Анализ и интерпретация различий механизмов защиты, механизмов копинг-поведения, жизнестойкости
Для проверки различий между группами сотрудников ЛО МВД России на станции Тверь, проходивших службу в СКР сроком от 1 года до 4 лет и сроком службы менее 1 года использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа приведены в таблице 2.
Таблица 2. Достоверные отличия показателей механизмов психологической защиты, механизмов копинг-поведения, жизнестойкости, индивидуально-типологических особенностей у сотрудников полиции с разным стажем пребывания в СКР
Показатели | Средний ранг стаж от 1 г. до 4 лет | Средний ранг стаж до 1 года | U-к | Достоверность различий Р |
вытеснение | 36,7 | 23,62 | 0,005 | |
регрессия | 34,62 | 25,22 | 296,5 | 0,034 |
замещение | 35,18 | 24,64 | 279,5 | 0,017 |
отрицание | 24,17 | 36,03 | 0,008 | |
компенсация | 25,00 | 35,17 | 0,022 | |
рационализация | 36,47 | 23,31 | 0,003 | |
конфронтация | 34,73 | 25,10 | 0,031 | |
дистанцирование | 34,77 | 25,07 | 0,029 | |
самоконтроль | 36,65 | 23,12 | 0,002 | |
Поиск соц.поддержки | 36,62 | 23,16 | 236,5 | 0,002 |
ответственность | 34,27 | 25,59 | 0,050 | |
Бегство-избегание | 35,67 | 24,14 | 0,010 | |
Реш. проблемы | 35,80 | 24,00 | 0,008 | |
Положительная переоценка | 35,33 | 24,48 | 0,014 | |
вовлеченность | 24,75 | 35,43 | 0,017 | |
принятие риска | 35,48 | 24,33 | 270,5 | 0,011 |
экстраверсия | 36,73 | 23,03 | 0,002 | |
агрессивность | 37,05 | 22,71 | 223,5 | 0,001 |
ригидность | 34,37 | 25,48 | 0,044 | |
тревожность | 34,80 | 25,03 | 0,027 | |
лабильность | 36,27 | 23,52 | 0,004 |
(рис.19 достоверные отличия показателей механизмов психологической защиты, механизмов копинг-поведения, жизнестойкости, индивидуально-типологических особенностей у сотрудников полиции с разным стажем пребывания в СКР)
В результате исследования выявлены достоверные различия между группой сотрудников полиции со сроком службы в СКР от 1 года до 4 лет и сроком службы до 1 года по следующим шкалам:
· "вытеснение" (U = 250, p = 0,005) - признак сильнее выражен в группе со стажем службы в СКРболее 1 года.
· "регрессия" (U = 296,500, p = 0,034) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.
· "замещение" (U = 279,500, p = 0,017) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.
· "отрицание" (U = 260, p = 0,008) – признак сильнее выражен в группе с меньшим стажем пребывания в СКР.
· "компенсация" (U = 285, p = 0,022) – признак сильнее выражен в группе с меньшим стажем.
· "рационализация" (U = 241, p = 0,003) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.
· "конфронтация" (U = 293, p = 0,031) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.
· "дистанциирование" (U = 292, p = 0,029) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.
· "самоконтроль" (U = 235, p = 0,002) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.
· "поиск социальной поддержки" (U = 236,500, p = 0,002) – признак сильнее выражен в группе с большим стажем.
Как показывает анализ данных, представленный в таблице 1, группа сотрудников отдельной роты патрульно-постовой службы ЛО МВД России на станции Тверь со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет имеет достоверное различие от сотрудников со сроком службы в СКР менее одного года в напряженности механизмов психологической защиты. Достоверные различия выявлены по шкалам "регрессия", "замещение", "рационализация". Это говорит о том, что в ситуации постоянного стрессового состояния, невозможности повлиять на сложившуюся ситуацию у сотрудников полиции доминирует замещение сложных задач на относительно более простые, вымещение гнева и агрессии на более доступные объекты и "уход в мир слов и абстракций".
Также обнаружены различия механизмов копинг-поведения. Достоверные различия выявлены по шкалам "конфронтация", "самоконтроль", "поиск социальной поддержки", "ответственность", "бегство-избегание", "решение проблемы", "положительная переоценка". Это говорит о том, что сотрудники с большим стажем службы в СКР более активны в осуществлении конкретных действий, более сдержаны в эмоциях, прибегают к умению снижать значимость проблемы, прибегают к привлечению в решении проблемы социальных ресурсов, это связано со сроком нахождения в ситуации постоянной психологической напряженности.
У группы сотрудников полиции со стажем службы в СКР выявлены достоверные различия в "жизнестойкости", что свидетельствует о том, что они получают особое удовольствие от своей работы и готовы действовать на свой страх и риск.
Достоверное различие по шкалам "экстраверсия", "агрессивность", "ригидность", "тревожность", "лабильность" говорит о выраженном упрямстве, плохом самопонимание, эмоциональности и восприимчивости испытуемых, а также выраженной изменчивости настроения.
Из анализа данных по группе сотрудников отдельной роты патрульно-постовой службы полиции в СКР со стажем службы менее 1 года, так же выявлены достоверные различия с группой сотрудников полиции со стажем от 1 года до 4 лет.
Достоверные различия по шкале "отрицание" и "компенсация", что выражается в отрицании личностью некоторых обстоятельств, вызывающих тревогу и присвоении себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик других личностей и обусловлено неспособностью справляться новыми для них обязанностями.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в группе сотрудников полиции со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет сильнее выражены следующие показатели: регрессия, замещение, рационализация, конфронтация, дистанциирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки,
ВЫВОДЫ К II ГЛАВЕ
В результате проведенного эмпирического исследования сотрудников, проходивших службу в СКР, можно сформулировать следующие выводы:
1. У сотрудников по всей выборке доминирует уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций (59% (35 чел.)).
2. При исследовании уровня напряженности шкал защитных механизмов по всей выборке был выявлен высокий показатель по шкалам "регрессия", "замещение", "компенсация", "отрицание", "рационализация".
3. При исследовании копинг-поведения по шкалам "конфронтационный копинг", "дистанциирование", "самоконтроль", "поиск социальной поддержки", "принятие ответственности", "планирование решения проблемы", "положительная переоценка" преобладает средний показатель. По шкале "бегство-избегание" низкий показатель.
4. По результатам исследования жизнестойкости выявлено, что в целом по выборке имеют высокое значение такие шкалы, как "вовлеченность" и "принятие риска".
5. При исследовании индивидуально-типологических особенностей сотрудников, проходивших службу в СКР, среднюю выраженность шкалы "экстраверсия", "ригидность", "сензитивность", а шкалы "агрессивность", "тревожность", "лабильность" имеют избыточную выраженность.
6. Корреляционный анализ по Спирмену в группе сотрудников со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет выявил следующие положительные корреляции: регрессия - конфронтационный копинг, агрессивность; замещение - лабильность, интерес к работе; компенсация -ответственность; гиперкомпенсация - сензитивность; рационализация - интерес к работе; конфронтационный копинг - агрессивность; самоконтроль - бегство-избегание, планирование решения проблемы, ложь, агрессивность; ответственность - аггравация; бегство-избегание - агрессивность; планирование решения проблемы - сензитивность; положительная переоценка - контроль, агрессивность; вовлеченность - удовлетворенность достижениями; тревожность - удовлетворенность отношениями с сослуживцами. И следующие отрицательные корреляции: вытеснение - сензитивность; регрессия -удовлетворенность достижениями; замещение - удовлетворенность достижениями; отрицание - сензитивность; рационализация - планирование решения проблемы; поиск социальной поддержки - ригидность, интроверсия; положительная переоценка - ригидность; вовлеченность - экстраверсия.
7. В группе сотрудников, со сроком службы в СКР менее 1 года, выявлены следующие положительные корреляции: регрессия -жизнестойкость, интроверсия; конфронтационный копинг - лабильность; поиск социальной поддержки - тревожность, лабильность; ответственность -ригидность, тревожность; бегство-избегание - тревожность, лабильность; планирование решения проблемы - ригидность; вовлеченность - лабильность; жизнестойкость - регрессия, интроверсия; экстраверсия - удовлетворенность достижениями. Также выявлены отрицательные корреляционные связи: регрессия - удовлетворенность отношениями с сослуживцами; дистанциирование - контроль; самоконтроль - ложь; бегство – избегание - ложь; положительная переоценка - ригидность; контроль - дистанциирование; принятие риска - ложь; тревожность - интерес к работе.
8. В группе сотрудников со стажем службы в СКР от 1 года до 4 лет группе сильнее выражены следующие показатели: регрессия, замещение, рационализация, конфронтация, дистанциирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, ответственность, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка, вовлеченность, принятие риска, экстраверсия, агрессивность, ригидность тревожность, лабильность.
9. В группе сотрудников ЛО МВД РОССИИ на станции Тверь, со сроком службы в СКР менее 1 года сильнее выражены шкалы отрицания и компенсации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Сформулированные в процессе исследования выводы целесообразно использовать в работе психологов центра профессиональной подготовки и психологов подразделений полиции для выявления группы риска, разработки эффективных тренингов по улучшению и повышению использования адаптивных механизмов психологической защиты сотрудников, проходивших службу в Северо- кавказких регионах
2. В работе психологов подразделения представленные результаты могут быть использованы при отборе кадров, отвечающих требованиям работы сотрудников полиции: стрессоустойчивость, навыки организации и планирования выполнения порученных заданий, умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимодействию с другими государственными организациями, умение избегать конфликтных ситуаций, навыки эффективной организации работы, работы в конкретной сфере деятельности, исполнительской дисциплины, работы в коллективе.
3. Также штатным психологом полученные выводы могут быть использованы при индивидуальном и групповом консультировании сотрудников. Таким образом, это улучшит и повысит использование адаптивных механизмов защиты, поможет справиться с накопленным негативом, улучшит атмосферу в коллективе, повысит мотивацию к достижению успехов в профессиональной сфере и личной жизни и работоспособность сотрудников.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Karp G. Life on Wheels: For tine Active Wheelchair User. Chapter 2. O'Reilly & Associates, Inc. ;1999
2. Lustig D.С.. The Adjustment Process for Individuals with Spinal Cord Injury; the Effect of Perceived Premorbid Sense of Coherence. Rehabilitation Counseling Bulletin, 2005. 48(3):146-156.
2. Абрамова, Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. М. : Кафедра, 1998. 272 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. М. : Наука, 2010. С. 19-45.
4. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. 2-е изд., стер. М. : МПСИ, 2008. 326 с.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прама, 2009. 190 с.
6. Айдинян K.P. Реактивная депрессия и механизмы психологической защиты / Депрессивные состояния в судебно-психиатрической практике : Сборник научных трудов. М.: ВНИИОиСП им. В.П. Сербского, 2011. С. 108-113.
7. Айзенк Г. Структура личности. СПб: Ювента. М.: КСП+, 2009. 464 с.
8. Александровский Ю.А. Психологические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций / Психиатрия и психофармакологияю. – М.: Наука, 2001. № 4. т. 3.
9. Александровский Ю.А., Лобасов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991.
10. Аллахвердов В.М. Защитный пояс сознания и свобода выбора / Труды Ярославского Методологического Семинара (методология психологии) / Под ред. В.В. Новикова. Т. 1. Ярославль: Изд-во МАПН, 2009. С. 7-31.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 2011. С. 380.
12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита . – М.: Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 1.
13. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Вестник МГУ. Сер. 14 Психология, 2012. № 4. С. 45-54.
14. Арестова О.Н., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / Вестн. Моск. ун-та. 2010, № 1. С. 20-29.
15. Артемьева Е.Ю., Серкин В.П., Стрелков Ю.К. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи / Мышление, общение, опыт. Ярославль: ЯрГУ, 2010. С. 99-108.
16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
17. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 2009. 367 с.
18. Астапов В.П. Функциональный подход к изучению состояния тревоги . – М.: Прикладная психология, 2009. № 1. С. 41-48.
19. Багишев A.B. Понятие либидо в психоанализе Лакан / Cogito. Вып.З: Исследования по проблемам структурного психоанализа Жака Лакана. Сб. статей / Сост. О.Н. Бушмакина, С.Ф. Сироткин. Ижевск, 2011. С. 62 -68.
20. Банщиков В.М. Короленко У.П., Давыдов И.В. Общая психопатология. - М: Медицина, 2011. 178 с.
21. Барабанщиков В.А. Парадигмы исследования восприятия и понятие события / Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1 / Под ред.B.В. Новикова (гл. ред). - Ярославль: Изд-во МАПН, 2009. С. 32 - 42.
22. Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии / Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. - Ярославль, 2009. С. 11-23.
23. Варваров А.И. Психологическая готовность к бою // Коммунист Вооруженных Сил. 1981. №6. С. 43-45.; Юсов В.Т. Психологический анализ летных происшествий и предпосылок к ним. - М., 1972.
24. Васильев В.Л. Юридическая психология, 3 издание. М.:2000.
25. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. 336 с.
26. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности. – М.: Мир психологии. 2004. № 2
27. Грачев Г.В. Информационно–психологическая безопасность личность: состояния и возможности психологической защиты.- М.:РАГС, 1998.
28. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы / Н.В. Гришина Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд– во СПб. ун– та, 1997. С. 143– 156.
29. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения. – М.: Журнал прикладной психологии, 2004. № 3.
30. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.
31. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 336.
32. Зинченко, В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко.- АСТ, 2008. С. 816.
33. Знаков В.В. Психология понимания правды. - СПБ.: Алетейя, 1999. – 287 с.
34. Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова ,Тест жизнестойкости / О.В. Квасова Корректор Т.П. Толстова. Изд ."Смысл" (ООО НПФ "Смысл"). –М.:, 2006. 43 с.
35. Дэвидсон Ф.Б. Война во Вьетнаме. М.: Изографус, Эксмо, 2002.
36. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев -Смык. - М.: Академия, 1999. С. 368.
37. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 24.12.2008 г. № 1138.
38. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М.: 2007. № 3 С. 93-112.
39. Лебедев, И.Б. Психология в правоохранительной деятельности. Учебное пособие / И.Б. Лебедев, В.Л. Цветков. - М., 2003. 245 с.
40. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. - М.: Смысл, 2006. С. 3-63
41. Личностные и когнитивные предпосылки саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. - М.: Психологический ин-т РАО, 2005. 288 с.
42. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Макаровка. – М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. С. 312.
43. Медведев, B.C. Профессиональная психология в ОВД / В.С. Медведев. - Киев, 1995.
44. Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности. – М.: Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5.
45. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А.Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2005.
46. Новиков, В.П. Тренинг личностного роста сотрудников ОВД: Учебное пособие / В.П. Новиков. - Домодедово, 2004. С. 73.
47. Общая психология. Словарь/ Под. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 251.
48. Плутчик Р., Келлерман Г., Конт Х.Р., Тест – опросник механизмов психологической защиты (Life, Style Index)/ адаптация Л.Р. Гребенникова. - М. 1996. С. 180.
49. Прайс Р. Ситуации риска / Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер. 2001.
50. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005.
51. .Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб: Речь, 2006. С. 480.
52. Райх В. Психология масс и фашизм. - М.: "Университетская книга", 1997. С. 380.
53. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – Владос, 1999. С. 384.
54. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 2010. С. 480.
55. Селье, Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов./ Г. Селье, Б.Б. Айсмонтас. М.: Наука, 2003. С. 153.
56. Тащева, А.И. Энциклопедия психологической помощи / А.И. Тащева. - Феникс, 2000. – С. 544.
57. Ференци Ш. Собрание научных трудов. – Ижевск : ERGO, 2013. – Т.2 : Работы 1908 – 1912 гг.
58. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. С. 490.
59. Филиппченкова С.И. Психология здоровья: новые модели врачевания: учебное пособие / Тверская гос. мед. акад. - Тверь: ТГМА, 2013. 120 с.
60. Франкл В. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2010. С. 97.
61. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы. - М: педагогика-Пресс, 1993. С. 68.
62. Фрейд, Зигмунд Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донской, В.Ф. Курлянский. – Минск: Попппури, 2010. С. 608
63. Фромм Э. Искусство слушать = The Art of Listening. — 2009.
64. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения / Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ