Теоретическое обоснование проективного метода в качественном исследовании
В основу проективных технологий положено стремление человека истолковывать окружающую реальность во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами, «внутренними условиями»1, — всем тем, что составляет интимный мир личности. Истоки проективной техники мы находим в исследованиях Ф. Гальтона, который отмечал, что «свободные ассоциации» определяются прошлым опытом личности. Позднее К. Г. Юнг создал тест, позволяющийактуализировать нередко скрытые переживания — комплексы личности. Исследуя ассоциации, он наблюдал реакции на каждый из 100 предложенных стимулов, измеряя динамику электропроводимости кожи2.
Т. Кент и А. Розанов диагностировали психические расстройства на основе атипичных ассоциаций (1910). Обследовав около тысячи испытуемых, они составили обширныйсписок ассоциаций здоровых людей (типичные ответы). А. Розанов с соавторами, протестировав 300 детей различного возраста, обнаружили, что к 11 годам наблюдался значительный рост числа индивидуальных ответов (1913).
В конце XIX — начале XX в. воображение исследовали Ф. Е. Рыбаков в России, А. Бине — во Франции, ряд психологов экспериментировали с цветными и монохромными чернильными пятнами. Рассказы испытуемых по пятнам, сюжетным картинкам давали возможность судить о потрео костях, интересах личности и патологии.
В 1922 г. был опубликован тест Г. Роршаха (чернильные пятна Роршаха), в 1938 г. появилась первая проективная методика, основывавшаяся на психологической концепции проекции — тест тематической апперцепции (ТАТ) амери канского психолога Г. Мюррея.
Термин «проекция» был впервые употреблен 3. Фрейдом при изучении паранойи (1894—1896). Ученый писал, что невроз развивается тогда, когда личность, чувствуя себя неполноценной в управлении возбуждением, проецирует его во внешний мир. Проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внешнему миру, в качестве первичного нищитного механизма позволяющим не осознавать «нежелательных» явлений в самом себе1. Возбуждения могут быть слишком сильными и поэтому неприятными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться, защититься от них. Позднее 3. Фрейд применял проекцию к другим формам поведения, в том числе рассматривал ее как главный механизм при формировании религиозных убеждений («Будущее одной иллюзии», «Тотем и табу»). Даже в этом культурном контексте проекция по-прежнему рассматривалась кик защита от тревожности2. Хотя 3. Фрейд первоначально считал вытеснение единственным защитным механизмом, и настоящее время в психоаналитической литературе говорит, по крайней мере, о 10 механизмах3.
Главное предположение 3. Фрейда заключается в том, что воспоминания о перцептах (о том, что воспринималось ранее) влияют на восприятие актуальных стимулов. Эксперименты Л, Беллака4 показали, что стимул действуетна испытуемых, но это воздействие имеет на восприятие временное влияние, индивидуальные же различия сохраняются в соответствии с генетически обусловленной структурой личности. Многие исследователи вынуждены признать, что восприятие обусловлено прошлыми впечатлениями и что характер перцепций действительно составляет сферу психологии личности1.
Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис рассматривают два «плана» проекции: а) вынос субъектом вовне образа того, что бессоз нательно существует в нем самом и б) обозначение квази реального процесса отторжения, когда субъект выбрасываем вовне то, чего не хочет иметь, и затем вновь обнаруживает выброшенное во внешнем мире.
Ф. Перлз считал, что проекция — это черта, установка, отношение, чувство или фрагмент поведения, которые в действительности принадлежат личности, но не ощущаются человеком, а приписываются объектам или людям и затем переживаются как направляемые ими на него. Причину про екции Ф. Перлз видел в напряжении, возникающем в ситуациях фрустрации. Это здоровый полезный механизм, который дает возможность одаренным личностям облегчать свои проблемы, проецируя их в художественные творения.
Б. Мюрштайн и Р. Прайер различают следующие виды проекции'.
1)классическая защитная (бессознательное приписывание другим своих социально неприемлемых качеств, мотивов, потребностей и пр.);
2)атрибутивная (склонность воспринимать другихпо аналогии с собой);
3)аутистическая (детерминированность восприятияпотребностями субъекта);
4)рациональная (в отличие от защитной проекции, индивид действует сознательно, например, приписывает ответственность за свои поступки другим);
5)симилятивная(препятствие осознанию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то нежелательной чертой);
6)проекция «Панглосса» и «Кассандры» (реактивное образование в виде поведения, противоположного вытесненному стремлению (например, более внимательное отношение к ребенку, который неприятен матери));
7) комплементарная (проекция черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности(например, если он испытывает страх, то склонен воспринимать других как угрожающих, приписываемая черта мри этом выступает обоснованием собственного состояния).
Использование понятия проекции для обозначения так называемых проективных методик у части психологов вызывает возражения. Например, Р. Кеттелл предпочитает называть их «тестами ошибочного восприятия», А. А. Потебня пишет об «апперцепции в слове»1, а Л. Беллак — о тестах «ипперцептивного искажения»2.
Широчайшее использование проективные техники получило в области клинической психологии. Основное требование при их использовании заключается в предъявлении испытуемому неоднозначных стимулов с последующим предложением прореагировать на них. В этих реакциях субъект проецирует собственные потребности и прессы.
Проективный метод формировался на всем протяжении разваития психологической методологии, что стало причиной множественности его обоснований в различных психологических системах. Психоаналитический подход и подход гештальт-психологии являются образцами холистической парадигмы. Так же можно говорить об эго-функциональномподходе, экспериментальных исследованиях NewLookи пр.
Из категориального аппарата этих направлений проективная психология заимствовала свои основные понятия, под их влиянием складывались общие принципы проективного исследования и частные схемы анализа результатов, обусловило и определенный теоретический эклектицизм
проективной психологии, недостаточную четкость, приблизительность многих ее постулатов.
В 1939—1948 гг. Л. Франком была сформулирована холистическаяточка зрения на проективный метод, согласнокоторой он рассматривался как средство изучения путей и способов организации индивидом своего жизненного опыта, субъективных представлений о себе и социальном окружении. В своей концепции Л. Франк исходил из тезиса о целостности, неразрывности и постоянном взаимодействии личности и среды. Личность «поглощает» внешние стимулы и реагирует на них согласно собственному «личному миру», который представляет собой субъективную нравственно-религиозно-психологическую систему, ориентирующую его поведение во внешнем мире и определяющую восприятие. «Личный мир» — это устойчивая конфигурация аффективных реакций и социальных установок, которая налагается индивидом на все жизненные ситуации, придавая его поведению неповторимость, уникальность.
Уникальность личности, по мнению Л. Франка, исключает ее изучение номотетическим путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней» личностью. Задача психолога состоит в том, чтобы понять внутренний мир конкретной личности (идеографический подход но Г. Оллпорту). Этой цели и служат проективные методики. Взаимодействие индивида с окружающим миром, а также процесс образования и функционирования «личного мира» может представляться в виде структурирования «жизненного пространства» индивида. Чем больше его неопределенность, тем в большей степени структурирование детерминировано индивидуальными особенностями человека.
По общему признанию ученых, холистическая психология оказала значительное влияние на теорию и методологию проективного исследования.
Существенную роль в развитии проективного метода играла и концепция 3. Фрейда о «первичных» (воображение, сновидение, грезы) и «вторичных» (мышление, восприятие и др.) психических процессах.
На ранних этапах он связывался с идеей «первичных» процессов и их символического удовлетворения в продуктах фантазии. Однако экспериментальная проверка этой гипотезы, не дав однозначные результаты, привела к появлении! концепции, согласно которой восприятие неопределенных стимулов активизирует не столько свободную фантазии! («принцип удовольствия»), сколько познавательные (вторичные) процессы («принцип реальности»), т.е. в непосредственном удовлетворении потребности происходит «задержка», так как в данный процесс вовлекаются механизмы защиты и контроля.
По мнению А. Фрейд, «Эго» представляет собой не столько «рожденную, сколько развивающуюся в ходе жизни человека структуру. Опасность потери целостности «Эго» имеет как инстинктивную, так и средовую природу. Процесс развития »Эго» заключается в приобретении все более совершенных способов защиты от внешних и внутренних конфликтов. Тем самым снижается уровень тревожности, исчезает субъективное чувство дискомфорта, препятствующие процессу адекватной адаптации субъекта.
Личность в психоанализе рассматривается как арена борьбы биологических и социальных факторов, бессознательных влечений и социально-культурных требований общества. Обобщенный портрет такой личности — невротическая, не принадлежащая себе личность, находящаяся в состоянии конфликта, отчужденная от других людей н от своей собственной природы посредством действия бессознательных защитных механизмов.
Гешталъттихология в теоретическом обосновании проективных методик исходит из анализа ситуации, организации и предъявления стимула — «обратимой» фигуры, Допускающей множество толкований. Согласно данной концепции, при интерпретации стимула аутохтонные факторы (факторы организма, не зависящие от внешних условий) определяют границы влияния факторов интрапсихических (личностных факторов). С одной стороны, если аутохтонные параметры значительно выражены, то личностные будут незначительно влиять на формирование образов в рамках проекции. С другой стороны, слабоструктурнрованные, неопределенные стимулы будут способствовать максимальному проявлению личностных особенностей в восприятии. С третьей стороны, особенности перцептивной организации (условия предъявления стимула и организации процесса восприятия) оказывают вполне определенное влияние на т петы испытуемого.
В рамках этой концепции были сформулированы законы перцептивной организации.
1. Закон удовлетворительного продолжения. Структурирование стимула устраняет его аморфность. Стремясь согласовать стимул с формой хорошо знакомого предмета, испытуемый может «сглаживать» стимул, отбрасывая мелкие детали.
2.Закон подобия. Подобные друг другу стимулы (схожиестимулы) вызывают процессы, приводящие к объединениюили группировке их (стимулов) в акте восприятия.
3.Закон целостности. «Неполные» стимулы порождаютпроцессы создания целого (образование единого образапри восприятии роршаховских стимулов, имеющих разрывыв контуре).
4.Закон близости. Формирование образов происходитмежду близкими друг к другу структурными компонентамипроективного стимула.
5.Закон симметрии. Симметричные компоненты проективного стимула облегчают группировку в процессе их восприятия.
Влияние этих законов зависит от степени структурированности стимула, а перцептивная организация проекции нуждается в дальнейшем изучении.
В экспериментах NewLookбыло показано, что восприятие эмоционально значимого, но социально-запретного материала («слов-табу», сюжетных картин и пр.) в условиях технической затрудненности процесса его опознания (тахисто-скопическое предъявление, использование «шумов» и т.д.) может подвергаться значительным флуктуациям (изменениям). Это касается как порога опознания (узнавания), так и воспринятого (усвоенного) содержания.
Дж. Брунером была выдвинута гипотеза о механизмах селективности и готовности к восприятию (1957): группировка и интеграция; упорядочение доступа; использование сигналов совпадения - несовпадения; регуляция чувствительности.
В рамках этих исследований были сформулированы принципы перцептивной защиты.
1.Принцип резонанса (стимулы, релевантные потребностям субъекта, ценностям личности воспринимаются правильней, полнее и быстрее, чем не соответствующие им).
2.Принцип защиты (стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную эго-информацию, опознаются хуже и подвергаются большемуискажению).
3.Принцип сенсибилъности (стимулы, угрожающиецелостности индивида, приводящие к серьезным нарушениям в психическом функционировании, узнаются быстрее прочих).
Дж. Брунер подчеркивал близость экспериментальной схемы, используемой NewLook, парадигме проективного исследования1. К. Эриксен и Р. Лазарус опубликовали данные о действии перцептивной защиты и сенсибилизации в тестах Г. Роршаха и ТАТ. Согласно их точке зрения, перцептивные феномены представляют собой частный случай действия механизмов психологической защиты, ранее описанных психоанализом.
Экспериментальные данные показали существование индивидуальных различий в реагировании на стрессогенный материал. Так, можно говорить о «репрессорах», людях истерического склада с вытеснением в качестве доминантного типа защиты (им свойственны избегание эмоционально насыщенных ситуаций, «забывание» событий, связанных с собственными неудачами, амбивалентные чувства к родителям, сексуальным проблемам, высокий уровень тревожности, ригидность мышления и восприятия и т.д.). Иной тип поведения отличает людей, склонных к изоляции или рационализации (в конфликтных ситуациях они не уклоняются не встречи с угрозой, а нейтрализуют и интерпретируют ее безболезненным для себя образом; они инициативны и межличностных отношениях, понимают и принимают себя такими, какие они есть, и т.д.).
Р. Лазарус, К. Эриксен и Ч. Фонда выявили, что такие испытуемые раньше других опознают отрицательные аффектогенные стимулы и запускают механизм сенсибильности (1951).
Благодаря исследованиям NewLookдиагностика потребностей при помощи проективных тестов получила свое окончательное разрешение. В частности, была доказана снизь между содержанием потребности, ее интенсивностью || проективным выражением. Было показано, что потребности, не несущие угрозы личности (социально приемлемые), ни и силу объективных обстоятельств не находящие удовлетворении в поведении, могут непосредственно (аутистически) проявляться в проективной продукции. То же касается скрытых (латентных) потребностей, разрядка которых и в поведении блокирована личностной цензурой. Аналогичным образом потребность отражается в проективной продукции до тех пор, пока увеличение ее интенсивности не приводит к стрессу, а слишком сильная потребность выступает лишь в защитной форме.
Проективная реакция субъекта стала рассматриваться как результат сложной познавательной деятельности, в которой спаяны как собственно когнитивные, так и эмоционально-мотивационные компоненты личности. В 1950-е гг. для обоснования проективных методик стали привлекаться исследования в русле психоаналитического учения о механизмах контроля, а также представления об «Эго-функциях», свободных от конфликта. В рамках данного подхода Д. Рапапорт (1945) указал на то, что развитие «Я» связано, во-первых, с изоляцией когнитивных функций от аффекта и, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур. Вследствие этого устраняется искажающее влияние разного рода побуждений на познавательные процессы, преобразующиеся в «Эго-функции». Также формируются более совершенные механизмы их регуляции, одним из которых является контроль, который опосредует отношения субъекта со средой.
Изучение механизмов контроля, а позднее и когнитивного стиля способствовало сосредоточению внимания исследователей на детерминации проективной продукции индивидуальной стратегией познания субъекта. Ответ испытуемого на стимулы проективных методик понимается как итог сложной познавательной деятельности, в которой слиты воедино когнитивные и аффективные особенности личности. Такая позиция находит поддержку со стороны американских психологов.
И. Вайнер (1993) отрицал наличие связей проективных стимулов с личностными характеристиками субъекта и рассматривал проекцию как средство измерения особенностей когнитивного структурирования и меру тематического воображения. В последних публикациях представителей данной школы проективные реакции рассматриваются как процессы перцептивной организации и ассоциативные процессы, выявляющие скрытую динамику личности.
Немногочисленные советские исследователи в области проективных (проективных) технологий вынуждены были преодолевать недоверие к методикам, «запятнанным» близостью к психоанализу и стремящиеся в их теоретическом обосновании использовать понятия установки и личностною смысла.
Д. Н. Узнадзе (1961) писал о том, что восприятие возможно только после формирования соответствующей емуустановки. При интерпретации специфичного для проективного подхода слабоструктурированного стимула возникает установка восприятия, обладающая определенной структурой. Эта установка может вступать в связь с прошлым опытом человека, закрепившимися ранее нереализованными установками, и, таким образом, в процессе структурирования стимулов и присвоения им определенного значения могут проявиться особенности структуры личности, ее мотивация (В. Г. Норакидзе, 1975).
В теории деятельности обоснование проективного подхода опирается на понятие «личностного смысла», который, как писал А. Н. Леонтьев (1975), создает «пристрастность человеческого сознания»1. Е. Т. Соколова (1980), исходившая в своих работах из личностного смысла как объяснительного понятия, считает, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства, условия, в которых оно совершается2.
Она выделяет смысл благоприятствования совершению действия и смысл препятствия. Наибольший интерес представляют те смыслы, которые обнаруживают так называемый преградный характер обстоятельств и ведут к прерыванию действия3. Личностные особенности, диагностируемые с помощью проективных методик, могут быть адекватно поняты в терминах личностных смыслов и соответствующей деятельности субъекта, направленной на их поиск или сокрытие. Поскольку ситуации проективного эксперимента рассматриваются как условия проявления замещающих ш'ктвий, постольку из проективной продукции «вычерпы-к.тстся» личностный смысл целей и обстоятельств действий, которые имеют для человека преградный, конфликтный смысл.
В более поздних работах Е. Т. Соколова (1995) проводит мысль о том, что проективное содержание более широконе ограничивается только сферой личностных смыслов. Создаваемые картины мира и образ «Я» пристрастны. Их категоризация искажена под воздействием переживаний прошлого и настоящего и нередко представляет собой своеобразный личностный миф об окружающем мире и о личности в нем.
Основополагающим принципом объяснения и анализа феномена проецирования служило представление об активности процесса восприятия, его личностном характере. Воздействие внешнего объекта, как писал С. Л. Рубинштейн1, опосредуется обусловленной им деятельностью субъекта, а выражением обусловленности образа является его характеристика как субъективного. Введение в образ внешнего мира (проецирование) определенных элементов «Я», установок личности становится возможным в силу опосредования их через внутренние условия, сформированные в зависимости от предшествующих внешних воздействий.
Неоднозначная стимуляция в рамках проективного тестирования при отсутствии строго определенной мотивации деятельности (основной принцип проективного подхода) позволяет изучать влияние личностных факторов на проективные образы и реакции испытуемых. Многообразные формы реагирования зависят от личностных особенностей субъекта, которые, существуя в опыте испытуемых, закреплены в действиях и переживаниях. Таким образом, проецируется присущий только конкретному субъекту способ анализа и разрешения тестовой ситуации.
Проективные методы — это техники или тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные (слабоструктурированные) ситуации тестирования (стимулирования).
Существует огромное количество определений проективного метода. Их общими чертами и особенностями являются:
1) проекция как принцип, положенный в основу метода. Это психологический механизм, который обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям;
2)свободный характер ответов и действий испытуемых,не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности;
3)неопределенность и неоднозначность стимульногоматериала обеспечивают множественность ответов, непонимание испытуемыми механизма интерпретации ответов,не сдерживают степень креативности и гибкости;
4)неопределенность инструкции для испытуемого выражается в том, что он, как правило, не представляет себе,каким образом будут интерпретироваться его ответы. А. Анастази весьма точно назвал проективные тесты методиками«замаскированного тестирования»;
5)неопределенность для испытуемого стимульной ситуации в целом;
6)диагностика целостной личности на сознательноми бессознательном уровнях. Проективные методики направлены на диагностику личности в целом, а не на выявлениестепени выраженности личностных качеств;
7)низкий уровень валидности, надежности, стандартизированности и прочих атрибутов психометрии, которые,по выражению Л. Франка, вряд ли смогут оценить человекакак уникальную индивидуальность и не смогут способствовать проникновению в динамические процессы личности2.
Тем не менее, исследования по стандартизации проективныхметодик необходимы, так как без них затруднительна оценкадостоверности последних;
8)проведение качественной оценки и развитие интуициипсихолога-диагноста, рассматривающего ответы испытуемого как проекции на неопределенные ситуации устойчивыхособенностей индивида.
Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк писал о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого вводят в ситуацию, на которуюон реагирует в зависимости от ее значения для него, его мыслей и чувств.
Проективные методики удачно дополняют существующие технологии, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Наиболее полно проективную технику характеризует классификация проективных методик Л. Франка с изменениями и дополнениями1. Мы будем использовать классификацию, в которой представлены конститутивные, конструктивные, интерпретационные, катартические, рефрактивные, экспрессивные, импрессивные, аддитивные и семантические проективные методики.
1.Конститутивные проективные техники. Входящиев эту категорию методы, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структурыиз неструктурированного материала. Примерами может служить лепка из пластилина или сходного вещества, техника
рисования пальцами, техники незаконченного рисунка (ТестВартегга или УАТ 60), Тест Г. Роршаха, словесный Тестассоциации Ф. Гальтона (1879) и др.
2.Конструктивные проективные техники. Испытуемомупредлагается ряд предметов (фигурки людей и животных,модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоитиз миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных,деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые,обычно — дети и подростки, создают разные сцены из своейжизни (или заданные им экспериментатором), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа делаются выводыо личности их создателя и о специфике его социальногоокружения. Подобным образом осуществляется диагностика с использованием Теста Мира3 (М, Ловенфельд, 1939)и классификации (В. Стефансон, 1953).
3. Интерпретационные проективные методики отличаются тем, что испытуемым предлагается истолковать какое-либо событие или ситуацию. К такому виду методик относятся: Тест Тематической апперцепции (ТАТ)1 (Г. Морган, Г. Мюррей, 1935); Картинки про Блэки (Дж. Блюм, 1950); Методику управляемой проекции (исследование особенностей самоотношения) (В. В. Столин, 1982); Методику рисуночных фрустраций Розенцвейга (С. Розенцвейг, 1942) и др.
4.Катартические проективные техники. Испытуемымпредлагается участие в игровой деятельности в организованных условиях. Например, психодрама Я. Морено (1946)3 в виде
импровизированного театрального представления позволяетсубъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис), но и дает исследователю возможность обнаружить выносимую вовне личностно насыщенную информацию.
5.Рефрактивные проективные техники. Эта категориябыла добавлена Л. Франком при последующем анализеи выделении экспрессивных характеристик поведения. Мио-кинетический психодиагноз Мира-и-Лопеца (Э. Мира-и-Лопец, 1940)4 — техника, основанная на изучении измененийи линиях, нарисованных в соответствии с инструкцией, —может быть рассмотрена как контролируемая форма графологии. Графологию также можно включить в эту категорию.
Таким образом, личностные особенности, скрытые мотивыдиагностируются по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в коммуникацию (в речь, почерк, внешниеповеденческие проявления).
Пять основных классов-категорий, описанных и приводимых Л. Франком, дополняются экспрессивными, импрессии-иыми, аддитивными и семантическими методиками.
6. Экспрессивные проективные техники. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, например,методика «Дом — дерево — человек» (Дж. Бук, 1948), комплекс графических тестов, созданных на основе исследований Г. Рида и типологии К. Юнга (1921); «Рисунок Человека» (Ф. Гудинаф, 1926 и Д. Харрис, 1963 (модификация)); Тест мозаики Ловенфельд (М. Ловенфельд, 1930); «Рисунок человека» (К.Маховер, 1949); Тест Дерева (К. Кох, 1949)1; «Несуществующее животноеи др.
7.Импрессивные проективные техники. Методики, относящиеся к данному типу, основываются на изучении результатов выбора наиболее желательных, предпочитаемых стимулов. Например, Тест цветовых выборов (М. Люшер, 1948),Тест цветных пирамид (ТЬе Со1ог Ругапио1 Тезг (СРТ))2, Тест
Сонди (Л. Сонди)3, Психогеометрический тест С. Делингераи др.
8.Аддитивные проективные техники. От испытуемыхтребуется завершить имеющее начало предложение, рассказ, ситуацию или историю. К данному виду проективныхметодик относятся: Инсайт тест (Е. Саржент, 1944)4; Тестаттитюдов детей (Д. Каган, Д. Лемкин, 1960)5; Тест «Завер
шение предложений» (Г. Эббингауз, 1897; А. Пейн, 1928)6;Тест Руки (Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер, 1962)7;Многомерный рисуночный тест (МВПТ) (Р. Блох, 1968)и др.
9.Семантические проективные методики выявляют эмоциональное отношение человека к исследуемому объекту каксредство выражения личностного смысла. К ним можно отнести: Семантический дифференциал (СД) (Ч. Осгуд, 1952—1957); технику репертуарных решеток Дж. Келли (Г. Келли,1955)8; метод семантического радикала (А. Р. Лурия,О. С. Виноградова, 1959)1; невербальный семантический дифференциал (Ч. Осгуд, 1962)2; частные семантические дифференциалы (Дж. Керрол, М. Уиш, 1969)3 и др.
Рассматривая теоретические аспекты проекции в рамках психологической методологии, следует особо подчеркнуть наличие довольно распространенной в последнее время и широко обсуждаемой в средствах массовой информации гипотезы о том, что устойчивые личностные свойства находят свое отражение в продуктах воображения, фантазии и они же определяют реальное поведение. Здесь имеет место справедливое ограничение, указывающее на то, что с помощью проективной техники исследователь проникает лишь к мир воображаемого поведения. Зачастую дерзкие и безрассудные поступки, совершаемые в рамках проективного тестирования, сочетаются с осторожностью и уравновешенностью в реальных жизненных ситуациях. Даже при однозначных признаках не может идти речи о полном соответствии результатов обследования реальному поведению испытуемых. Также необходим учет ситуационных факторов диагностического обследования, во-первых, — специфики его процедуры, а во-вторых, — особенностей используемого стимульного материала. В ответах на задания проективных методик обнаруживаются личностные свойства, проявление которых обусловлено особенностями стимулов-ситуаций. Таким образом, исследование личностных особенностей будет предсказывать реальное поведение только тогда, когда оно основывается на учете жизненных ситуаций, актуализирующих проявление не только тех или иных свойств личности, но и конкретной формы проявления каждого из них.
В связи с этим проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической пластичной (слабоструктурированной) стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии соответствующих ситуации тенденций, установок, (отношений и других личностных особенностей.
Особую актуальность приобретает изучение многообразных форм репрезентации личностного статуса в условиях снятия неопределенности, придания смысла слабоструктурированным стимулам. Проективный психологический материал многослоен. Он позволяет выбирать разные уровни анализа — от так называемого объективного, ограничивающегося указанием на количество увиденных деталей изображения, до «расплывчатых» гипотез, связанных с неосознаваемыми и не признаваемыми индивидом побуждениями, что снижает возможность получения внешнего, актуального, реального и объективного подтверждения психологического вывода. В этом смысле достоверность проективного продукта определяется не только поведенческим актом, но и ситуативно-временными параметрами жизнедеятельности обследуемого.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Воспроизведите типологию качественного оценивания в психологических исследованиях.
2. Каковы процедурные особенности качественного исследования в психологии?
3. Назовите наиболее популярные методики качественного исследования в психологии.
4. Какова обобщенная технология (стадии) качественного исследования в психологии?
5. Перечислите и дайте краткую характеристику критериямкачественного исследования в психологии.
6. Назовите уровни качественной методологии в психологии.Каковы стратегии (типы) качественных исследований в психологии?
7. Проанализируйте возможности и ограничения качественныхи количественных методов в психологии.
8. Верно ли утверждение, что триангуляция является оптимизацией соотношения качественных и количественных методовв психологии?
9. Какая теоретическая концепция положена в основу психологической проекции?
10.Назовите и охарактеризуйте основные признаки проективногометода.