Глава 2. Общая характеристика качественныхисследований

2.1.Проблема научного познания в психологии

2.2.Качественное оценивание в психологии

2.3.Качественные психологические исследования

2.4.Классификация качественных исследований

2.5.Стратегии (типы) качественного исследования

2.6.Соотношение качественных и количественныхподходов в психологии

2.7.Теоретическое обоснование проективного методав качественном исследовании

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3. Проективные психологические методыи технологии в качественном исследовании

3.1.Конститутивные проективные методы НО

3.2.Интерпретативные проективные методы

3.3.Экспрессивные проективные методы

3.4.Рефрактивные проективные методы

3.5.Импрессивные проективные методы

3.6.Аддитивные проективные методы

3.7.Психосемантические методы исследованияличности

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 4. Общая характеристика количественныхметодов психологического исследования

4.1.Измерение в психологии

4.2.Определение психологического исследования

4.3.Моделирование в психологическом исследовании

4.4.Объективность психологического измерения

4.5.Эффективность психологического исследования

Вопросы и задания для самоконтроля

Рекомендуемая литература

Глава 5. Характеристика переменных и дизайнпсихологического исследования

5.1.Гипотеза, объект и предмет психологическогоисследования

5.2.Основные эмпирические переменные и их контроль.Валидность психологического исследования

5.3.Доэкспериментальные план и дизайн «истинного»психологического исследования

5.4. Квазиэксперименты

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 6. Обобщение и интерпретация результатовпсихологического исследования

Организация психологического исследования

6.1.Обобщение и интерпретация результатовисследования

6.3. Оформление хода и результатов исследования

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 1

ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ

И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ

В результате освоения материала главы обучающиеся должны: знать

• объект, предмет и задачи курса «Качественные и количествен­ные методы исследований в психологии»;

• современные теоретические концепции описательной и экс­периментальной психологии;

• классификацию психологических методов анализа и измере­ния в психологии, их возможности и ограничения;

« профессиональные требования к психологу-экспериментатору; уметь

• ориентироваться в современных научных концепциях опи­сательной и экспериментальной психологии, личности и группы,
самостоятельно анализировать их методологические и теоретические
основы в целях определения и выбора адекватных методов для кон­кретного психологического исследования проблемы;

Владеть навыками

• планирования, организации и проведения психологического
эксперимента;

• оптимального выбора и разработки психологических измери­тельных процедур.

Поскольку сама история психологического метода «очень велика», мы остановимся на ее основных вехах. Отведя качественным методам особую главу (гл. 2), мы проследим, как психологи в современных им социальных ситуациях исполь­зовали экспериментальный метод, модифицируя и допол­няя его новыми оригинальными психодиагностическими средствами. Тем самым совместим историю идей и историю людей в единой формуле развития психологического иссле­дования. Этот краткий экскурс мы построим в виде обзора важных, на наш взгляд, этапов исторического пути развития методологии психологии.

Психология — это, прежде всего, психолог-исследователь, изучающий некое явление человеческой «души» в виде отра­женного света «сущности», это инструмент и процесс измере­ния психического явления в форме диагностики изучаемого явления и, наконец, это организация самого исследования. Поэтому, полагаем, что история методов психологии должна включать историю предмета исследований и историю людей, которые эти исследования проводили, историю формирова­ния, совершенствования диагностических инструментов, психологических измерении и историю организации самого проведения психологического эксперимента.

Наши рекомендации