Экспрессивные проективные методы

Экспрессивные1 проекции связаны с исследованиями определенного своеобразия самовыражения испытуемых в различных видах деятельности, в том числе графическом. А. Ребер к экспрессивным методикам относит техники, в которых испытуемый «свободно проигрывает какую-то определенную роль или фантазию ("выражается") в при цессе психодраммы, игровых методов и ролевых игр»:', Таким образом, экспрессивные методы очень близко соот­носятся с катартическими. Л. Франк, А. Анастази, Г. Про шанский и др., относя графические техники к «свободному самовыражению», все же отделяют их от игровых методов.

Содержанием экспрессивных тестов является своеобра­зие свободного самовыражения испытуемых, регистрирую мое в графическом (рисунок) или ином (игрушки) продукте экспериментальной деятельности.

Существующие критические замечания относительно использования тестов экспрессивной проекции в психологической практике можно успешно парировать, во-первых, авторитетом А. Анастази, которая замечает, что «большая и неструктурированная категория проективных техник включает много форм относительно свободного самовыражения. Такая характеристика позволяет использоватьих как в качестве терапевтических, так и диагностических методов»3. Во-вторых, наличие достаточного эмпирического материала, подтверждающего относительно низкую валидность одиночных графических методов, указывает на необ­ходимость их комплексного применения, при котором достоверность тестовой батареи достигает 0,6 и более.

В перечне экспрессивных методик узловое место занимают графические экспрессии, т.е. рисуночные проективные техники. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в продукте деятельности человека отражаются сознательные и бессознательные инстинкты целостной психики индивида. Методом исследова­ния продуктов экспрессии при условии применения в качестве отправной точки графического стимула является анализ Графического продукта деятельности человека. К его видам можно отнести психографологический и психографическийанализ. В качестве исходного графического матери­ала или объекта психографологического анализа выступает почерк, а психографии — рисунок. На первый взгляд, гра­фика — это однозначный и структурированный стимульный материал. Однако при более глубоком рассмотрении он, хотя и знаком испытуемому, но «не конкретизирован, так что по мере выполнения теста испытуемый может выразить свои проекции, перенеся их на рисунки».

Метод анализа графического продукта деятельности представляет собой интерпретацию внешних проявлений скрытых, иногда неосознанных аспектов жизнедеятельно­сти человека. Поэтому предметной областью экспрессивной проекции являются особенности личности испытуемых, их субъективные эмоциональные переживания, опосредован­ные графическим произведением.

Данный метод можно в полной мере отнести к категории проективных технологий, основанных на концептуальных подходах психоанализа. При помощи экспрессивно-проек­тивного метода диагностика осуществляется в форме взаи­мосвязанного единства сфер сознания и подсознания путем

проведения трехуровневого социально-психологическою, психологического и психосоматического анализа.

Социальное бытие присваивается человеком и входи Iв его психику. Социальные аспекты, присущие «графике», отмечала К. Маховер, когда писала: «Мы никуда не можем деться от соматической закрепленности наших желании, конфликтов, компенсаций и социальных установок. Этот факт находит подтверждение в феномене самопроекцпи в рисунке».

В ходе анализа графической информации было выявлен», что признаки рисунков связаны с возрастом и интеллектуальными особенностями испытуемых. В рисунках отражаются структура и черты личности, ее характерологические особенности, индивидуальный опыт, эмоции и мотивации человека. Психографическая информация «в значительном мере несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д.», в которой «остается что-то специфически индивидуальное»'.Соотношение психографики патологии и нормы можно наблюдать даже на уровне зафиксированного их проявле­ния у людей с пограничными нервными расстройствами. У лиц с определенным типом акцентуации характера нали­чествует своеобразная графика, как в почерке, так и в рисун­ках. В связи с этим существует ряд исследований4, в кото­рых, по выражению К. Маховер, посредством «клинической проницательности!- психологов «язык метода» переводится «на язык черт и поведенческой динамики, тенденций изуча­емого индивида». В частности, графические признаки соот­носятся с типами акцентуации по К. Леонгарду, шкалами ММРI или факторами опросника Р. Кеттелла.

Символика графического изображения иногда говорит о самооценке человека, как на сознательном, так и на бессозна­тельном уровне. Здесь возможно проявление защитных меха­низмов психики, когда индивид специфически выражает свои проблемы, особым образом отмечая графические признаки образа. В данном случае сфера бессознательного осуществляет свое влияние на моторику субъекта. Он вряд ли осознает, как и почему что-то изображает. Корректировка осуществляется на уровне содержания, но не формы изображения.

Диагностика личности при использовании психографи­ческих методов предполагает оценку посредством выявле­ния и интерпретации определенных параметров графиче­ской деятельности субъективного образа действительности, возникающего у испытуемого как отражение его внутрен­него мира.

Проведенные исследования' подтвердили предположе­ние о связи личностных особенностей человека с графиче­скими признаками рисунка. В результате графического ана­лиза 1249 рисунков дерева было выявлено пять основных групп (типов) изображений деревьев. Это рисунки березы, дуба, пальмы, пейзажа и схематического наброска. Согласно нашим данным, возраст испытуемых статистически зна­чимо (р< 0,05) влияет на тип рисунка. Рисунок березы, пейзаж и схематические наброски изображают люди старше 40 лет. Более молодые испытуемые склонны к рисованию дуба (66%) и пальмы (73%). Что касается познавательных способностей испытуемых, то исследования показали, что статистически значимые различия между группами испы­туемых не проявились. Однако повышение интеллектуаль­ных качеств наблюдалось у лиц, нарисовавших обобщенную схему дерева, а понижение — дуб3.

В «графике, испытуемых присутствуют как сознатель­ная, так и бессознательная компоненты. Поэтому логические сопоставления интеллектуальных, личностных тестов и опросников с графическими техниками не корректны, так как поиск корреляций между актами сознательной деятель­ности (работа с опросниками) и признаками бессознатель­ных реакций человека, проявленных в рисунках, вряд ли продуктивно. Опыт применения клинических опросников в процессе валидизации графическихметодик показал отсут­ствие между ними значимой статистической связи. Это пока­зывает, с одной стороны, что исследуются разные стороны психики человека, а, с другой, — подчеркивает возможность привлечения проективных методов в качестве дополняющих процедур исследования и построения адекватной эмпириче­ской модели личности.

Попытка поиска связи между графическими признаками рисунка и проявлениями акцентуаций личности испытуе­мых, определенных при помощи клинической беседы, экс­пертной оценки и лонгитюдного (восьмилетнего) наблю­дения испытуемых, в процессе периодических тестовых испытаний, привела к положительным результатам, хотя и потребовала частичной ревалидизации рисуночных тестов. В результате были выявлены четыре относительно устой­чивых психотипа: возбудимый (импульсивно-оптимистич­ный), астенический (тревожный), аутично-оригинальный и тормозимый.

Соотношение доли лиц, имеющих обостренные личност­ные черты, и содержания рисунков дерева показано на гра­фике (рис. 3.1), из которого видно, что испытуемые, рису­ющие пальму и березу, имеют максимальную вероятность выявления у них общих симптомов пограничных нервных расстройств.

У испытуемых, рисующих березу, превалируют черты воз­будимого и астенического типов акцентуаций. Импульсив­ное и оригинальное поведение, как правило, присуще лицам, рисующим пальму. Тех испытуемых, которые представляют схематический набросок, с достаточной вероятностью можно отнести к преимущественно оригинальной личности.

Наибольшее количество испытуемых (88%) — молодые люди до 30 лет — изобразили пальму (экзотический образ). Они отличаются от общей выборки по многим параметрам. В частности, среди общего числа испытуемых, рисующихпальму, велика доля лиц (35%), имеющих акцентуирован­ные черты характера1, 65% испытуемых данной категории составляют люди, не имеющие семьи или детей. В рисунке пальмы отражается тенденция к преобладанию формирова­ния экзотического образа именно у лиц, не обремененных проблемой воспитания детей (65%), не стесненных в воз­можностях относительно свободного перемещения, склон­ных к путешествиям, авантюрам и т.д.

Экспрессивные проективные методы - student2.ru

Рис. 3.1. Соотношение доли лиц, имеющих обостренные характерологические черты, и типов рисунка дерева (в %)

Тенденция сохранения именно данной темы рисунка проявляется устойчиво, что подтверждено повторнымтестированием, проведенным через два года. Безусловно, рисунок несколько изменился в размерах, деформирова­лись и сопутствующие детали пейзажа, но сама тема, форма (наклон дерева, количество пальм, расположение листьев, особенности и место штриховки и др.), стиль и композиция остались прежними. По данным посттестового собеседова­ния было выяснено, что так называемые авантюрные тен­денции проявлялись и в реальном поведении испытуемых, рисующих пальму. Многие из них участвовали в гонках на выживание, часто путешествовали автостопом по Рос­сии и зарубежным странам, занимались дельтапланеризмом и другими «рискованными» и нестандартными видами раз­влечений. Причем, как они выражались, ощущение скоро­сти и полета вызывало «сильный эмоциональный подъем». Таким образом, признак устойчивости изображения именно пальмы может с достаточной долей вероятности интерпре­тироваться как склонность к путешествиям, потребности к сильному эмоциональному возбуждению, оригинальности и экстравагантности поведения, склонности к приключе­ниям и т.п. Поэтому и в профиле СМИЛ5 у них наблюдается повышение значений шкал возбудимо-оптимистического и оригинального ряда.

В целях совершенствования графического теста дерева, благодаря сопоставлению признаков рисунка с показателями субъективных и объективных тестов, на основе теоретиче­ских разработок К. Коха (1949), изложенных в отечествен­ной и зарубежной психологической литературе2, разработана комплексная рисуночная методика с элементами формали­зации.

По результатам тестирования может быть представлен психологический «портрет» испытуемого в виде перечня черт, исходящих из признаков рисунка. Анализ графиче­ских признаков показывает, что на уровне р< 0,05 в пробах у испытуемых с определенным типом личности достоверно проявляются определенные признаки рисунка дерева.

Таким образом, экспрессивная проекция посредством гра­фических продуктов деятельности людей отражает их личностные и поведенческие особенности, как на сознательном, так и на подсознательном (и социальном) уровне. В целом экспрессивные проективные технологии, как составная часть комплексного психологического исследования являются достоверным инструментом изучения личности и активно применяются в прикладной психологии.

Наши рекомендации