Рефрактивные проективные методы
Рефракция — это отклонение или изменение направления волны света, звука или тепла с изменением ее скорости при переходе из одной среды в другую или из-за ее неоднородности. Если следовать аналогии, то данная категория проективных методов позволяет изучать личность по объективным изменениям (искажениям) речевых, двигательных признаков и морфологии тела испытуемого. При этом первые две группы признаков (речь и движения) являются динамическими рефракциями, а последняя (структуратела) — статической.
Рефрактивные проективные методы как категория были добавлены в классификацию методов Л. Франком.проективная рефракция может проявляться: 1) в особенностям речи (голосовые реакции на стимулы, частота голоса, тембр голоса, ритм произнесения слов, рече-смысловой тезаурус. паузы, особенности произношение слов и пр.); 2) непроизвольных движениях (ритм и частота дыхания, мимика,пантомимика, почерк, изменения оттенков кожи и т.д. 3) строении тела (антропоскопия, метопоскопия, хиромантия и пр.).
В основу рефрактивных методов положены систематизированное наблюдение, выявление и оценка динамических и морфологических телесных изменений у испытуемых в области вербальных, невербальных поведенческих признаков и антропоскопия.
Посредством мимики лицо информирует о характере человека. Тело структурой, архитектурой и позами дает возможность эмоционально сделать вывод о личности. Жестикуляция вызывает чувство симпатии или антипатии. Голос-(диапазон звуковых частот, резонанс, тембр и т.д.) может казаться приятным или неприятным. Речь, отражая интеллект, сигнализирует об уровне развития человека.
Презентация личности осуществляется по аудиовербальному, зрительному, кинесико-тактильному и визуальному каналам межличностной коммуникации, которые изменяются и искажаются ввиду индивидуальности человека. В проективном эксперименте личность, ее психологические особенности могут отражаться в таких изменениях-искажениях, ими же могут быть объясняемы и интерпретированы. По основанию специфики выразительных средств обмена информацией обнаруживается два основных канала общения: речевой (вербальный, устный, словесный) и неречевой (невербальный).
Вербальные составляющие коммуникации, которые подлежат проективному осмыслению, принадлежат, по крайней мере, двум исследовательским направлениям: паралингвистике и экстралингвистике.
Как указывает В. Н. Панкратов, паралингвистика изучает речевые звуковые явления, к которым относятся: диапазон, тональность, интонация (слабая — подчиненность натуры, повышенная — сильная натура); темп речи; модуляция высоты голоса; ритм; тембр. Объектами экстралингвистики являются неречевые выразительные качества голоса (характерные специфические звуки): смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы; звуки назализации', «хм-мм», «э-э-э» и др.
Речевые и неречевые звуковые явления голоса представляют собой индикаторы состояний, эмоций, настроения, интеллекта и характера субъекта. Существуют экспериментальные и практические наработки, позволяющие утверждать, что по определенным признакам голоса можно определять не только степень истинности выдачи информации (речевой канал полиграфа), но и личностные особенности человека.
Среди основных структурных элементов речи выделяют: говорение, слушание, чтение и письмо. Связующим звеном внешнего информационного обмена с приемом, внутренней переработкой информации и ее усвоением является внутренняя речь, во многом выражающая личность чело-иска. Именно во внутренней речи и развивается процесс проективного искажения, который может появиться из-за ранее сформированных идиоми из-за наличия симптомов внешнего нарушения понимания в процессе речевого взаимодействия. Взаимодействие человека с другими людьми н предметами в процессе жизнедеятельности формирует личностную смысловую сферу. Точки соприкосновения индивидуального и социального смыслового пространства находятся в социально обозначенных границах, коими являются значения слов. Общение между людьми возможно ю. п.ко при условии понимания ими смысла употребляемых слов, когда слово означает для различных участвующих в беседе индивидов один и тот же предмет. Но понятие — это не мысль, это образ мысли. А слово — не понятие, так как в процессе мышления оно преобразуется в индивидуальное значение предмета, т.е. приобретает личностный смысл. Однако понимание между людьми происходит вследствие того, что слова, как писал В. Гумбольдт, — «трогают одни и те же кольца цепи умственных представлений и произведений мысли, попадают в один и тот же лад умственного инструмента, вследствие чего и происходит в каждом соответствующее, но отнюдь не вполне одинаковое понятие».
Личность говорящего проявляется в его речи, логике изложения мысли, речевых оборотах, словарном запасе и т.д. Однако в рамках настоящего параграфа мы затронем только формальные динамические аспекты, — содержательные и смысловые составляющие речи будут рассмотрены ниже (см. параграф 3.7).
Формально-динамические особенности речи конкретного человека непосредственно связаны с его индивидуальностью. Произношение слов и различных звуков окрашено личностными особенностями субъекта и может быть выражением этих особенностей. На этом механизме построена проективная диагностика личности посредством измерения рефракции индивидуального звучания голоса.
Одним из путей регистрации этой индивидуальности является определение специфических особенностей речи при помощи голосового анализатора стресса'. В 2004 с, было проведено исследование2 зависимости эмоционального напряжения от личностных особенностей испытуемых с использованием голосового анализатора стресс;! (VSA) на смешанной выборке. В процессе исследований регистрировались: числовые показатели личностных психологических характеристик по 12 шкалам Многофакторного личностного опросника FPI и показатели голосовых изменений по частотным характеристикам голоса. Корреляционный анализ показал наличие статистически значимых связей (р< 0,05) между показателями голосовых рефракций и личностными чертами испытуемых. Этот процесс напрямую связан с уравновешенностью, уровнем депрессивности, отношении к социальному окружению и существенно разнится у мужчин и женщин.
Более поздние исследования подтверждают эти заключения, дополняя их результаты. В частности, изменение голосовой компоненты при стрессе, регистрирующееся мри помощи изменения частотной модуляции голоса и времени ответа (реакции) на вопрос, значимо соотносится с уровнем импульсивности личности. Так у испытуемых, имеющих высокие показатели по шкале психопатии СМИЛ, Наблюдается снижение тональности голоса и повышение скорости произнесения ответа. У психастеников интравертированного типа с преобладанием функцийсимпатического отдела вегетативной нервной системы (механизмов внутреннего возбуждения нервных импульсов, которые в стрессовой ситуации блокируют внешний сигнал) повышается частот-пил модуляция и замедляется речь.
Таким образом, личностные характеристики человека имеют значимое влияние на уровень эмоционального напряжения, выражающегося в голосовых рефракциях человека, спорые могут быть использованы в качестве полноценных проективных признаков в процессе диагностики личности.
Неречевой канал (невербалика) общения, пожалуй, лежит в основе взаимопонимания между субъектами. В его содержании можно выделить такие компоненты, как: расположение людей в пространстве (область исследования проксемики), прикосновения в процессе общения (такесика), внешнее проявление эмоций (кинесика: мимика, жестика и пантомимика) и т.д. Особое положение в данной системе занимает графология, при помощи которой посредством регистрации признаков почерка (графических рефракций) выявляются личностные характеристики испытуемых.
Проксемика, исследующая пространственное расположение людей в процессе взаимодействия, исходит из того, что человек как представитель животного мира имеет свою территорию, воздушное пространство, которые как бы являются продолжением тела1. Вторжение в границы этого пространства предполагает, с одной стороны, изменение уровня отношений между людьми, а с другой, — может являться причиной конфликтов. Рассмотрение зон коммуникации в рамках проективной психологии может происходить как выявление и оценка некоего личностного свойства, характеристики человека, усвоившего и присвоившего эту норму как свою.
Статической характеристикой и в то же время проективным признаком в процессе диагностики человека является оценка осанки, позы во время выполнения какой-либо работы, тестов, скорости движений, частоты дыхания, спонтанные высказываний, характера вопросов и уточнений инструкции и т.д. Эти признаки дают возможность судить об общей установке или настроении субъекта. Например, во время выполнения тестов испытуемый может проявить, по крайней мере, две разные тенденции поведения. Одна отражает стремление индивида как бы «отгородить» себя от задания («дистанция»), а другая — полностью включиться в процесс обследования («вовлеченность»).
А. И. Кэдис отмечает, что «дистанция» проявляется в вербальной и (или) невербальной форме. Вербализация «дистанции» может заключаться в признаках замешательства, избегания самостоятельных действий и тем самым перекладывания ответственности на других людей. Невербальная «диктантная» тенденция характеризуется манерой поведения субъекта — отдаленностью от предмета деятельности,закладыванием рук за спину, суетливостью, беспорядочным движением рук, быстрым переключением внимания, неловкостью в движениях, попытками манипуляции или использования стереотипного поведения (например, рисование геометрических фигур на бланке) и др. «Дистантность» снижается по мере роста мотивации человека к деятельности и может являться следствием инфантильного негативизма, осторожности, неудовлетворенности и даже прямой враждебности.
С «Вовлеченность» в отличие от «дистантности» характеризуется готовностью испытуемого сразу же погрузиться в процесс деятельности. В жестах, мимике, позах — в движениях всего тела, в репликах при проявлении тенденции «вовлеченности» просматривается выражения гнева или косторга, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи и спина. Мотивация тенденции «вовлеченности» может представляться стремлением к удовольствию и удовлетворению или проявлениями враждебности и агрессии.
Наблюдение за поведением испытуемых во время тестирования предоставляет уникальную возможность получения дополнительных интерпретационных признаков для анализа результатов исследования.
Психографологический анализ почерка представляет собой проективную динамическую рефрактивную методику психологического анализа рукописного текста, воспроизведенного испытуемым. При помощи данной методики выявляются характерологические особенности личности испытуемого посредством проекции его индивидуальных особенностей на продукт графической деятельности. Диагностика осуществляется путем оценки целостной личности на социальном, психологическом и соматическом уровнях.
Н. Ф. Федоров усматривал в графических особенностях почерка людей разных эпох отражение настроения И динамики развития общественного духа в связи с динамикой социальных отношений. Как отмечает Е. С. Романова, в почерке отражаются структура и черты личности, психографическая информация «в значительной мере несет в себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д.». Графические признаки соотносятся с акцентуациями характерапо К. Леонгарду, шкалами ММР1 или факторами известного опросника Р. Кеттелла.
Символика графического изображения отражает особенности самопрезентации человека как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. В графическом образе человек выражает свои психологические проблемы, так как сфера бессознательного оказывает свое влияние и на его моторику, с помощью которой выполняется реальное действие.
В рамках развития проективных графологических идей нами была разработана и формализована для удобств;! и ускорения диагностики методика психографологического анализа почерка (ПАП)2, основанная на исследованиях ряда авторов3. ПАП состоит из четырех разделов. Первый -позволяет производить психологический анализ написания отдельных букв. Второй и третий — дают возможность прямого сравнения исследуемого текста с образцами. В четвертом разделе помещен алгоритм графологической экспертизы детального анализа почерка. Итогом диагностики при помощи ПАП является характеристика испытуемых, составленная путем формирования списка черт, оформления его в текст и психолого-литературной редакции.
Использование автоматизированных вариантов методики ПАП в личностно-профессиональной экспертизе персонал;) показало их эффективность и согласованность с личностными и проективными тестами, в частности с ММРI, тестом цветовых выборов М. Лютера, тестом Л. Сонди4 и др. Коэффициент согласованности (сопряженности5) составил 0,6—0,7.
В процессе проективной психодиагностики личности, исследуется целостно. Существуют целостные диагностические программы, которые позволяют выявлять и оценивать комплексные рефракции. Такую методику комплексного оценивания по внешним динамическим признакам представляет собой диагностика самопрезентации человека в процессе коммуникации, восприятия каких-либо событий или стимулов.
Поведение человека может характеризоваться различными параметрами. Поведенческие характеристики, в основе которых лежат подсознательные системы, определяются, исходя из последовательности внутреннего познавательного процесса человека, модели его поведения.
Модальность стратегии поведения определяется «ведущей системой» познания. У различных людей доминирую' разные познавательные системы. К ведущим познавательным системам относят: визуальную, аудиальную, кинестетическую и дигитальную (интеллектуальную), оцениваемыхпри помощи ряда критериев. Важным критерием являетсядвижение глаз человека после заданного вопроса. Реакция глаз человека основывается на психофизиологическом рефлексе и слабо поддается сознательной коррекции. К другимкритериям относятся: изменение дыхания, цветовых оттенков кожи, мускульное напряжение, тональность и темп речи, жестикуляция и частота употребления слов в речи.
Выявление доминирующей системы протекания мыслительного процесса (репрезентации) позволяет сделать выводы о личностных особенностях испытуемого. Например, при доминировании визуальной репрезентативной системы человек отличается склонностью ко всему красивому. Он аккуратен, замечает и реагирует на внешние атрибуты обстановки, склонен к четкости, привычномупорядку вещей. Внешне — это тип худощавого человека.
Он больше «видит», чем «слышит» или «чувствует». При доминирующей звуковой/слуховой системе человек активно вслушивается в мир. На его настроение больше действуют звуки, чем внешние атрибуты. Это тип музыканта, композитора. При ведущей кинестетической репрезентативной системе человек внешне, как правило, полноват. Любит удобства. Сидит развалившись. Все принимает посредством вкуса, запаха, осязания. Он должен все прочувствовать, ему должно быть комфортно. При доминирующей дигиталъной (интеллектуальной) репрезентативном системе человек четко подчиняется логике. Это мыслитель и интеллектуал.
Возможны различные сочетания познавательных систем: визуально-звуковая/слуховая; визуально-кинестетическая и др.
Статические проявления рефракции во внешнем облике человека.Признаки строения тела человека, его внешнего облика в истории практической диагностики личности довольно активно используются в рамках нетрадиционнойпсихологии.
Антропоскопия определяется как совокупность методических подходов к изучению морфологических телесных признаков человека, сигнализирующих или отражающихсяличностные особенности. К таким признакам можно отнести конституцию (строение) тела, расцветку радужки глаза, черты и формы лица (метопоскопия), форму и особенности руки и пр.
Исследование личностных и поведенческих особенностей человека начинается с оценки его внешнего облика. Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер(1924) выявилэмпирическую связь строения тела человека с проявлением его характерологических особенностей. В. Шелдопом(1942) была предпринята попытка установить соответствиемежду типом личности и телосложением3. Исследователиопределили, по крайней мере, три конститутивных тип»строения человеческого тела: астенический (эктоморфное телосложение), атлетический (мезоморфное телосложение) и пикнический (эндоморфное телосложение).
Астенический тип определяется как слабый рост в толщину при среднем, не уменьшенном росте в длину. Внешне такие люди характеризуются худосочностью и тонкостью. Они кажутся выше своего роста, с бледной кожей, узкими плечами, сухими тонкомышечными руками, тонкокостными кистями, длинной, плоской и узкой грудной клеткой, «на которой можно пересчитать все ребра», острым реберным углом, с тонким, лишенным жира животом, такими же руками и ногами. В детском возрасте эти люди бывают слабые и «нежные», в период полового созревания они быстро растут и вытягиваются, в периоде зрелости — не обнаруживают склонности к нормальному накоплению жира и развитию мышц. Важная особенность астеников — проявление признаков преждевременного старения. У женщин в отличие от мужчин кроме худощавости проявляется также мало-рослость.
Атлетический тип строения тела отличается хорошим развитием скелета, мускулатуры и кожи. Люди атлетического сложения отличаются средним или высоким ростом, широкими и выступающими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом. Туловище сужается книзу, так что таз и ноги кажутся стройными. Рост таких людей выше среднего. У женщин атлетического склада, в отличие от мужчин, наблюдается более сильное развитие подкожного жирового слоя.
У людей пикнического типа средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный полный живот.
Э. Кречмер отмечал, что маниакально-депрессивные заболевания характерны для представителей пикнического типа, а шизоидные тенденции — для астено-атлетического. Р. Бернс подчеркивал, что мезоморфное телосложение воспринимается другими людьми в основном благоприятно, и в то время как эндоморфное и эктоморфное вызывают, как правило, неблагоприятное отношение.
В заключение следует отметить, что поведенческие и морфологические рефракции в рамках проективной диагностики представляют собой довольно богатый материал для целостной оценки личности. В совокупности с другими диагностическими процедурами они позволяют достоверно оценивать личностные характеристики испытуемых.