Рефрактивные проективные методы

Рефракция — это отклонение или изменение направле­ния волны света, звука или тепла с изменением ее скорости при переходе из одной среды в другую или из-за ее неодно­родности. Если следовать аналогии, то данная категория проективных методов позволяет изучать личность по объ­ективным изменениям (искажениям) речевых, двигатель­ных признаков и морфологии тела испытуемого. При этом первые две группы признаков (речь и движения) являются динамическими рефракциями, а последняя (структуратела) — статической.

Рефрактивные проективные методы как категория были добавлены в классификацию методов Л. Франком.проективная рефракция может проявляться: 1) в особенностям речи (голосовые реакции на стимулы, частота голоса, тембр голоса, ритм произнесения слов, рече-смысловой тезаурус. паузы, особенности произношение слов и пр.); 2) непроизвольных движениях (ритм и частота дыхания, мимика,пантомимика, почерк, изменения оттенков кожи и т.д. 3) строении тела (антропоскопия, метопоскопия, хиромантия и пр.).

В основу рефрактивных методов положены систематизи­рованное наблюдение, выявление и оценка динамических и морфологических телесных изменений у испытуемых в области вербальных, невербальных поведенческих признаков и антропоскопия.

Посредством мимики лицо информирует о характере человека. Тело структурой, архитектурой и позами дает воз­можность эмоционально сделать вывод о личности. Жести­куляция вызывает чувство симпатии или антипатии. Голос-(диапазон звуковых частот, резонанс, тембр и т.д.) может казаться приятным или неприятным. Речь, отражая интел­лект, сигнализирует об уровне развития человека.

Презентация личности осуществляется по аудиовербальному, зрительному, кинесико-тактильному и визуальному каналам межличностной коммуникации, которые изме­няются и искажаются ввиду индивидуальности человека. В проективном эксперименте личность, ее психологические особенности могут отражаться в таких изменениях-искаже­ниях, ими же могут быть объясняемы и интерпретированы. По основанию специфики выразительных средств обмена информацией обнаруживается два основных канала обще­ния: речевой (вербальный, устный, словесный) и неречевой (невербальный).

Вербальные составляющие коммуникации, которые под­лежат проективному осмыслению, принадлежат, по крайней мере, двум исследовательским направлениям: паралингви­стике и экстралингвистике.

Как указывает В. Н. Панкратов, паралингвистика изу­чает речевые звуковые явления, к которым относятся: диа­пазон, тональность, интонация (слабая — подчиненность натуры, повышенная — сильная натура); темп речи; модуляция высоты голоса; ритм; тембр. Объектами экстралингви­стики являются неречевые выразительные качества голоса (характерные специфические звуки): смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы; звуки назализации', «хм-мм», «э-э-э» и др.

Речевые и неречевые звуковые явления голоса представ­ляют собой индикаторы состояний, эмоций, настроения, интеллекта и характера субъекта. Существуют эксперимен­тальные и практические наработки, позволяющие утверж­дать, что по определенным признакам голоса можно опре­делять не только степень истинности выдачи информации (речевой канал полиграфа), но и личностные особенности человека.

Среди основных структурных элементов речи выделяют: говорение, слушание, чтение и письмо. Связующим звеном внешнего информационного обмена с приемом, внутрен­ней переработкой информации и ее усвоением является внутренняя речь, во многом выражающая личность чело-иска. Именно во внутренней речи и развивается процесс проективного искажения, который может появиться из-за ранее сформированных идиоми из-за наличия симптомов внешнего нарушения понимания в процессе речевого взаи­модействия. Взаимодействие человека с другими людьми н предметами в процессе жизнедеятельности формирует личностную смысловую сферу. Точки соприкосновения индивидуального и социального смыслового пространства находятся в социально обозначенных границах, коими явля­ются значения слов. Общение между людьми возможно ю. п.ко при условии понимания ими смысла употребляе­мых слов, когда слово означает для различных участвующих в беседе индивидов один и тот же предмет. Но понятие — это не мысль, это образ мысли. А слово — не понятие, так как в процессе мышления оно преобразуется в индивидуаль­ное значение предмета, т.е. приобретает личностный смысл. Однако понимание между людьми происходит вследствие того, что слова, как писал В. Гумбольдт, — «трогают одни и те же кольца цепи умственных представлений и произведений мысли, попадают в один и тот же лад умственного инстру­мента, вследствие чего и происходит в каждом соответству­ющее, но отнюдь не вполне одинаковое понятие».

Личность говорящего проявляется в его речи, логике изложения мысли, речевых оборотах, словарном запасе и т.д. Однако в рамках настоящего параграфа мы затронем только формальные динамические аспекты, — содержательные и смысловые составляющие речи будут рассмотрены ниже (см. параграф 3.7).

Формально-динамические особенности речи конкретного человека непосредственно связаны с его индивидуальностью. Произношение слов и различных звуков окрашено личностными особенностями субъекта и может быть выражением этих особенностей. На этом механизме построена проективная диагностика личности посредством измерения рефракции индивидуального звучания голоса.

Одним из путей регистрации этой индивидуальности является определение специфических особенностей речи при помощи голосового анализатора стресса'. В 2004 с, было проведено исследование2 зависимости эмоциональ­ного напряжения от личностных особенностей испыту­емых с использованием голосового анализатора стресс;! (VSA) на смешанной выборке. В процессе исследований регистрировались: числовые показатели личностных психо­логических характеристик по 12 шкалам Многофакторного личностного опросника FPI и показатели голосовых изме­нений по частотным характеристикам голоса. Корреляцион­ный анализ показал наличие статистически значимых связей (р< 0,05) между показателями голосовых рефракций и лич­ностными чертами испытуемых. Этот процесс напрямую связан с уравновешенностью, уровнем депрессивности, отношении к социальному окружению и существенно разнится у мужчин и женщин.

Более поздние исследования подтверждают эти заклю­чения, дополняя их результаты. В частности, изменение голосовой компоненты при стрессе, регистрирующееся мри помощи изменения частотной модуляции голоса и времени ответа (реакции) на вопрос, значимо соотносится с уровнем импульсивности личности. Так у испытуемых, имеющих высокие показатели по шкале психопатии СМИЛ, Наблюдается снижение тональности голоса и повышение скорости произнесения ответа. У психастеников интравертированного типа с преобладанием функцийсимпатического отдела вегетативной нервной системы (механизмов внутрен­него возбуждения нервных импульсов, которые в стрессовой ситуации блокируют внешний сигнал) повышается частот-пил модуляция и замедляется речь.

Таким образом, личностные характеристики человека имеют значимое влияние на уровень эмоционального напря­жения, выражающегося в голосовых рефракциях человека, спорые могут быть использованы в качестве полноценных проективных признаков в процессе диагностики личности.

Неречевой канал (невербалика) общения, пожалуй, лежит в основе взаимопонимания между субъектами. В его содержании можно выделить такие компоненты, как: распо­ложение людей в пространстве (область исследования проксемики), прикосновения в процессе общения (такесика), внешнее проявление эмоций (кинесика: мимика, жестика и пантомимика) и т.д. Особое положение в данной системе занимает графология, при помощи которой посредством регистрации признаков почерка (графических рефракций) выявляются личностные характеристики испытуемых.

Проксемика, исследующая пространственное расположе­ние людей в процессе взаимодействия, исходит из того, что человек как представитель животного мира имеет свою тер­риторию, воздушное пространство, которые как бы являются продолжением тела1. Вторжение в границы этого простран­ства предполагает, с одной стороны, изменение уровня отно­шений между людьми, а с другой, — может являться причи­ной конфликтов. Рассмотрение зон коммуникации в рамках проективной психологии может происходить как выявление и оценка некоего личностного свойства, характеристики человека, усвоившего и присвоившего эту норму как свою.

Статической характеристикой и в то же время проектив­ным признаком в процессе диагностики человека является оценка осанки, позы во время выполнения какой-либо работы, тестов, скорости движений, частоты дыхания, спонтанные высказываний, характера вопросов и уточнений инструк­ции и т.д. Эти признаки дают возможность судить об общей установке или настроении субъекта. Например, во время выполнения тестов испытуемый может проявить, по край­ней мере, две разные тенденции поведения. Одна отражает стремление индивида как бы «отгородить» себя от задания («дистанция»), а другая — полностью включиться в процесс обследования («вовлеченность»).

А. И. Кэдис отмечает, что «дистанция» проявляется в вер­бальной и (или) невербальной форме. Вербализация «дис­танции» может заключаться в признаках замешательства, избегания самостоятельных действий и тем самым перекла­дывания ответственности на других людей. Невербальная «диктантная» тенденция характеризуется манерой поведе­ния субъекта — отдаленностью от предмета деятельности,закладыванием рук за спину, суетливостью, беспорядочным движением рук, быстрым переключением внимания, нелов­костью в движениях, попытками манипуляции или исполь­зования стереотипного поведения (например, рисование геометрических фигур на бланке) и др. «Дистантность» сни­жается по мере роста мотивации человека к деятельности и может являться следствием инфантильного негативизма, осторожности, неудовлетворенности и даже прямой враж­дебности.

С «Вовлеченность» в отличие от «дистантности» характе­ризуется готовностью испытуемого сразу же погрузиться в процесс деятельности. В жестах, мимике, позах — в дви­жениях всего тела, в репликах при проявлении тенденции «вовлеченности» просматривается выражения гнева или косторга, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи и спина. Мотивация тенденции «вовлеченности» может представляться стремлением к удовольствию и удов­летворению или проявлениями враждебности и агрессии.

Наблюдение за поведением испытуемых во время тести­рования предоставляет уникальную возможность получения дополнительных интерпретационных признаков для анализа результатов исследования.

Психографологический анализ почерка представляет собой проективную динамическую рефрактивную методику психо­логического анализа рукописного текста, воспроизведенного испытуемым. При помощи данной методики выявляются характерологические особенности личности испытуемого посредством проекции его индивидуальных особенностей на продукт графической деятельности. Диагностика осу­ществляется путем оценки целостной личности на социаль­ном, психологическом и соматическом уровнях.

Н. Ф. Федоров усматривал в графических особенно­стях почерка людей разных эпох отражение настроения И динамики развития общественного духа в связи с дина­микой социальных отношений. Как отмечает Е. С. Романова, в почерке отражаются структура и черты личности, психографическая информация «в значительной мере несет в себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д.». Графи­ческие признаки соотносятся с акцентуациями характерапо К. Леонгарду, шкалами ММР1 или факторами известного опросника Р. Кеттелла.

Символика графического изображения отражает особен­ности самопрезентации человека как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. В графическом образе человек выражает свои психологические проблемы, так как сфера бессознательного оказывает свое влияние и на его моторику, с помощью которой выполняется реальное действие.

В рамках развития проективных графологических идей нами была разработана и формализована для удобств;! и ускорения диагностики методика психографологического анализа почерка (ПАП)2, основанная на исследованиях ряда авторов3. ПАП состоит из четырех разделов. Первый -позволяет производить психологический анализ написания отдельных букв. Второй и третий — дают возможность пря­мого сравнения исследуемого текста с образцами. В чет­вертом разделе помещен алгоритм графологической экс­пертизы детального анализа почерка. Итогом диагностики при помощи ПАП является характеристика испытуемых, составленная путем формирования списка черт, оформления его в текст и психолого-литературной редакции.

Использование автоматизированных вариантов методики ПАП в личностно-профессиональной экспертизе персонал;) показало их эффективность и согласованность с личностными и проективными тестами, в частности с ММРI, тестом цвето­вых выборов М. Лютера, тестом Л. Сонди4 и др. Коэффици­ент согласованности (сопряженности5) составил 0,6—0,7.

В процессе проективной психодиагностики личности, исследуется целостно. Существуют целостные диагностические программы, которые позволяют выявлять и оценивать комплексные рефракции. Такую методику комплексного оценивания по внешним динамическим признакам представ­ляет собой диагностика самопрезентации человека в про­цессе коммуникации, восприятия каких-либо событий или стимулов.

Поведение человека может характеризоваться различ­ными параметрами. Поведенческие характеристики, в основе которых лежат подсознательные системы, определяются, исходя из последовательности внутреннего познавательного процесса человека, модели его поведения.

Модальность стратегии поведения определяется «ведущей системой» познания. У различных людей доминирую' разные познавательные системы. К ведущим познавательным системам относят: визуальную, аудиальную, кинестети­ческую и дигитальную (интеллектуальную), оцениваемыхпри помощи ряда критериев. Важным критерием являетсядвижение глаз человека после заданного вопроса. Реакция глаз человека основывается на психофизиологическом рефлексе и слабо поддается сознательной коррекции. К другимкритериям относятся: изменение дыхания, цветовых оттенков кожи, мускульное напряжение, тональность и темп речи, жестикуляция и частота употребления слов в речи.

Выявление доминирующей системы протекания мыс­лительного процесса (репрезентации) позволяет сделать выводы о личностных особенностях испытуемого. Например, при доминировании визуальной репрезентативной системы человек отличается склонностью ко всему кра­сивому. Он аккуратен, замечает и реагирует на внешние атрибуты обстановки, склонен к четкости, привычномупорядку вещей. Внешне — это тип худощавого человека.

Он больше «видит», чем «слышит» или «чувствует». При доминирующей звуковой/слуховой системе человек активно вслушивается в мир. На его настроение больше действуют звуки, чем внешние атрибуты. Это тип музы­канта, композитора. При ведущей кинестетической репре­зентативной системе человек внешне, как правило, полно­ват. Любит удобства. Сидит развалившись. Все принимает посредством вкуса, запаха, осязания. Он должен все про­чувствовать, ему должно быть комфортно. При доминиру­ющей дигиталъной (интеллектуальной) репрезентативном системе человек четко подчиняется логике. Это мыслитель и интеллектуал.

Возможны различные сочетания познавательных систем: визуально-звуковая/слуховая; визуально-кинестетическая и др.

Статические проявления рефракции во внешнем облике человека.Признаки строения тела человека, его внешнего облика в истории практической диагностики личности довольно активно используются в рамках нетрадиционнойпсихологии.

Антропоскопия определяется как совокупность методи­ческих подходов к изучению морфологических телесных признаков человека, сигнализирующих или отражающихсяличностные особенности. К таким признакам можно отне­сти конституцию (строение) тела, расцветку радужки глаза, черты и формы лица (метопоскопия), форму и особенности руки и пр.

Исследование личностных и поведенческих особенно­стей человека начинается с оценки его внешнего облика. Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер(1924) выявилэмпирическую связь строения тела человека с проявлением его характерологических особенностей. В. Шелдопом(1942) была предпринята попытка установить соответствиемежду типом личности и телосложением3. Исследователиопределили, по крайней мере, три конститутивных тип»строения человеческого тела: астенический (эктоморфное телосложение), атлетический (мезоморфное телосложе­ние) и пикнический (эндоморфное телосложение).

Астенический тип определяется как слабый рост в тол­щину при среднем, не уменьшенном росте в длину. Внешне такие люди характеризуются худосочностью и тонкостью. Они кажутся выше своего роста, с бледной кожей, узкими плечами, сухими тонкомышечными руками, тонкокост­ными кистями, длинной, плоской и узкой грудной клеткой, «на которой можно пересчитать все ребра», острым ребер­ным углом, с тонким, лишенным жира животом, такими же руками и ногами. В детском возрасте эти люди бывают сла­бые и «нежные», в период полового созревания они быстро растут и вытягиваются, в периоде зрелости — не обнаружи­вают склонности к нормальному накоплению жира и раз­витию мышц. Важная особенность астеников — проявление признаков преждевременного старения. У женщин в отли­чие от мужчин кроме худощавости проявляется также мало-рослость.

Атлетический тип строения тела отличается хорошим развитием скелета, мускулатуры и кожи. Люди атлетиче­ского сложения отличаются средним или высоким ростом, широкими и выступающими плечами, статной грудной клет­кой, упругим животом. Туловище сужается книзу, так что таз и ноги кажутся стройными. Рост таких людей выше сред­него. У женщин атлетического склада, в отличие от мужчин, наблюдается более сильное развитие подкожного жирового слоя.

У людей пикнического типа средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный полный живот.

Э. Кречмер отмечал, что маниакально-депрессивные заболевания характерны для представителей пикнического типа, а шизоидные тенденции — для астено-атлетического. Р. Бернс подчеркивал, что мезоморфное телосложение вос­принимается другими людьми в основном благоприятно, и в то время как эндоморфное и эктоморфное вызывают, как правило, неблагоприятное отношение.

В заключение следует отметить, что поведенческие и мор­фологические рефракции в рамках проективной диагностики представляют собой довольно богатый материал для целост­ной оценки личности. В совокупности с другими диагности­ческими процедурами они позволяют достоверно оценивать личностные характеристики испытуемых.

Наши рекомендации