Классификация качественных исследований
Развитие математических подходов в психологии, стремнине описать типы, построить модели закономерностей, в которые вписаны личности, породило в 1970-х гг. свой Методологический антипод. Появились исследователи, которые стремились вернуться назад, к непосредственному взаимодействию с реальным, живым человеком, к беседе, наблюдению, сопереживанию, выйти из личностных модальностей к реальным личностям, к жизненной ситуации, обыденному, конкретному человеку. Поэтому исследователи обратилиськ практикам описательной парадигмы (феноменологии), пониманию, интерпретации поступков и действий (герменевтика), различным формам анализа символов и смыслов (символический интеракционизм, этнометодология, семантический и лингвистический анализ), изучению текстов (контент, дискурс-анализ, анализ бесед, разговоров, документов) и др.
Заполнившая собой пустое поле конкретики в исследовании человеческой психики качественная психология еще не сумела систематизироваться. Это наиболее очевидно в области методологии и психологической инструменталистики. Н. Дензин и И. Линкольн указывают на то, что «никогда еще не было так много парадигм, стратегий исследования и методов анализа данных, которые исследователь мог бы взять на вооружение и применять на практике»'.
Подходы, направления, стратегии и методы качественных исследований исчисляются десятками. Причем различия между методами и подходами стираются и исследователи относят одни и те же процедуры то к методам, то к направлениям, то к стратегиям. Классификация процедур и методов качественных исследований крайне затруднена. Попытки их систематизации осуществляются разнопланово. Так, например, классификация П. Банистер2 (наблюдение, этнография, интервью, исследование личностных конструктов, дискурс-анализ, исследование действием, феминистское исследование) кардинально отличается от классификации А. Смит3 (феноменологический анализ, «обоснованная теория», нарративная психология, анализ разговоров, дискурс-анализ, фокус-группы, кооперативное исследование).
В перечень наиболее популярных процедур и направлений качественной методологии можно включить: исследование индивидуального случая (кейс-стади), биографическое исследование, историю жизни, феноменологический, герменевтический метод, этнометодологию, этнографию, феноменографию, «обоснованную теорию», метод фокус-групп, метод Дельфи (метод экспертных оценок), структурный ипализ событий, качественный контент-анализ, дискурс-анализ, анализ разговоров, нарративный анализ, феминистское, диалогическое, культуральное исследование, эвристическое исследование, исследование действием, клиническое исследование и др.1
Эта методическая чехарда, когда методом именуется все, •по связано с исследованием какого-либо психологического феномена и выполняет в полной мере или частично инструментальную функцию, привело многих авторов-сторонни-кон качественной парадигмы к определению этих процедур и подходов как стратегий качественного исследования.
Собственно методов психологического исследования, применяющихся в процессе качественной психологической оценки, приводится четыре — наблюдение, интервью, анализ документов и анализ аудиовизуальных материалов, которые по-разному используются в рамках перечисленных стратегий| и качественных исследований и имеют свой специфический ракурс рассмотрения, возможности и особенности анализа результатов.
Систематизация качественных исследований основывается на иерархии уровней методологии2 (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Уровни качественной методологии
Наименование уровней | Примеры |
Подходы качественного оценивания — теории, направления, традиции, к которым восходит появление того или иного вида исследования и которые выступают для него в качестве концептуального обоснования. | Феноменология, этнография, теория дискурса, нарратология, социальный конструкцианизм, психобиография, культуральная психология, феминистская теория и др. |
Стратегии, или типы качественного исследования — дизайн, принципы и общая форма проведения исследования | Феноменологическое, биографическое, нарративное, этнографическое, культуральное исследование, «обоснованная теория», дискурс-анализ и др. |
Методы качественного исследования — способы получения качественных психологических знаний | Наблюдение, интервью, анализ документации, анализ аудиовизуальных материалов |
Процедуры качественного исследования — конкретные способы сбора и анализа данных | Кодирование, категоризация, кластеризация и др. |