Раскройте психологические особенности трудовой и бытовой деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Ситуация:
В процессе наблюдения за трудовой деятельностью детей старшей группы воспитатель отмечает у большинства воспитанников низкий уровень развития трудовых навыков и умений, нежелание участвовать в дежурстве, выполнять трудовые поручения. В группе находится ребенок. Который категорически отказывается трудиться. Из беседы с родителями воспитатель выяснила, что ребенок дома не привлекается к выполнению трудовых поручений и не имеет обязанностей.
Ответ:
Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характеристикой последних выступает их повторяемость через определенные промежутки времени, чередование и систематичность . Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. Техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических навыков, направленных на поддерживание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня. В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим.Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто. Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость т быстроту освоения навыков. Немотивированные указания. Которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае. Если дошкольник понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли он руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается от анализа условий, в которых они протекают. И для контроля за качеством их выполнения.Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах. Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Таким образом, освоенные культурно – гигиенические навыки превращаются в привычки-действия, выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. Дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процесс. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов – орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические навыки и умения. Трудовая деятельность дошкольников отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности.
Трудовая деятельность дошкольников развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда. Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточного длительного времени. С возрастом цели становятся не только устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений. Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы. Старшие дошкольники не только планируют собственную деятельность, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождения общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности. Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения контролировать свою деятельность. В 5-6 лет дошкольники стараются правильно оценивать свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.
Практические задания № 4.
Определите, какие компоненты психологической готовности сформированы у дошкольников недостаточно. Дайте рекомендации для родителей по подготовке ребенка к школе.
Ситуация:
Для успешного обучения в школе ребенку необходимо овладеть навыками учебной деятельности. Если они сформированы недостаточно, то выпускники дошкольных учреждений испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы 1 класса. Это связанно с тем, что подготовка детей к школе в дошкольном учреждении осуществлялась на недостаточно сформированы мотивация к учебной деятельности, произвольное внимание, сенсомоторная координация, коммуникативные навыки и самостоятельность.
Ответ:
Из приведенной ситуации видно, что у дошкольников недостаточно сформированы личностный (социальный) и эмоционально – волевой компоненты психологической готовности. Личностный компонент отвечает за формирование у дошкольника учебной мотивации. Дошкольник должен хотеть идти в школу ради получения новых знаний, ради того, чтобы узнать что-то новое. К сожалению, многие дошкольники хотят в школу, потому – что хотят быть «большими», хотят носить красивую форму, хотят портфель и т.д. Не сформированность этого компонента может привести к тому, что начав учиться в школе, ребенок быстро потеряет интерес к ней, т.к. первоначально ожидал лишь хороших отметок и красивых атрибутов.
Отсутствие сформированной эмоционально-волевой готовности приведет к тому. Что ребенок не будет внимателен на уроках, будет быстро утомляться, как следствие этого, не будет запоминать необходимую информацию. Быстрая утомляемость приведет к снижению уровня физического здоровья, что будет проявляться в частых заболеваниях и пропусков уроков.
Поэтому необходимо готовить дошкольника не только интеллектуально к обучению в школе, но развивать эмоционально – волевую сферу и положительную мотивацию к обучению. Мы разработали рекомендации, которые хотим вам представить.
Практические задания № 5.