ДЕ 3. Формирование психики в онтогенезе

Высшей формой развития психики является (-ются) …

ощущения

речь

инстинкт

сознание

Основателем культурно-исторической концепции развития психики человека является …

А. Н. Леонтьев

И. М. Сеченов

И. П. Павлов

Л. С. Выготский

А. Н. Леонтьев и К. Э. Фабри выделили следующие стадии развития психики и поведения животных …

онтогенеза, филогенеза и антропогенеза

перцептивная, сенсомоторная, интеллект

сенсомоторный интеллект и стадия формальных операций

элементарная сенсорная, перцептивная, интеллект

Формой поведения животного на стадии элементарной (сенсорной) психики является (-ются) …
инсайт

операции

навык

инстинкт

Способность решать двухфазные задачи («подготовка» и «реализация») и функциональное использование «орудий» характерно для______ стадии развития психики.

перцептивный

интеллектуальной

элементарной

сенсорной

Способность отражения внешней объективной действительности в форме вещей характерна_____ для стадии развития психики

перцептивной

интеллектуальной

элементароной

доперцептивной

Высшего уровня развития психики – «стадии интеллекта» (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри) – достигает (-ют) …

только человек

все животные, имеющие нервную систему

обезьяны, собаки, дельфины

рыбы, насекомые, моллюски

Согласно идеям П. Я. Гальперина, основным критерием психики является …

наличие психики у тех живых существ, у которых есть нервная система

психическая ориентировка в новых нестандартных условиях

наличие психики только у человека

наличие психики у живой материи

Формой отражения на стадии элементарной (сенсорной) психики является (-ются) …

целостные образы

интеллект

мышление

ощущения

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются три основные стадии: сенсорная, _________ и интеллектуальная.

моторная

перцептивная

тактильная

интуитивная

Процесс и результат формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности в культурно-исторической концепции развития психики называется …

апперцепцией

экстраполяцией

интериоризацией

интроспекцией

Автором термина «акмеология» является отечественный ученый …

А. Н. Леонтьев

Л. С. Выготский

Н. А. Рыбников

Б. Г. Ананьев

Защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный, называется …

замещением

рационализацией

вытеснением

изоляцией

В качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе выступает …

самопринятие

самопознание

самоконтроль

самоопределение

Среди компонентов самосознания можно выделить …

апперцепцию

чувство вины

сознание своей тождественности

способность к интроспекции

Понятие «высшие психические функции» было введено выдающимся отечественным психологом …

Л. Н. Леонтьевым

С. Л. Рубинштейном

Б. Г. Ананьевым

Л. С. Выготским

Способность оценивать себя (самооценка) у ребенка формируется в возрасте _____ лет.

Варианты ответов

Согласно формуле У. Джемса, от уровня притязания и успеха зависит …

самоконтроль

самоуважение

самореализация

самопринятие

Развитие сознания у человека в филогенезе неразрывно связано с …

развитием слуховых ощущений

началом общественно-трудовой деятельности

появлением центральной нервной системы

развитием чувствительности

Восстановите правильную последовательность уровней развития психики от элементарного к высшему:

чувствительность

раздражимость

поведение

самосознание

сознание

Установите правильную последовательность в иерархии свойств структурной организации психики:

психорефлексивные

социально-психологические

психо­физиологические

деятельностно-психологические

психофизические

Установите соответствие между психическими явлениями и формами проявления психики.
1.Психические процессы
2.Психические свойства
3.Психические состояния

психические явления, характеризующие состояние психики в целом

психические явления как первичные регуляторы поведения человека, имеющие определенное начало, течение и конец

психические явления как наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения

Установите соответствие между группами психических процессов и их характеристиками.
1. Познавательные психические процессы
2. Эмоциональные психические процессы
3. Волевые психические процессы

явления, включающие аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс

процессы, наиболее ярко проявляющиеся в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением

процессы, связанные с восприятием и переработкой информации

Установите соответствие между формами проявления психики и их содержанием.
1. Психические процессы
2. Психические свойства
3. Психические состояния

направленность, способности

ощущение, эмоции

бодрствование, утомление

Установите соответствие между уровнями развития психики и их определениями:

1. раздражимость

2. чувствительность

3.поведение

4.сознание

способность к ощущениям

высший уровень психического отражения и регуляции, присущий человеку как общественно-историческому существу

вынужденная активность организма, реакция на биологически значимые факторы среды при их прямом воздействии

наблюдаемая двигательная активность живых существ, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия организма с окружающей средой

Определите, какие из положений характеризуют:

А. психическое отражение

Б. зеркальное отражение

активно действует на среду;

отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;

дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;

является фотографией окружающей действительности.

Установите соответствие – проведите классификацию функций психики:

А. имплицитные функции

Б. эксплицитные функции

гностические

аффективные

креативные

коммуникативные

информационные

регуляторные

Установите соответствие между эксплицитными функциями психики и их психологическими проявлениями:

А. информационные

Б. когнитивные

В. конативные

мышление

ощущения

память

мотивы

воображение

воля

ДЕ 4. Интегративные психические образования человека.

Чертой характера является …

сензитивность

аккуратность

интроверсия

реактивность

Эрудированность, понятливость, дальновидность, сообразительность относятся к __________ психическим образованиям.

рефлексивным

интеллектуальным

мнемическим

психомоторным

Свойство восприятия, характеризующееся зависимостью восприятия от прежнего опыта человека, называется …

константностью

целостностью

апперцепцией

осмысленностью

Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, называются …

мечтами

грезами

галлюцинациями

сновидениями

Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой – это свойство …

отвлекаемости

концентрации

переключаемости

распределенности

Эмоционально тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, называется …

стрессом

фрустрацией

страхом

аффектом

Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя называется …

адаптацией

апперцепцией

синестезией

сенсибилизацией

Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется …

интеллектом

когнитивным стилем

креативностью

умственным возрастом

Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение …

боли

равновесия

движения

вкуса

Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для ___________ памяти.

кратковременной

оперативной

долговременной

мгновенной

Описание «сильный, уравновешенный, инертный» соответствует __________ типу темперамента.

флегматическому

холерическому

сангвиническому

меланхолическому

Понятие «мнемоника» относится к психическому процессу …

мышления

памяти

восприятия

воображения

Механизмом создания образов, в основе которого лежит своеобразное «склеивание», является …

гиперболизация

шарж

схематизация

агглютинация

Свойством восприятия является …

критичность

длительность

интенсивность

константность

В норме у взрослого человека объём внимания ограничивается _____ объектами.

15-16

1-2

5-9

4-5

Коммуникативные, правовые, эгоцентрические и социоцентрические свойства могут быть включены в разряд ________ свойств человека.

социальных

деятельностно-психологических

духовных

психорефлексивных

Продуктом отражения человеком собственного внутреннего мира являются ________ психические образования.

рефлексивные

интеллектуальные

психомоторные

креативные

Характер в течение жизни …

может изменяться только в худшую сторону

может изменяться только в лучшую сторону

может изменяться как в лучшую, так и худшую сторону

не может меняться, т.к. он генетически обусловлен

Установите соответствие между свойствами восприятия и их характеристиками.
1. Предметность
2. Целостность
3. Осмысленность
4. Структурность

5.Константность

восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления

восприятие предметов в совокупности их устойчивых связей и отношений

отнесенность образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности

образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры

относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия

Установите соответствие между познавательными психическими процессами и характерными для них свойствами.
1. Внимание
2. Ощущение
3. Восприятие

константность

устойчивость

интенсивность

Установите соответствие между операциями мышлениями и их характеристиками.
1. Анализ
2. Сравнение
3. Обобщение

4.Синтез

применение общего признака к конкретному объекту

процесс разделения предмета на составные части

объединение предметов по какому-либо признаку

выявление сходства и различий между предметами

Установите соответствие между видами мышления и характеристиками мыслительного процесса.
1. Теоретическое
2. Наглядно-образное
3. Интуитивное

мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников

мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ

мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений

Установите соответствие между функциями речи и их характеристиками.
1. Функция выражения
2. Функция воздействия
3. Функция обозначения

способность давать названия предметам и явлениям

высказывание отношения человека к определенному предмету, явлению и к самому себе

побуждение конкретного человека или группы людей к определенному действию или формирование у них определенной точки зрения на что-либо

Установите соответствие между механизмами создания новых образов и их характеристиками.
1. Агглютинация
2. Гиперболизация
3. Схематизация

4. Типизация

присоединение частей или свойств одного объекта другому

увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей

выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях

сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов

Установите соответствие между формами мотивов и их характеристиками.
1. Установка
2. Влечение
3. Желание
4. Интерес

переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить

образ желаемого, созданный в представлении

механизм неосознаваемой регуляции поведения; предрасположенность субъекта, выражающаяся в готовности его к деятельности

форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его

психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность

Установите соответствие между формами эмоций и их характеристиками.
1. Аффект
2. Настроение
3. Страсть

сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями

сильное, глубокое, абсолютно, доминирующее эмоциональное переживание

устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные, но придающие эмоциональную окраску всему поведению человека

Установите соответствие между основными свойствами внимания и их характеристиками.
1. Концентрация внимания
2. Объем внимания
3. Распределение внимания

количество однородных предметов, которое охватывает внимание одномоментно

возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания

сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом

способность намеренного переноса внимания с одного объекта на другой

Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками.
1. Запоминание
2. Сохранение
3. Воспроизведение

4. Забывание

восстановление и реконструкция актуализированного содержания памяти

потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного

процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения

динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала

Расставьте в правильной последовательности этапы творческого воображения:

возникновение творческой идеи

реализация замысла

«вынашивание» замысла

Расположите в последовательности познавательные процессы от простого к более сложному:

мышление

ощущение

восприятие

Расположите основные формы мышления от узкой, частной к широкой, обобщенной:

умозаключение

понятие

суждение

Расположите в правильной последовательности этапы логического запоминания:

анализ материала

понимание смысла запоминаемого

запоминание этого обобщения

осознание цели запоминания

Восстановите правильную последовательность процессов памяти:

сохранение

запечатление

запоминание

воспроизведение

Установите правильную последовательность формирования основных видов внимания:

произвольное внимание

послепроизвольное внимание

непроизвольное внимание

Расположите в правильной последовательности этапы решения мыслительной задачи:

построение гипотезы

осознание проблемной ситуации

рефлексия действий и результатов

проверка гипотезы

Определите правильную последовательность развития видов мышления в онтогенезе:

наглядно-образное

практически-действенное

словесно-логическое

теоретические

Установите правильную последовательность уровней развития способностей:

талант

задатки

одаренность

склонности

гениальность

Установите правильную последовательность волевого акта:

планирование

исполнение

осознание цели

Установите правильную последовательность волевого акта, по С.Л.Рубинштейну

обсуждение и борьба мотивов

возникновение побуждения и предварительная постановка цели

исполнение

решение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

ФАКУЛЬТЕТ _________________________

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №____ от «___» ___________2013 г.

Наши рекомендации