Качественные психологические исследования
Наличие в психологии двух тенденций — описательной и объяснительной, приводит внутренние психологические споры в тупик. Л. С. Выготский подчеркивал это противостояние и предполагал, что развитие психологии связано, прежде всего, с отмиранием одной из них. Эту «бесполезную» с точки зрения практики психологическую парадигму составляют феноменология, описательная и субъективная психология2.
Однако качественные, описательные, феноменологические тенденции, найдя своих сторонников, активно развиваются и по сей день. Анализ фенологических теорий Э. Гуссерля, В. Дельтея, К. Яспсрса, Л. Бисневангера, Г. Элленбергера, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, М. Босса, Р. Лэйнга, В. Франкла и др. позволяет сделать вывод о том, что качественный подход от исследования отдельных феноменов переходит к изучению целостного бытия субъекта в мире3.
Основной идеей качественного подхода как феноменологии является высказанная М. М. Бахтиным мысль о том, что сущность личности, оцениваемая посредством поступка, может быть адекватно выявлена только через конкретику данной личности. Непонимание ее появляется вследствиеоценки последней извне, абстрактно и обобщенно. «Все, взятое независимо, безотносительно к единственному ценностному центру исходящей ответственности поступка, деконкретизируется и дереализуется, теряет ценностный вес, эмоционально-волевую нудительность, становится пустой абстрактно-общей возможностью»1. М. М. Бахтин разработал целый комплекс категорий-принципов, являющихся основой феноменологического метода. Это «мир поступка», «со-бытие», «диалог», «чужая речь», «многоголосье», «высказывание», «текст», «понимание» и др.2
В частности, методологически центральным для качественных исследований является понимание слова, текста и высказывания как предмета и объекта психологического анализа. «Где нет к-кста, там нет и объекта для исследования и мышления»3. Текст и высказывание имеют два полюса, один из которых есть знак (язык), а другой — смысл для личности, соотношение которых во многом определяет успешность качественного анализа поступка человека.
Качественные исследования — это название относительно номой и самобытной области исследования. Она часто назы-иается феноменологическим методом.
Феноменология используется в психологии в тех случаях, когда предполагается досконально-описательное, беспредпосылочное исследование какого-либо явления. Как указывал
Э.Гуссерль, это форма исследования соотношений знака, предметных референтов, значений и структуры переживании, способов обыденного восприятия вещей и той работы сознаний, которая обеспечивает связность, осмысленность и сохранность во времени человеческого опыта.
Качественные, описательно-интернретативные формы активно используются отечественными психологами. Качественный анализ эмпирических данных является неотъемлемой частью любого экспериментального исследования, хотяпринципы и процедуры их ясно не определены. В настоящее время качественный подход больше напоминает некое порождение психологических знаний на уровне особого феномена, требующего дальнейшей структуризации, изучения и уточнения. К качественным исследованиям сегодня относят всевозможные феноменологические, нарративные процедуры, дискурс-анализ и прочие «мягкие» стратегии изучения психологических явлений, относительно недавно появившиеся в социальных науках.
Кроме того, что носителем объекта в качественных исследованиях являются не цифры, а слова (тексты, высказывания), выделяют и их процедурные особенности, о которых мы поговорим ниже.
Набор же собственно методов — общий для всех качественных исследований. Б него входят неструктурированное интервью, наблюдение, анализ документов, аудиовизуальных материалов и др.
Полученные при помощи этих методов результаты составляют так называемые «качественные данные», которые подвергаются соответствующему анализу. Схемы такого анализа различны. А. М. Улановский, ссылаясь на авторитеты, приводит одну из них, состоящую из следующих стадий:
1.Первичное прочтение данных, включающее целостноевосприятие текста, внесение в него пометок и комментариев.
2.Выделение смысловых единиц текста. На данной стадии, по свидетельству А. Джорджи, смысловыми единицаминазывают значимые высказывания, любые различимые логические переходы, изменения в повествовании. Составляетсясписок неповторяющихся смысловых единиц, относящихся
к одному виду переживаний («индивидуальная структура переживаний»). Данные списки могут сравниваться со списками переживаний других участников анализируемого события. Иногда может составляться общий список высказываний с подсчетом процентного соотношения протоколов участников.
3.Преобразование смысловых единиц, включающее преобразование (упрощение и переформулировка) смысловыхединиц в более строгих терминах при сохранении связи
с самобытно выраженным и связанным с конкретной ситуацией языком оригинала.
4.Группировка смысловых единиц по темам. На даннойстадии, по сути, предполагается проведение кластеризацииданных по обобщенным темам. Иногда осуществляется проверка правильности формирования кластера при помощизигзаг-процедуры, т.е. проверки текстов в обратном направлении (исследуемая смысловая единица соответствуетаспекту темы и отражает его, а подходит ли тема к исследуемому феномену, составляет ли она смысл поступка и т.д.).
На данном этапе возможно проведение ранжирования смысловых единиц по важности в исследуемом переживаниисобытия.
5.Формулировка структурного описания. Исследовательпроизводит «синтетическое описание» изучаемого явления,т.е. сводит смысловые единицы в структуру по определенному основанию. Например, в ходе анализа управленческихпроблем А. И. Пригожий показал, что проблемы по степени важности и взаимосвязанности могут быть корневыми(являются причиной других проблем), узловыми (являются следствием одних проблем и причиной последующих),
результирующими (являются следствием других проблем)и автономными (не являются следствием иных проблем).
Способами формирования данной структуры могут статьсхема пустографки или техника парных сравнений.
В результате смысловые единицы составляют некое смысловое поле, описывающее причинно-содержательное наполнение переживаний субъекта в исследуемой ситуации.
Придерживаясь качественных подходов, исследователи исходят, как минимум, из двух соображений. Первое отражает стремление поиска новых путей получения психологических знаний, которые не могут быть охвачены количественными методами, а второе — видение главной миссии качественных исследований в критике и реформировании академических количественных представлений большинства психологов.
Неоднородность и многогранность качественных исследований создают определенные сложности в выработке единого определения данной области психологических знаний.
Как указывают некоторые авторы, сторонники качественного подхода к психологическим исследованиям, существует, по крайней мере, два критерия, по которым можно определить качественные исследования: 1) слова как тип данных и средства анализа1 и 2) особый исследовательский подход, или эпистемология2.
1. Слова как тип данных и средство анализа. Носителем события или (в дальнейшем) факта является слово. Качественные данные — это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах: некоторое содержание, выделяемое исследователем из протоколов наблюдения, интервью, документов и аудиовизуальных материалов и формулируемое, кодируемое и передаваемое им словесно. Различия между качественными и количественными методами, указывает Я. Дей, сопоставимы с различиями между смыслами и математической статистикой.
Качественные данные, выраженные в словах, являются более «богатыми», информативными, аутентичными, более субъективными. Последнее часто выставляется значимым аргументом в критике со стороны апологетов количественных методов в психологии. Субъективность, по их мнению, зачастую приводит к низкой стандартизации качественных данных, что не позволяет воспроизводить их в иных условиях и другими исследователями. Однако в арсенале приверженцев качественного анализа имеются не только словесно-выразительные формы (тексты). Они могут включать богатый спектр культурных и социальных артефактов: изображения, рисунки, фотографии, аудио- и видеоматериалы, дизайн внутренних помещений и внешних пространств, предметы культуры и быта, медиасредства, музыку, архитектуру и пр.1
Важно то, что качественные методы как специальные формы анализа текста предполагают исследование содержания выражений и текстов, а не их статистические связи и обобщения.
Процедуры анализа качественных материалов начали активно разрабатываться в психологии и других социальных науках с конца 1970-х гг. В настоящее время существует ряд подходов к сортировке, кодированию, выделению паттернов и категорий исследования. Примерами таких направлений являются: интерпретативный подход М. Паттона; сетевой подход Дж. Блисс; квазистатистический подход М. Майлза и А. Губермана; «обоснованная теория» Б. Глазера, А. Страусса и Дж. Корбина5; феноменологический анализ А. Джорджи; нарративный анализ Э. Дж. Мишлера и др.
Указанные направления, как указывает Я. Дей, нацелены на решение главных задач — категоризации качественных данных и установления связей между категориями.
Основная часть качественных исследований базируется на анализе слов (выражения, текст), которые группируются, кластеризуются, разбиваются на семиотические сегменты и организуются так, чтобы их можно было сопоставить и выявить смысловые единицы. Это достигается путем применения различных процедур. Среди наиболее типичных и.1 них отмечаются: выделение фраз, паттернов, тем, метафор, их кластеризация, сравнение, счет, обобщение, сопоставление с имеющимися конструктами или концепциями1.
Существующие школы качественных исследований и их представителей можно расположить на некой шкале, полюсами которой станут, с одной стороны, строго формализованный анализ, а с другой, — интерпретативный. Первый полюс отличается применением четких кодирующих информацию принципов и процедур, а второй является более свободным от методических установлений, допускающим рассмотрение и фиксацию интуитивных предположений при исследовании данных и их углубленное толкование. Обе стороны качественного анализа предполагают проявление креативности самого исследователя2.
Таким образом, под качественными данными следует понимать то, что выражается в словах и высказываниях на естественном языке, а под количественными — числовые конструкции. Однако следует учитывать, что в качественных исследованиях применяются количественные оценки (например, шкала наименований или ординальная шкала), т.е. так называемые нечеткие шкалы или множества. То же касается и количественных измерений, когда полученный результат подлежит необходимой словесной интерпретации.
2. Вторым критерием качественных исследований является сам процесс, процедура передачи информации, вскрытие причин знаний, или качественная эпистемология.
Среди процедурных особенностей этого подхода авторами выделяются: 1) предпочтение полевой формы работы, ориентация на контекстуальное описание феномена и ситуационный анализ; 2) анализ социального контекста исследуемого события; 3) использование «насыщенного» фактами и поэтому полного и целостного описания явления (стремление к богатству и холизму); 4) интерес к индивидуальности и единичным случаям; 5) индуктивный подход к данным; 6) гибкость и отсутствие стандартизации данных и процедур; 7) рассмотрение испытуемого как эксперта собственной жизненной ситуации; 8) фокусировка внимания на языке как средстве анализа события; 9) ориентация на изучение смыслов и переживаний; 10) трактовка исследователя как инструмента, опора на его рефлексию.Предпочтение полевой формы работы — это одна из главных особенностей качественных исследований. Внимание при этом концентрируется на повседневных действиях испытуемых в естественной обстановке, непосредственный контакт с ними в рамках «живой» ситуации. Полевая работа предполагает относительно продолжительное вхождение исследователя в изучаемые социальные группы, сообщества и использование включенного наблюдения, бесед, эмпатии. Длительные сроки пребывания исследователя в изучаемой среде значительно повышают достоверность данных и используемых методов по сравнению с разовыми «срезами», часто применяющимися при эксперименте.
Анализ социального контекста исследуемого события предполагает препарирование и учет культурных, социальных, исторических, идеологических, политических, обрядово-традиционных, коммуникационных условий жизнедеятельности обследуемых. Исследователи, стоящие на позициях качественного анализа, в большинстве своем не признают каких-либо так называемых «универсальных» законов и структур психики, существующих вне социального контекста.
В качественном анализе предполагается использование «насыщенного» фактами и поэтому полного и целостного описания явления (стремление к богатству и холизму). Оно означает стремление исследователей к получению максимально богатых деталями, многосторонних, систематизированных, целостных (холистических) описаний изучаемого пиления.
Интерес к единичным, исключительным, специфическим случаям также является важным условием качественного исследования. Это обстоятельство исходит из парадигмальной погрешности количественного подхода, который основывает свои измерения на больших совокупностях и частотно-типологическом принципе. У этого принципа есть много приверженцев, ибо «жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами». Но единичные случаи предполагают и выявление закономерностей, и оценивание специфических исключений. Статистические закономерности развития, писал П. Тейяр де Шарден, присущи «слабым очагам сознания», более сложные сознательные существа развиваются индивидуализировано.
Индуктивный подход предполагает сбор и анализ эмпирических данных вне каких-либо ранее установленных теорий. Сбор данных ведет к появлению гипотез и концепций, а не наоборот, как это происходит в эксперименте. Именно поэтому качественные исследования представляются как способ предварительного изучения некоего психологического феномена, открытия, разведки, разработки новых теорий и гипотез относительно исследуемого явления.
Гибкость, отсутствие стандартизации данных, опора на нежесткий дизайн — важная особенность качественных исследований, которая в классической науке считается скорее недостатком, чем достоинством. Но, так как в качественном анализе сам исследователь становится неким «измерительным прибором», то его заметки, осмысленные замечания, сопоставления переводятся в форму нарратива1 и не подвергаются проверке. Идея этого положения сводится к убеждению, что исследователь сам, обладая определенным опытом, способен приблизиться к уровню доказательства исследуемого явления, не уступающему статистическому подтверждению2.
Трактовка обследуемого в качестве эксперта изучаемого события состоит в представлении человека (участника события) не как пассивного наблюдателя, подопытного, а как знающего эксперта, обладающего соответствующим уникальным опытом. Человек знает ситуацию лучше других, поскольку он в ней находится, живет и действует. Поэтому в исследовании используется процедура верификации данных с целью придания им большей надежности, когда с испытуемым обсуждаются детали события, уточняются результаты и выводы, вносятся поправки и дополнения.
Фокусировка внимания на языке как средстве анализа события предполагает анализ речи обследуемых, тестов, коммуникативных единиц, дискурса и пр. Особенностями работы с языком в качественных исследованиях являются: а) рассмотрение естественного, натурального языка как средства, представляющего психологическую реальность человеческогопереживания; б) использование повседневного или экспрессивного языка, позволяющего наиболее правдиво и понятно описать исследуемое явление; в) сохранение оригинального языка, способа выражения, описания, категоризации.
В качественных исследованиях происходит ориентация на изучение смыслов и переживаний, которые специфически отражают отношение к явлениям, событиям, людям и предметам. Через переживания и эмоции исследователь наиболее адекватно приближается к смыслам событий, участником которых являются испытуемые.
Исследователи-«качествениики» считают, что приближение к истинной оценке событий возможно только тогда, когда осуществляется рефлексия изучаемого явления психологом. Субъективные переживания и рефлексивные самоотчеты исследователя могут быть весьма ценными и уникальными источниками знаний об изучаемом феномене.
Таким образом, с учетом перечисленных особенностей качественное исследование представляет собой комплексное изучение психологических явлений, основанное на полевой форме работы, предполагающее сбор подробных описаний переживаний и смыслов, обработке данных с помощью специальных процедур анализа текста, интерпретации его с учетом социокультурного контекста, отсутствии жесткой стандартизации, внимании к единичным случаям, опоре на точку зрения обследуемых людей и рефлексию самого исследователя.