Выделите причины описанного поведения ребенка и охарактеризуйте пути их преодоления.
Вопросы к ГИА по психологии 341
1. Дайте определение психологии как науки, происхождение и исторические аспекты данной науки. Перечислите и охарактеризуйте отрасли психологии.
2. Раскройте сущность сознание как формы психического отражения.
3. Дайте характеристику термина деятельности, назвать, что входит в ее структуру. Описать виды деятельности.
4. Рассмотреть характеристику процесса восприятия его значения и закономерности.
5. Дать определение термина личность, характеристика структуры личности в отечественной психологии.
6. Описать развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Какие виды эмоций вы знаете.
7. Дать подробный анализ процесса внимания. Раскрыть основы физиологического процесса внимания.
8. Перечислить особенности развития продуктивных видов деятельности дошкольника, их связь с игрой.
9. Раскройте особенностей развития игровой деятельности дошкольника.
10. Перечислите основные направления современного обучения: развивающее, проблемное, программированное.
11. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.
12. Дать характеристику процесса мышления. Перечислить его виды. Сделайте вывод какова связь процесса мышления с речью.
13. Охарактеризуйте психологию педагогической деятельности. Назовите и раскройте педагогические способности и профессионально важные качества педагога.
14. Объясните сущность термина характер. Расскажите о его значении и формировании у детей. Назовите пути его воспитания.
15. Дать подробный анализ процесса воображения, перечислить его виды. Объяснить развитие процесса воображения у детей.
16. Дайте определение понятия воля, назовите волевые качества личности.
17. Сделайте анализ новообразований дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника.
- Объясните сущность понятия о темпераменте. Раскройте психологическую характеристику типов темперамента.
- Дайте определение термина способности. Назвать каковы уровни развития способностей. Какую роль играют задатки.
- Дать подробную характеристику психологических особенностей дошкольного возраста.
- Дать подробную характеристику кризиса новорожденности. Какую роль играет « комплекс оживления».
- Сделать анализ психологических особенностей подросткового возраста.
- Сделать анализ психологических особенностей младенчества. Назвать основные новообразования.
- Раскрыть особенности педагогических конфликтов: причины, способы преодоления.
- Дать общую характеристику психологии общения, назвать ее специфику, функции и виды общения.
- Укажите положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
- Опишите логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Правила определения понятий.
- Опишите логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Индукция и дедукция.
29. Раскрыть деятельностный подход в психологии. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.
30. Сущность психологии памяти. Теории памяти.
31. Опишите основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Особенности памяти в пожилом возрасте.
32. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
33. Раскрыть понятие о стрессе. Теория стресса как модель для объяснения психосоматических взаимосвязей.
34. Проанализировать какие есть отличия восприятия от ощущений. Назвать виды восприятий.
35. Описать сущность психических процессов, свойства и состояния, и указать их взаимосвязь.
36. Дать определение абсолютного и относительного порогов ощущений.
37. Сделать вывод, какова связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость.
38. Назвать основные категории психологии, и их характеристика.
39. Перечислить основные приемы воображения
40. Основные особенности чувств, их виды.
41. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
42. Дать определение социализации. Раскрыть содержание и механизмы социализации.
43. Раскрыть сущность структуры психологии общения.
44. Опишите развитие процесса внимания у детей дошкольного возраста
Практические задания № 1.
Уроке?
Ситуация:
Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлён в окно, точнее во
двор. Миша ничем не нарушает дисциплину, но за ходом урока не следит. Один из
учеников ошибся у доски, весь класс смеётся. Миша так же спокоен, так же пристально
смотрит в окно. Учитель переводит взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики
играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша
тоже возмущён, он порывается что-то крикнуть. Учитель задаёт Мише вопрос. Миша
недоумённо молчит.
Ответ:
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.
Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Реже наблюдаются обратные случаи — за кажущейся невнимательностью ученика (отсутствующий взгляд, импульсивные движения, вольная поза) скрывается глубокое, устойчивое внимание. Поэтому нужно не столько ориентироваться на внешнее выражение внимания, сколько осуществлять постоянный и неослабный контроль за деятельностью учащихся. Для этого полезно (как делают иногда опытные учителя) вызвать иного внешне внимательного ученика и попросить его повторить только что сказанное учителем.
Практическое задание № 22.
Проанализируйте и раскройте суть сюжетно-ролевой игры. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание.
Ответ: Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни советских людей.
Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).
Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.
Итоговый экзамен по психологии темы:
Раздел 1.Общая психология
Тема 1.1.Предмет, задачи и методы психологии
Тема 1.2. Психика и ее развитие.
Тема 1 .3 Деятельность как способ существования
Тема 1.4. Познавательная деятельность
1.4.1 Ощущения как форма отражения реальности
1.4.2. Восприятие и его физиологические особенности.
1.4.3. Внимание и его физиологические особенности
1.4.4.Память и его физиологические особенности
1.4.5. Мышление и его физиологические особенности
1.4.6. Воображение и его физиологические особенности
Тема 1.5. Человек как индивид
Тема 1.6. Человек как субъект, личность и индивидуальность
Тема 1.7. Эмоционально-волевая организация деятельности
Раздел 2.
Возрастная психология
Тема 2.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Тема 2.2. Основные закономерности психического развития
Тема 2.3. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы
Тема 2.4.Особенности психического развития младенца
Тема 2.5.Особенности психического развития в дошкольном возрасте
Тема 2.6. Психология младшего школьника
Тема 2.7.Психология подростка
Тема 2.8.Психология юношества
Раздел 3. Психология игры
Тема 3.1 Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника
Тема 3.2. Развитие игры в раннем и дошкольном возрасте
Тема 3.3. Влияние игры на развитие личности ребенка
Раздел 4 Психология общения
Тема 4.1.Общая характеристика общения
Тема 4.2 Конфликты и способы их разрешения
Тема 4.3. Группа как социально-психологическое явление
Тема 4.4. Особенности общения взрослого с детьми разного возраста
Тема 4.5. Особенности общения детей со сверстниками
Вопросы к ГИА по психологии 341
1. Дайте определение психологии как науки, происхождение и исторические аспекты данной науки. Перечислите и охарактеризуйте отрасли психологии.
2. Раскройте сущность сознание как формы психического отражения.
3. Дайте характеристику термина деятельности, назвать, что входит в ее структуру. Описать виды деятельности.
4. Рассмотреть характеристику процесса восприятия его значения и закономерности.
5. Дать определение термина личность, характеристика структуры личности в отечественной психологии.
6. Описать развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Какие виды эмоций вы знаете.
7. Дать подробный анализ процесса внимания. Раскрыть основы физиологического процесса внимания.
8. Перечислить особенности развития продуктивных видов деятельности дошкольника, их связь с игрой.
9. Раскройте особенностей развития игровой деятельности дошкольника.
10. Перечислите основные направления современного обучения: развивающее, проблемное, программированное.
11. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.
12. Дать характеристику процесса мышления. Перечислить его виды. Сделайте вывод какова связь процесса мышления с речью.
13. Охарактеризуйте психологию педагогической деятельности. Назовите и раскройте педагогические способности и профессионально важные качества педагога.
14. Объясните сущность термина характер. Расскажите о его значении и формировании у детей. Назовите пути его воспитания.
15. Дать подробный анализ процесса воображения, перечислить его виды. Объяснить развитие процесса воображения у детей.
16. Дайте определение понятия воля, назовите волевые качества личности.
17. Сделайте анализ новообразований дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника.
- Объясните сущность понятия о темпераменте. Раскройте психологическую характеристику типов темперамента.
- Дайте определение термина способности. Назвать каковы уровни развития способностей. Какую роль играют задатки.
- Дать подробную характеристику психологических особенностей дошкольного возраста.
- Дать подробную характеристику кризиса новорожденности. Какую роль играет « комплекс оживления».
- Сделать анализ психологических особенностей подросткового возраста.
- Сделать анализ психологических особенностей младенчества. Назвать основные новообразования.
- Раскрыть особенности педагогических конфликтов: причины, способы преодоления.
- Дать общую характеристику психологии общения, назвать ее специфику, функции и виды общения.
- Укажите положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
- Опишите логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Правила определения понятий.
- Опишите логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Индукция и дедукция.
29. Раскрыть деятельностный подход в психологии. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.
30. Сущность психологии памяти. Теории памяти.
31. Опишите основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Особенности памяти в пожилом возрасте.
32. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
33. Раскрыть понятие о стрессе. Теория стресса как модель для объяснения психосоматических взаимосвязей.
34. Проанализировать какие есть отличия восприятия от ощущений. Назвать виды восприятий.
35. Описать сущность психических процессов, свойства и состояния, и указать их взаимосвязь.
36. Дать определение абсолютного и относительного порогов ощущений.
37. Сделать вывод, какова связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость.
38. Назвать основные категории психологии, и их характеристика.
39. Перечислить основные приемы воображения
40. Основные особенности чувств, их виды.
41. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
42. Дать определение социализации. Раскрыть содержание и механизмы социализации.
43. Раскрыть сущность структуры психологии общения.
44. Опишите развитие процесса внимания у детей дошкольного возраста
Практические задания № 1.
Выделите причины описанного поведения ребенка и охарактеризуйте пути их преодоления.
Ситуация:
В ходе психолого – педагогического исследования ребенка 3 лет были выявлены: повышенная эмоциональная возбудимость , склонность к физической агрессии, упрямство, частые капризы, объем словаря не соответствует возрасту, произносимые слова ребенок часто заменяет жестами и звукоподражанием, мальчик подвижный, координация удовлетворительная, но основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно. В процессе беседы с родителями и проведенного анкетирования воспитатель выяснила, что ребенок воспитывается в неполной семье. Ребенку недостаточно внимания уделяется познавательному развитию.
Ответ:
Поведение ребенка – характерный пример «кризиса трех лет», который выражается в стремлении ребенка делать то, что делают взрослые. На протяжении начального периода формирования личности очень важна роль взрослого, организующего совместную деятельность с дошкольником.
Взрослый поощряет разумную самостоятельность и активность ребенка. Возможными причинами подобного поведения является неполная семья, отсутствие должного внимания со стороны взрослых людей, педагогическая запущенность ребенка.
Поскольку ребенок не имеет возможности постоянно общаться с обоими родителями, он начинает испытывать недостаток любви, который приводит к эмоциональному неблагополучию ребенка. Такой ребенок будет несколько отставать в развитии от своих сверстников, причем как в физическом, так и в интеллектуальном. В данном примере проблема усугубляется еще и тем, что родители не занимаются с ребенком (это выяснилось из беседы и анкеты). Поэтому эмоциональное неблагополучие усиливается еще и педагогической запущенностью ребенка, а также кризисными проявлениями, о которых мы уже упоминали.
Для преодоления выделенных нами причин необходимо вести работу в нескольких направлениях.
- С родителями. Необходимо объяснить родителям, особенно маме, что общение с ребенком в первые годы особенно важно для его развития: физического, эмоционального, интеллектуального, личностного. Можно предложить такие формы работы, как : индивидуальная консультация у психолога, воспитателя; родительское собрание (обмен опытом между родителями); посещение тренингов детско – родительских отношений.
Также родителям необходимо порекомендовать увеличить время общения с ребенком, делая акцент при общении на его развитие. Порекомендовать литературу, игры, упражнения, которые помогут в домашних условиях восполнить отставание в развитии.
- С ребенком. Необходимо проводить индивидуальные занятия на развитие психических функций. Активизировать ребенка на групповых занятиях, включать в игры, оказывать поддержку, использовать адекватную похвалу.
Практические задания № 2.
Раскройте особенности развития речи дошкольников 6 – ти лет, определите возможные причины низкого уровня развития связной речи, дайте рекомендации по воспитательно-образовательной работе.
Ситуация:
В начале учебного года при обследовании речи детей подготовительной группы воспитателем было выявлено, что у большинства детей низкий уровень развития связной речи. Дети затрудняются в составлении творческих рассказов по картинкам, игрушкам на словарной основе, не могут пересказывать литературные произведения с творческими дополнениями.
Ответ:
Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опята взаимодействия с окружающими. Например, жадный – не тот, кто не делится игрушками, добрый – тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближеннее к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. У старшего дошкольника в развитии речи важным является появление ее новых форм – контекстной и объяснительной.
Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и основанием грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью, она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.
Объяснительная речь – самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно – следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение роли в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
К 7 годам ребенок отделяет от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу. Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выпонять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.
Еще одна важная особенность детской речи – феномен эгоцентрической речи. Пиаже писал, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит только «со своей точки зрения» и не пытается понять позицию собеседника. Для него любой встречный – собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса. Вербальный эгоцентризм проявляется в том, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на другого и не осознавая различия своей точки зрения и точки зрения собеседника.
Эгоцентрическая речь не охватывает всей речи ребенка, ее доля зависит во-первых, от активности ребенка, во-вторых, от типа социальных отношений, установившихся как между ребенком и взрослым, так и между детьми-ровесниками. Там, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде сверстников, где могут вестись дискуссии и споры, процент такой речи снижается. Но с возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается в зависимости от среды. В три года он достигает наибольшей величины – 75%, от трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет совсем исчезает.
Возможными причинами низкого уровня развития детской речи могут являться:
· Недостаточный уровень общения с ребенком в условиях семьи, начиная с младенческого возраста;
· Отсутствие целенаправленных занятий по развитию речи, как в условиях семьи, так и условиях детского сада;
· Отсутствие примеров правильной речи взрослого.
Практические задания № 3.