Интерпретативные проективные методы
Понятийно-технологическая характеристика интерпретативных проективных методик исчерпывается истолкованием какого-либо стимула, события или ситуации.
К данному виду проективных методик относятся Тематический апперцептивный тест (ТАТ)1или Тест темами ческой апперцепции, его модификации и производные. ТЛ'Г представляет собой интерпретацию испытуемыми изображений на рисунках. Авторство данной методики приписываю! Г. Мюррею (1935), однако сам он в связи с созданием данного теста упоминает идеи С. Роберте, а также теоретические и экспериментальные наработки К. Д. Морган, Л. Бсллака'-', Д. Рапапорта, С. Розенцвейга и др.3
Тематический апперцептивный тест является наиболсч1 популярным методом исследования доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов определенном личности. Его ценность заключается в том, что он вскрываем запрещенные определяющие неосознаваемые мотивы испытуемого. ТАТ применяется к обследуемым старше четырех лет в широком исследовании личности, в истолковании расстройств поведения:психосоматических заболеваний, неврозов и психозов. Рекомендуется применение этой техники в качестве первой стадии серии психотерапевтических бесед или краткого психоанализа4.
Г. Мюррей определяет ТАТ как метод, применимый на всех этапах психотерапии: как средство помощи в идентификации подавленных или подавляемых склонностей и конфликтов, в определении характера сопротивлений пациента этим склонностям, как терапевтическое средство исследования свободных ассоциаций и оценки эффективности терапии, а также как инструмент исследования при соматических расстройствах5.
Метод заключается в том, что испытуемому предлагают создать сюжетный рассказ на основании просмотра ряда картин.
Достоверность метода определяется тем, что испытуемый, сосредотачивая свое внимание и воображение на выполнении тестового задания, забывает о необходимости защиты Своего сензитивного «Я». Его высказывания о выдуманных характерах применимы к нему самому. Однако нельзя забыватьчто общие заключения, полученные на основе анализа рассказов ТАТ, могут рассматриваться лишь как рабочие гипотезы, а не как факты, и должны подтверждаться другими методами.
При окончательном выводе по ТАТ принимаются во внимание следующие рекомендации.
1.Нарушения технологии ТАТ, снижение включенностииспытуемого в работу, короткие рассказы и их фрагментарность и обезличенность не позволяют говорить о доминирующей тенденции в личности испытуемого.
2.При представлении испытуемым менее 30% рассказов (6 из 20) заключения относятся к категории безличныхине имеют психологического значения.
3.Не следует придавать слишком большого значениявысказываниям испытуемых о том, что является личнымили безличным, так как большая часть содержания, котороеиспытуемый относит к внешним источникам (газетам, книгам, кинофильмам и т.д.), является объективным эквивалентом бессознательного (бессознательных воспоминаний иликомплексов) в структуре его личности, т.е. опыт испытуемыхдействует как определенный внутренний селективный фактор.
4.ТАТ регистрирует не структуру целостной личности,а только примеры менталитета испытуемого, по которымлишь можно условно судить об определяющих детерминантах ее развития.
5.В процессе интерпретации необходимо выявлять двауровня функционирования испытуемых: физическое и вербальное поведение (реальные поступки) и идеи, планы, фантазии, сны относительно поведения. Поведение испытуемогопо отношении экспериментатора и выполнения конкретной
тестовой задачи относится к первому уровню, а содержаниеего рассказа — ко второму. Поэтому следует оценивать испытуемых по степени идеомоторной проводимости (степениобъективирования идей и фантазий в действии), так как оничрезвычайно различаются по этому показателю.
6.У нормально социализированных людей различаются,по крайней мере, три аспекта. Внутренний аспект состоит
из подавленных бессознательных тенденций, которые в их собственной форме редко выражаются в мысли и редко объективируются в действии. Средний аспект состоит из тенденций, которые выражаются в мысли незамаскированной формы и могут скрытно объективироваться в действии. Внешний аспект состоит из тенденций, которые публично утверждаются или признаются и открыто проявляются в поведении. Психолог должен решить, к которому из аспектов принадлежат выявленные переменные.
7. Из рассказов ТАТ выявляется содержание, представляющее второй уровень (средний аспект) личности, и первымпубличный уровень (внешний аспект). Адекватное понимание личности достигается в том случае, если психолог рассматривает характеристики явном поведения в совокупности с результатами ТАТ.
8. Необходимо понимать, что исследователь имеет делос продуктами воображения, а не с действительным поведением человека. Некоторые психологи склонны предполагать,что переменные ТАТ проявляются в реальном поведенииличности, поскольку статистические исследования показали, что для большинства переменных имеется позитивнаякорреляция между силой воображения и силой выраженияподобных тенденций в поведении испытуемых. Но надо
помнить, что существуют многочисленные индивидуальныеисключения, а также следующий факт: то, что раскрываетТАТ, часто является прямой противоположностью тому, чтоиспытуемый делает и говорит в обыденной жизни.
9. В процессе применения ТАТ психолог может раскрыть некоторые характерные черты первого уровня внешнего аспекта личности — общественного поведения. Следуетпринимать во внимание следующие моменты:
а) рассказы первой серии (но первым 10 рисункам), какправило, более тесно связаны с внешним аспектом личности,чем рассказы второй серии, многие из которых символически выражают тенденции и комплексы внутреннего аспекта;
б) тенденции, не ограничиваемые культурными санкциями, по-видимому, одинаково сильны как во внешнем, таки во внутреннем проявлении. Например, у студентов имеется позитивная корреляция (более 0,4) между поведениеми проявлениями в ТАТ по переменным: униженность, творчество, доминирование, экспозиция, забота, секс, пассивность, отрицание, уныние;
в) зная некоторые факты об испытуемом, вчувствовавшись и атмосферу рассказов, замечая повторения и подтверждающие элементы, интерпретатор может выделить часть (около 15%) рассказов, которые созвучны его личности. Обычно на основании этого ядра впечатлений возникает представление о среднем и внешнем аспектах личности.
10.Эксперименты показали, что следует принимать во внимание и личность психолога, его пол, престиж и статус. Эмпирически доказано, что на результаты ТАТ влияети исследователь, который может стимулировать большуюстепень присоединения или агрессии испытуемых.
11.Важными и актуальными являются жизненные ситуации и эмоциональные состояния испытуемых в момент тестирования. Например, семейные конфликты будут заниматьзначительное место в рассказах женщин, предвидящих развод.
Глубинная интерпретация ТАТ предполагает рассмотрение каждого рассказа так, как будто: а) испытуемый является ребенком, пытающимся при помощи воображения познать другого человека подобного себе; б) в замаскированнойформе рисует столкновение с одним из своих родных; и) рассматривает какое-то драматическое событие, пережитое в детстве. В этом случае психолог исследует признаки воображаемой реальности испытуемого в рамках психоанализа.
Формальный анализ включает рассмотрение совокупности атрибутов, характеризующих тему, структуру, стиль, характер, степень реализма и силы замысла и язык рассказов. Психологом осуществляется поиск свидетельств о темпераменте, эмоциональной зрелости, способности наблюдения, интеллектуальности, эстетическом воображении, литературных способностях, легкости вербализации, психологической глубине, чувстве реальности, интерпретации, целостности и т.д. Так же распознаются признаки умственной дезориентации: одержимости, мании и депрессий, разорванностии языка, отсутствия согласования чувства и действия, странностей их проявлений.
Примером модификации ТАТ является Методика рисуночных фрустраций, разработанная
С. Розенцвейгом в 1942 г. Она отличается от других подобных производных от ТАТ методов. Во-первых, положенная в его основупсиходинамическая концепция в меньшей степени связаны с психоаналитической теорией. Во-вторых, испытуемым, формируя «свободный» ответ па ситуацию-картинку, ограничен фразой, которая вложена в уста персонажа, изображенного на картинке. В-третьих, методика представляем собой наиболее структурированную и популярную композицию из всех тестов ТАТ-типа. В настоящее время существуеттри вида теста, предназначенные соответственно для детей, подростков и взрослых.
Основная идея теста заключается в том, что состоянии фрустрации неизбежно приводят испытуемого к агрессии ной или частично агрессивной поведенческой реакции. Причем данное отношение испытуемым не всегда признается, и чаще всего открыто отрицается. Классический вариантметодики состоит из 24 рисунков-ситуаций, 16 из которых это ситуации препятствия, а 8 — ситуации-обвинения.
Любая жизненная ситуация по степени своей значимое I и для человека может вызвать фрустрацию, которая имеет, как правило, два направления: агрессия и отступление, сопровождающиеся физической или психологической компенсацией.
По мнению С. Розенцвейга, возможны два вида поведенческой реакции человека в ситуации фрустрации. Во-первых, «продолжение потребности», т.е. удовлетворение потребности любым способом. Во-вторых, — «защита собственного Я», которая может быть представлена как экстрапунитивная или внешнеобвиняющая реакция, интропунитивное поведение, в форме самообвинения, и импунитивная реакция как примиряющая, т.е. уклонение от упреков к другим и к себе.
Таким образом, в ходе анализа эмпирических данных выявляются, по крайней мере, три типа реагирования субъекта «сложной» ситуации.
1.Препятственно- доминантный тип (OD) характеризуйся подчеркиванием наличия самого препятствия или фрустранионной ситуации. Интерпретация такого поведениясводится к рассмотрению существующих обстоятельств какблагоприятных.
2.Садозащитный, или эгозащитный, тип (ЕD) предполагает враждебность и порицание, направленные на фрустрирующий объект, субъект или на самого себя. При этом ответственность кого-либо за эту ситуацию сведена до минимума.
3. Упорствующий тип (ЫР) выражает требование и ожидание того, что кто-то должен разрешить эту сложную ситуацию.
К направлениям поведения человека в фрустрирующих обстоятельствах Розенцвейг относит:
1) экстраагрессивное или внешнее обвиняющее реагирование субъекта, которое может быть выражено в формуле: Другие виноваты» (Е);
2) интраагрессивное поведение или самообвинение, в котором воплощается иллюзия:
«Я виноват» (I);
3)имагрессивиая реакция в форме примиряющего поведения, связанного с позицией уклонения от упреков другихи себя: «Никто не виноват» (М).
Таким образом, направление поведения испытуемых может интерпретироваться как обращение поведенческой активности (возможно, агрессии) человека на других, на себя ИЛ» на обстоятельства. Следует также отметить, что эта активность может проявляться не только в сложных, «тупиковых» ситуациях, а носит глобальный, трансситуативный характер и представляется в виде устойчивой личностной черты.
Показатель ССК. отражает конфликтность-конформность. Он обычно интерпретируется как признак приспособления испытуемого к социальному окружению. По мнению экспертов Научно-исследовательский психоневрологический институт(НИПНИ) им. В. М. Бехтерева, занимавшихся адаптацией данной методики к условиям российской популяции, нормальный уровень конформности субъекта должен находиться в пределах 64%. Если оценка ССК ниже, то социальная адаптацией человека недостаточна; если — выше, то наоборот.
По оценке Г. Прошанского, основанной на итогах тестирования выборки из 460 человек в возрасте от 20 до 29 лет(женщин и мужчин по 50%)', преобладающей направленностью агрессии оказалась направленность во вне, преобладающий тип ответа — эгозащитный. Нормативы для детей основаны на результатах выборки из 256 человек, возраст которых варьировался от 4 до 13 лет. Единственной устойчивой тенденцией оказалась тенденция к снижению с возрастом экстраагрессии при одновременном повышении показателей по двум другим направленностям.
Проведение исследований на детях и взрослых показали, что половые различия не существенны. Более поздние исследования с применением подростковой версии тест в свою очередь, показали, что юноши более агрессивны, чем девушки, что, возможно, является следствием их большего стремления к соревнованию.
Изначально, описывая метод «исследования личностиГ. Мюррея, С. Розенцвейг настаивал на том, что данная методика определяет тип реакции, а не тип личности. Однако позже типы субъективного реагирования на фрустрацию он соотнес с эмоциями, которые испытывает человек, типами заключений, которые могут быть сделаны, защитными механизмами, нарушениями психики и т.д., т.е. характерный тип реакций или переживаний он рассмотрел как реальную часть личности. По утверждению С. Розенцвейга2, статистические подходы не применимы к проективным методикам (или, по его выражению, «полупроективным»), к которым относится и Тест рисуночной фрустрации.
Это имеет особое значение для оценки надежности частейтеста (наличия гомогенности заданий). Задания теста в этом смысле неоднородны. Переживания и действия в отношении ситуаций теста варьируются в различных обстоятельствах. Однако выявлены достаточно высокие показатели ретестовой надежности методики. Коэффициенты варьировались от +0,71 для мужчин по КР до +0,21 для женщин по ССК.
Практика применения интерпретационных проектииных методик требует их модификации, ввиду громоздкое"! и обработки и больших временных затрат на интерпретацию Исходя их этих обстоятельств, в зарубежной и отечеством ной психологии разработаны и продолжают совершенствоваться так называемые «тесты множественных выборов»',которые представляют собой не отдельные конструкции, II методики, дополняющие и ускоряющие процесс обработки II анализа данных. Особенность их заключается в том, что испытуемые параллельно со стимульным материалом получают перечень возможных ответов (альтернатив), отобранных по частоте их появления в ходе предварительной работы на больших выборках испытуемых.
Данные тесты имеют неоспоримые преимущества перед классическими проективными методами, но не лишены и недостатков. Положительной характеристикой является то, что наработка результатов тестирования занимает относительно короткий промежуток времени, отрицательной, как подчеркивается Н. В. Тарабриной и Г. М. Прошанским1, — то, что в данном случае снижается «проективный характер» метода.
В отличие от классической методики Розенцвейга, в ходе шиполнсния формализованного варианта теста Розенцвейга (ФТФ)2 испытуемые выбирают вариант суждений 11,1 перечня альтернативных ответов, помещенного рядом е картинкой ситуации (ФТФ-1). Если ни одна из альтернатив не подходит, то они имеют возможность записать гнои варианты ответа в соответствующей графе регистрационного бланка. ФТФ-2 тоже является модификацией методики Розенцвейга и представляет собой логический анализ предлагаемых ситуаций при помощи схемы принятия решений. Испытуемые судят о ситуации как бы со стороны, определяя, «кто виноват в данной ситуации». Находя ответ при помощи логической схемы, они отмечают правильный вариант в регистрационном бланке ФТФ-2.
Проективные техники обладают рядом преимуществ, к которым можно отнести: условную стандартность стимульного материала; осуществление оценки не конкретных специфических психических функций, а интегративных качествцелостной личности; свободу ответа (тактики поведения) испытуемого и др. Их недостатком является субъективной I. в интерпретации и сложность в определении окончательного вывода о личности. Интерпретационная работа по результатам проективных тестов, помимо прочего, весьма трудоемка и требует высокой квалификации психолога. Названныеаспекты часто являются решающими в отвержении проективных методик в рамках системы работы с кадрами. Част возникает потребность, сохраняя достоинства проективных тестов, снизить сложность и субъективность их обработки.
Ретестовая надежность формализованного теста фрустраций на выборке 946 человек была определена путем расчетакоэффициентов надежности шкал, которые имели достаточно высокие значения (табл. 3.1 и 3.2).
Эмпирическая валидность ФТФ, рассчитанная путем измерения корреляционной связи результатов учебном и профессиональной деятельности с показателями теста на выборках 234 человек, достигала значимых показателем на уровне р< 0,05.
При расчете интеркорреляционной зависимости между шкалами ФТФ-1 и ФТФ-2 выявлено, что одни испытуемые, имеющие экстраагрессивное и имагрессивное направления поведенческой реакции при типе реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности», и действуют в экспс риментальных ситуациях, и анализируют их одинаково (значимые связи показателей Е, М и NР). Показатели тестон у другой группы испытуемых (I, ОD, ЕD и GCR) статистически не связаны между собой, что говорит о том, что испытуемые строят план оптимального поведения одним образом, а в реальной ситуации действуют иначе. Полученные данные указывают на наличие по крайней мере двух категорий людей. У представителей первой развиты способности адекватно анализировать ситуацию фрустрации и предпринимать шаги по ее разрешению в соответствии с результатами данного анализа. У испытуемых второй — наблюдается рассогласованность реальных действий по разрешению проблемы и ее виртуального осмысления.