Выделите причины описанного поведения ребенка и охарактеризуйте пути их преодоления.

Вопросы к ГИА по психологии 341

1. Дайте определение психологии как науки, происхождение и исторические аспекты данной науки. Перечислите и охарактеризуйте отрасли психологии.

2. Раскройте сущность сознание как формы психического отражения.

3. Дайте характеристику термина деятельности, назвать, что входит в ее структуру. Описать виды деятельности.

4. Рассмотреть характеристику процесса восприятия его значения и закономерности.

5. Дать определение термина личность, характеристика структуры личности в отечественной психологии.

6. Описать развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Какие виды эмоций вы знаете.

7. Дать подробный анализ процесса внимания. Раскрыть основы физиологического процесса внимания.

8. Перечислить особенности развития продуктивных видов деятельности дошкольника, их связь с игрой.

9. Раскройте особенностей развития игровой деятельности дошкольника.

10. Перечислите основные направления современного обучения: развивающее, проблемное, программированное.

11. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.

12. Дать характеристику процесса мышления. Перечислить его виды. Сделайте вывод какова связь процесса мышления с речью.

13. Охарактеризуйте психологию педагогической деятельности. Назовите и раскройте педагогические способности и профессионально важные качества педагога.

14. Объясните сущность термина характер. Расскажите о его значении и формировании у детей. Назовите пути его воспитания.

15. Дать подробный анализ процесса воображения, перечислить его виды. Объяснить развитие процесса воображения у детей.

16. Дайте определение понятия воля, назовите волевые качества личности.

17. Сделайте анализ новообразований дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника.

  1. Объясните сущность понятия о темпераменте. Раскройте психологическую характеристику типов темперамента.
  2. Дайте определение термина способности. Назвать каковы уровни развития способностей. Какую роль играют задатки.
  3. Дать подробную характеристику психологических особенностей дошкольного возраста.
  4. Дать подробную характеристику кризиса новорожденности. Какую роль играет « комплекс оживления».
  5. Сделать анализ психологических особенностей подросткового возраста.
  6. Сделать анализ психологических особенностей младенчества. Назвать основные новообразования.
  7. Раскрыть особенности педагогических конфликтов: причины, способы преодоления.
  8. Дать общую характеристику психологии общения, назвать ее специфику, функции и виды общения.
  9. Укажите положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
  10. Опишите логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Правила определения понятий.
  11. Опишите логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Индукция и дедукция.

29. Раскрыть деятельностный подход в психологии. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

30. Сущность психологии памяти. Теории памяти.

31. Опишите основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Особенности памяти в пожилом возрасте.

32. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.

33. Раскрыть понятие о стрессе. Теория стресса как модель для объяснения психосоматических взаимосвязей.

34. Проанализировать какие есть отличия восприятия от ощущений. Назвать виды восприятий.

35. Описать сущность психических процессов, свойства и состояния, и указать их взаимосвязь.

36. Дать определение абсолютного и относительного порогов ощущений.

37. Сделать вывод, какова связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость.

38. Назвать основные категории психологии, и их характеристика.

39. Перечислить основные приемы воображения

40. Основные особенности чувств, их виды.

41. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

42. Дать определение социализации. Раскрыть содержание и механизмы социализации.

43. Раскрыть сущность структуры психологии общения.

44. Опишите развитие процесса внимания у детей дошкольного возраста

Практические задания № 1.

Уроке?

Ситуация:

Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлён в окно, точнее во

двор. Миша ничем не нарушает дисциплину, но за ходом урока не следит. Один из

учеников ошибся у доски, весь класс смеётся. Миша так же спокоен, так же пристально

смотрит в окно. Учитель переводит взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики

играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша

тоже возмущён, он порывается что-то крикнуть. Учитель задаёт Мише вопрос. Миша

недоумённо молчит.

Ответ:

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Реже наблюдаются обратные случаи — за кажущейся невнимательностью ученика (отсутствующий взгляд, импульсивные движения, вольная поза) скрывается глубокое, устойчивое внимание. Поэтому нужно не столько ориентироваться на внешнее выражение внимания, сколько осуществлять постоянный и неослабный контроль за деятельностью учащихся. Для этого полезно (как делают иногда опытные учителя) вызвать иного внешне внимательного ученика и попросить его повторить только что сказанное учителем.

Практическое задание № 22.

Проанализируйте и раскройте суть сюжетно-ролевой игры. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание.

Ответ: Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни советских людей.

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

Итоговый экзамен по психологии темы:

Раздел 1.Общая психология

Тема 1.1.Предмет, задачи и методы психологии

Тема 1.2. Психика и ее развитие.

Тема 1 .3 Деятельность как способ существования

Тема 1.4. Познавательная деятельность

1.4.1 Ощущения как форма отражения реальности

1.4.2. Восприятие и его физиологические особенности.

1.4.3. Внимание и его физиологические особенности

1.4.4.Память и его физиологические особенности

1.4.5. Мышление и его физиологические особенности

1.4.6. Воображение и его физиологические особенности

Тема 1.5. Человек как индивид

Тема 1.6. Человек как субъект, личность и индивидуальность

Тема 1.7. Эмоционально-волевая организация деятельности

Раздел 2.

Возрастная психология

Тема 2.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Тема 2.2. Основные закономерности психического развития

Тема 2.3. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы

Тема 2.4.Особенности психического развития младенца

Тема 2.5.Особенности психического развития в дошкольном возрасте

Тема 2.6. Психология младшего школьника

Тема 2.7.Психология подростка

Тема 2.8.Психология юношества

Раздел 3. Психология игры

Тема 3.1 Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника

Тема 3.2. Развитие игры в раннем и дошкольном возрасте

Тема 3.3. Влияние игры на развитие личности ребенка

Раздел 4 Психология общения

Тема 4.1.Общая характеристика общения

Тема 4.2 Конфликты и способы их разрешения

Тема 4.3. Группа как социально-психологическое явление

Тема 4.4. Особенности общения взрослого с детьми разного возраста

Тема 4.5. Особенности общения детей со сверстниками

Вопросы к ГИА по психологии 341

1. Дайте определение психологии как науки, происхождение и исторические аспекты данной науки. Перечислите и охарактеризуйте отрасли психологии.

2. Раскройте сущность сознание как формы психического отражения.

3. Дайте характеристику термина деятельности, назвать, что входит в ее структуру. Описать виды деятельности.

4. Рассмотреть характеристику процесса восприятия его значения и закономерности.

5. Дать определение термина личность, характеристика структуры личности в отечественной психологии.

6. Описать развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Какие виды эмоций вы знаете.

7. Дать подробный анализ процесса внимания. Раскрыть основы физиологического процесса внимания.

8. Перечислить особенности развития продуктивных видов деятельности дошкольника, их связь с игрой.

9. Раскройте особенностей развития игровой деятельности дошкольника.

10. Перечислите основные направления современного обучения: развивающее, проблемное, программированное.

11. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.

12. Дать характеристику процесса мышления. Перечислить его виды. Сделайте вывод какова связь процесса мышления с речью.

13. Охарактеризуйте психологию педагогической деятельности. Назовите и раскройте педагогические способности и профессионально важные качества педагога.

14. Объясните сущность термина характер. Расскажите о его значении и формировании у детей. Назовите пути его воспитания.

15. Дать подробный анализ процесса воображения, перечислить его виды. Объяснить развитие процесса воображения у детей.

16. Дайте определение понятия воля, назовите волевые качества личности.

17. Сделайте анализ новообразований дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника.

  1. Объясните сущность понятия о темпераменте. Раскройте психологическую характеристику типов темперамента.
  2. Дайте определение термина способности. Назвать каковы уровни развития способностей. Какую роль играют задатки.
  3. Дать подробную характеристику психологических особенностей дошкольного возраста.
  4. Дать подробную характеристику кризиса новорожденности. Какую роль играет « комплекс оживления».
  5. Сделать анализ психологических особенностей подросткового возраста.
  6. Сделать анализ психологических особенностей младенчества. Назвать основные новообразования.
  7. Раскрыть особенности педагогических конфликтов: причины, способы преодоления.
  8. Дать общую характеристику психологии общения, назвать ее специфику, функции и виды общения.
  9. Укажите положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
  10. Опишите логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Правила определения понятий.
  11. Опишите логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Индукция и дедукция.

29. Раскрыть деятельностный подход в психологии. Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности в теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

30. Сущность психологии памяти. Теории памяти.

31. Опишите основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Особенности памяти в пожилом возрасте.

32. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.

33. Раскрыть понятие о стрессе. Теория стресса как модель для объяснения психосоматических взаимосвязей.

34. Проанализировать какие есть отличия восприятия от ощущений. Назвать виды восприятий.

35. Описать сущность психических процессов, свойства и состояния, и указать их взаимосвязь.

36. Дать определение абсолютного и относительного порогов ощущений.

37. Сделать вывод, какова связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость.

38. Назвать основные категории психологии, и их характеристика.

39. Перечислить основные приемы воображения

40. Основные особенности чувств, их виды.

41. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

42. Дать определение социализации. Раскрыть содержание и механизмы социализации.

43. Раскрыть сущность структуры психологии общения.

44. Опишите развитие процесса внимания у детей дошкольного возраста

Практические задания № 1.

Выделите причины описанного поведения ребенка и охарактеризуйте пути их преодоления.

Ситуация:

В ходе психолого – педагогического исследования ребенка 3 лет были выявлены: повышенная эмоциональная возбудимость , склонность к физической агрессии, упрямство, частые капризы, объем словаря не соответствует возрасту, произносимые слова ребенок часто заменяет жестами и звукоподражанием, мальчик подвижный, координация удовлетворительная, но основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно. В процессе беседы с родителями и проведенного анкетирования воспитатель выяснила, что ребенок воспитывается в неполной семье. Ребенку недостаточно внимания уделяется познавательному развитию.

Ответ:

Поведение ребенка – характерный пример «кризиса трех лет», который выражается в стремлении ребенка делать то, что делают взрослые. На протяжении начального периода формирования личности очень важна роль взрослого, организующего совместную деятельность с дошкольником.

Взрослый поощряет разумную самостоятельность и активность ребенка. Возможными причинами подобного поведения является неполная семья, отсутствие должного внимания со стороны взрослых людей, педагогическая запущенность ребенка.
Поскольку ребенок не имеет возможности постоянно общаться с обоими родителями, он начинает испытывать недостаток любви, который приводит к эмоциональному неблагополучию ребенка. Такой ребенок будет несколько отставать в развитии от своих сверстников, причем как в физическом, так и в интеллектуальном. В данном примере проблема усугубляется еще и тем, что родители не занимаются с ребенком (это выяснилось из беседы и анкеты). Поэтому эмоциональное неблагополучие усиливается еще и педагогической запущенностью ребенка, а также кризисными проявлениями, о которых мы уже упоминали.

Для преодоления выделенных нами причин необходимо вести работу в нескольких направлениях.

  1. С родителями. Необходимо объяснить родителям, особенно маме, что общение с ребенком в первые годы особенно важно для его развития: физического, эмоционального, интеллектуального, личностного. Можно предложить такие формы работы, как : индивидуальная консультация у психолога, воспитателя; родительское собрание (обмен опытом между родителями); посещение тренингов детско – родительских отношений.

Также родителям необходимо порекомендовать увеличить время общения с ребенком, делая акцент при общении на его развитие. Порекомендовать литературу, игры, упражнения, которые помогут в домашних условиях восполнить отставание в развитии.

  1. С ребенком. Необходимо проводить индивидуальные занятия на развитие психических функций. Активизировать ребенка на групповых занятиях, включать в игры, оказывать поддержку, использовать адекватную похвалу.

Практические задания № 2.

Раскройте особенности развития речи дошкольников 6 – ти лет, определите возможные причины низкого уровня развития связной речи, дайте рекомендации по воспитательно-образовательной работе.

Ситуация:

В начале учебного года при обследовании речи детей подготовительной группы воспитателем было выявлено, что у большинства детей низкий уровень развития связной речи. Дети затрудняются в составлении творческих рассказов по картинкам, игрушкам на словарной основе, не могут пересказывать литературные произведения с творческими дополнениями.

Ответ:

Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опята взаимодействия с окружающими. Например, жадный – не тот, кто не делится игрушками, добрый – тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближеннее к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. У старшего дошкольника в развитии речи важным является появление ее новых форм – контекстной и объяснительной.

Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и основанием грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью, она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.

Объяснительная речь – самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно – следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение роли в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

К 7 годам ребенок отделяет от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу. Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выпонять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.

Еще одна важная особенность детской речи – феномен эгоцентрической речи. Пиаже писал, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит только «со своей точки зрения» и не пытается понять позицию собеседника. Для него любой встречный – собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса. Вербальный эгоцентризм проявляется в том, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на другого и не осознавая различия своей точки зрения и точки зрения собеседника.

Эгоцентрическая речь не охватывает всей речи ребенка, ее доля зависит во-первых, от активности ребенка, во-вторых, от типа социальных отношений, установившихся как между ребенком и взрослым, так и между детьми-ровесниками. Там, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде сверстников, где могут вестись дискуссии и споры, процент такой речи снижается. Но с возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается в зависимости от среды. В три года он достигает наибольшей величины – 75%, от трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет совсем исчезает.

Возможными причинами низкого уровня развития детской речи могут являться:

· Недостаточный уровень общения с ребенком в условиях семьи, начиная с младенческого возраста;

· Отсутствие целенаправленных занятий по развитию речи, как в условиях семьи, так и условиях детского сада;

· Отсутствие примеров правильной речи взрослого.

Практические задания № 3.

Наши рекомендации