее была основана концепции судьбоанализа, закрепившая генотипизм в качествеопределяющего фактора взаимного выбора в отношении тех лиц, которые более близки между собой по критерию личностного паттерна.
Клинико-генетические исследования были положены и основу проективного личностного теста восьми влечений, базировавшегося на теории бессознательного и психоанализе I). Фрейда. Каждый стимульный портрет, использующийся н тесте, по своей физиогномической и психологической сущности отражает доминирующее базальное влечение человека, 1ЧИ1Х автор выявил восемь. Сочетание базисных влечений может составлять некую личностную структуру, отражающую ту или иную психологическую проблему испытуемого.
Процедура исследования состоит в том, что испытуемому предлагается из 48 фотографий (шесть серий по восемь портретов каждая) выбрать, на его взгляд, две наиболее симпатичные и две — наименее симпатичные фотографии. Количественная оценка выявленных особенностей личности основывается на средних значениях факторов, а высокие и низкие показатели фиксируют патологию или акцентуацию. Такой подход к количественной оценке личности поддерживали Э. Кречмер, Б. В. Зейгарник, Л. Н. Собчик. В литературе подчеркивается сложность сопоставления Метода Л. Сонди с результатами других клинических исследований. Поэтому в последнее время были разработаны его модифицированные варианты. Стимульный материал теста представлен портретами людей, у которых проявляются некоторые патологические тенденции. Выбранные портреты регистрируются согласно нумерации фотографий от 1 до 8 и их факторному значению: h — сексуальная недифференцированность; s — садизм-мазохизм; e- эпилептоидные черты; hy — истерические склонности; k - кататонические проявления; р — паранойялыгость; d — депрессивное состояние; т — маниакальные проявления.
Согласно теории влечений Л. Сонди факторы, выявляемые при помощи теста портретных выборов, отражают ведущие жизненные радикалы личности, которые имеют вероятность проявления в «возможностях судьбы». Отсюда человеческая личность презентует себя как множество возможных судеб, которые реализуются в форме сочетаний восьми влечений. Во-первых, шесть влечений (кроме к и р)являются первичными и уходят корнями в реакции представителей животного мира. Факторы к и р не имеют первичной формы и присущи лишь человеку. Во-вторых, каждый фактор влечений имеет особую форму представлении в раннем детстве человека. В-третьих, факторы биполярны.Например, s — активность/пассивность; h — любовь к личности/любовь к человечеству; е — авелевы/каиновы тенденции и т.д. В-четвертых, каждый фактор влечений обосновывает определенный набор характерологических что личности относительно нормы.
В-пятых, каждый фактор соответствует определенному кругу общения индивида, его интересам и направлениям профессионализации. В-шестых, факторы во многом обуславливают тип духовной жизни индивида, как вероятный выбор его судьбы: h — сфера культуры и гуманизма; s — техника и цивилизация; е — религия и этика; hy — театр; к — философия, психология, математика, филология; р — поэзия и наука; d — экономики; т — риторика. В-седьмых, эти факторы могут выступать как болезненные симптомы, проявляющиеся при психических расстройствах и нарушениях влечений. Исследование достоверности метода Сонди1 при параллельном тестировании с использованием СМИЛ и ТЦВ показало надежность метода в клинических условиях.
В заключение следует подчеркнуть, что импрессивные проективные методы показывают наблюдаемую противоречивость интерпретаций, характерных для любой личности. Важность и трудность трактовки данного типа проекции заключается в том, что исследователь наблюдает более раскрепощенный континуум проявлений личности испытуемого ввиду его большей свободы в рамках экспериментального выбора нечеткого стимула. Стимуляция в данном исследовании происходит менее определенно и поэтому испытуемый реагирует эмоционально, как в выборе цвет», фигуры, портрета, так и в их присвоении. Именно в этом виде проекции логический отчет испытуемого о смысловых паттернах не может состояться. Он исчезает и растворяется в эмоциональной жизни человека, которая лишь сигнализирует о личностно окрашенной эмоции, но, тем не менее: через эту окраску проявляется сама личность.