Глава 2. Общая характеристика качественныхисследований
2.1.Проблема научного познания в психологии
2.2.Качественное оценивание в психологии
2.3.Качественные психологические исследования
2.4.Классификация качественных исследований
2.5.Стратегии (типы) качественного исследования
2.6.Соотношение качественных и количественныхподходов в психологии
2.7.Теоретическое обоснование проективного методав качественном исследовании
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 3. Проективные психологические методыи технологии в качественном исследовании
3.1.Конститутивные проективные методы НО
3.2.Интерпретативные проективные методы
3.3.Экспрессивные проективные методы
3.4.Рефрактивные проективные методы
3.5.Импрессивные проективные методы
3.6.Аддитивные проективные методы
3.7.Психосемантические методы исследованияличности
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 4. Общая характеристика количественныхметодов психологического исследования
4.1.Измерение в психологии
4.2.Определение психологического исследования
4.3.Моделирование в психологическом исследовании
4.4.Объективность психологического измерения
4.5.Эффективность психологического исследования
Вопросы и задания для самоконтроля
Рекомендуемая литература
Глава 5. Характеристика переменных и дизайнпсихологического исследования
5.1.Гипотеза, объект и предмет психологическогоисследования
5.2.Основные эмпирические переменные и их контроль.Валидность психологического исследования
5.3.Доэкспериментальные план и дизайн «истинного»психологического исследования
5.4. Квазиэксперименты
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 6. Обобщение и интерпретация результатовпсихологического исследования
Организация психологического исследования
6.1.Обобщение и интерпретация результатовисследования
6.3. Оформление хода и результатов исследования
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 1
ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ
И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ
В результате освоения материала главы обучающиеся должны: знать
• объект, предмет и задачи курса «Качественные и количественные методы исследований в психологии»;
• современные теоретические концепции описательной и экспериментальной психологии;
• классификацию психологических методов анализа и измерения в психологии, их возможности и ограничения;
« профессиональные требования к психологу-экспериментатору; уметь
• ориентироваться в современных научных концепциях описательной и экспериментальной психологии, личности и группы,
самостоятельно анализировать их методологические и теоретические
основы в целях определения и выбора адекватных методов для конкретного психологического исследования проблемы;
Владеть навыками
• планирования, организации и проведения психологического
эксперимента;
• оптимального выбора и разработки психологических измерительных процедур.
Поскольку сама история психологического метода «очень велика», мы остановимся на ее основных вехах. Отведя качественным методам особую главу (гл. 2), мы проследим, как психологи в современных им социальных ситуациях использовали экспериментальный метод, модифицируя и дополняя его новыми оригинальными психодиагностическими средствами. Тем самым совместим историю идей и историю людей в единой формуле развития психологического исследования. Этот краткий экскурс мы построим в виде обзора важных, на наш взгляд, этапов исторического пути развития методологии психологии.
Психология — это, прежде всего, психолог-исследователь, изучающий некое явление человеческой «души» в виде отраженного света «сущности», это инструмент и процесс измерения психического явления в форме диагностики изучаемого явления и, наконец, это организация самого исследования. Поэтому, полагаем, что история методов психологии должна включать историю предмета исследований и историю людей, которые эти исследования проводили, историю формирования, совершенствования диагностических инструментов, психологических измерении и историю организации самого проведения психологического эксперимента.