ДЕ 3. Формирование психики в онтогенезе
Высшей формой развития психики является (-ются) …
ощущения
речь
инстинкт
сознание
Основателем культурно-исторической концепции развития психики человека является …
А. Н. Леонтьев
И. М. Сеченов
И. П. Павлов
Л. С. Выготский
А. Н. Леонтьев и К. Э. Фабри выделили следующие стадии развития психики и поведения животных …
онтогенеза, филогенеза и антропогенеза
перцептивная, сенсомоторная, интеллект
сенсомоторный интеллект и стадия формальных операций
элементарная сенсорная, перцептивная, интеллект
Формой поведения животного на стадии элементарной (сенсорной) психики является (-ются) …
инсайт
операции
навык
инстинкт
Способность решать двухфазные задачи («подготовка» и «реализация») и функциональное использование «орудий» характерно для______ стадии развития психики.
перцептивный
интеллектуальной
элементарной
сенсорной
Способность отражения внешней объективной действительности в форме вещей характерна_____ для стадии развития психики
перцептивной
интеллектуальной
элементароной
доперцептивной
Высшего уровня развития психики – «стадии интеллекта» (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри) – достигает (-ют) …
только человек
все животные, имеющие нервную систему
обезьяны, собаки, дельфины
рыбы, насекомые, моллюски
Согласно идеям П. Я. Гальперина, основным критерием психики является …
наличие психики у тех живых существ, у которых есть нервная система
психическая ориентировка в новых нестандартных условиях
наличие психики только у человека
наличие психики у живой материи
Формой отражения на стадии элементарной (сенсорной) психики является (-ются) …
целостные образы
интеллект
мышление
ощущения
При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются три основные стадии: сенсорная, _________ и интеллектуальная.
моторная
перцептивная
тактильная
интуитивная
Процесс и результат формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности в культурно-исторической концепции развития психики называется …
апперцепцией
экстраполяцией
интериоризацией
интроспекцией
Автором термина «акмеология» является отечественный ученый …
А. Н. Леонтьев
Л. С. Выготский
Н. А. Рыбников
Б. Г. Ананьев
Защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный, называется …
замещением
рационализацией
вытеснением
изоляцией
В качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе выступает …
самопринятие
самопознание
самоконтроль
самоопределение
Среди компонентов самосознания можно выделить …
апперцепцию
чувство вины
сознание своей тождественности
способность к интроспекции
Понятие «высшие психические функции» было введено выдающимся отечественным психологом …
Л. Н. Леонтьевым
С. Л. Рубинштейном
Б. Г. Ананьевым
Л. С. Выготским
Способность оценивать себя (самооценка) у ребенка формируется в возрасте _____ лет.
Варианты ответов
Согласно формуле У. Джемса, от уровня притязания и успеха зависит …
самоконтроль
самоуважение
самореализация
самопринятие
Развитие сознания у человека в филогенезе неразрывно связано с …
развитием слуховых ощущений
началом общественно-трудовой деятельности
появлением центральной нервной системы
развитием чувствительности
Восстановите правильную последовательность уровней развития психики от элементарного к высшему:
чувствительность
раздражимость
поведение
самосознание
сознание
Установите правильную последовательность в иерархии свойств структурной организации психики:
психорефлексивные
социально-психологические
психофизиологические
деятельностно-психологические
психофизические
Установите соответствие между психическими явлениями и формами проявления психики.
1.Психические процессы
2.Психические свойства
3.Психические состояния
психические явления, характеризующие состояние психики в целом
психические явления как первичные регуляторы поведения человека, имеющие определенное начало, течение и конец
психические явления как наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения
Установите соответствие между группами психических процессов и их характеристиками.
1. Познавательные психические процессы
2. Эмоциональные психические процессы
3. Волевые психические процессы
явления, включающие аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс
процессы, наиболее ярко проявляющиеся в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением
процессы, связанные с восприятием и переработкой информации
Установите соответствие между формами проявления психики и их содержанием.
1. Психические процессы
2. Психические свойства
3. Психические состояния
направленность, способности
ощущение, эмоции
бодрствование, утомление
Установите соответствие между уровнями развития психики и их определениями:
1. раздражимость
2. чувствительность
3.поведение
4.сознание
способность к ощущениям
высший уровень психического отражения и регуляции, присущий человеку как общественно-историческому существу
вынужденная активность организма, реакция на биологически значимые факторы среды при их прямом воздействии
наблюдаемая двигательная активность живых существ, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия организма с окружающей средой
Определите, какие из положений характеризуют:
А. психическое отражение
Б. зеркальное отражение
активно действует на среду;
отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;
дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;
является фотографией окружающей действительности.
Установите соответствие – проведите классификацию функций психики:
А. имплицитные функции
Б. эксплицитные функции
гностические
аффективные
креативные
коммуникативные
информационные
регуляторные
Установите соответствие между эксплицитными функциями психики и их психологическими проявлениями:
А. информационные
Б. когнитивные
В. конативные
мышление
ощущения
память
мотивы
воображение
воля
ДЕ 4. Интегративные психические образования человека.
Чертой характера является …
сензитивность
аккуратность
интроверсия
реактивность
Эрудированность, понятливость, дальновидность, сообразительность относятся к __________ психическим образованиям.
рефлексивным
интеллектуальным
мнемическим
психомоторным
Свойство восприятия, характеризующееся зависимостью восприятия от прежнего опыта человека, называется …
константностью
целостностью
апперцепцией
осмысленностью
Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, называются …
мечтами
грезами
галлюцинациями
сновидениями
Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой – это свойство …
отвлекаемости
концентрации
переключаемости
распределенности
Эмоционально тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, называется …
стрессом
фрустрацией
страхом
аффектом
Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя называется …
адаптацией
апперцепцией
синестезией
сенсибилизацией
Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется …
интеллектом
когнитивным стилем
креативностью
умственным возрастом
Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение …
боли
равновесия
движения
вкуса
Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для ___________ памяти.
кратковременной
оперативной
долговременной
мгновенной
Описание «сильный, уравновешенный, инертный» соответствует __________ типу темперамента.
флегматическому
холерическому
сангвиническому
меланхолическому
Понятие «мнемоника» относится к психическому процессу …
мышления
памяти
восприятия
воображения
Механизмом создания образов, в основе которого лежит своеобразное «склеивание», является …
гиперболизация
шарж
схематизация
агглютинация
Свойством восприятия является …
критичность
длительность
интенсивность
константность
В норме у взрослого человека объём внимания ограничивается _____ объектами.
15-16
1-2
5-9
4-5
Коммуникативные, правовые, эгоцентрические и социоцентрические свойства могут быть включены в разряд ________ свойств человека.
социальных
деятельностно-психологических
духовных
психорефлексивных
Продуктом отражения человеком собственного внутреннего мира являются ________ психические образования.
рефлексивные
интеллектуальные
психомоторные
креативные
Характер в течение жизни …
может изменяться только в худшую сторону
может изменяться только в лучшую сторону
может изменяться как в лучшую, так и худшую сторону
не может меняться, т.к. он генетически обусловлен
Установите соответствие между свойствами восприятия и их характеристиками.
1. Предметность
2. Целостность
3. Осмысленность
4. Структурность
5.Константность
восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления
восприятие предметов в совокупности их устойчивых связей и отношений
отнесенность образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности
образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры
относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия
Установите соответствие между познавательными психическими процессами и характерными для них свойствами.
1. Внимание
2. Ощущение
3. Восприятие
константность
устойчивость
интенсивность
Установите соответствие между операциями мышлениями и их характеристиками.
1. Анализ
2. Сравнение
3. Обобщение
4.Синтез
применение общего признака к конкретному объекту
процесс разделения предмета на составные части
объединение предметов по какому-либо признаку
выявление сходства и различий между предметами
Установите соответствие между видами мышления и характеристиками мыслительного процесса.
1. Теоретическое
2. Наглядно-образное
3. Интуитивное
мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников
мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ
мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений
Установите соответствие между функциями речи и их характеристиками.
1. Функция выражения
2. Функция воздействия
3. Функция обозначения
способность давать названия предметам и явлениям
высказывание отношения человека к определенному предмету, явлению и к самому себе
побуждение конкретного человека или группы людей к определенному действию или формирование у них определенной точки зрения на что-либо
Установите соответствие между механизмами создания новых образов и их характеристиками.
1. Агглютинация
2. Гиперболизация
3. Схематизация
4. Типизация
присоединение частей или свойств одного объекта другому
увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей
выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях
сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов
Установите соответствие между формами мотивов и их характеристиками.
1. Установка
2. Влечение
3. Желание
4. Интерес
переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить
образ желаемого, созданный в представлении
механизм неосознаваемой регуляции поведения; предрасположенность субъекта, выражающаяся в готовности его к деятельности
форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его
психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность
Установите соответствие между формами эмоций и их характеристиками.
1. Аффект
2. Настроение
3. Страсть
сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями
сильное, глубокое, абсолютно, доминирующее эмоциональное переживание
устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные, но придающие эмоциональную окраску всему поведению человека
Установите соответствие между основными свойствами внимания и их характеристиками.
1. Концентрация внимания
2. Объем внимания
3. Распределение внимания
количество однородных предметов, которое охватывает внимание одномоментно
возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания
сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом
способность намеренного переноса внимания с одного объекта на другой
Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками.
1. Запоминание
2. Сохранение
3. Воспроизведение
4. Забывание
восстановление и реконструкция актуализированного содержания памяти
потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного
процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения
динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала
Расставьте в правильной последовательности этапы творческого воображения:
возникновение творческой идеи
реализация замысла
«вынашивание» замысла
Расположите в последовательности познавательные процессы от простого к более сложному:
мышление
ощущение
восприятие
Расположите основные формы мышления от узкой, частной к широкой, обобщенной:
умозаключение
понятие
суждение
Расположите в правильной последовательности этапы логического запоминания:
анализ материала
понимание смысла запоминаемого
запоминание этого обобщения
осознание цели запоминания
Восстановите правильную последовательность процессов памяти:
сохранение
запечатление
запоминание
воспроизведение
Установите правильную последовательность формирования основных видов внимания:
произвольное внимание
послепроизвольное внимание
непроизвольное внимание
Расположите в правильной последовательности этапы решения мыслительной задачи:
построение гипотезы
осознание проблемной ситуации
рефлексия действий и результатов
проверка гипотезы
Определите правильную последовательность развития видов мышления в онтогенезе:
наглядно-образное
практически-действенное
словесно-логическое
теоретические
Установите правильную последовательность уровней развития способностей:
талант
задатки
одаренность
склонности
гениальность
Установите правильную последовательность волевого акта:
планирование
исполнение
осознание цели
Установите правильную последовательность волевого акта, по С.Л.Рубинштейну
обсуждение и борьба мотивов
возникновение побуждения и предварительная постановка цели
исполнение
решение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
ФАКУЛЬТЕТ _________________________
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Утверждено на заседании кафедры
Протокол №____ от «___» ___________2013 г.